Сбитый с толку
Хайран из Тернате | |||||
---|---|---|---|---|---|
Султан Тернате | |||||
Царствование | 1535–1570 | ||||
Предшественник | Табаридж | ||||
Преемник | Бабулла | ||||
Рожденный | в. 1522 | ||||
Умер | 28 февраля 1570 г. (48 лет) Форт Сан-Жуан-Баптиста , португальский Тернате | ||||
| |||||
Отец | Мисс Сиррулла | ||||
Мать | Яванская дама | ||||
Религия | ислам |
Султан Хайрун Джамилу ( Джави : Сэлли Дэйв ; в. 28 февраля 1570) — шестой мусульманский правитель Тернате в Малуку , правивший с 1535 по 1570 год 1522 — . область. Это закончилось его убийством от рук португальского солдата в 1570 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Португальские мореплаватели из Малакки появились в водах восточной Индонезии с 1512 года. Торговля специями и лесными продуктами сделала для первых колонизаторов жизненно важным обеспечить базы на Малуккских островах (Молуккские острова) и контролировать чрезвычайно прибыльную торговлю. Форт на Тернате был построен в 1522–1523 годах с одобрения местного султана, который надеялся на военную помощь для расширения своей власти. В то время Тернате был самым могущественным из четырех султанатов Северного Малуку , вторыми были Тидоре , Бакан и Джайлоло . Однако вскоре португальские капитаны начали доминировать при королевском дворе, а гарнизон своим поведением вызывал всеобщее недовольство. Инцидент в 1535 году, когда Тернатанс напал на христианизированную деревню в Хальмахере, бросая вызов португальцам, привел к свержению молодого султана Табариджи . Европейцы подобрали двенадцатилетнего сводного брата Табариджи по имени Хайрун Джамилу и возвели его на трон. Своевольные действия португальского капитана усилили страх и негодование среди народа. [ 1 ]

Хайрун был сыном бывшего султана Баяна Сирруллы (ум. 1521) от яванской женщины. [ 2 ] У него была единоутробная сестра, которая вышла замуж за члена королевской семьи Тидоре и стала матерью султана. [ 3 ] Мать Хайруна была практикующей доисламские обряды и не жила при королевском дворе. Когда португальские солдаты пришли забрать Хайруна для интронизации, она яростно им сопротивлялась, понимая, что ее сын станет лишь португальской марионеткой. В последовавшей за этим суматохе она погибла, выпав из окна. Тем не менее, Хайрун в конце концов был установлен и принял европейскую опеку. [ 4 ] Однако другой сводный брат Хайруна, Даял , был свергнут несколькими годами ранее и бежал в конкурирующий султанат Тидоре , базирующийся на острове неподалеку. Там его поддержал дядя по материнской линии Султан Мир , который отказался сдать Даяла. Между Тидоре, Баканом, Хайлоло и недовольными Тернатансами был заключен антипортугальский союз. В ответ португальская армия вторглась в Тидоре в 1536 году, и Даял был смертельно ранен во время боя. [ 5 ]
Списание и восстановление
[ редактировать ]
Самого Хайруна сначала заставили жить в португальском форте, но через несколько лет ему разрешили жить среди своих людей. В начале его правления его считали бесперспективной фигурой, и вельможи королевства очень хотели, чтобы Табариджи вернулся в качестве их султана. [ 6 ] Похоже, он интересовался христианством, хотя на самом деле он не просил о крещении. Однако после освобождения он начал укреплять свои собственные сети, посещая деревни на островах Тернате, Макиан и Моти . Он также получил в супруги дочь султана Мира Тидорского. Португальские власти нашли более многообещающего кандидата для продвижения христианизации в лице его свергнутого предшественника Табариджи, который жил в изгнании в Гоа и фактически обратился в христианство под именем Дом Мануэль. В 1544 году было решено свергнуть и изгнать Хайруна и отозвать Табариджи. Однако Табариджи умер по дороге в Малакку, завещав свое королевство королю Португалии. [ 7 ] Тем временем мать Табариджи Ньяичили Боки Раджа была назначена регентом над временно лишенным короля Тернате. [ 8 ]
Хайрун, уже отправленный в ссылку, действительно посетил Гоа, где его приняли с большим почетом. Власти Гоа вновь назначили его правителем Тернатана, и он вернулся в 1546 году. Там у него была возможность увидеться со знаменитым иезуитом Франциском Ксавьером , который проводил обширную миссионерскую работу в Малуку и других частях Азии. Фактически христианство значительно распространилось в Хальмахере , Менадо , на острове Сиау и т. д. [ 9 ] Отношения между Ксавьером и Хайруном, говорившим по-португальски и одевавшимся по-европейски, были теплыми и дружескими. Ксавьер думал, что султан мало уважал Пророка, и надеялся на его обращение. [ 10 ] Однако это была тщетная надежда, и с течением времени отношение Хайруна становилось все более исламским и возмущалось христианством.
