Муго Гатеру
Руэл Джон Муго Гатеру | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Муго, сын Гатеру 21 августа 1925 г. Кения |
Умер | 27 декабря 2011 г. Сакраменто |
Занятие | Писатель |
Альма-матер | |
Жанр |
Руэл Джон Муго Гатеру (21 августа 1925 — 27 ноября 2011) был кенийским писателем, известным своими мемуарами 1964 года «Дитя двух миров» , в которых описываются его ранние годы жизни в Кении и образование за рубежом.
Позже Муго стал профессором истории в Калифорнийском государственном университете в Сакраменто , где преподавал с 1968 по 2002 год. Позже он написал книгу по истории Кении и еще одну — по кикуйю фольклору .
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Р. Дж. Муго Гатеру, член клана Этага нации Агокёй , родился 21 августа 1925 года в Лумбве , расположенном в провинции Рифт-Валли кенийской колонии . Он был старшим ребенком Гатеру-ва-Муго и Вамбуи-ва-Курии. В соответствии с традицией Кикую, его назвали в честь его деда по отцовской линии и называли Муго-ва-Гатэру, что означает «Муго, сын Гатеру». [1]
Семья Муго жила скваттерами на европейских фермах и землях Департамента лесного хозяйства. В 1936 году, в возрасте 11 лет, он начал получать миссионерское образование в начальной школе Кахути , а затем в школе Вайтага недалеко от Форт-Холла (ныне Муранга ). Обе школы находились в ведении Церковного миссионерского общества , и Муго оставался там до 1940 года. Во время учебы там миссионеры дали ему имя « Руэл Джон». [2]
В 1940 году Муго вернулся в дом своих родителей, чтобы принять участие в церемонии обрезания ируа . [3] В следующем году он поступил в начальную школу Камбуи, расположенную недалеко от Найроби . [4] Камбуи была еще одной миссионерской школой, которой, вероятно, руководило Евангельское миссионерское общество. Муго сдал первичный экзамен в Кении в 1944 году в Камбуи и успешно сдал его. [5]
В следующем году Муго присоединился к Лаборатории медицинских исследований в Найроби. Именно во время пребывания там он начал проявлять живой интерес к колониальной политике. [6] Он выразил свои взгляды в письмах в The Kenya Weekly News , критикуя их позицию в поддержку поселенцев. Однако это привлекло к нему внимание Департамента уголовных расследований, что заставило Муго уйти с работы в лаборатории. [7] В это время он также начал присылать статьи в Associated Negro Press , хотя они их не публиковали. [8]
В 1947 году с помощью Элиуда Мату Муго получил работу в Африканском союзе Кении . Это последовало за его первой встречей с Джомо Кеньяттой . Он взял на себя роль помощника редактора их газеты Mwafrika или The African Voice . Его статьи включали статьи о законах о пропусках, цветной полосе, низкой заработной плате и плохих жилищных условиях. [9]
Работая в The African Voice , Муго переписывался с разными людьми в Соединенных Штатах, пытаясь получить высшее образование, следуя примеру Питера Мбию Койнанге и других. Одно из его писем привлекло внимание Сент-Клера Дрейка , профессора Университета Рузвельта , который смог обеспечить ему стипендию. Однако, поскольку его политические взгляды были известны колониальным властям, Муго не смог получить визу для поездки в Соединенные Штаты. [10] [11]
Муго искал альтернативу, поступив в школу Святого Иосифа в Аллахабаде в 1949 году. [12] Он получил поддержку от друзей и семьи, чтобы покрыть свои расходы. Его отец продал землю, а дополнительную помощь оказал богатый арабский бизнесмен из Найроби. Он оставался в Индии до 1950 года, затем отправился в Англию, а затем в Соединенные Штаты, на этот раз при финансовой поддержке дяди и церковных групп в Америке. [13] [14] Но к тому времени, когда Муго добрался до Рузвельта, он обнаружил, что университет отменил его стипендию. Дрейк снова вмешался, получив стипендию только на лето 1950 года. [15] Затем он нашел Муго частичную стипендию для обучения в колледже Бетьюн-Кукмана . Там он, среди прочего, посещал занятия по социологии и политологии. [16]
