Абиджанские принципы права на образование
Абиджанские принципы были разработаны комитетом экспертов после трехлетнего процесса консультаций с целью разъяснения аспектов существующего международного права в области прав человека, касающихся образования, и предоставления рекомендаций по их реализации. Принятые в 2019 году, они были признаны авторитетным толковательным текстом такими международными и региональными органами, как Совет ООН по правам человека , [1] Европейский комитет социальных прав , [2] Африканская комиссия по правам человека и народов , [3] и Межамериканская комиссия по правам человека . [4] Их цель – предложить государствам и другим субъектам основу для разрешения противоречий и вопросов, связанных с участием в образовании частных и коммерческих организаций.
Предыстория и развитие
[ редактировать ]Абиджанские принципы были разработаны в контексте растущего присутствия частных субъектов в сфере образования, которое наблюдалось в течение первых двух десятилетий 21 века. [5] [6] Они также являются ответом на семь десятилетий международных договоров, признающих образование правом человека, начиная со статьи 26 Всеобщей декларации прав человека и заканчивая Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года и Международным пактом об экономических, социальных и Культурные права того же года. На протяжении последних трех десятилетий правительства продолжали подтверждать право на образование посредством крупных образовательных собраний, в том числе в Джомтьене (1990 г.), Дакаре (2000 г.) и Инчхоне (2015 г.). [7]
Традиционно правительствам предлагалось выступать в качестве носителей права на образование, выполняя многочисленные роли гаранта прав, спонсора, поставщика и регулятора. Однако в некоторых случаях некоторые из этих ролей играют неправительственные организации. Например, правительство может финансировать внешнюю организацию, которая проверяет, аккредитует или регулирует школы. [7] Кроме того, многие системы образования включают школы, управляемые и управляемые некоммерческими, религиозными или коммерческими организациями. Абиджанские принципы были разработаны, чтобы внести ясность в то, что международное договорное право требует от государственных субъектов, поскольку они все чаще работают с множеством негосударственных образований.
По словам самих организаторов, документ «Абиджанские принципы» стал результатом «открытого, прозрачного и широкого консультативного процесса», который начался в 2015 году и продолжился международными встречами и онлайн-консультациями в период с 2016 по 2018 год. [8] Процесс разработки проекта возглавила Энн Скелтон, южноафриканский юрист и профессор Университета Претории . Было отмечено, что среди членов редакционного комитета и подписавших его лиц явно отсутствовал опыт работы в частном секторе. [9] Принципы были приняты группой из 57 экспертов в области права и образования на встрече в феврале 2019 года в Абиджане , Кот-д'Ивуар , в присутствии Специального докладчика ООН по вопросу о праве на образование, а также представителей организаций гражданского общества.
Содержание
[ редактировать ]97 руководящих принципов, составляющих Абиджанские принципы права на образование, сгруппированы в шесть разделов, которые содержат указания о том, как право на образование следует уважать, защищать и осуществлять.
- Определения и сфера применения
- Обязательство уважать, защищать и осуществлять право на образование в максимально возможной степени
- Обязательства уважать, защищать и осуществлять право на образование в контексте участия частного сектора
- Финансирование
- Подотчетность, мониторинг и средства правовой защиты
- Осуществление и мониторинг руководящих принципов
Руководящие принципы были далее объединены в 10 всеобъемлющих принципов, которые обобщают обязанности государств и международного сообщества. К ним относятся такие предметы, как:
- «Государства должны предоставлять бесплатное государственное образование высочайшего достижимого качества всем, кто находится под их юрисдикцией, максимально эффективно и оперативно, используя максимум имеющихся у них ресурсов». (Основной принцип №2)
- «Государства должны уважать свободу родителей или законных опекунов выбирать для своих детей образовательное учреждение, отличное от государственного образовательного учреждения, а также свободу отдельных лиц и организаций создавать частные образовательные учреждения и руководить ими, всегда при условии, что такие частные образовательные учреждения учреждения соответствуют стандартам, установленным государством в соответствии с его обязательствами по международному праву прав человека». ( Основной принцип №3 )
- «Международная помощь и сотрудничество, там, где они предоставляются, должны способствовать созданию бесплатных, качественных государственных систем образования и воздерживаться от поддержки, прямой или косвенной, частных учебных заведений способом, который несовместим с правами человека». (Основной принцип №6)
Видимость и влияние
[ редактировать ]В ноябре 2019 года на Парижском форуме мира Абиджанские принципы были признаны одним из десяти «наиболее многообещающих проектов управления» .
