Провозглашение Германской империи (картины)
Провозглашение Германской империи (18 января 1871 г.) — название нескольких исторических картин немецкого художника Антона фон Вернера .
18 января 1871 года Антон фон Вернер присутствовал на провозглашении Германской империи в Версале в качестве художника. В последующие годы он через большие промежутки времени выпустил несколько версий имперской прокламации, две из которых были показаны на видных местах Берлина . Только третья версия сохранилась до Отто фон Бисмарка последней резиденции , Фридрихсру , и теперь открыта для публики. Это наиболее воспроизводимая картина Имперской прокламации .
Поскольку три картины демонстрируют сильные различия, изображения представляют собой большую документальную и историческую дихотомию. Фон Вернер, очевидно, адаптировал их к пожеланиям своих клиентов. Одежда Бисмарка на первой картине не соответствует одежде двух других картин. Бисмарк одет в белую парадную форму на второй и третьей картинах, что ставит его в центр внимания зрителя. На самом деле, в Версале он был одет в синюю куртку. он держал орден Pour le Mérite Кроме того, на белом мундире , который получил в 1884 году. В третью версию входил и военный министр Альбрехт фон Роон , не участвовавший в провозглашении Версаля. На первой, второй и третьей картинах великий герцог Баденский вызывает нового императора. Перспектива создает впечатление, что имперское провозглашение было прежде всего делом князей и военных.
Фон Вернер начал работу над картиной как один из самых активных и влиятельных немецких художников.
Первая картина, 1877 г.
[ редактировать ]В 1870 году фон Вернер провел заключительную фазу франко-прусской войны в штабе Третьей армии под предводительством прусского наследного принца Фридриха Вильгельма . В январе 1871 года последний предложил ему поехать из Карлсруэ в «Большой штаб» в Версальском дворце, чтобы «испытать что-то достойное вашей кисти». [ 1 ] Фон Вернер был проинформирован о провозглашении Германской империи только 18 января. Наследного принца впечатлил дизайн Версальского дворца, который представлялся посетителям как национальный памятник Франции, украшенный историческими картинами. Он хотел чего-то подобного и для Берлина, но, в отличие от Наполеона Бонапарта , ему не пришла в голову мысль, что предстоящая церемония будет предназначена художником для потомков. Наполеон позволил Жаку-Луи Давиду инсценировать обстановку и внешний вид актеров в его императорской короне для исторической картины. [ 2 ]
Прусская церемония в Зеркальном зале была короткой и простой. В вытянутой галерее со стороны окна стояли прусские и баварские солдаты, а со стороны зеркала — их офицеры, смешанные с некоторыми другими южногерманскими армиями. Король в сопровождении немецких князей и своей свиты перешёл по решетке на середину, где был воздвигнут полевой алтарь. Там капеллан потсдамской армии отслужил богослужение, во время которого хор пел « Nun danken alle Gott» ( «Спасибо всем нашему Богу »). Затем группа вышла на плоскую платформу в конце галереи, где в центре стояли принцы и Уильям. Бисмарк, стоявший внизу в окружении военачальников, читал императорскую прокламацию. Вслед за этим великий герцог Баденский издал «Хох» («Ура») «Его Величеству императору Вильгельму», которое присутствующие повторили трижды. Церемония закончилась, а призывы среди войск, расквартированных во дворце и парке, продолжались. [ 3 ]
Во время богослужения Вернер быстро зарисовал главных героев в непосредственной близости от императора. Позже он изображал князей, представителей ганзейских городов и многочисленных офицеров. В ходе работы сложились почти дружеские отношения с наследным принцем, а также личные отношения с федеральным канцлером Бисмарком и императором Вильгельмом.
Перед Вернером стояла задача изобразить решетку , образующую солдат с офицерами на галерее, и князей, группировавшихся вокруг них. На соседней картине маслом Виктора Башеро-Ревершона (1842-1885) показано сравнительно узкое пространство, с конца которого уже была убрана плоская галерея для императора. Важно было также сфотографировать потолочные росписи, прославляющие Людовика XIV как завоевателя немецких земель и городов. Уже в январе 1871 года последовал эскизный проект, а позже и модель, которую утвердил наследный принц. [ 4 ]
Картина была заказана для берлинского городского дворца . Вернер определил формат изображения в соответствии с местом, которое он выбрал в «Белом зале», самом большом замке, который использовался для общественных мероприятий, таких как открытие Рейхстага и Большого двора. Его визит стал завершением и кульминацией экскурсий по представительным залам замка, в которых ежедневно принимали участие несколько сотен платных посетителей. [ 5 ] Картина стояла у окна, откуда открывался вид на Унтер-ден-Линден . [ 6 ] Когда Вильгельм II в 1892 году перепроектировал зал, картина поместилась только в проем размером 9,5 х 9,7 м в западном конце картинной галереи, потеряв таким образом свой эффект. После преобразования Вильгельмом II картинной галереи в галерею гобеленов в 1914 году, а также в последующие годы Веймарской республики и периода национал-социализма картина оставалась, как и большинство «родительских картин» замка, в глазах посетителей. Штаб Вернера в замке сгорел во время Второй мировой войны 2 февраля 1945 года во время воздушного налета на Берлин .
