Jump to content

Социальное производство пространства

Социальное производство пространства — это концепция социологии пространства , которая утверждает, что пространство — это не вещь и не контейнер, а продукт и средство производства. Таким образом, пространство производится и конструируется социально и представляет собой совокупность человеческих отношений. [1] Впервые его предложил философ Анри Лефевр в своей книге 1974 года «Производство космического пространства» . [2]

Трихотомия

[ редактировать ]

По мнению Лефевра, существуют разные способы производства пространства: природное и социальное пространство. Лефевр разработал концептуальную триаду пространства: [2]

  1. Пространственная практика (воспринимаемое пространство): физическая организация пространства, такая как повседневная жизнь и деятельность;
  2. Репрезентации пространства (задуманное пространство): Пространство, созданное и воображаемое градостроителями, архитекторами и другими профессионалами;
  3. Репрезентативное пространство (жизненное пространство): индивидуальное, субъективное восприятие пространства, сформированное символами, изображениями и личными эмоциями.

Физическое пространство создается различными субъектами, например, государством, землевладельцами и архитекторами. Дискурсивное пространство мысленно конструируется тем, как оно обсуждается и представляется. Оно отделено от физического пространства, поскольку пространства могут иметь дискурсивные представления, но не существовать физически. Репрезентативное пространство социально конструируется на основе жизненного опыта людей, которые с ним взаимодействуют. [3]

Сочинения Лефевра

[ редактировать ]

Анри Лефевр посвятил большую часть своих философских работ пониманию важности (производства) пространства в том, что он называл воспроизводством социальных производственных отношений. Эта идея является центральным аргументом в книге « Выживание капитализма» , написанной как своего рода прелюдия к «La Production de l'espace» (1974) ( «Производство космоса »). [4] Эти работы оказали глубокое влияние на современную городскую теорию, главным образом в рамках человеческой географии, как видно из текущих работ таких авторов, как Дэвид Харви , Долорес Хейден и Эдвард Соджа , а также из современных дискуссий вокруг понятия пространственной справедливости . Лефевр широко известен как марксистский мыслитель , ответственный за значительное расширение сферы марксистской теории , охватывающей повседневную жизнь, а также современные значения и последствия постоянно расширяющегося влияния городов в западном мире на протяжении 20-го века. Обобщение промышленности и ее отношение к городам (которое рассматривается в «La Pensée marxiste et la ville» ), «Право на город» и «Городская революция» были темами произведений Лефевра в конце 1960-х годов, которые, среди прочего, касались , с глубокой трансформацией «города» в «город», завершившейся его вездесущностью («полная урбанизация общества»).

Лефевр утверждает, что существуют различные способы производства пространства (т.е. пространственность ) от естественного пространства («абсолютного пространства») до более сложных пространств и потоков, смысл которых создается социальным способом (т.е. социальное пространство). [5] Лефевр анализирует каждый исторический модус как трехчастную диалектику между повседневными практиками и восприятиями ( le perçu ), представлениями или теориями пространства ( le conçu ) и пространственным воображаемым времени ( le vécu ). [6]

Аргумент Лефевра в «Производстве пространства» заключается в том, что пространство — это социальный продукт или сложная социальная конструкция (основанная на ценностях и социальном производстве значений), которая влияет на пространственные практики и восприятие. Этот аргумент подразумевает сдвиг исследовательской точки зрения с космоса на процессы его производства; принятие множественности пространств, которые производятся обществом и становятся продуктивными в социальных практиках; акцент на противоречивом, конфликтном и, в конечном счете, политическом характере процессов производства пространства. [7] Будучи теоретиком марксизма (но резко критически относящимся к экономическому структурализму, который доминировал в академическом дискурсе в его период), Лефевр утверждает, что это социальное производство городского пространства имеет фундаментальное значение для воспроизводства общества, а следовательно, и самого капитализма. Социальным производством пространства управляет класс- гегемон как инструмент воспроизводства своего доминирования (см. Антонио Грамши ).

