Эсекьель Мартинес Эстрада

Эсекьель Мартинес Эстрада (14 сентября 1895 — 4 ноября 1964) — аргентинский писатель, поэт, эссеист и литературный критик. Выдающийся биограф и критик, он часто был политическим в своих произведениях и был убежденным антиперонистом . Если в средние годы он отождествлялся с идеями Ницше и Кафки , то в последние годы своей жизни он был тесно отождествлен с кубинской революцией и Фиделем Кастро .
Жизнь
[ редактировать ]Родом из сельской местности Аргентины, Мартинес Эстрада родился в Сан-Хосе-де-ла-Эскина, провинция Санта-Фе , и вырос до двенадцати лет там, а также в Гойене, деревне в южной части провинции Буэнос-Айрес. (В 1937 году он купил ферму в Гойене). В 1907 году его родители разошлись, и он уехал жить к своей тете Элизе в Буэнос-Айрес и учиться в Colegio Avellaneda. Похоже, что его формальное обучение было прервано из-за бедности. К 1914 году он работал на центральном почтовом отделении Буэнос-Айреса; он останется в Буэнос-Айресе до выхода на пенсию в 1946 году.
Через несколько лет он начал завоевывать репутацию поэта; он также опубликовал несколько коротких эссе. В 1921 году он женился на художнице итальянского происхождения Агустине Моррикони , которая определенно подчинила ему свою карьеру и несомненный талант; судя по всему, она была музой большей части его стихов.
Начиная с 1924 года Мартинес Эстрада преподавал литературу в Национальном колледже Национального университета Ла-Платы. Он будет продолжать это на протяжении десятилетий, потеряв эту работу только тогда, когда Хуан Доминго Перон пришел к власти в 1945 году (и ненадолго вернулся после того, как Перон отошел от власти в 1956 году).
В 1933 году, в ответ на аргентинский переворот 1930 года, организованный Хосе Феликсом Урибуру , Мартинес Эстрада опубликовал Radiografía de la pampa , первое из серии довольно пессимистических социолого-психолого-исторических эссе, которые сделали ему репутацию. В том же году Мартинес Эстрада получил первую из серии национальных литературных премий. Примерно в это же время он начал путешествовать за границу; его в целом положительные впечатления во время спонсируемого правительством США визита в Соединенные Штаты в 1942 году изложены в его посмертно опубликованной Panorama de los Estados Unidos ; его впечатления от этого визита, по-видимому, резко контрастировали с его прежним и поздним антиамериканизмом .
В 1946 году Мартинес Эстрада стал постоянным автором аргентинского журнала Sur , который редактировала и издавала Виктория Окампо . Его вклад в «Сур» включал стихи, эссе и рассказы в кафкианском стиле.
В годы правления Перона Мартинес Эстрада страдал от крайне инвалидизирующей формы нейродермита , вполне возможно, психосоматического . себя голосом вопиющего в пустыне. чувствовал он все еще После падения Перона его здоровье поправилось, но сочинения, адресованные аргентинской элите, как в правительстве, так и среди интеллектуалов, предсказывают, что Аргентина столкнется с веком «предперонизма, перонизма и постперонизма». В это время он ненадолго вернулся в Colegio Nacional, затем был назначен экстраординарным профессором Национального университета Юга в Баия-Бланке .
Начиная с середины 1959 года Мартинес Эстрада начал полуизгнание, которое продолжалось почти до конца его жизни. Сначала он отправился в турне с лекциями по Чили , затем на мирную конференцию в Вене , где встретился с кубинским поэтом Николасом Гильеном . В сентябре 1959 года он отправился в Мексику , где проработал год в Институте политологии Национального автономного университета Мексики и написал Diferencias y semejanzas entre los países de América Latina ( Различия и сходства между странами Латинской Америки ). , длинное эссе, даже более широкое, чем можно было бы предположить из его названия, поскольку оно также проводило параллели с Азией и Африкой, и в целом связал свою судьбу с формирующейся точкой зрения третьего мира , осуждая империализм и колониализм и выражая свое восхищение революцией, которая тогда происходила на Кубе , которая оказалась его следующим пунктом назначения (хотя и с некоторыми короткими поездками обратно в Аргентину).
С сентября 1960 года по ноябрь 1962 года Мартинес Эстрада занимал пост директора Центра латиноамериканских исследований Кубинского Каса-де-лас-Америкас . Там он стал во многом частью пьянящей интеллектуальной атмосферы первых лет революции: прежде всего, он изучал жизнь и творчество Хосе Марти . Он также отредактировал две книги речей Фиделя Кастро , а также многочисленные сочинения и брошюры, в том числе El nuevo mundo, la isla de Utopía y la isla de Cuba ( «Новый Свет», «Остров Утопия» и «Остров Куба» ), в которых он видел Кубу как имеющую явную судьбу , согласно которой коренные таино Кубы были связаны с «Амауротос» Томаса Мора , утопии а Куба Кастро — с идеалом. Куба Марти.