Вторая картина, 1882 г.
[ редактировать ]Большая популярность картины побудила Вильгельма I поручить Вернеру изготовление императорской прокламации в недавно построенном Зале славы прусской армии в берлинском Цойгаузе . Там, напротив входа в Зал Правителя , две настенные росписи Вернера обрамляли фигуру победоносной богини Виктории фон Фрица Шапера . Слева была коронация Фридриха III как прусского короля в 1701 году, а справа — провозглашение Вильгельма I императором Германии в 1871 году. купол, расписанный Фридрихом Гезельшапом Над куполом возвышался .
Вернер разработал фронтальную экспозицию, изображающую Вильгельма на высокой платформе в окружении немецких князей. На самом низком уровне к нему, Роону, Мольтке и другим немецким командирам обратился Бисмарк, которого Вернер делал упор на цветовую композицию с белыми мундирами. На переднем плане справа от картины можно было увидеть ликующих офицеров, а слева - большую группу простых солдат. Тем временем две аллегорические фигуры держали герб Императора. Уильям отверг замысел Вернера как нереалистичный, тем более что Роон не принимал участия в церемонии. Однако он согласился с формой Бисмарка, которая также была неточной. «Вы правы, он был неправильно одет». [ 7 ]
Из-за меньшей ширины картины Вернеру пришлось значительно уменьшить размер картины. В фигуре Вильгельма I, наследного принца и великого герцога Баденского остались только принцы семи более крупных государств. Вернер еще больше сократил группу офицеров, поместив на передний план Георга фон Камеке , который теперь был назначен военным министром, а остальные отошли в тыл. Прусская армия вместе с Баварией теперь была документирована рукой прусского генерала Леонарда фон Блюменталя с его баварским товарищем Якобом фон Хартманном , что подчеркивалось его высокой шевелюрой и голубой униформой.
-
Картина для Зала славы в берлинском Цойхаусе, 1883 г., настенная роспись, холст, восковые краски, 5,0 х 6,0 м, потерянный во время войны.
-
Картина Гезельшапа «Воскрешение императора» в куполе, включая фрески Виктории и Вернера.
-
Деталь. Вильгельм и его зять, великий герцог Фридрих I Баденский (справа)
-
Деталь, среди прочего, с Якобом фон Хартманном.
-
Деталь, среди прочего, с наследным принцем Фридрихом III и герцогом Эрнестом II Саксен-Кобург-Готским (крайний слева)
При восприятии второй картины часто было проблематично то, что некоторые особенности, такие как теперь белая униформа Бисмарка и его награда Pour le Mérite, не соответствуют реальной исторической ситуации 1871 года. Вернер, однако, намеренно изобразил участников. в имперской прокламации в соответствии с реальными обстоятельствами 1882 года, то есть через десять лет после основания Империи . [ 8 ] Фигуры постарели на добрых десять лет и в то же время приобрели большую значимость. Император теперь был больше, чем просто primus inter pares , и Бисмарк получил орден. Томас В. Гетгенс, таким образом, приписал этому образу функцию, заключающуюся в том, что «это не описание истории, а подтверждение настоящего с помощью событий прошлого». [ 9 ]
Таким образом, по мнению Уильяма, вторая картина возникла как часть первой с сильным акцентом на фигурах Вильгельма до принцев и флагов и Бисмарка до командиров и офицеров. Только строгий кирасир слева на переднем плане представляет простых солдат, а именно Луи Штельмахера из Лихена полка Gardes du Corps (см. рисунок).
Настенная живопись пережила воздушные налеты на Цойгауз в ноябре 1943 года, но больше не находилась в раме после дальнейшего повреждения здания в конце войны. [ 10 ]
Третья картина, 1885 г.
