Гессенцы
Arpillera , что в переводе с испанского означает «мешковина», представляет собой яркую лоскутную картину , сделанную преимущественно группами женщин (также известных как arpilleristas ). Строительство арпильер стало популярным в Чили во время военной диктатуры (1973–90) Аугусто Пиночета . Арпильеры изготавливались на семинарах, организованных комитетом Чилийской католической церкви , а затем тайно распространялись за границу через церковную правозащитную группу « Викариат солидарности» . [ 1 ] Производство арпильер стало жизненно важным источником дохода для арпиллеристов, многие из которых остались в состоянии финансовой незащищенности из-за широко распространенной безработицы и насильственных исчезновений их мужей и детей, которые стали известны как десапарецидос .
Арпиллеры обычно изготавливаются из простых материалов, таких как мешковина и лоскутки ткани. Арпильерас обычно изображал явно политические темы через демонстрационные сцены бедных условий жизни и государственных репрессий. Эти сцены служили осуждением нарушений прав человека режимом Пиночета. В ответ чилийское правительство стремилось наказать тех, кто создавал арпильеры, и тех, кто поддерживал создание арпильеров. Арпильерас в настоящее время признан примером подрывного женского искусства в авторитарном политическом контексте. Однако современные арпильеры отражают меньше политических тем, таких как идеализированная сельская жизнь.
Историческая справка
[ редактировать ]Режим Пиночета
[ редактировать ]В сентябре 1973 года , после нескольких месяцев политической напряженности и социальных волнений в Чили, демократически избранное социалистическое правительство Сальвадора Альенде было свергнуто в результате поддержанного США государственного переворота, . Государственный переворот был осуществлен чилийскими вооруженными силами под руководством Аугусто Пиночета в ответ на левые реформы Альенде и предполагаемую угрозу коммунизма. [ 2 ] С первых дней своего пребывания у власти режим Пиночета характеризовался массовыми нарушениями прав человека . В период сразу после переворота хунта объявила чрезвычайное положение, провела произвольные аресты и упразднила все политические партии и союзы, при этом десятки тысяч людей в последующие годы подверглись пыткам, допросам и казням. [ 3 ] Ведутся споры о том, сколько именно людей было убито или «исчезло» в тюрьмах режима, камерах пыток и безымянных могилах по предполагаемым политическим причинам за 16 лет пребывания Пиночета у власти. [ 4 ] [ 1 ] [ 5 ] В 1991 году Национальная комиссия по установлению истины и примирению установила, что режим Пиночета убил более 2000 человек. [ 6 ] а в отчете Валеха за 2005 год , посвященном задержаниям, сообщается, что 38 254 человека были заключены в тюрьму по политическим мотивам и что большинство задержанных подвергались пыткам. [ 7 ]
Кроме того, быстрый переход от социалистической политики Альенде к неолиберальным реформам Пиночета повлек за собой «шоковую терапию» для чилийской экономики, которая привела к быстрому сокращению социальных расходов и значительным увольнениям на государственной службе, что привело к уровню безработицы в 18,7 процента к 1975 году. [ 8 ] В результате чилийцы еще больше обеднели и страдали от нехватки продовольствия. [ 9 ] Кроме того, чилийцы с небольшим доходом или вообще без него не могли платить за коммунальные услуги, ранее предоставленные правительством, такие как вода и электричество. [ 9 ] Эти коммунальные услуги были преобразованы правительством в источники прибыли для финансирования вооруженных сил. [ 9 ] Что касается обращения режима Пиночета с чилийскими женщинами , ограничительные доктрины более репрессивно продвигали точку зрения режима Альенде, согласно которой женщины должны сохранять молчаливую и политически неактивную роль жены и матери. [ 9 ]
Влияние на женщин