Одним из важнейших вариантов реализации Абиджанских принципов считается Стратегия взаимодействия с частным сектором (2019-2022 годы) Глобального партнерства в области образования , платформы многостороннего партнерства и финансирования, поддерживающей образование в странах с низкими доходами, которая является частью Всемирного банка. доверия . [10]
Абиджанские принципы также использовались исследователями в области образования для оценки влияния частного образования на право на образование, например, в исследовании 2020 года, проведенном по заказу ActionAid «Частное образование и соблюдение Абиджанских принципов: исследование Малави, Мозамбика, Танзании». и Нигерия» Элейн Унтерхальтер и ее коллег. Исследователи также использовали Абиджанские принципы в исследованиях частного дополнительного репетиторства, также называемого « теневым образованием ». [11] [12]
Абиджанские принципы также подвергались критике в некоторых кругах, утверждая, что они налагают серьезные ограничения на частное образование и препятствуют выбору родителей относительно школьного обучения детей. [13]
Сегодня многочисленные международные организации используют Абиджанские принципы в своей постоянной работе по развитию образования во всем мире. Сюда входит, например, работа ОЭСР по продвижению равенства и инклюзивности в образовании, а также доклад ЮНЕСКО по глобальному мониторингу образования (GEM) 2021/2 «Негосударственные субъекты в образовании: кто выбирает? Кто проигрывает?», а также в Ташкентской декларации 2022 года, принятой в ходе Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Абиджанские принципы также включены в работу Международного института планирования образования ЮНЕСКО, посвященную «Справедливой и инклюзивной политике и законодательству».
Абиджанские принципы отстаиваются рядом организаций гражданского общества, в том числе Инициативой «Право на образование» (RTE) и Консорциумом приватизации в сфере образования и прав человека (PEHRC). На эти принципы также ссылаются организации Tax Justice Network (TJN), Human Rights Watch (HRW) и «Альтернативы развития с участием женщин в новую эпоху» (DAWN).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Управление Верховного комиссара по правам человека (9 июля 2019 г.). «Право на образование: выполнение резолюции 8/4 Совета по правам человека» . ap.ohchr.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Европейский комитет социальных прав (март 2020 г.). Европейская социальная хартия .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Резолюция об обязанности государств регулировать деятельность частных субъектов, участвующих в предоставлении услуг здравоохранения и образования – ACHPR/Res. 420 (LXIV) 2019» . Африканская комиссия по правам человека и народов . 14 мая 2019 года . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Межамериканская комиссия по правам человека (2021 г.). Декларация межамериканских принципов академической свободы и университетов (PDF) .
- ^ Мцуми, Ашина (12 мая 2023 г.). «Комментарий к Абиджанским принципам – Введение» . Оксфордский центр по правам человека .
- ^ Мэри, Кевин; Богатство, Нора; Гибанд, Дэвид (2023). "Введение". География глобализированной приватизации образования . Спрингер Природа. стр. 1–16. ISBN 978-3-031-37853-9 .
- ^ Jump up to: а б Хярмя, Йоханна (2021). «Свидетельства о выборе школы и праве человека на образование». В Адамсоне, Фрэнк; Обри, Сильвен; де Конинг, Мирей; Дорси, Дельфина (ред.). Реализация Абиджанских принципов права на образование Права человека, государственное образование и роль частных субъектов в образовании . Эдвард Элгар. стр. 132–156. ISBN 978 1 83910 602 6 .
- ^ Адик, Кристель (2021). «Как кенийская инициатива помогла вернуть образование в качестве общественного блага по сравнению с коммерческим образованием в недорогих частных школах» . ZEP (Журнал международных педагогических исследований и разработок в области образования) . 44 (4): 4–13.
- ^ Группа глобального мониторинга образования (2021 г.). Глобальный доклад по мониторингу образования, 2021/2: Негосударственные субъекты в сфере образования: кто выбирает? кто проигрывает? . ЮНЕСКО. п. 119. ИСБН 978-92-3-100506-0 .
- ^ Кармона, Магдалена Сепульведа (2021). «Руководящие принципы прав человека: перспективная ретроспектива». В Адамсоне, Фрэнк; Обри, Сильвен; де Конинг, Мирей; Дорси, Дельфина (ред.). Реализация Абиджанских принципов права на образование Права человека, государственное образование и роль частных субъектов в образовании (PDF) . Эдвард Элгар. п. 26. ISBN 9781839106026 .
- ^ Брей, Марк; Хаджар, Анас (2023). Теневое образование на Ближнем Востоке. Частное дополнительное репетиторство и его политические последствия . Рутледж. ISBN 9781032329819 .
- ^ Брей, Марк; Суанте, Питер Камтунгтуанг. «Управление нелегитимностью: учителя и частное репетиторство в теневом секторе образования Мьянмы» . Международный обзор образования . 69 : 715–736.
- ^ Бернетт, Николас. «Приглашенное эссе: пришло время исправить сломанную международную архитектуру образования» . Международный журнал развития образования . 68 (июль): 15–19.