Хари Селдон
Хари Селдон | |
---|---|
Основополагающий персонаж | |
![]() Хари Селдон, изображенный на обложке переиздания журнала Foundation в США 1986 года . Искусство Майкла Уилана . | |
Первое появление | « Фундамент » (1942) |
Последнее появление | Триумф Фонда (1999) |
Создано | Айзек Азимов |
На фото | Джаред Харрис Фонд (2021 – настоящее время) |
Озвучивает | Уильям Идл Трилогия Фонда (1973) |
Информация во вселенной | |
Пол | Мужской |
Занятие |
|
Принадлежность |
|
Супруг |
|
Дети | Рэйч Селдон (приемный) |
Хари Селдон — вымышленный персонаж серии «Основание романов Айзека Азимова » . В качестве профессора математики в Стрилингском университете на планете Трантор Селдон разрабатывает психоисторию , алгоритмическую науку, которая позволяет ему предсказывать будущее в вероятностных терминах. На основе своей психоистории он способен предсказать возможное падение Галактической Империи и разработать средства, позволяющие сократить последующие тысячелетия хаоса.
В первых пяти книгах серии «Основание » Хари Селдон появился во плоти только один раз, в первой части первой книги ( «Основание» ), хотя в других случаях он появлялся в заранее записанных сообщениях, чтобы раскрыть « Селдонский кризис». Написав пять книг в хронологическом порядке, Азимов задним числом добавил две книги, чтобы подробно рассказать о происхождении психоистории. Два приквела — «Прелюдия к основанию» и «Вперед, к основанию » — очень подробно описывают жизнь Селдона. Он также является центральным персонажем второй трилогии «Основание», написанной после смерти Азимова ( «Страх основания» Грегори Бенфорда , «Основание и хаос» Грега Бира и «Триумф основания» Дэвида Брина ), действие которых происходит после двух приквелов Азимова.
Селдон озвучивает Уильям Идл в нескольких эпизодах BBC Radio 4 адаптации 1973 года «Трилогия Фонда» и изображается Джаредом Харрисом в Apple TV+ адаптации телесериала 2021 года «Фонд» .
Появления
[ редактировать ]Хари Селдон впервые упоминается в рассказе « Основание », опубликованном в журнале Astounding Science Fiction в мае 1942 года, как создатель психоистории, а ближе к концу появляется в виде заранее записанной голограммы. История была переименована в «Энциклопедисты» и собрана вместе с четырьмя другими в Фонде в 1951 году. «Психоисторики» изображают Селдона, преданного суду Комиссией общественной безопасности за его мрачные предсказания о возможном падении Галактической Империи, после чего он сослан на далекую планету Терминус . [1] : 23–24 [2] Заранее записанные сообщения Селдона продолжают появляться в фильмах «Основание и Империя» (1952) и «Второе основание» (1953), а также в более поздних сиквелах «Грань Фонда» (1982) и «Основание и Земля» (1986). Он показан как главный герой в двух приквелах Азимова: «Прелюдия к основанию» (1988) и «Вперед, к основанию» (1993). [1] : 23–28
Описывая «Психоисториков» как «28 страниц непрерывного построения мира», Джош Уиммер и Аласдер Уилкинс из Gizmodo написали, что в этой истории «Хари Селдон не столько персонаж, сколько живое воплощение психоистории, неземной присутствие такого же близкого человека, как Гэндальф . Только в «Прелюдии к Основанию » Селдон стал настоящим персонажем». [3]
Сюжетная линия
[ редактировать ]Вымышленная биография
[ редактировать ]Первый министр Галактической Империи и психоисторик Хари Селдон родился в 10-м месяце 11 988-го года Галактической Эры (ГС) (-79 Эры Основания (ФЭ)) и умер в 12 069 ГЭ (1 Э). [а] [б]
Он родился на планете Геликон в секторе Арктур , где его отец работал выращивателем табака на гидропонном заводе. Он проявляет невероятные математические способности в очень раннем возрасте.
ХАРИ СЕЛДОН –… родился в 11 988-м году Галактической Эры; умерло 12 069 человек. Даты чаще всего приводятся в терминах нынешней Эры Основания: от –79 до 1 года FE. Родился в семье представителей среднего класса на Геликоне, сектор Арктур (где его отец, согласно легенде сомнительной достоверности, был выращивателем табака в гидропонные растения планеты), он с ранних лет проявлял удивительные способности к математике. Анекдоты о его способностях бесчисленны, а некоторые противоречивы. Говорят, что в двухлетнем возрасте он...