[ редактировать ]Особенно пострадали от реализации неолиберальной политики женщины из бедных и рабочих семей. [ 10 ] Многие из этих женщин остались без источника дохода из-за повсеместной безработицы и политических исчезновений. [ 10 ] Поэтому эти женщины впервые были вынуждены искать работу вне дома. [ 10 ] Кроме того, приход к власти Пиночета повлиял на возможности женских организаций и заметность в политике как среди сторонников, так и среди противников режима. Женщины из высшего сословия, особенно те, которые были связаны с военными, поддерживались правительством как образцы моральной добродетели и были включены в усилия по восхвалению женского домашнего хозяйства и модели патриархальной семьи посредством участия в проправительственных организациях, таких как Centros de Madres. и Национальный секретарь женщин. [ 10 ] И наоборот, многочисленные группы со значительным участием женщин возникли как из оппозиции репрессивной тактике правительства Пиночета, так и из-за необходимости экономического существования. В число этих групп входили явно политические группы, которые выступали за права человека и справедливость для desaparecidos , организации взаимопомощи, которые обеспечивали питанием и обучали практическим навыкам, а также общественные семинары, организованные католической церковью, призванные предоставить возможности трудоустройства. [ 10 ]
Истоки арпиллера мастерских
[ редактировать ]Черный остров
[ редактировать ]Раньше мастерские арпиллеры стали более популярны во время режима Пиночета, филантропа Сра. Леонора Соберино де Вера создала мастерскую в сельской местности Исла-Негра . [ 9 ] Женщины, работавшие в этом цехе, боролись с проблемами бедности, безработицы и алкоголизма. [ 9 ] Арпильеры в этой мастерской, вдохновленные фольклором и воспоминаниями арпиллеристов, изображали темы радостей жизни и желания жить пастырской жизнью. [ 9 ] Женщины привлекли клиентов на мировом рынке благодаря поддержке правительства и музеев. [ 9 ] Однако большой рост спроса на эти арпильеры, произошедший благодаря поддержке Пабло Неруды и Виолетты Парра , обременил и женщин. [ 9 ] Тем не менее, благодаря постоянной поддержке ср. Леонора, женщины продолжали собираться в мастерских для создания арпиллеров. [ 9 ]
Сантьяго
[ редактировать ]Вскоре после государственного переворота 1973 года различные группы католической церкви, вдохновленные теологией освобождения , начали организовываться в оппозицию военному режиму. Одной из таких групп, которая также помогла организовать первые семинары по арпиллерам в Сантьяго, был Комитет сотрудничества ради мира в Чили ( испанский : Comité de Cooperación para la Paz ). [ 11 ] Когда в Сантьяго были созданы первые мастерские по арпиллерам, арпиллеристы в этих мастерских черпали вдохновение из работы, разработанной в мастерских на острове Негра. [ 1 ] Однако методы вышивки на шерсти женщин Исла-Негра считались слишком дорогими и трудоемкими, поэтому женщины Сантьяго разработали свои собственные методы. [ 1 ] Тем не менее, в 1975 году эту церковь пришлось распустить. [ 11 ]
Викариат солидарности был создан под эгидой Чилийской католической церкви и начал борьбу за права человека в Чили там, где остановился Комитет сотрудничества. Он был ярым противником военного режима и защитником прав человека и работал над оказанием помощи чилийским гражданам в форме юридической помощи, здравоохранения, питания и трудоустройства. [ 9 ] [ 12 ] В марте 1974 года под руководством церковного деятеля Валентины Боннэ [ 13 ] Первые семинары-арпиллеры, проводимые Викариатом солидарности, были созданы для того, чтобы обеспечить безработным женщинам скромный доход, создать сообщество для эмоциональной поддержки и привлечь внимание международного сообщества к репрессивной политической ситуации посредством продажи обличающих произведений искусства. [ 14 ] Викариат также предоставлял женщинам материалы для изготовления арпиллер. [ 9 ] Женщины встречались в укромных местах, таких как подвалы церквей, чтобы избежать обнаружения правительством. [ 12 ] Хотя арпиллеры в основном изготавливались в мастерских, есть случаи, когда арпильеры изготавливались и в тюрьме. [ 11 ] участие около 14 женщин, многие из которых были родом из трущоб Сантьяго В первых семинарах приняли . [ 12 ] К 1975 году в Сантьяго было десять мастерских. [ 1 ] В разгар движения арпиллера в Сантьяго было проведено около 200 семинаров, каждый из которых собрал примерно 20 участников и проводился по три встречи в неделю. [ 15 ]