К 1951 году Муго вернулся в Чикаго, устроившись на работу официантом в отель недалеко от озера Мичиган . [17] Затем Дрейк обеспечил ему полную стипендию для обучения в Университете Линкольна . [18] В Линкольне Муго чувствовал себя более уверенно, поскольку находился в компании двух друзей-кикую, Кариуки Каранджа Нджиири и Джорджа Мбугуа Кимани. [19]
Попытка депортации и дальнейшее обучение
[ редактировать ]23 сентября 1952 года Иммиграционная служба США допросила Муго в Линкольне. Его подозревали в связях с коммунистами и в содействии антиколониальному восстанию Мау-Мау , которое в следующем месяце привело к объявлению в кенийской колонии чрезвычайного положения. Затем Муго было приказано покинуть страну 5 ноября 1952 года. [20] Тергуд Маршалл проявил особый интерес к этому делу, в то время как NAACP была обеспокоена тем, что, если его отправят обратно в Кению, он подвергнется преследованиям со стороны колониального правительства. Студенты и преподаватели поддержали Муго, и его дело привлекло внимание всей страны. Фонд «Друзья Муго Гатеру» был создан преподавателями Линкольна и получил около 1000 долларов. Дрейк снова вмешался, чтобы помочь ему воспользоваться услугами адвоката. Поддерживая Гатеру, Дрейк ограничил свои академические перспективы, поскольку он отдалился от ряда правительственных чиновников и благотворительных фондов. [19] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [25] [27]
Он был блестящим афроамериканцем и очень мне помог. Я чувствовал себя в полной безопасности. Я не знаю, был ли я ближе к нему или к двум моим братьям.
Муго Гатеру на острове Сент-Клэр Дрейк [26]
Дело Муго было окончательно решено летом 1957 года, когда правительство США прекратило разбирательство. [28] Несмотря на эти юридические проблемы, Муго окончил Линкольнский университет в июне 1954 года со степенью бакалавра истории и политологии. [29] Он поступил в аспирантуру на факультете политологии Нью-Йоркского университета, где получил степень магистра. [30] В июне 1956 года он устроился на работу клерком в кредитно-рейтинговое агентство. [31] [32]
Женитьба и переезд в Англию
[ редактировать ]В конце 1957 года он познакомился с Долорес Пиенковски, и они поженились в октябре 1958 года, еще до того, как Муго должен был уехать в Англию изучать право. [33] В ноябре 1958 года он уехал в Англию и поступил в Grey's Inn , на этот раз при финансовой помощи Уильяма X. Шейнмана , американского бизнесмена. Эта помощь внезапно прекратилась в 1960 году, что, по мнению Муго, было сделано по указанию Тома Мбойи . Муго считал, что Мбойя нацелился на него таким образом, потому что он поддерживал Муньюа Ваяки , который баллотировался против Мбойи на всеобщих выборах 1960 года. [14] [32] [34] Несмотря на это, Муго сдал первую часть экзамена на адвоката в том же году, после рождения своего первого ребенка. [35] [36] К концу 1950-х годов Муго работал над рукописью под названием «Африканская личность» , первые шесть глав которой он отправил Ричарду Райту для комментариев. [37]
Дитя двух миров
[ редактировать ]Это по-своему захватывающе: прямой отчет об опыте кикуйю, ищущего образование; вообще-то, наверное, название должно было быть «Борьба за образование». Я думаю, что это важно именно из-за этого качества, из-за этого качества боя в Кикую.
Нгоги ва Тхионго в сериале «Дитя двух миров» [38]
Муго закончил писать свою автобиографию в июне 1963 года, всего за несколько месяцев до того, как Кения обрела независимость . В заключение он сказал: «Вскоре я сдам выпускные экзамены и вернусь домой, чтобы помочь в строительстве новой кенийской нации». [39]
«Дитя двух миров» было опубликовано в 1964 году издательством Routledge & Kegan Paul в Великобритании и издательством Praeger в США. В 1966 году он появился в серии «Африканские писатели» Хайнемана . В следующем году вышло немецкое издание под названием Kind zweier Welten (пер. Альбрехт Фрейхерр фон Пёльниц, Мюнхен: Клавдий).