Он также изучает боевые искусства на Геликоне, которые позже помогут ему на Транторе, основным искусством которого является геликонианское скручивание (форма, по-видимому, равная частям джиу-джитсу , крав-мага и борьбы сабмишн ). Говорят, что Геликон «менее примечателен своей математикой и больше боевыми искусствами» ( «Прелюдия к Основанию »). Селдону присвоена степень доктора философии. получил степень доктора математики за работу по турбулентности в Геликонском университете. [5] Там он становится доцентом, специализирующимся на математическом анализе социальных структур. [5] : с. 73 : с. 76
Селдон является предметом биографии Гаала Дорника . Селдон — императора Клеона I второй и последний первый министр , первым из которых был Это Демерзель / Р. Дэниел Оливау . Он свергнут с поста первого министра после убийства Клеона I.
Селдон, Хари… . . найден мертвым, упавшим на стол в своем кабинете в Университете Стрилинга в 12 069 (1 FE). Очевидно, Селдон до последних минут работал над психоисторическими уравнениями; его активированный Прайм Сияющий был обнаружен зажатым в руке. Согласно инструкциям Селдона, инструмент был отправлен его коллегой Гаалом Дорником, недавно эмигрировавшим на Терминус. Тело Селдона было выброшено в космос, также в соответствии с полученными им инструкциями. Официальная поминальная служба на Транторе была простой, хотя и присутствовала на ней. Примечательно, что на мероприятии присутствовал старый друг Селдона, бывший первый министр Это Демерзель. Демерзеля не видели с момента его загадочного исчезновения сразу после Джоранумского заговора во время правления императора Клеона I. Попытки Комиссии общественной безопасности найти Демерзеля в дни после мемориала Селдона оказались безуспешными. Ванда Селдон , внучка Хари Селдона, на церемонии не присутствовала. Ходили слухи, что она была убита горем и отказалась от любых публичных выступлений. По сей день ее местонахождение с тех пор остается неизвестным. Было сказано, что Хари Селдон оставил эту жизнь такой, какой она была, потому что он умер вместе с созданным им будущим, разворачивающимся вокруг него.
Фундамент
[ редактировать ]Используя психоисторию, Селдон математически определяет то, что он называет «Планом Селдона» — планом определения правильного времени и места для создания нового общества, которое заменит разрушающуюся Галактическую Империю чистой силой социального давления, но всего за тысячу лет. отрезок времени в год, а не от десяти до тридцати тысяч лет, который обычно требовался бы, и таким образом уменьшить человеческие страдания от жизни во времена варварства. Фонд расположен на Терминусе , отдаленной и бедной ресурсами планете, полностью населенной учеными и их семьями. Планета – по крайней мере, так утверждал Селдон – изначально была занята для создания Галактической Энциклопедии , обширного сборника знаний умирающей галактической империи. На самом деле Терминус сыграл гораздо большую роль в его Плане, которую ему пришлось поначалу скрывать от его жителей.
Прелюдия к основанию
[ редактировать ]Селдон посещает Трантор, чтобы присутствовать на Десятилетнем математическом съезде. Он представляет статью, в которой указывается, что теоретически можно предсказать будущее Галактической Империи. Он способен показать, что галактическое общество можно представить в модели, более простой, чем оно само (за конечное число итераций, прежде чем появление хаотического шума размывает распознаваемые наборы событий). [5] : с. 148 Он делает это, используя технику, изобретенную в прошлом веке. Поначалу Селдон понятия не имеет, как это можно сделать на практике, и вполне уверен, что никто на самом деле не сможет реализовать такую возможность. Вскоре после своего выступления он становится громоотводом для политических сил, желающих использовать психоисторию в своих целях. Остальная часть романа повествует о его полете, который длится около года и который переносит его через сложный и разнообразный мир Трантора. Спасаясь от различных политических фракций, он обнаруживает, как психоисторию можно сделать практической наукой. Именно в этом романе он знакомится со своей будущей женой Дорс Венабили , будущим приемным сыном Рэйчем Селдоном и будущим партнером Юго Амарил .