Тернатан-португальские военные наступления
[ редактировать ]
Несмотря на растущее разочарование Хайруна в белых иностранцах, он сотрудничал с ними в борьбе с внешними врагами. Одно из четырех Малукских королевств, Джайлоло на Хальмахере, возглавлял решительно настроенный мусульманин Катарабуми, который с яростью нападал на недавно обращенные христианские деревни. В 1550–1551 годах португальско-тернатанские войска осадили почти неприступную королевскую резиденцию, хорошо защищенную артиллерией, и через три месяца взяли ее. Власть Джайлоло была сломлена, Катарабуми был лишен звания султана, а его сын Кайчили Гуджарати стал сангаджи (субправителем) при Тернате. Эти события значительно укрепили позиции Хайруна в Малуку. [ 11 ]
Однако главным давним соперником Тернате был Тидоре. Два королевства сосуществовали двойственным образом, поскольку правители Тернате регулярно женились на дочерях султанов из Тидоре, несмотря на многочисленные мелкие войны между ними. Раскол между Хайруном и португальцами возник в 1557 году, когда последние конфисковали урожай гвоздики у Макиана и заключили султана в тюрьму по соображениям безопасности. Разъяренные вожди Тернатана теперь объединились с султаном Тидоре и атаковали позиции португальцев, которые едва могли удержать свои позиции. В конце концов они нашли причину освободить Хайруна и пришли к соглашению. Он и его сын Бааб подписали вассальное письмо, которое является старейшим сохранившимся письмом с печатями в Индонезии. [ 12 ] Однако тидорский правитель Кайчили Гава использовал кризис, чтобы захватить определенные территории в Малуку, которые ранее находились под властью Тернатана. По иронии событий, силы Португалии и Тернатана окружили Толо в Хальмахере и разгромили тидорцев в 1560 году. Гава был вынужден подчиниться, но вскоре был убит правителем Тернате во время государственного визита. [ 13 ]
Война из-за Амвона и убийство
[ редактировать ]Согласно более позднему сообщению, Хайрун «действительно был мудрым правителем, храбрым воином, необычайно корректным в осуществлении закона и справедливости, но, прежде всего, очень преданным своей религии и сильным защитником исламской веры». [ 14 ] Его пропаганда ислама заставила его поощрять нападения на христианские поселения, которые унесли большое количество человеческих жизней. В 1560-х годах он послал военный флот с участием своего сына Бааба , чтобы помочь мусульманским позициям в Амбоне , где католические миссионеры добились успеха. Мусульман Хиту на севере Амбона поддерживали как Хайрун, так и яванские войска из Джапары , и какое-то время они добились успеха. [ 15 ] Португальцам пришлось оставить Амбон на произвол судьбы на несколько лет, но в конце концов они вернулись, чтобы построить новую крепость в 1569 году. Поскольку султан доминировал на водных путях, он мог остановить жизненно важные поставки продовольствия из Моро в Хальмахере в португальское поселение в Тернате. , к великому смущению гарнизона. [ 16 ]
Растущая оппозиция Хайруна португальцам в конечном итоге стоила ему жизни. Его уменьшающаяся репутация среди европейцев можно увидеть в письмах того времени, в которых он осуждался как развратный и тиранический нарушитель клятвы. Примирение между Хайруном и португальским капитаном Диогу Лопишем де Мескитой было организовано в 1570 году, но закончилось на плохой ноте. [ 17 ] Несколько дней спустя, 28 февраля, Мескита срочно вызвал султана в португальский замок для обсуждения важного вопроса. Когда Хайрун прибыл, ему разрешили войти только без телохранителей. Когда он собирался уйти со встречи, племянник Мескиты Мартим Афонсу Пиментель подошел к нему возле ворот и ударил его кинжалом , восклицая: «Хотя галеоны ушли в Индию, здесь все еще есть португальцы!». Султан упал и умер, заявляя о своей искренности по отношению к португальцам. [ 18 ]
Убийство быстро оказалось для португальцев огромной ошибкой. Последовал всеобщий шум, возглавляемый его способным сыном Бабуллой (Кайчили Бааб), которого теперь провозглашали новым султаном. Португальский форт был осажден, и гарнизон был вынужден капитулировать в 1575 году, положив начало золотому веку могущества Тернате. [ 19 ]
Семья
[ редактировать ]У Хайруна было множество жен и сожениц, таких как:
- Дочь султана Мира Тидорского.