Книгу сравнивают с другими кенийскими автобиографиями, появившимися примерно во времена Мау-Мау, в том числе с автобиографиями Джозайи Мванги Кариуки и Чарити Васиумы . [40] В других странах он получил положительные отзывы в академических обзорах. [41] [42] В более позднем анализе Афеджуке заключает:
Стиль Гатеру, его использование языка соответствуют стилю писателя, чье повествование представляет собой смесь хвалы и плача, что отчасти и есть «Дитя двух миров»; его использование языка соответствует языку общинного поэта или общинного прозаика. [43]
Примерно в то же время, когда «Дитя двух миров» было выпущено в серии «Африканские писатели», Гатеру представил Хайнеманну еще одну рукопись, которую рецензировал Нгоги ва Тионго . Это называлось «Формирование Новой Кении» . Рукопись все еще не была опубликована в 1975 году, но, вероятно, послужила основой для его книги « Кения: от колонизации к независимости, 1888-1970», которая в конечном итоге была опубликована в 2005 году. [44] [45]
Академическая карьера и смерть
[ редактировать ]Мне очень нравится преподавать. Я считаю, что пытаться научить тому, что я знаю, очень полезно. Для меня очень важно помогать формировать молодое поколение.
Муго Гатеру [26]
К 1968 году Гатеру вернулся в Соединенные Штаты, заняв преподавательскую должность в Калифорнийском государственном университете в Сакраменто. Он оставался в университете более 30 лет, ведя занятия по истории Африки и Ближнего Востока. [26] [46]
Гатеру умер 27 ноября 2011 года, у него остались жена Долорес, две дочери, зять и две внучки. [47]
Работа
[ редактировать ]- Гатеру, Р. Муго (1964). Дитя двух миров: История Кикую . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. .
- —— (1973). «Гарри Туку. Автобиография» . Международный журнал африканских исторических исследований . 6 (1): 175–176. дои : 10.2307/217005 . JSTOR 217005 .
- —— (1975). «День, когда меня укусил нож». В Дубагяне, Джейн (ред.). Зеркало человека: Чтения по социологии и литературе . Литтл, Браун и Ко, стр. 110–113.
- —— (2005). Кения: от колонизации к независимости, 1888-1970 гг . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 9780786421992 .
- —— (2005). Из-под Древа Жизни: история кенийского народа Нгай . Лондон: Афина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гатеру 1964 , с. 2-11.
- ^ Гатеру 1964 , с. 47-49.
- ^ Гатеру 1964 , с. 57.
- ^ Гатеру 1964 , с. 52.
- ^ Гатеру 1964 , с. 70.
- ^ Гатеру 1964 , с. 71-77.
- ^ Гатеру 1964 , с. 78-80.
- ^ Гатеру 1964 , с. 114.
- ^ Гатеру 1964 , с. 81-85.
- ^ Гатеру 1964 , с. 115-117.
- ^ Файф Стивенс 2013 , с. 14.
- ^ Гатеру 1964 , с. 123.
- ^ Гатеру 1964 , с. 139-143.
- ^ Jump up to: а б Файф Стивенс 2013 , с. 15.
- ^ Гатеру 1964 , с. 146-47.
- ^ Гатеру 1964 , с. 151-52.
- ^ Гатеру 1964 , с. 158.
- ^ Гатеру 1964 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Харпер 2005 , с. 104.
- ^ Гатеру 1964 , с. 172-178.
- ^ Нью-Йорк Таймс, 1952 год .
- ^ Дудзяк 2006 , стр. 730.
- ^ Гершенхорн 2013 , с. 422; 427.
- ^ Килсон 1953 , с. 140-144.
- ^ Jump up to: а б Мериуэзер 1998 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с д Ольтьен 1996 , стр. 1.
- ^ Бюллетень Университета Линкольна, 1953 год .
- ^ Гатеру 1964 , с. 198.
- ^ Гатеру 1964 , с. 184.
- ^ Гатеру 1964 , с. 185.
- ^ Гатеру 1964 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Харпер 2005 , с. 106.
- ^ Гатеру 1964 , с. 201.
- ^ Гатеру 1964 , с. 211.
- ^ Гатеру 1964 , с. 212.
- ^ Гатеру 1964 , с. 215.