Вперед Фонд
[ редактировать ]Этот роман рассказан как последовательность рассказов , как и в оригинальной трилогии. Они происходят с интервалом в десять или более лет и рассказывают историю жизни Хари, начиная примерно через десять лет после Прелюдии и заканчивая его смертью. В этих историях его все более успешная профессиональная жизнь противопоставляется все более неудачной личной жизни.
Селдон вмешивается в политику, когда Это Демерзель становится мишенью клеветнической кампании, проводимой Ласкином Джоранумом. В конце концов он занимает место Демерзеля на посту первого министра, несмотря на его нежелание делить свое внимание между правительством и развитием психоистории. Его карьера подходит к концу, когда Клеон I убит своим садовником (случайное событие, которое Селдон не мог предсказать) и захватом власти военной хунтой. Селдон в конечном итоге вызывает падение хунты, делая тонкие ложные намеки на то, что предвидит Психоистория, что приводит к тому, что хунта принимает непопулярные решения. Однако агент хунты внутри команды Селдона, сделав вывод, что Дорс - робот, строит устройство, которое в конечном итоге убивает ее, оставляя Селдона убитым горем. Спустя годы Селдон обнаруживает, что его внучка Ванда обладает телепатическими способностями, и начинает искать таких же, как она, но безуспешно. В конце концов Рэйч решает перевезти свою семью на планету Сантанни, но Ванда предпочитает остаться со своим пожилым дедушкой. Однако сразу после их прибытия на планете вспыхивает восстание, и Рэйч погибает в бою. Его жена и ребенок теряются, когда исчезает их корабль. В конце концов Селдон находит Стеттина Палвера, еще одного телепата, который становится мужем Ванды, и эта пара в конечном итоге играет важную роль в создании Второго Фонда.
Селдон упоминает два местных вида Геликона: ламеков и грети. Первый - трудолюбивое животное, а второй опасен, о чем свидетельствует поговорка местного геликона: «Если вы сядете на грети, вы обнаружите, что не можете сойти, потому что тогда оно вас съест». Поговорка аналогична древней китайской пословице «Тот, кто едет на тигре, тому трудно спешиться», а слова ламек и грети являются анаграммами слов «верблюд » и «тигр» соответственно.
В старости он получил прозвище Ворон за мрачные предсказания будущего.
В адаптациях
[ редактировать ]
Селдон озвучивает Уильям Идл в нескольких эпизодах BBC Radio 4 адаптации 1973 года «Трилогия Фонда» . [7] [8]
Селдон изображается Джаредом Харрисом в Apple TV + адаптации телесериала Фонде 2021 года . [9] [10] О его кастинге было объявлено в октябре 2019 года. [11]
Современное влияние
[ редактировать ]Историк Ян Моррис обсудил применимость и вдохновение Хари Селдона к статистике и прогнозированию. [12] Имя Хари Селдона упоминается в статье в The Economist, в которой обсуждается использование статистики в эпидемиологии , процесс, посредством которого общества меняют коллективное политическое мышление, и «общая компьютерная модель общества». [13] Селдона также довольно часто называют в исследованиях метафорическим литературным ориентиром. [14] [15]
Фил Пинн предположил в Forbes , что психоистория Селдона проявляется в сегодняшнем появлении больших данных . [16] Тома Беллсторфа по имени Селдон даже назвали «образцовой фигурой» в исследованиях больших данных. [17] В 2019 году термин «алгоритм Селдона» был выбран в честь персонажа новых методов искусственного интеллекта , призванных избежать нежелательного поведения в системах принятия решений. [18]
В число людей, которые отдают должное Хари Селдону за сделанный ими выбор карьеры, входят экономист и New York Times обозреватель Пол Кругман. [19] и американский политик Ньют Гингрич . [20] Французский политик Жан-Люк Меланшон также называет Селдона одним из своих метаполитических источников вдохновения. [21]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно «Галактической энциклопедии» (вымышленная энциклопедия Азимова, часто цитируемая в его будущих исторических романах), «считается, что дата рождения Селдона, которую некоторые считают сомнительной, могла быть скорректирована так, чтобы соответствовать дате рождения Клеона», последнего галактического императора династии Энтун. ( Прелюдия к Основанию , стр. 3).