Мартинес Эстрада покинул Кубу вскоре после кубинского ракетного кризиса . Когда его здоровье начало ухудшаться, Куба была исключена из ОАГ и ему нужно было заняться собственными экономическими делами, он решил, что «лучше будет служить революции из-за границы». После короткой остановки в Мексике он вернулся в Аргентину, в Баия-Бланку, и приобрел свой статус голоса в пустыне. Он завершил свои три книги о Марти (ни одна из которых не была опубликована при его жизни, а одна из них остается неопубликованной по состоянию на 2001 год). [update]), написал работу о Бальзаке и продолжал писать стихи (особенно его Tres Poemas del anochecer — Три стихотворения в сумерках — последнее произведение, которое он опубликовал в Суре ). Он говорил о возвращении на Кубу; не совсем ясно, была ли его неспособность сделать это исключительно вопросом его здоровья или связана со следами разочарования в революции, которые проявляются в его переписке. Он умер 4 ноября 1964 года в Баия-Бланка .
Работает
[ редактировать ]Темы творчества Мартинеса Эстрады во многом можно почерпнуть из его выбора, о ком писать. Имена Ницше , Монтень и Кафка , по-видимому, говорят сами за себя, но в его произведениях можно обнаружить и специфически латиноамериканскую тему скептицизма в отношении некоторых аспектов современности. Глядя на работы Доминго Сармьенто , он уловил темы Сармьенто о «цивилизации» и «варварстве», но с большей двойственностью в отношении достоинств цивилизации, чем у более раннего писателя. Написав о натуралисте XIX века Гильермо Энрике Хадсоне , Мартинес Эстрада показал, что сочувствует идее возвращения в более райский мир природы. Он разделял со своим старшим современником Орасио Кирогой обеспокоенность посредственностью, несправедливостью и дегуманизацией современного индустриального / технологического общества. Подобно Сармьенто и Хосе Марти , он считал, что как писатель он может не только комментировать мир, но и влиять на него. К концу его жизни это привело к его поддержке кубинской революции и к его «катилинариям», резким сочинениям об аргентинской политике и культуре.
Год | Работа | Комментарии |
---|---|---|
1918 | золото и камень ( Золото и камень ) |
Поэзия |
1922 | Нефелибал | Поэзия |
1924 | Небесные мотивы ( Мотивы Небес ) |
Поэзия |
1927 | Аргентина | Поэзия |
1929 | Юмористический ( С юмором ) |
Поэзия |
1929 | Легкие ножные куклы ( Легконогие марионетки ) |
Кукольный спектакль в стихах |
1933 | Рентген пампасов ( Рентгеновский снимок Пампы ) |
Первое из серии социолого-психолого-исторических эссе объемом в книгу. |
1940 | голова Голиафа ( Голова Голиафа ) |
Эссе длиной в книгу |
1944 | Наводнение ( Потоп ) |
Короткие рассказы |
1945 | Автобиографическое «письмо» Виктории Окампо | Единственное автобиографическое произведение Мартинеса Эстрады. |
1946 | Сармьенто | Эссе длиной в книгу |
1946 | Обзор литературы ( Панорама литературы ) |
Переработка его лекций по литературе в Colegio Nacional. |
1947 | Поэзия ( Поэзия ) |
Сборник стихов |
1947 | Исторические инварианты в Факундо ( Исторические инварианты в Факундо) |
Эссе длиной в книгу на тему « Факундо Сармьенто : цивилизация и варварство» |
1947 | Ницше | Биография / литературная критика |
1948 | Смерть и преображение Мартина Фиерро ( Смерть и преображение Мартина Фиерро ) |
Двухтомное эссе на поэму «Мартин Фиерро Хосе Эрнандеса ». |
1951 | Удивительный мир Гильермо Энрике Хадсона ( Удивительный мир Гильермо Энрике Хадсона ) |
Биография / литературная критика |
1956 | Памперо Квадрант ( Портрет жителя Пампаса ) |
"Каталинария" |
1956 | Что это? ( Что это? ) |
"Каталинария" |
1956 | Осмотр без совести | Короткие рассказы |
1956 | Суббота славы ( Славная суббота ) |
Короткие рассказы |
1956 | Три истории без любви ( Три истории без любви ) |
Короткие рассказы |
1956 | Кашель и другие развлечения ( «Кашель» и другие забавы ) |
Короткие рассказы |
1957 | Три драмы: То, чего мы не видим, умирает. Оттенки. Охотники ( Три пьесы: «То, чего мы не видим, умирает», «Тени», «Охотники» ). |
Пьесы |
1957 | Брат Кирога ( Брат Кирога ) |
Биография / литературная критика |
1957 | Увещевания ( Увещевания ) |
"Каталинария" |
1957 | 40 ( 40 ) |
"Каталинария" |
1958 | Вестники истины ( Вестники Истины ) |
Биография/литературная критика: исследования Монтеня , Ницше и Бальзака |
1959 | слепые пары ( Стихи слепого ) |
Поэзия |
1959 | Другие слепые пары ( Больше стишков для слепых ) |
Поэзия |
