Агата Бэкер Грондал

Агата Урсула Бакер Грёндал (1 декабря 1847 — 4 июня 1907) — норвежская пианистка и композитор . Ее сын Фритьоф Бакер-Грёндал (1885–1959) также был пианистом и композитором, который продвигал композиции своей матери на своих концертах.
Биография
[ редактировать ]Агата Урсула Бакер родилась в Холместранде в 1847 году. [ 1 ] в богатой и любящей искусство семье, будучи второй младшей из четырех сестер, одаренных рисованием и музыкой. В 1857 году она переехала с семьей в Христианию , где училась у Отто Винтер-Хьельма , Хальвдана Кьерульфа и Людвига Матиаса Линдемана . [ 1 ] Между 1865 и 1867 годами она стала ученицей Теодора Куллака и изучала композицию у Рихарда Вюрста в Академии тонкунста в Берлине . [ 1 ] где она жила вместе со своей сестрой Гарриет Бэкер . [ 2 ] Там она получила известность благодаря интерпретации Бетховена « Императорского » концерта .
После прибытия в Норвегию в 1868 году она дебютировала с Эдвардом Григом , которому тогда было 26 лет, в качестве дирижера Филармонического общества. [ 2 ] Рекомендация Оле Булла привела к дальнейшим исследованиям у Ганса фон Бюлова во Флоренции в 1871 году. [ 1 ] [ н 1 ] Позже в том же году она играла в Гевандхаусе в Лейпциге , став ученицей Ференца Листа в Веймаре в 1873 году. [ 1 ] В 1874 году она вышла замуж за дирижера и учителя пения Олауса Андреаса Грёндала и с тех пор была широко известна как Агата Баккер Грёндал . [ 3 ] Во второй половине 1870-х годов она построила выдающуюся карьеру пианистки, давая серию концертов в странах Северной Европы, а также с большим успехом играя в Лондоне и Париже .

В 1889 и 1890 годах она давала концерты в Лондоне и Бирмингеме с обширной программой, включая фортепианный концерт Грига . [ 2 ] провозгласил ее одним из величайших фортепианных исполнителей века После этого Джордж Бернард Шоу , который также отметил чувствительность, симметрию и художественную экономию ее композиций. [ 4 ] На Всемирной выставке в Париже в 1889 году она повторила свой успех с блестящей интерпретацией фортепианного концерта Грига. [ 2 ] Именно тогда у нее начались проблемы с нервами, хотя в конце концов она возобновила артистическую карьеру в качестве пианистки. Позже, в 1890-х годах, она почти полностью оглохла . Осенью 1901 года она дала свои последние концерты в Швеции и Финляндии. Затем она занялась преподавательской деятельностью.
Как учитель она была заметно успешной и влиятельной. Среди ее учениц были Эрика Стэнг и Берта Таппер . Ее дети учились у нее и причисляются к ее одаренным ученикам. Она была автором многих песен и большого количества музыки для фортепиано и как пианистка, и как композитор стоит во главе современной музыки Норвегии. [ 5 ] Агата Бакер Грёндал умерла в своем доме в Ормойе , недалеко от Христиании, в возрасте 59 лет. [ 2 ] Сегодня ее больше всего помнят по ее фортепианным пьесам и песням.
Композиционный стиль
[ редактировать ]Агата Бакер Грёндал сыграла важную роль в период, который часто называют золотым веком истории норвежской музыки. Всего она сочинила около 400 произведений, охватывающих семьдесят номеров опусов. Она была видным персонажем на норвежской музыкальной сцене и близким другом Эдварда Грига . Ее ранние композиции синтезировали преобладающие фортепианные и стилистические идеи Европы 1850-х годов. Однако в более поздние годы ее стиль изменился и предвосхитил некоторые импрессионистические идеи начала двадцатого века, что в конечном итоге побудило композитора Полину Холл назвать ее первым настоящим норвежским импрессионистом.
Список работ
[ редактировать ]Песни
[ редактировать ]- 3 песни, соч. 1 (1868–9)
- 5 песен, соч. 2, (1871)
- 5 песен, соч. 3 (1870–73)
- 7 песен, соч. 4 (1869–74)
- 4 песни, соч. 5 (1871–2)
- 6 песен, соч. 6 (1867–71)
- Летняя жизнь, 4 песни, соч. 7
- 5 песен, соч. 8 (1871–6)
- 6 песен, соч. 9 (1871–9)
- 4 песни, соч. 10 (1871–5)
- 5 песен, соч. 12 (1879)
- 5 песен, соч. 13 (1881)
- 6 немецких песен, соч. 14
- 6 песен, соч. 16
- «Песни на море», соч. 17 (1884)
- 7 народных песен и романсов, соч. 18
- Серенада, соч. 21 (1888)
- 5 песен, соч. 23 (1888)
- 6 песен, соч. 26 (1890)
- 6 песен, соч. 27 (1890)
- Chant de Noces: Свадебное утро, соч. 28 (1890)
- 10 песен, соч. 29 (1892)
- 10 песен, соч. 31, (1894)
- Норвежские народные песни, аранжировки, соч. 34 (1894)
- Ночь спокойна, Вальс стариков, соч. 40 (1897)
- 5 песен, соч. 41 (1897)
- «Детский весенний день», цикл песен, соч. 42 (1899)
- 8 кьямпевайзер, соч. 43 (1896–7)
- 20 народных и шуточных песен, соч. 43 (1896–7)
- 5 песен, соч. 46, (1897–9)
- 2 песни с моря, соч. 48
- 3 песни минор, соч. 49
- Лето (Jynge), 8 песен, соч. 50 (1899)
- 12 народных песен и мелодий зарубежных стран, соч. 51 (1902)
- Мать поет, 8 песен, соч. 52 (1900)
- Сидовер 6 песен, соч. 54 1900 г.
