Социальное производство пространства
Социальное производство пространства — это концепция социологии пространства , которая утверждает, что пространство — это не вещь и не контейнер, а продукт и средство производства. Таким образом, пространство производится и конструируется социально и представляет собой совокупность человеческих отношений. [1] Впервые его предложил философ Анри Лефевр в своей книге 1974 года «Производство космического пространства» . [2]
Трихотомия
[ редактировать ]По мнению Лефевра, существуют разные способы производства пространства: природное и социальное пространство. Лефевр разработал концептуальную триаду пространства: [2]
- Пространственная практика (воспринимаемое пространство): физическая организация пространства, такая как повседневная жизнь и деятельность;
- Репрезентации пространства (задуманное пространство): Пространство, созданное и воображаемое градостроителями, архитекторами и другими профессионалами;
- Репрезентативное пространство (жизненное пространство): индивидуальное, субъективное восприятие пространства, сформированное символами, изображениями и личными эмоциями.
Физическое пространство создается различными субъектами, например, государством, землевладельцами и архитекторами. Дискурсивное пространство мысленно конструируется тем, как оно обсуждается и представляется. Оно отделено от физического пространства, поскольку пространства могут иметь дискурсивные представления, но не существовать физически. Репрезентативное пространство социально конструируется на основе жизненного опыта людей, которые с ним взаимодействуют. [3]
Сочинения Лефевра
[ редактировать ]Анри Лефевр посвятил большую часть своих философских работ пониманию важности (производства) пространства в том, что он называл воспроизводством социальных производственных отношений. Эта идея является центральным аргументом в книге « Выживание капитализма» , написанной как своего рода прелюдия к «La Production de l'espace» (1974) ( «Производство космоса »). [4] Эти работы оказали глубокое влияние на современную городскую теорию, главным образом в рамках человеческой географии, как видно из текущих работ таких авторов, как Дэвид Харви , Долорес Хейден и Эдвард Соджа , а также из современных дискуссий вокруг понятия пространственной справедливости . Лефевр широко известен как марксистский мыслитель , ответственный за значительное расширение сферы марксистской теории , охватывающей повседневную жизнь, а также современные значения и последствия постоянно расширяющегося влияния городов в западном мире на протяжении 20-го века. Обобщение промышленности и ее отношение к городам (которое рассматривается в «La Pensée marxiste et la ville» ), «Право на город» и «Городская революция» были темами произведений Лефевра в конце 1960-х годов, которые, среди прочего, касались , с глубокой трансформацией «города» в «город», завершившейся его вездесущностью («полная урбанизация общества»).
Лефевр утверждает, что существуют различные способы производства пространства (т.е. пространственность ) от естественного пространства («абсолютного пространства») до более сложных пространств и потоков, смысл которых создается социальным способом (т.е. социальное пространство). [5] Лефевр анализирует каждый исторический модус как трехчастную диалектику между повседневными практиками и восприятиями ( le perçu ), представлениями или теориями пространства ( le conçu ) и пространственным воображаемым времени ( le vécu ). [6]
Аргумент Лефевра в «Производстве пространства» заключается в том, что пространство — это социальный продукт или сложная социальная конструкция (основанная на ценностях и социальном производстве значений), которая влияет на пространственные практики и восприятие. Этот аргумент подразумевает сдвиг исследовательской точки зрения с космоса на процессы его производства; принятие множественности пространств, которые производятся обществом и становятся продуктивными в социальных практиках; акцент на противоречивом, конфликтном и, в конечном счете, политическом характере процессов производства пространства. [7] Будучи теоретиком марксизма (но резко критически относящимся к экономическому структурализму, который доминировал в академическом дискурсе в его период), Лефевр утверждает, что это социальное производство городского пространства имеет фундаментальное значение для воспроизводства общества, а следовательно, и самого капитализма. Социальным производством пространства управляет класс- гегемон как инструмент воспроизводства своего доминирования (см. Антонио Грамши ).