- ↑ В саге Азимова Галактическая эра начинается с основания Галактической Империи в неизвестную дату, примерно через 11 000 лет в будущем: временную шкалу можно определить из некоторых намеков, которые Азимов дал в других своих научно-фантастических произведениях, включая серии «Робот» и «Империя» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ганн, Джеймс (1982). Айзек Азимов: Основы научной фантастики (пересмотренная редакция 2005 г.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-8108-5420-1 . Архивировано из оригинала 8 марта 2024 года . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Армстронг, Нил (20 сентября 2021 г.). « Основание : «Неснимаемая» научно-фантастическая эпопея теперь на наших экранах» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Виммер, Джош; Уилкинс, Аласдер (9 мая 2011 г.). Айзека Азимова « Фонд : Маленькая идея, ставшая крупнейшим сериалом научной фантастики» . Гизмодо . Архивировано из оригинала 26 февраля 2024 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Азимов, Исаак (1951). Фундамент . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-05047-Х . ОСЛК 2680406 .
- ^ Перейти обратно: а б с Азимов, Исаак (1988). Прелюдия к Основанию . Издательство ХарперКоллинз. п. 285. ИСБН 9780008117481 . OCLC 1105087464 .
- ^ Азимов, Исаак. Вперед фундамент . Нью-Йорк. ISBN 0-385-24793-1 . ОСЛК 27267037 . Архивировано из оригинала 27 марта 2024 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ « Трилогия Фонда » . СайФайМайк . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ BBC Radio «Возврат в четверг: трилогия The Foundation (1973)» . 27 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Роббинс, Джейсон (15 октября 2021 г.). « Руководство по актерскому составу и персонажам Foundation : кто кого играет в адаптации Apple TV + Азимова» . Коллайдер . Архивировано из оригинала 20 июля 2023 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ О'Киф, Меган (16 сентября 2021 г.). « Основание Apple TV+: как Дэвид С. Гойер работал с поместьем Азимова над обновлением классической научной фантастики» . Решай . Архивировано из оригинала 4 октября 2021 года . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Осиелло, Майкл (22 октября 2019 г.). классической научной фантастики» Айзека Азимова «Ли Пейс и Джаред Харрис сыграют главные роли в 10-серийной адаптации « Фонда на Apple TV+» . ТВЛайн . Архивировано из оригинала 22 октября 2019 года . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Моррис, Ян (2010). Почему Запад правит – на данный момент: закономерности истории и что они говорят о будущем . Макклелланд и Стюарт. п. 581. ИСБН 9781551995816 .
- ^ — Доктор Селдон, я полагаю? . Экономист . 23 февраля 2013. Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Гэддис, Джон Льюис (зима 1992–1993 гг.). «Теория международных отношений и конец холодной войны». Международная безопасность . 17 (3). MIT Press: 5–58. дои : 10.2307/2539129 . JSTOR 2539129 . S2CID 14897416 .
- ^ Филлипс, Нельсон; Зиглидопулос, Стелиос (ноябрь 1999 г.). «Обучение у Фонда: психоистория Азимова и пределы теории организации». Организация . 6 (4): 591–608. дои : 10.1177/135050849964002 . S2CID 145493820 .
- ^ Пинн, Фил. «Большие данные: это прямо из научной фантастики?» . Гиро . Форбс. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Бёлльсторфф, Том (21 сентября 2013 г.). «Создание больших данных в теории» . Первый понедельник . 18 (10). дои : 10.5210/fm.v18i10.4869 .
- ^ Томас, Филип С.; Кастро да Силва, Бруно; Бартол, Эндрю Г.; Жигер, Стивен; Брун, Юрий; Бранскилл, Эмма (22 ноября 2019 г.). «Предотвращение нежелательного поведения интеллектуальных машин» . Наука . 366 (6468). АААС: 999–1004. Бибкод : 2019Sci...366..999T . дои : 10.1126/science.aag3311 . ПМИД 31754000 . S2CID 208225074 .
- ^ Ларисса МакФаркуар (1 марта 2010 г.). «Дефляционист» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года . Проверено 3 апреля 2016 г.
- ^ Лизза, Райан (8 декабря 2011 г.). «Когда Ньют встретил Хари Селдона» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 21 декабря 2011 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Видео. Голограмма Меланшона вдохновлена классической научной фантастикой Айзека Азимова «Основание» . Информация о французском телевидении . 22 марта 2018 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2018 года . Проверено 22 июня 2018 г.