1960 | Функциональный анализ культуры ( Функциональный анализ культуры ) |
Эссе |
1962 | Различия и сходства между странами Латинской Америки ( Различия и сходства между странами Латинской Америки ) |
Эссе |
1963 | На Кубе и на службе кубинской революции ( На Кубе и на службе кубинской революции ) |
Политическое письмо. |
1963 | Правдивая история дяди Сэма ( Правдивая история дяди Сэма ) |
Политические письма на испанском, английском и французском языках, иллюстрированные Сине . |
1963 | Новый мир, остров Утопия и остров Куба. ( Новый Свет, Остров Утопия и Остров Куба ) |
Политическое письмо |
1964 | Реальность и фантазия у Бальзака. ( Реальность и фантазия у Бальзака ) |
Литературная критика |
1964 | Три стихотворения вечера ( Три стихотворения в сумерках ) |
Поэзия |
Посмертные публикации | ||
1966 | Афрокубинская поэзия Николаса Гильена. ( Афро-кубинская поэзия Николаса Гильена ) |
Литературная критика. |
1966 | Марти : герой и его революционное действие ( Марти: Герой и его революционная деятельность ) |
Биография/Литературная критика. |
1966 | Поэзия Эсекьеля Мартинеса Эстрады ( Поэзия Эсекьеля Мартинеса Эстрады ) |
Сборник стихов |
1967 | Революционная Марти ( Марти как революционер ) |
Биография/Литературная критика. |
1967 | О Кафке и других очерках ( «О Кафке» и другие очерки ) |
Очерки, литературная критика. |
1967 | Для обзора аргентинских писем ( За пересмотр аргентинских писем ) |
Очерки, литературная критика. |
1968 | Четыре романа ( Четыре романа ) |
|
1968 | Леопольдо Лугонес : неретушированный портрет ( Леопольдо Лугонес: Неретушированный портрет ) |
Биография / литературная критика |
1968 | Медитации Сармьенто ( Размышления после Сармьенто ) |
Биография / литературная критика |
1969 | Читай и пиши ( Чтение и письмо ) |
Очерки, литературная критика. |
1975 | Полные истории ( Полные истории ) |
Истории под редакцией Роберто Яхни |
1985 | Обзор Соединенных Штатов ( Панорама США ) |
Журнал о путешествиях, предположительно написанный вскоре после его визита в США в 1942 году. |
(неопубликовано) | Учение, апостол ( Учение, Апостол ) |
Неопубликованная третья книга о Хосе Марти. |
Почести
[ редактировать ]- 1933-(Аргентина) Национальная премия по литературе (за стихи).
- 1933–1934 — президент Аргентинского общества писателей (САДЕ).
- 1937-(Аргентина) Национальная премия за письма по радиографии пампы.
- 1942–1946 гг. — снова президент SADE.
- 1948 - высшая награда SADE, Gran Premio de Honor.
- 1949 г. — САДЕ выдвигает свое имя в качестве кандидата на Нобелевскую премию, но он ее не получает.
- 1957 — президент Аргентинской лиги прав человека («Аргентинская лига прав человека»).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акри, Уильям. «Прослеживая идеологическую линию: философия аргентинской нации от Сармьенто до Мартинеса Эстрады». Contracorriente: Журнал социальной истории и литературы в Латинской Америке (Contracorriente) 1.1 (осень 2003 г.): 102–33.
- Айяла, Франциско. «Эль Сармьенто Мартинеса Эстрады». В «Очерках». Литературная теория и критика . Пролог Хелио Карпинтеро. Мадрид: Агилар, 1971; стр. 1257–1260.
- Коулман, Александр. «Марти и Мартинес Эстрада». Revista Iberoamericana (Питтсбург, Пенсильвания) 41 (1975): 629–45.
- Эрл, Питер Г. Пророк в пустыне: Работы Эсекьеля Мартинеса Эстрады . Остин: Техасский университет Press, 1971.
- Фюстл, Джозеф А. мл. «Сармьенто и Мартинес Эстрада: концепция истории Аргентины». Испания 55 (1972) 446–55.
- Гараса, Дельфиан Леокдио. «Эсекьель Мартиенс Эстрада». Латиноамериканские писатели . Том. II. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1989: II: 809–813.
- Оргамбид, Педро. Гений и фигура Эсекьеля Мартинеса Эстрады . Буэнос-Айрес: Редакционный университет Буэнос-Айреса, 1985.
- Себрели, Хуан Хосе. Мартинес Эстрада: бесполезный бунт . Буэнос-Айрес. Лекция, 1960.
- Стабб, Мартин С. «Мартинес Эстрада сталкивается с критикой». Ревиста Ибероамерикана 61 (1966): 77–84.
- ---. «Эсекьель Мартинес Эстрада: Формирующие сочинения». Испания 49 (1966): 54–60.
- Уорд, Томас. «Эсекьель Мартинес Эстрада и теллуризм». Культурное сопротивление: эссе нации в Америке . Лима: Университет Рикардо Пальмы, 2004: 85–98.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обширный испаноязычный сайт о Мартинесе Эстраде. Архивировано 17 февраля 2004 г. в Wayback Machine , включая его автобиографическое письмо Виктории Окампо. Архивировано 19 февраля 2004 г. в Wayback Machine.
- Эссе Мартинеса Эстрады о Ницше на испанском языке.