На этих мастерских женщины собирались вместе и вышивали арпиллеры в обмен на средства. [ 12 ] Кроме того, когда арпиллеристы собирались, они говорили об использовании надлежащих навыков, дизайна и тем для арпиллеристов, чтобы обеспечить правильное управление качеством и количеством производимых арпиллеристов. [ 1 ] В конце каждого собрания казначей собирал арпилеры для продажи за границу правозащитным организациям, неправительственным организациям и группам чилийских изгнанников. [ 15 ] [ 16 ] Обычно, если арпиллериста не переживала тяжелую экономическую борьбу, ей разрешалось производить и предлагать только одну арпиллеру в неделю. [ 1 ] В случаях острой экономической необходимости женщинам разрешалось изготавливать и предлагать две арпилеры в неделю. [ 1 ] Если комитет из шести арпиллеристов мастерской определял, что какая-либо из арпиллеров группы соответствует требованиям качества, утвержденные арпиллеристы собирались и продавались один раз в месяц по 15 долларов каждая после доставки в викариат. [ 1 ] [ 17 ] Во время диктатуры арпильеры привлекли международное внимание благодаря их распространению католической церковью и такими организациями, как Amnesty International и Oxfam UK . [ 14 ] Основными покупателями арпильер были североамериканские и европейские правозащитники, которые хотели выразить свою солидарность с жертвами режима, а также чилийские изгнанники, живущие за границей, которые надеялись поднять международную оппозицию бедности и политическим репрессиям в Чили. [ 14 ] Получив компенсацию за свои арпиллеры, каждая женщина вносила 10% своей оплаты в коллективный фонд, чтобы обеспечить выживание мастерской. [ 1 ] [ 18 ]
Форма и тематическое содержание
[ редактировать ]Форма
[ редактировать ]Правила относительно количества фигур, разрешенных в арпиллере, а также требуемых размеров, композиции, пропорций, цветов и тем были определены комитетом, а затем викариатом. [ 11 ]
Арпиллеры должны были быть формально простыми и доступными для обычных женщин без художественного образования. Учитывая скудность ресурсов Викариата Солидарности и отдельных участников семинара, арпиллеры были изготовлены из самых дешевых доступных материалов. [ 14 ] Материалы, используемые для изготовления арпиллер, включали мешки из-под муки или мешки из пшеницы, обычно сделанные из волокон джута, льна или конопли, обрезки ткани, использованную нить и выброшенные предметы. [ 9 ] [ 14 ] [ 17 ] Большинство арпильер были построены из толстых гессеновых полотен с яркими кусочками ткани, сшитыми и вышитыми вместе в стиле аппликаций, образующих плоские изображения людей, зданий, городских улиц и пейзажей. [ 9 ] [ 17 ] [ 19 ]
Многие из них также включали трехмерные элементы, например, маленьких кукол, вышитых поверх ткани. [ 1 ] Эти куклы призваны отражать уникальные качества людей, которыми они вдохновлены. [ 9 ] Arpilleristas также включила больше трехмерных элементов, используя куски жести в качестве кастрюль и сковородок, спички и ручки от метлы, а также части пластиковых оболочек для таблеток в качестве мисок. [ 9 ]
Кроме того, арпиллеристы иногда предпочитали уточнить значение своих арпиллер, помещая письменное описание на бумаге в небольшой карман, пришитый к задней части арпиллеры. [ 1 ] В целом в этих описаниях выражалось стремление к солидарности и подробно описывались нарушения прав человека в Хли. [ 9 ] Иногда в газете также упоминалось имя арпиллериста, но арпиллеристы обычно не писали свои имена, чтобы оставаться в безопасности. [ 1 ] [ 9 ]
В настоящее время для создания арпиллеры используются три различных типа стилей: [ 1 ]
- Плоский или планарный метод: стежки вышивки вокруг арпиллера используются для крепления тканевых материалов к поверхности.
- Метод поднятия или рельефа: куклы и предметы в арпиллере слегка приподнимаются от поверхности с помощью вышивальных стежков.
- Клеевой метод: приклеенная контрастная шерсть используется для окантовки тканевых материалов, приклеенных к поверхности.
