добро пожаловать

Агнодика или Агнодика ( древнегреческий : Ἀγνοδίκη Agnodike , Греческое произношение: [aŋnodíkɛː] c. IV век до нашей эры) — легендарная фигура, считающаяся первой женщиной -акушеркой или врачом в древних Афинах. Ее историю рассказывает римский писатель Гай Юлий Гигин в своих «Фабулах» . Агнодиче обычно не считают исторической фигурой, но ее история была использована как в поддержку, так и против женщин, занимающихся акушерством или медициной.
По словам Гигина, Агнодика изучала медицину у Герофила и работала врачом в своем родном городе Афинах, переодевшись мужчиной, поскольку женщинам в то время было запрещено заниматься медицинской практикой. По мере того как ее популярность среди пациенток росла, конкурирующие врачи обвиняли ее в соблазнении афинских женщин. Ее судили, и она раскрыла присяжным свой пол, подняв тунику (жест, известный в древнегреческом языке как анасирма ). Обвиненная в незаконной медицинской практике как женщина, ее защищали афинские женщины, которые хвалили ее за эффективное лечение. Она была оправдана, а закон против женщин-врачей в Афинах был отменен.
История жизни
[ редактировать ]По словам Гигина , Агнодика жила в древних Афинах, где в то время женщинам было запрещено изучать медицину. Чтобы изучить медицину, она переоделась мужчиной, коротко постриглась и училась у Герофила в Александрии . Получив образование врача, Агнодиче пыталась помогать роженицам, которые из стыда не советовались с практикующими мужчинами. [ 1 ] В одном случае Агнодис раскрыла свой пол, и ей разрешили лечить женщину. Другие врачи, завидуя успехам Агнодиче, обвиняли ее в соблазнении пациентов. На суде в Ареопаге Агнодика подняла свою одежду, показав, что она женщина. Ее обвинили в нарушении закона, запрещавшего женщинам заниматься медицинской практикой, но ее защищали жены важных афинян, которых она лечила. В ответ на это в закон были внесены изменения, позволяющие женщинам заниматься медицинской практикой. [ 2 ]
Гигин описывает Агнодику как акушерку . Трудно понять, как перевести это на английский язык. Сара Помрой перевела это слово как « акушер », утверждая, что акушерки существовали в Афинах во времена Агнодики, но что Агнодика отличалась своим формальным медицинским образованием. [ 3 ] Однако Хелен Кинг отмечает, что в древнем мире не существовало «официальной системы лицензирования» врачей и что разделение древних целителей на отдельные категории «акушерок» и «акушеров» является анахронизмом. [ 4 ] Вместо этого она утверждает, что латинское слово «акушер» этимологически сравнимо с англосаксонским «акушерка» . [ 5 ]
Историчность
[ редактировать ]
Современные ученые вообще сомневаются в том, что Агнодице была реальной исторической фигурой. [ 6 ] Проблемы с принятием Агнодики как исторической включают в себя вопросы относительно ее даты и неправдоподобность утверждения Гигина о том, что до Агнодики в Афинах не было акушерства , хотя литературные и эпиграфические данные показывают, что акушерки были известны. [ 7 ] [ 8 ]
Гигин утверждает, что Агнодику обучал медицине «некий Герофил», обычно отождествляемый с Герофилом Халкидонским , древним врачом, известным своими работами по гинекологии , которому приписывают открытие яичников. [ 9 ] Если бы это было так, Агнодика жила бы в конце четвертого или начале третьего века до нашей эры. [ 10 ] Некоторые авторы исторически отрицали, что Герофил из истории Агнодики был Герофилом Халкидонским, однако, утверждая, что описание Гигином его как «некоего Герофила» предполагает, что это был не знаменитый Герофил и что Герофил Халкидонский работал в Египте, пока Агнодика была афинянкой. [ 11 ] Хелен Кинг отмечает, что, учитывая историческую связь Герофила с акушерством, он был «просто наиболее подходящим учителем для Агнодики». [ 12 ]
Те, кто верят в историчность Агнодики, предложили два разных объяснения отсутствия акушерок в Афинах до нее. Первая теория состоит в том, что до Агнодики не было акушерок; в качестве альтернативы предполагалось, что раньше были акушерки, но им по закону было запрещено заниматься практикой. [ 13 ] Эта вторая теория была разработана с течением времени: Кейт Херд-Мид в 1938 году предположила, что женщинам было запрещено заниматься медицинской практикой, потому что их обвиняли в совершении абортов. [ 14 ] Эту версию истории повторили последующие авторы, такие как Маргарет Алик в 1986 году и Элизабет Оукс в ее «Энциклопедии мировых ученых» в 2007 году. [ 15 ]