- Женщина из Бакана, в более поздних хрониках называемая Боки Танджунг.
- Женщина из Гамконары
- Женщина из Соа Марсоали
Его известными детьми были:
- Бабулла из Тернате , сменивший своего отца
- Кайчили Толу
- Кайчили Суги
- Кайчили Кипати
- Кайчили Садекин
- Кайчили Мандар Сях
- Дочь вышла замуж за Дом Жоао, христианского правителя Бакана.
- Дочь, замужем за Кайчили Гава , султаном Тидоре.
См. также
[ редактировать ]- Список правителей Малуку
- Султанат Тернате
- Султанат Тидоре
- Султанат Бакан
- Султанат Джайлоло
- Губернатор Малуку
- Торговля специями
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леонард Андайя (1993), Мир Малуку . Гонолулу: Гавайский университет Press, с. 121.
- ^ CF ван Фраассен (1987), Тернате, Молуккские острова и Индонезийский архипелаг . Лейден: Рейксмузеум в Лейдене, Том. II, с. 16.
- ^ Франсиско Колин и Пабло Пастельс (1900) Евангелическая работа, апостольское служение работников Компании Иесвс, основание и развитие их провинции на Филиппинских островах , Том III. Барселона: Henrich y Compania, с. 54. [1]
- ^ Уиллард А. Ханна и Дес Алви (1990) Прошлые неспокойные времена в Тернате и Тидоре . Банда Найра: Фонд наследия и культуры Банда Найра, стр. 54-6.
- ^ Леонард Андайя (1993), с. 124.
- ^ CF ван Фраассен (1987), Том. я, с. 40.
- ^ Георг Шурхаммер (1980) Фрэнсис Ксавьер: Его жизнь, его времена - том. 3: Индонезия и Индия, 1545-1549 гг . Рим: Исторический институт иезуитов, с. 190. [2]
- ^ Георг Шурхаммер (1980), с. 149. [3]
- ^ Леонард Андайя (1993), с. 125-7.
- ^ Георг Шурхаммер (1980), с. 198. [4]
- ^ Леонард Андайя (1993), с. 130.
- ^ Аннабель Тех Галоп (2019) Малайские тюлени из исламского мира Юго-Восточной Азии . Сингапур: NUS Press, №№ 1836–1837.
- ^ П. А. Тиле (1879-1887) «Европейцы на Малайском архипелаге», Вклад в язык, страну и этнологию 25-36, Часть IV: 1, стр. 399-400; Бартоломью Леонардо де Аржансола (1708 г.), Открытие и завоевание Молукко и Филиппинских островов . Лондон, с. 97-8. [5]
- ^ Леонард Андайя (1993), с. 131.
- ^ Хьюберт Джейкобс (1974) Documenta Malucensis . Рим: Исторический институт иезуитов, Том. я, с. 502.
- ^ П.А. Тиле (1877-1887), Часть IV:5, с. 441-3.
- ^ Уиллард А. Ханна и Дес Алви (1990), 86.
- ^ П.А. Тиле (1877-1887), Часть IV:5, с. 442.
- ^ Леонард Андайя (1993), с. 132-3.