Когда арпиллера готова, ее обрамляют шерстяной каймой, связанной крючком, а ее размер варьируется от 9 x 12 дюймов до 12 x 18 дюймов. [ 1 ] [ 9 ]
Тематический контент
[ редактировать ]Хотя арпильеры иногда изображали сцены радостных воспоминаний, чаще всего они демонстрировали сцены угнетения. [ 19 ] Поскольку участники семинара поощряли дискуссию о политических репрессиях и экономической несправедливости и иногда прямо заявляли о своей цели вызвать достаточное международное возмущение, чтобы сделать необходимым возврат к демократическому правлению, [ 14 ] арпиллеристы часто изображали явно политические темы, которые могли быть выбраны группой. [ 1 ] Иногда фрески образовывались путем сшивания арпиллеров с общими темами. [ 1 ] Арпильеры часто характеризовались противоречием между яркими, красочными образами, созданными сотканными кусками ткани, и их серьезными образами и мрачными политическими посланиями. Например, разноцветные лоскутки материала обычно разрезались на треугольные кусочки и размещались вдоль горизонта арпиллера, чтобы представить богатство и красоту Чили в различных регионах и сезонах. [ 17 ] Однако мрачные сообщения о несправедливости в условиях жизни, образе жизни или экономических возможностях, а также сообщения, изображающие изменение ситуации, изображались через разделительную фигуру, например, здание, улицу, реку или забор. [ 17 ]
Поэтому, помимо повседневных сцен трущоб Сантьяго и пейзажей Анд , арпильеры часто ссылались на нарушения прав человека и государственное насилие, бедность и отсутствие политических прав женщин. [ 18 ] Например, на некоторых арпиллерах были изображены кости, мешки для трупов и люди, допрашиваемые военной полицией. [ 9 ] Кроме того, на некоторых арпиллерах изображались сцены, где деревенские дети едят из больших суповых кастрюль на общественных кухнях, или люди, пытающиеся получить еду, стоя в очереди. [ 9 ] Другие арпильеры также изображали женщин за пределами тюрем, где были заключены их друзья и семьи, и изображали этих женщин, приковывающих себя цепями к тюремному забору. [ 9 ]
Арпиллеры также обычно носили лица исчезнувших членов семьи арпиллеристов. Марджори Агосин , чилийско-американская писательница и исследователь арпилерас, сравнила визуальный язык, с помощью которого арпиллеристы требовали справедливости для desaparecidos, с языком « Матерей Пласа-де-Майо» в Аргентине, которые носили фотографии своих пропавших детей во время «Грязной войны». . [ 12 ] Многие арпильеры также включали вшитый в ткань текст с короткими политическими сообщениями, в которых требовалось узнать судьбу desaparecidos и осуждалось отсутствие политических и экономических прав женщин.
Социолог Жаклин Адамс отметила, что в начале 1980-х годов Католическая церковь стала менее критично критиковать режим Пиночета и уволила более радикально настроенных сотрудников викариата, что, по ее мнению, привело к изменению содержания арпильеров. Она утверждает, что арпиллеристы стали менее обличительными в своей работе и сместили акцент с политических тем на спокойные образы повседневной жизни, зная, что викариат отвергнет любую работу, которую посчитает слишком подрывной. [ 14 ] Тем не менее, изображения в этих арпиллерах, например, люди, перенаправляющие линии электропередачи для получения электричества или люди, получающие воду из насоса, по-прежнему демонстрируют последствия политического и экономического угнетения. [ 9 ]
Влияние
[ редактировать ]Женщины
[ редактировать ]Хотя, по оценкам, 80 процентов арпиллеристов происходили из бедных или рабочих домохозяйств, остальные 20 процентов происходили из домохозяйств, принадлежащих к высшему среднему классу. [ 12 ] Женщины из высшего среднего класса были в первую очередь мотивированы исчезновениями членов семьи и желанием проявить солидарность с жертвами политического насилия. [ 12 ] Хотя некоторые участники прибыли на семинары с уже существовавшими политическими наклонностями (некоторые из них были сторонниками Сальвадора Альенде), большинство ранее не участвовало в политике и впоследствии развило левые и продемократические взгляды благодаря политической атмосфере, созданной семинарами и беседами. об общем опыте потери членов семьи из-за режима. [ 15 ] Продолжая обсуждать режим, женщины узнали больше о системах власти, контролирующих Чили. [ 9 ] В результате женщины узнавали больше о своих правах, посещая лекции, а затем протестовали посредством голодовок, маршей и других средств. [ 9 ]