Различные элементы истории Агнодики имеют параллели в других греко-римских историях. Например, в версии Гигина мифа о Прокриде и Цефале Прокрис маскируется под мужчину и открывается Цефалу, подняв тунику. Группы женщин, поднимающих юбки, также появляются в мифах (как в рассказе Плутарха о Беллерофонте и ликийских женщинах) и истории (в рассказах Геродота и Диодора Сицилийского ). [ 16 ] Если историю Агнодис интерпретировать в этом контексте, а не как исторический факт, Хелен Кинг утверждает, что два случая поднятия юбки в этой истории служат, во-первых, для того, чтобы подчеркнуть сходство Агнодики с женщинами, с которыми она обращается, и, во-вторых, ее отличие от мужчин Афины. [ 17 ] Широкая линия истории Агнодики – маскировка под мужчину, обвинение в аморальном поведении и выставление напоказ, чтобы доказать свой пол и невиновность – также соответствует легенде о раннехристианской мученице Евгении . [ 18 ]
Влияние на женщин в медицине
[ редактировать ]История Агнодики использовалась с шестнадцатого века, чтобы создать прецеденты для ряда гендерных вариантов в медицинской профессии. [ 8 ] Таким образом, ее использовали как на пике развития акушерства среди мужчин в восемнадцатом веке, так и в борьбе женщин за вступление в медицинскую профессию в девятнадцатом веке. Элизабет Селье , «папская акушерка» семнадцатого века, позиционировала себя как современная Агнодис. [ 19 ] Хотя она фигурирует в списке «Кто что открыл/изобрёл», она представлена скорее как человек, который устраняет разрыв между знаниями врачей-мужчин («некий Герофил») и передачей этих знаний женщинам, которые стесняются показать свои тела врачу-мужчине. [ 20 ]
Однако другие восприняли историю Агнодики как отрицательный пример: например, Огастес Кинсли Гарднер в 1851 году прочитал лекцию, в которой утверждал, что «буквально не было сделано никаких улучшений» за «многие столетия», когда акушерство было женской профессией, сравнивая Поздравляем женщину, делающую аборты в XIX веке, мадам Рестелл . [ 21 ] [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Паркер 2016 , с. 252.
- ^ Кинг 1986 , стр. 53–4.
- ^ Помрой 1977 , стр. 51–68.
- ^ Король 2013 , с. 59.
- ^ Король 2013 , с. 184.
- ^ Ретиф и Силлиерс 2006 , с. 178.
- ^ Кинг 1986 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Кинг, Хелен (18 октября 2017 г.). «Агнодис: чтение повести» . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Кинг 1986 , с. 54.
- ^ Гринхилл 1870 .
- ^ Король 2013 , с. 164.
- ^ Король 2013 , с. 165.
- ^ Кинг 1986 , с. 55.
- ^ Кинг 1986 , с. 56.
- ^ Кинг 2013 , стр. 162–164.
- ^ Кинг 1986 , стр. 61–62.
- ^ Кинг 1986 , с. 68.
- ^ Король 2013 , с. 138.
- ^ Кинг 1986 , стр. 58–59.
- ^ Грин 2008 , с. 31–33.
- ^ Король 2013 , с. 57.
- ^ Гарднер 1852 , стр. 8–9, 26.
Ссылки
[ редактировать ]- Алик, Маргарет (1986). Наследие Гипатии: история женщин в науке от античности до конца девятнадцатого века . Лондон: Женская пресса. ISBN 0704339544 .
- Спрос, Нэнси Х. (1994). Рождение, смерть и материнство в классической Греции . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0801847621 .
- Флемминг, Ребекка (2007). «Женщины, письмо и медицина в классическом мире» . Классический ежеквартальный журнал . 57 : 257–279. дои : 10.1017/s0009838807000225 . S2CID 171045159 .
- Грин, Моника Х. (2008). Сделать женскую медицину мужской: рост мужского авторитета в досовременной гинекологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191549526 .
Гринхилл, Уильям Александр (1870). «Агнодис» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. п. 74.
- Гарднер, Август (1852). История искусства акушерства: лекция, прочитанная в Колледже врачей и хирургов 11 ноября 1851 года . Нью-Йорк: Стрингер и Таунсенд.
- Кинг, Хелен (2013). Однополое тело на суде: классические и ранние современные доказательства . Фарнем: Эшгейт. ISBN 978-1-4094-6336-8 .
- Кинг, Хелен (1986), «Агнодика и профессия врача», Труды Кембриджского филологического общества , 32 : 53–77, doi : 10.1017/S006867350000482X , S2CID 76126660
- Марланд, Хилари (1993). Искусство акушерства: ранние современные акушерки в Европе . Лондон: Рутледж. ISBN 0415064252 .
- Ретиф, ФП; Сильерс, Л. (2006), «Рука исцеления: роль женщин в греко-римской медицине», Acta Theologica , 26 (2)
- Паркер, Сара Э. (2016). « Однополое тело на суде: классические и ранние современные свидетельства Хелен Кинг (обзор)». Канадский бюллетень истории медицины . 33 (1).
- Помрой, Сара (1977). «Technikai kai mousikai: Образование женщин в четвертом веке и в эллинистический период». Американский журнал древней истории . 2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Генри Гардинер Адамс, изд. (1857). « Агнодис ». Циклопедия женской биографии : 16. Викиданные Q115390384 .