- Артаксеркс, 6 песен, соч. 56 (1900)
- 6 немецких песен о любви юности, соч. 60 (1869–1900)
- Клеверное поле, соч. 62 (1901)
- 4 песни, соч. 65 (1901–4)
- Еще один взгляд, соч. 70 (1907)
Соло фортепиано
[ редактировать ]- 6-концертный этюд, соч. 11 (1881)
- 3 пьесы, соч. 15 (1882)
- 4 скиззера , соч. 19 (1886)
- Сюита, 5 частей, соч. 20 (1887)
- 3 этюда, соч. 22 (1888)
- 6 идиллий, соч. 24 (1888)
- 3 фортепианные пьесы, соч. 25 (1890)
- Норвежские народные песни и народные танцы, соч. 30 (1891)
- 3 концертных этюда, соч. 32 (Копенгаген, 1895 г.)
- Норвежские народные песни и народные танцы, соч. 33 (1894)
- 3 фортепианные пьесы, соч. 35 (1894)
- Пьеса-фантазия, соч. 36 (1895)
- Серенада, соч. 37 (1896)
- 3 Венгерские исследования, соч. 38 (1896)
- Пьеса-фантазия, соч. 39 (1896)
- «В голубой горе», сказочная сюита, 6 пьес, соч. 44 (1897)
- Пьеса-фантазия, соч. 45 (1897)
- Концертные этюды, соч. 47 (Копенгаген, 1901 г.)
- 3 фортепианные пьесы, соч. 53 (1900)
- Маленькие фэнтезийные пьесы, соч. 55 (1902)
- Концертные этюды, соч. 57 (Копенгаген, 1903 г.)
- Концерт-этюды, соч. 58 (Копенгаген, 1903)
- 6 пьес для фортепиано, соч. 59 (1903)
- Прелюдия, Op.61, No. 1 (Копенгаген, 1904 г.)
- Большой менуэт, Op.61, No. 2
- Легкие фэнтезийные пьесы, соч. 63 (Копенгаген, 1904 г.)
- Танец-бурлеск, Op.64, No. 1 (1905)
- Вальс-каприз, Op.64, No. 2
- Детские картинки [Детские картинки], 6 фантазий, соч. 66 (1905)
- 2 фортепианные пьесы, соч. 68 (1907)
- 3 фортепианные пьесы, соч. 69 (1907)
Дискография
[ редактировать ]- Кирстен Флагстад - Песни (1994)
- Кирстен Флагстад Ранние записи 1914-1941 (1995)
- Датский соловей (1995)
- Повла Фрийш - Полное собрание записей (1995)
- Женщины-композиторы (1996)
- Женские голоса: пять веков песни (1997)
- Норвежские романсы (2000)
- Бравурисимо - Венский богемный квартет (2000)
- Агата Бэкер Грёндал (2000)
- Агата Бэкер Грондал: Фортепианная музыка (2001)
- Норвежские классические фавориты (2004)
- Женская работа: сольная фортепианная музыка (2006)
- Ноэль (2006)
- Агата Бэкер Грёндал: Полное собрание фортепианной музыки, тт. 1 – 5: Наталья Стрельченко (2007)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ее песни этого раннего периода принадлежат немецкой романтической традиции Феликса Мендельсона и Роберта Шумана , но также отражают ее собственную способность формировать мелодию и богато использовать фортепиано.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бэкер, Теодор (1905). Биографический словарь музыкантов (PDF) . Нью-Йорк: Г. Ширмер. п. 33. Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2017 г. Проверено 25 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Черт, Сесилия. «Агата Бэкер Грёндал» . Большой норвежский лексикон (на норвежском языке). СНЛ . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ Дам, Сесили (1998). Агата Бакер Грёндал: композитор и пианистка . Осло: Солум. ISBN 8256011521 .
- ^ Шоу, Музыка Великобритании Шоу. редактор Д. Лоуренс. Голова Бодли. Том 1, стр. 654–710.
- ^ Хаббард, WL (1908). Американская история и энциклопедия музыки - Том. 5 . Толедо, Нью-Йорк. стр. 33–34.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Агаты Бэкер Грёндал в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Агаты Бэкер Грёндал в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Вокальные тексты с переводами в архиве LiederNet.
- Гринде, Нильс: «Grondahl, Agathe Backer (Ursula)». Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine , Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 28 марта 2007 г.)
- Агата Бэкер Грёндал в Leonarda Records
- Пьесы фэнтези на Pianopedia.com
- Хамбро, Камилла: Агата Бэкер Грёндал (1847–1907): «Совершенно простая женщина? Архивировано 1 августа 2019 г. в Wayback Machine , Журнал Общества Капраловой (2009), том 7, № 1.
- Норвежские композиторы-классики
- 1847 рождений
- 1907 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Норвежские композиторы XIX века
- Норвежские пианисты XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Норвежские композиторы ХХ века
- Норвежские пианисты XX века
- Похороны на Спасском кладбище
- Глухие классические музыканты
- Норвежские глухие люди
- Норвежские женщины-композиторы-классики
- Норвежские классические пианисты
- Норвежские композиторы-романтики
- Норвежские пианистки
- Женщины-классические пианистки
- Композиторы для фортепиано
- Женщины-композиторы XX века
- Женщины-композиторы XIX века
- Люди из Холместранда
- Женщины-пианистки XIX века
- Женщины-пианистки XX века