Что касается бытовых вопросов, средства, которые женщины зарабатывали на продаже арпиллеров, позволяли женщинам улучшить возможности своих семей в области образования, здоровья и благосостояния. [ 11 ] Однако работа, выполняемая женщинами в мастерских арпиллера, противоречила общественному представлению о том, что женщины должны участвовать только в домашних делах. [ 11 ] В результате женщины подвергались словесному и физическому насилию со стороны своих мужей. [ 11 ] Однако были случаи, когда изготовлением арпиллеры занимались дети и мужья женщин, чтобы у женщин было больше свободного времени. [ 11 ]
Ответ правительства
[ редактировать ]Правительство Пиночета поддерживало широкую политику цензуры в отношении художественного выражения. [ 8 ] В первые дни проведения семинаров чилийская полиция конфисковала многочисленные арпилеры, [ 12 ] в то время как военные назвали их клеветническими «гобеленами позора». [ 13 ] после обнаружения в аэропорту Сантьяго посылки с арпилерасами, направлявшимися в Европу. [ 14 ]
Из-за угрозы цензуры и государственных репрессий большинство арпильер были сделаны анонимно, представляя собой коллективный голос женских страданий. [ 18 ] Женщины старались не попасть в руки военной полиции, создавая арпиллеры при свете свечей за плотно занавешенными окнами. [ 9 ] Кроме того, в случае, если полиция когда-либо обыскивала их дома, женщины пытались избежать ареста или наказания, пряча арпиллеры под подкладку своих покрывал. [ 9 ] Кроме того, когда женщины приносили свои арпильеры в викариатство, они старались не быть пойманными, пряча арпильеры в своих пальто и юбках. [ 9 ]
Арпиллеры сталкивались с цензурой за изображение подрывных тем, и поэтому редко продавались на местном уровне или выставлялись в отечественных галереях. [ 18 ] В конечном итоге они были полностью объявлены вне закона, хотя мастерские продолжались до конца правления Пиночета. [ 16 ]
В конце концов, правительство решило производить свои собственные арпиллеристы, потому что нынешние арпиллеристские мастерские не прекращали производство, а международный спрос на нынешние арпиллеристы было трудно удовлетворить. [ 17 ] Сцены с чилийским флагом , историческими местами и природой были превращены отдельными художниками в спонсируемые правительством арпильеры. [ 17 ] Правительство заявило, что эти арпилеры были «официальными», а также использовало их для создания плакатов. [ 17 ]
Наследие
[ редактировать ]С момента перехода к демократии арпильеры демонстрировались на международном уровне в США и по всей Европе . [ 18 ] [ 20 ] Столицы по всему миру, такие как Вашингтон, округ Колумбия , и спонсируемые правительством Чили антикварные магазины также в настоящее время имеют арпиллеры, изготовленные режимом Пиночета. [ 17 ] Движение арпиллера получило высокую оценку за визуальное представление жизни при режиме Пиночета и подрывное отношение к правам человека и гендерным вопросам, что было показано на в Музее Виктории и Альберта в 2014 году выставке «Непослушные предметы» . [ 16 ] Кроме того, около 500 арпильеров были репатриированы в Чили для создания экспозиции в Музее памяти и прав человека. [ 9 ] Чилийская писательница Изабель Альенде заметила об арпильерах: «Из остатков ткани и простых стежков женщины вышивали то, что невозможно было передать словами, и, таким образом, арпильеры стали мощной формой политического сопротивления... арпильеры процветали в разгар молчаливая нация, а из внутренних двориков церквей и бедных кварталов истории, сделанные из ткани и пряжи, рассказывали о том, что было запрещено». [ 12 ] [ 21 ]
Хотя формальные семинары прекратились в 1989 году с восстановлением чилийской демократии , традиция продолжилась благодаря работе независимых арпиллеристов. [ 12 ] Современные арпильеры в основном изображают идеализированную версию чилийской сельской жизни. [ 9 ] Эти современные арпилеры также производятся машинами и продаются в виде настенных ковров, карточек, кошельков для монет, скатертей, нагрудников и других видов сувениров на уличных рынках и в туристических магазинах, таких как Фонд ремесел Чили (Fundación Artesanía de Чили). [ 9 ] Фонд открыл магазины в центре Сантьяго и в аэропорту, чтобы познакомить туристов с чилийской культурой и предоставить арпиллеристам возможность продавать свои работы с целью получения дохода. [ 9 ] Тем не менее, современные арпильеры также подвергаются критике, поскольку считается, что они изображают общее изображение Чили и игнорируют политическую историю арпильеров. [ 9 ] Однако арпильеры в Чили в 2011 году действительно выражали политические темы, осуждающие обращение мапуче с коренным народом чилийского правительства . [ 22 ] Арпиллерас также вдохновил стилистически и тематически подобные произведения искусства в других странах, столкнувшихся с государственным насилием, таких как Колумбия , Перу , Зимбабве и Северная Ирландия . [ 16 ] [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д ЛаДьюк, Бетти (1983). «Чили: вышивка жизни и смерти». Обзор Массачусетса . 24 (1): 33–40. ISSN 0025-4878 . JSTOR 25089383 .