[ редактировать ]Вторая картина Вернера, как и «Зал славы», также имела большой успех. Семья Гогенцоллернов с энтузиазмом просила Вернера написать еще одну картину с изображением имперской прокламации и подарить ее «железному канцлеру» Бисмарку на его 70-летие в 1885 году. В те времена Вернер мог удовлетворить свое желание, только раскрасив черно-белое изображение. модель Цойгауза. И снова участники подросли. В конце марта 1885 года Вернер использовал визит к великому герцогу Баденскому в его мастерскую, чтобы обновить изображение картины. [ 11 ] Единственным исключением был Роон , который умер в 1879 году и не присутствовал в 1871 году. Вильгельм I настоял на том, чтобы поместить его на картину из-за его близких отношений с Бисмарком. Вернер изобразил Роона так, как будто он был участником прокламации. Он несколько раз изображал его на картинах, посвященных франко-прусской войне. Вернер пожертвовал отпечатком руки Хартмана вместе с Блюменталем ради площади Роона. Оба настолько сблизились друг с другом, что теперь обращение Хартмана к Блюменталю кажется немотивированным.
Четвертая картина, 1913 год.
[ редактировать ]В 1913 году Вернер создал едва воспроизведенную четвертую картину «Императорское провозглашение» в качестве настенной росписи для нового здания Королевской гимназии во Франкфурте-на-Одере (холст, восковые краски, 4,90 х 7,50 м). Внешний вид этой картины не передался. Во время Второй мировой войны он остался неповрежденным, но был потерян после 1945 года. [ 12 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доминик Бартманн (ред.): Антон фон Вернер. История в картинках. Хирмер, Мюнхен, 1993 г., ISBN 3-7774-6140-7 (Каталог выставки).
- Доминик Бартманн: Антон фон Вернер. Об искусстве и художественной политике в Германской империи. Немецкое издательство искусствоведения, Берлин, 1985 г., ISBN 3-87157-108-3 .
- Томас В. Гетгенс : Антон фон Вернер, провозглашение Германской империи; историческая картина меняющейся прусской политики. Фишер, Франкфурт-на-Майне, 1990 г., ISBN 3-596-10325-8 .
- Питер Парет : «Провозглашение императора в Версале» Антона фон Вернера. В: Питер Парет: Искусство как история. Культура и политика от Мензеля до Фонтане. CH Бек, Мюнхен 1990, ISBN 3-406-34425-9 , С. 193–210.
- Ганс-Кристиан Кокаль: Способы представления имперского провозглашения в Версале. В: Тобиас Аранд (ред.): «Какой поворот событий по провидению Божьему». Франко-германская война 1870/71 года и формы ее исторической памяти в обеих странах от Империи до наших дней. Центр подготовки учителей, Мюнстер, 2005 г., ISBN 3-934064-57-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цитата Гетгенса: Антон фон Вернер, провозглашение Германской империи; историческая картина меняющейся прусской политики. Фишер, Франкфурт-на-Майне, 1990, стр. 9.
- ↑ О произведении Дэвида см. «Майкл Зауэр : Картинки на уроках истории». Калмейер, Зельце-Фельбер 2000, ISBN 3-7800-4923-6 , С. 113.
- ↑ Описание церемонии в Гетгенсе: Антон фон Вернер. Прокламация , стр. 14–17.
- ^ Об этом Гетгенсе: Антон фон Вернер. Прокламация , стр. 18, 22; Предварительный этюд маслом, 78 × 158 см, частное собрание в Саксонии, утеряно.
- ^ Э. Хеннингс: Королевский дворец в Берлине. Путеводитель по его достопримечательностям. Самостоятельное издание автора, Берлин, без даты [около 1906 г.], для изображения и картинной галереи (внизу) стр. 31, для количества посетителей стр. 6.
- ^ О реконструкции Герд Пешкен, Ханс-Вернер Клюннер: Берлинский дворец. Классический Берлин. В сотрудничестве с Фрицем-Ойгеном Келлером и Тило Эггелингом. Пропилеи, Берлин 1991 г., ISBN 3-549-06652-X , стр. 490–492, в галерею картин и гобеленов (ниже), стр. 487 f.
- ^ См. Бартманн 1985, стр. 114.
- ^ Это редко признается, например: Дитрих Грюневальд (ред.): Открытие искусства. Корнельсен, Берлин, 2009 г., стр. 15.
- ^ Гетгенс: Антон фон Вернер, провозглашение Германской империи; историческая картина меняющейся прусской политики. Фишер, Франкфурт-на-Майне, 1990, стр. 64.
- ↑ См. изображения разрушенного зала правителя в книге Регина Мюллер: Берлинская оружейная палата. История здания. Бранденбургский Верлагсхаус, Берлин, 1994 г., ISBN 3-89488-055-4 , стр. 146 (№ 246, ноябрь 1943 г.) и 256 (№ 253, 1945 г.).
- ^ Гетгенс: Антон фон Вернер, провозглашение Германской империи; историческая картина меняющейся прусской политики. Фишер, Франкфурт-на-Майне, 1990, стр. 65.
- ^ Бартманн: Антон фон Вернер. Об искусстве и художественной политике в Германской империи , с.