Авраам Дов Бер, жизненный сын
Авраам Дов Бер, пожизненный сын | |
---|---|
Рожденный | в. 1789–1794 гг. Вильнюс , Литва |
Умер | 19 ноября 1878 г. |
Псевдоним | Авраам Дов-Бер Михайлишкер, Адам, Адам ха-Коэн |
Дети | Мика Джозеф Лебенсон |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2021 г. ) |
Авраам Дов Бер Лебенсон ( идиш : אברהמ דוב-בר לבענשון ; ок. 1789/1794 - 19 ноября 1878), также известный под псевдонимами Авраам Дов-Бер Михайлишкер ( אברהמ דוב-בר) מיכלישוקר ) и Адам ха-Коэн ( Эд. «Джем ХаКоэн ») — литовский еврей- гебраист , поэт и педагог. [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Авраам Дов Бер Лебенсон родился в Вильно , Литва . Он заинтересовался грамматикой и пунктуацией иврита, когда изучал еженедельные части Закона для своей бар-мицвы . Он женился, по обычаю того времени, сразу после бар-мицвы и следующие восемь лет провел у родителей жены в Михалишках. Это дало ему фамилию «Михайлишкер», которая составляет последнюю букву его псевдонима «Адам» (образованного из инициалов Авраама Доба Михайлишкера). Фамилия «Лебенсон», которую он принял, является дословным переводом слова «бен Хаим». Четыре года прожил в Ошмянах , где пытался утвердиться в качестве купца. Он был опытным ученым- раввином , но большую часть своего свободного времени посвящал изучению поэтических и грамматических произведений на иврите. Вернувшись в родной город, где и остался до конца жизни, он был маклером и учителем.
У него было два сына: еврейский поэт Миха Йозеф Лебенсон (он же Михал) и Арье Лёб Лебенсон, известный бизнесмен из Вильны.
Литературная карьера
[ редактировать ]Его первым опубликованным поэтическим произведением был « Шир Хавивим» (Вильнюс, 1822 г.) в честь свадьбы графа Тышкевича , одного из самых влиятельных дворян Литвы. За ней последовала «Эвел Кавед» (ib. 1825), элегия на смерть Саула Каценелленбогена, укрепившая его репутацию еврейского поэта. В 1828 году он опубликовал книгу «Теуда беисраэль» («Свидетельство») . в Израиле), произведение, ставшее трамплином для формирования Хаскалы движение в России. [ 3 ]
Публикация первого тома его стихов под названием «Ширай Сефат Ходеш» (Лейпциг, 1842; 2-е изд. Вильнюс , 1863) знаменует начало новой эпохи в еврейской литературе в Литве . Оно было встречено с энтузиазмом. Тысячи последователей движения Хаскала выучили его стихи наизусть, и его слава распространилась на все центры изучения иврита.
Когда сэр Мозес Монтефиоре посетил Вильнюс в 1846 году, Лебенсон подготовил статью о положении евреев в России и способах его улучшения. В этом интересном документе, отражающем взгляды маскилимов того периода, подытоживались бедствия, от которых страдали евреи, и утверждалось, что они виноваты в своих бедах. Недостаток образования и навыков в ремеслах, слишком ранние браки, невежество раввинов и учителей, а также расточительность были описаны как четыре авот незикин , или главные недостатки; помощь была предложена, как это было принято в те времена, посредством вмешательства правительства. [ 4 ]
Раввинский комментарий
[ редактировать ]В 1848 году Лебенсон стал одним из главных учителей недавно созданной раввинской школы в Вильно , и занимал эту должность почти двадцать лет, пока возраст и слабое зрение не заставили его отказаться от нее. Ему наследовал его зять Джошуа Стейнберг . Также в 1848 году он начал совместно с библиографом Беньякобом публикацию нового издания Библии с немецким переводом, сам добавив к биуру ценные толкования ( Михраэ Ходеш, Вильно, 1848–53). Некоторые из его комментариев к Библии были позднее напечатаны отдельно в качестве дополнения к этому изданию ( Биурим Хадашим, там же, 1858 г.). Второй том «Ширай Сефат Ходеш» появился в Вильно в 1856 г. (2-е изд., ib. 1869 г.); а в 1869 году был опубликован «Йетер Ширай Адам» третий том того же произведения , содержащий также стихи, написанные его сыном Михеем Джозефом Лебенсоном .
Наиболее важными из его более поздних работ являются аллегорическая драма «Эмет ве-Эмуна» (ib. 1867; 2-е изд., ib. 1870) о гармонии науки и религии; и Йитрон ле-Адам (ib. 1874), комментарий к Бен-Зеева грамматике иврита , Талмуд Лешон 'Иври , вместе с которым он часто переиздавался. Новое издание трёхтомников « Ширай Сефат Ходеш» вышло в Вильне в 1895 году.
В последние годы жизни Лебенсон был признан пионером Хаскалы на северо-западе России. Маскилимы Вильны считали себя его учениками, тогда как религиозные традиционалисты видели в нем воплощение всех нежелательных черт движения Хаскала.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейер, Майкл А. (2001). Иудаизм в современности: очерки еврейской истории и религии . ISBN 0814328741 .
- ^ Залкин, Мордехай. Лебенсон_Авраам_Дов .
- ^ Файнер, Шмуэль. Хаскала и история (PDF) .
- ^ И. М. Дик, Ха-Ора и Лебенсон, Йетер Ширай Адам, стр. 67.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фуэнн , Сафах ле-Неэманим, стр. 156–158, Вильно, 1881; Кенесет Исраэль, стр. 36–37;
- Gordon, in Yevreiskaya Biblioteka, viii.160-177;
- Соломон Манделькерн , в Ха-Асифе , iii.417–425;
- Уильям Цейтлин , Библия. Пост-Мендельс. стр. 192–194
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Сын жизни, Авраам Доб Бар бен Хаим (по фамилии Михайлишкер; псевдоним Адам)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.