- ^ Питер, Корнблу (01 января 2013 г.). Дело Пиночета: рассекреченное досье о злодеяниях и ответственности . Новая Пресса. ISBN 978-1595589125 . OCLC 892519801 .
- ^ Грандин, Грег; Джозеф, генеральный менеджер (01 января 2010 г.). Столетие революции: насилие со стороны повстанцев и противоповстанцев во время долгой холодной войны в Латинской Америке . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0822347378 . ОСЛК 609871968 .
- ^ «BBC News - Профиль страны Чили» . news.bbc.co.uk. 14 августа 2012 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
- ^ Вестфолл, Кэрол Д. (1 сентября 2012 г.). Текстиль и политика – Кухонные полотенца и диатрибы . DigitalCommons@Университет Небраски — Линкольн. OCLC 847843326 .
- ^ «Отчет Национальной комиссии по установлению истины и примирению» . Институт мира США . Комиссия Реттига. Февраль 1991 года.
- ^ «Комиссия по расследованию: Чили 03 (Отчет Валеча)» . Институт мира США . Национальная комиссия по политическому заключению и пыткам. 2005.
- ^ Перейти обратно: а б Валенсуэла, Артуро (1991). Нация врагов: Чили под властью Пиночета . ISBN 978-0393030112 . OCLC 974129085 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Брэдшоу, Р. Дарден (24 июля 2019 г.). «Чилийский Арпиллерас: написание визуальной культуры» . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки . дои : 10.32873/unl.dc.tsasp.0023 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Канаделл, Роза М.; Угген, Джон Ф. (1 января 1993 г.). «Чилийские женские организации: их потенциал к переменам». Латиноамериканские перспективы . 20 (4): 43–60. дои : 10.1177/0094582X9302000404 . JSTOR 2633913 . S2CID 143002654 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шелл, Пейшенс А. (4 мая 2015 г.). «Искусство против диктатуры: изготовление и экспорт арпилеров при Пиночете ЖАКЛИН АДАМС». Обзор женской истории . 24 (3): 468–470. дои : 10.1080/09612025.2014.967104 . ISSN 0961-2025 . S2CID 145371936 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Агосин, Марджори (1996). Гобелены надежды, нити любви: движение Арпильера в Чили . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742540033 . OCLC 778055501 .
- ^ Перейти обратно: а б Хантер, Клэр (2019). Нити жизни: история мира сквозь игольное ушко . Лондон: Скипетр (Ходдер и Стоутон). стр. 155–6. ISBN 9781473687912 . OCLC 1079199690 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Адамс, Жаклин (1 сентября 2001 г.). «Создания политического искусства». Качественная социология . 24 (3): 311–348. дои : 10.1023/А:1010686807291 . ISSN 0162-0436 . S2CID 140882029 .
- ^ Перейти обратно: а б с Адамс, Жаклин (1 сентября 2000 г.). «Социализация движения в художественных мастерских: пример Чили при Пиночете». Социологический ежеквартальный журнал . 41 (4): 615–638. дои : 10.1111/j.1533-8525.2000.tb00076.x . ISSN 0038-0253 . S2CID 144696309 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Красочные квадраты лоскутных одеял чилийские женщины рассказывали историю жизни при Пиночете» . Сланец . 10 сентября 2014 г. ISSN 1091-2339 . Проверено 8 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вера, Эрнан (1987). «Арпиллерас: иконография современного детства». Детская литература . 15 (1): 159–169. дои : 10.1353/chl.0.0680 . ISSN 1543-3374 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мойя-Раджио, Элиана (1 января 1984 г.). « Арпиллерас»: чилийская культура сопротивления». Феминистские исследования . 10 (2): 277–290. дои : 10.2307/3177867 . hdl : 2027/spo.0499697.0010.208 . JSTOR 3177867 .
- ^ Перейти обратно: а б Никелл, Карен (2014). «Путешествие по Арпильере» (PDF) . Вышивка в расширенном поле: текстильный рассказ в ирландском искусстве после 1968 года .
- ^ «Создание мира – Gelebte Welten» . www.mkb.ch (на немецком языке) . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Искусство, женщины и память: онлайн-выставка» . МОЛАА | Музей латиноамериканского искусства . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ольстерский университет, Серия мероприятий «Искусство трансформации конфликтов» (27 февраля 2012 г.). «Преобразование нитей сопротивления: политические арпиллеры и текстиль женщин из Чили и всего мира» (PDF) . КАИН . Проверено 23 апреля 2017 г.