(Социальное) пространство — это (социальный) продукт… созданное таким образом пространство также служит инструментом мысли и действия… помимо того, что оно является средством производства, оно также является средством контроля и, следовательно, доминирования. , власти. [8]
Лефевр утверждал, что каждое общество – и, следовательно, каждый способ производства – производит определенное пространство, свое собственное пространство. Город античного мира нельзя понимать как простое скопление людей и вещей в пространстве — он имел свою пространственную практику, создавая собственное пространство (пригодное для себя — Лефевр утверждает, что интеллектуальный климат города в античном мире мир был во многом связан с социальным производством его пространственности). [9] Тогда, если бы каждое общество производило свое собственное пространство, любое «социальное существование», стремящееся быть реальным или заявляющее о себе, но не производящее свое собственное пространство, было бы странной сущностью, очень своеобразной абстракцией, неспособной вырваться из идеологической или даже культурной сферы. . [10] Основываясь на этом аргументе, Лефевр критиковал советских градостроителей на том основании, что они не смогли создать социалистическое пространство, просто воспроизведя модернистскую модель городского дизайна (вмешательства в физическое пространство, которых было недостаточно для охвата социального пространства) и применили ее к нему. контекст:
Измени жизнь! Измените общество! Эти идеи полностью теряют свой смысл, не создавая соответствующего пространства. Урок, который следует извлечь из советских конструктивистов 1920-х и 30-х годов и их неудач, заключается в том, что новые социальные отношения требуют нового пространства, и наоборот. [11]
Критика и ответ
[ редактировать ]В своей книге «Городской вопрос » Мануэль Кастельс Лефевра критикует марксистский гуманизм и подход к городу под влиянием Гегеля и Ницше . Политическая критика Кастельсом подхода Лефевра к марксизму перекликалась со структуралистской школой научного марксизма Луи Альтюссера, непосредственным критиком которой был Лефевр. Многие ответы Кастельсу приведены в книге «Выживание капитализма» , а некоторые, например, Энди Меррифилд. [12] утверждают, что принятие этой критики в академическом мире стало бы мотивом для усилий Лефевра по написанию длинной и теоретически насыщенной работы «Производство пространства» .
В книге «Реально существующий успех: экономика, эстетика и специфика (все еще) социалистического урбанизма» Михал Муравски критикует игнорирование Лефевром реально существующего социализма, показывая, как социалистические государства создают дифференциальное пространство. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фукс, Кристиан (01 октября 2018 г.). «Теория производства пространства Анри Лефевра и критическая теория коммуникации» . Теория коммуникации . 29 (2): 129–150. дои : 10.1093/ct/qty025 . ISSN 1050-3293 .
- ^ Jump up to: а б Лефевр, Анри (2009). Производство космоса . Блэквелл. ISBN 978-0-631-18177-4 . OCLC 912429529 .
- ^ Чем, ~ Нга (17 февраля 2019 г.). «Анри Лефевр: Производство космоса» . Социологическое рассуждение . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Лефевр, Анри. Выживание капитализма: воспроизводство производственных отношений . sn] OCLC 1313763965 .
- ^ Место, краткое введение Тима Крессвелла
- ^ Шилдс, Роб, Места на полях , Routledge, 1991, ISBN 0-415-08022-3 , стр. 50–58.
- ^ Станек, Лукаш, Анри Лефевр о космосе: архитектура, городские исследования и разработка теории , University of Minnesota Press , 2011, стр. ix.
- ^ Лефевр, Анри, Производство космоса , Блэквелл, 1991, ISBN 0-631-18177-6 . стр. 26.
- ^ Лефевр, Анри, Производство космоса , Блэквелл, 1991, ISBN 0-631-18177-6 . стр. 31-32.
- ^ Лефевр, Анри, Производство космоса , Блэквелл, 1991, ISBN 0-631-18177-6 . стр. 53.
- ^ Лефевр, Анри Производство космоса , Блэквелл, 1991, ISBN 0-631-18177-6 . стр. 59
- ^ Крэнг, Майк; Бережливость, Найджел, ред. (11 сентября 2002 г.). Мыслительное пространство . Рутледж. дои : 10.4324/9780203411148 . ISBN 9781134721184 .
- ^ Муравский, Михал (октябрь 2018 г.). «Реально существующий успех: экономика, эстетика и специфика (еще) социалистического урбанизма» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 60 (4): 907–937. дои : 10.1017/S0010417518000336 . ISSN 0010-4175 . S2CID 149783548 .