(Социальное) пространство — это (социальный) продукт… созданное таким образом пространство также служит инструментом мысли и действия… помимо того, что оно является средством производства, оно также является средством контроля и, следовательно, доминирования. , власти. [8]

Лефевр утверждал, что каждое общество – и, следовательно, каждый способ производства – производит определенное пространство, свое собственное пространство. Город античного мира нельзя понимать как простое скопление людей и вещей в пространстве — он имел свою пространственную практику, создавая собственное пространство (пригодное для себя — Лефевр утверждает, что интеллектуальный климат города в античном мире мир был во многом связан с социальным производством его пространственности). [9] Тогда, если бы каждое общество производило свое собственное пространство, любое «социальное существование», стремящееся быть реальным или заявляющее о себе, но не производящее свое собственное пространство, было бы странной сущностью, очень своеобразной абстракцией, неспособной вырваться из идеологической или даже культурной сферы. . [10] Основываясь на этом аргументе, Лефевр критиковал советских градостроителей на том основании, что они не смогли создать социалистическое пространство, просто воспроизведя модернистскую модель городского дизайна (вмешательства в физическое пространство, которых было недостаточно для охвата социального пространства) и применили ее к нему. контекст:

Измени жизнь! Измените общество! Эти идеи полностью теряют свой смысл, не создавая соответствующего пространства. Урок, который следует извлечь из советских конструктивистов 1920-х и 30-х годов и их неудач, заключается в том, что новые социальные отношения требуют нового пространства, и наоборот. [11]

Критика и ответ

[ редактировать ]

В своей книге «Городской вопрос » Мануэль Кастельс Лефевра критикует марксистский гуманизм и подход к городу под влиянием Гегеля и Ницше . Политическая критика Кастельсом подхода Лефевра к марксизму перекликалась со структуралистской школой научного марксизма Луи Альтюссера, непосредственным критиком которой был Лефевр. Многие ответы Кастельсу приведены в книге «Выживание капитализма» , а некоторые, например, Энди Меррифилд. [12] утверждают, что принятие этой критики в академическом мире стало бы мотивом для усилий Лефевра по написанию длинной и теоретически насыщенной работы «Производство пространства» .

В книге «Реально существующий успех: экономика, эстетика и специфика (все еще) социалистического урбанизма» Михал Муравски критикует игнорирование Лефевром реально существующего социализма, показывая, как социалистические государства создают дифференциальное пространство. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фукс, Кристиан (01 октября 2018 г.). «Теория производства пространства Анри Лефевра и критическая теория коммуникации» . Теория коммуникации . 29 (2): 129–150. дои : 10.1093/ct/qty025 . ISSN   1050-3293 .
  2. ^ Jump up to: а б Лефевр, Анри (2009). Производство космоса . Блэквелл. ISBN  978-0-631-18177-4 . OCLC   912429529 .
  3. ^ Чем, ~ Нга (17 февраля 2019 г.). «Анри Лефевр: Производство космоса» . Социологическое рассуждение . Проверено 27 декабря 2022 г.
  4. ^ Лефевр, Анри. Выживание капитализма: воспроизводство производственных отношений . sn] OCLC   1313763965 .
  5. ^ Место, краткое введение Тима Крессвелла
  6. ^ Шилдс, Роб, Места на полях , Routledge, 1991, ISBN   0-415-08022-3 , стр. 50–58.
  7. ^ Станек, Лукаш, Анри Лефевр о космосе: архитектура, городские исследования и разработка теории , University of Minnesota Press , 2011, стр. ix.
  8. ^ Лефевр, Анри, Производство космоса , Блэквелл, 1991, ISBN   0-631-18177-6 . стр. 26.
  9. ^ Лефевр, Анри, Производство космоса , Блэквелл, 1991, ISBN   0-631-18177-6 . стр. 31-32.
  10. ^ Лефевр, Анри, Производство космоса , Блэквелл, 1991, ISBN   0-631-18177-6 . стр. 53.
  11. ^ Лефевр, Анри Производство космоса , Блэквелл, 1991, ISBN   0-631-18177-6 . стр. 59
  12. ^ Крэнг, Майк; Бережливость, Найджел, ред. (11 сентября 2002 г.). Мыслительное пространство . Рутледж. дои : 10.4324/9780203411148 . ISBN  9781134721184 .
  13. ^ Муравский, Михал (октябрь 2018 г.). «Реально существующий успех: экономика, эстетика и специфика (еще) социалистического урбанизма» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 60 (4): 907–937. дои : 10.1017/S0010417518000336 . ISSN   0010-4175 . S2CID   149783548 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b3a33a8af2ad46e84c23e87585f1cd4__1716190080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/d4/4b3a33a8af2ad46e84c23e87585f1cd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social production of space - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)