- ^ Киучи и Хакутани 2013 , стр. 377–78.
- ^ Сандер и Линдфорс 1996 , с. 13.
- ^ Гатеру 1964 , с. 216.
- ^ Нойбауэр 1983 , с. 115.
- ^ Миддлтон 1966 , с. 283-84.
- ^ Уикс 1965 , с. 16.
- ^ Афеюку 1992 , с. 281
- ^ Бейджит 2009 , с. 133.
- ^ Королева 1975 , с. 3.
- ^ Фуччилло 1990 , с. 25.
- ^ Пчела Сакраменто 2012 .
Источники
[ редактировать ]- Афеджуку, Тони Э. (1992). «Язык как ощущение: использование поэтического и запоминающегося языка в пяти африканских автобиографиях» . Неогеликон . 19 : 267–282. дои : 10.1007/BF02028622 . S2CID 145565376 .
- Бейджит, Нурдин (2009). Издание африканской литературы: Чинуа Ачебе, Нгуги ва Тионго и серия африканских писателей Хайнемана, 1962–1988 годы (доктор философии). Открытый университет. дои : 10.21954/ou.ro.0000eb1c .
- Дудзяк, Мэри Л. (2006). «На пути к демократии: Тергуд Маршалл и Конституция Кении» . Юридический журнал герцога . 56 (3): 721–780. JSTOR 40040559 .
- Файф Стивенс, Роберт (2013). Кенийские студенческие воздушные перевозки в Америку 1959-1961: образовательная одиссея . Найроби: Восточноафриканские образовательные издательства. ISBN 9789966259301 .
- Фуччилло, Кэрол (1990). «Профессор испытывает живую историю» . Государственный Хорнет . 47 (26): 25.
- Гершенхорн, Джерри (2013). «Сент-Клер Дрейк, панафриканизм, африканистика и политика знаний, 1945–1965» . Журнал афроамериканской истории . 98 (3): 422–433. doi : 10.5323/jafriamerhist.98.3.0422 . JSTOR 10.5323/jafriamerhist.98.3.0422 . S2CID 147729436 .
- Харпер, Джим К. (2005). Элиты с западным образованием в Кении, 1900-1963: афроамериканский фактор . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781135512804 .
- Килсон, Мартин Л. (1953). «Муго-Сын Гатеру» . Кризис . 60 (3): 140–144.
- Киучи, Тору; Хакутани, Ёсинобу (2013). Ричард Райт: Документированная хронология, 1908–1960 гг . МакФарланд. ISBN 9781476602448 .
- Мериуэзер, Джеймс Х. (1998). «Афроамериканцы и восстание Мау-Мау: воинственность, насилие и борьба за свободу» . Журнал американской этнической истории . 17 (4): 63–86. JSTOR 27502337 .
- Миддлтон, Джон (1966). «Дитя двух миров: История Кикую» . Американский антрополог . 68 (1): 283–284. дои : 10.1525/aa.1966.68.1.02a00810 . JSTOR 668137 .
- Нойбауэр, Кэрол Э. (1983). «Один голос, говорящий за многих: движение Мау-Мау и кенийская автобиография» . Журнал современных африканских исследований . 21 (1): 113–131. дои : 10.1017/S0022278X00023065 . JSTOR 160618 . S2CID 154089309 .
- "Некролог Руэла Муго-Гатеру " Сакраменто Би . ноября 27 Получено 2 мая.
- «Студенту из Кении грозит увольнение со стороны США» The New York Times . 5 декабря 1952 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- «Студенческие новости и заметки» (PDF) . Бюллетень Линкольнского университета . 56 (2): 12. 1953.
- Олтьен, Пэм (1996). «Профессор истории оказался между двумя мирами» . Государственный Хорнет . 54 (54): 1.
- Королева, Милли (1975). «Колледж идет в среднюю школу» . Государственный Хорнет . 27 (48): 3.
- Сандер, Р.; Линдфорс, Б., ред. (1996). Выступает Нгоги ва Тьонг'о: интервью с кенийским писателем . Оксфорд: Джеймс Карри.
- Уикс, Шелдон (1965). «История Кикую» . Африка сегодня . 12 (3): 16. JSTOR 4184616 .