И Сам Пхён
И Сам Пхён | |||
---|---|---|---|
Японское прочтение предполагаемого корейского имени | |||
Кандзи | Ли Шэньпин/Ли Санпин | ||
Нисколько | Ри Санпей | ||
| |||
Имя после натурализации | |||
Кандзи | Канагаэ Санбей | ||
Нисколько | Канаге Санби | ||
| |||
Предполагаемое корейское имя | |||
хангыль | Сампён Ли | ||
Ханджа | Ли Шэньпин/Ли Санпин | ||
|
Канаге Санби ( 金ヶ江三兵衛 ) или И Сам Пхён был японским гончаром, который, как полагают, переехал из Кореи. Его часто считают отцом фарфоровой посуды Арита , хотя сегодня историки подвергают сомнению это повествование. [1] [2] Его почитают в храме Суэяма в Арите как отца посуды Арита.
Популярное повествование
[ редактировать ]Хотя существование Канагаэ Санби не вызывает сомнений, современные источники о нем почти не упоминают. История «И Сампёна», как она видится сегодня, постепенно развивалась к концу 19 века различными сторонами с разными намерениями. [2] Например, версия, представленная Канагаэ Санби XIV, потомком Канагаэ Санби, касалась государств. [3]
Тоётоми Хидэёси Кампания против Кореи (1592–1598 гг.) привела к значительному прогрессу в японском гончарном деле: в Японию были привезены сотни ремесленников, чтобы стимулировать технологическое развитие. И Сам Пхён — один из самых известных гончаров Кореи.
Согласно некоторым записям семьи Канагаэ, он некоторое время жил в городе Сага , которым правил Набэсима Наосигэ , фактический основатель Домена Сага на Кюсю. Затем его отдали Таку Ясутоши , правителю Таку в центральной Саге, где он начал заниматься гончарным делом, но безуспешно. Он искал каолин и в конце концов в 1616 году обнаружил месторождение каолина на горе Идзуми в Арите , положив начало фарфоровой промышленности в Японии. За свои достижения ему разрешили взять японское имя Канаге Санби в честь его родного города Кымган. [3]
Настоящий Канагаэ Санби
[ редактировать ]Популярное повествование было подвергнуто сомнению японским историком Накамура Тадаси в 1992 году. Он отметил, что истории отцов-основателей раннего современного гончарного дела, в том числе истории Ли Сампхена, не подтверждены современными источниками и были разработаны еще во втором веке. половина 18 века. [4] Историк Комия Киёра далее проанализировал происхождение этого повествования, в значительной степени отвергнув его. [1]
Ни один современный корейский источник не упоминал Ли Сампёна. Фактически, исторические источники, все на японском языке, никогда не упоминают его под этим именем. Предполагаемое корейское название было придумано в конце 19 века, как описано ниже. Ни один современный источник не утверждает, что во время корейской кампании за ним охотились из-за его таланта или даже о том, что он участвовал в гончарном деле в Корее. [1] Лишь примерно в 1843 году в официальных документах княжества Сага стало утверждаться, что Набэсима Наосигэ, фактический основатель княжества, привез с собой шесть или семь талантливых гончаров как «живые сокровища Японии». Этот отчет был взят из биографии местного губернатора западной Саги, включая Ариту, написанной его сыном Ямамото Цунэтомо в 1707 году. Историческая точность его отчета сомнительна, поскольку на горе, где ремесленники предположительно начали гончарное дело, нет известных остатков печей. В этих записях не упоминается Канагаэ Санби или какие-либо другие гончары по имени. [2]
Самый ранний известный источник, в котором упоминается Канагаэ Санби, датируется примерно 1653 годом, более чем через полвека после его прибытия в Японию и всего за несколько лет до его смерти. [5] Этот источник, написанный самим Канагаэ Санби, был передан Таку, правящей семье региона Таку. В этом меморандуме он утверждал, что после прибытия в Японию он поступил на службу к Таку Ясутоси «на несколько лет», а затем в 1616 году переехал с примерно 18 людьми, в основном детьми, из Таку в Ариту. Неясно. как он поддерживал себя в течение почти 20 лет между окончанием службы и предполагаемой миграцией 1616 года. Примечательно, что он не утверждал, что был гончаром до своего прибытия или был привезен в Японию из-за своего таланта. Он утверждал, что возил (печные) машины во время миграции 1616 года, и отметил, что в его группу входили трое «первоначальных гончаров Таку» (多久本皿屋), личности которых остаются неясными. [1]
Историк Комия Киёра указывает на существование керамики еще до корейской кампании 1592-98 гг. Значительному числу корейских гончаров покровительствовал клан Хата из Карацу в северной Саге, который был разрушен Тоётоми Хидэёси в 1593 году. После этого печи на территории Хаты исчезли, и гончары, вероятно, стали беженцами, не имея возможности вернуться в Корею из-за на войну. Комия предполагает, что «первые гончары Таку» были одной из этих групп беженцев и что Канагаэ Санби научился у них гончарному делу, чтобы выжить. [1]
Комия также ставит под сомнение его предполагаемое открытие месторождения каолина в Арите и его предполагаемую дату 1616 года, поскольку самый ранний известный фарфор из Ариты датируется 1630-40-ми годами. Он предполагает, что краткая попытка домена Сага добывать золото и серебро могла привести к случайному открытию каолина во время поисков рудных месторождений. [1]
Комия предполагает, что в 1616 году Канагаэ Санби, вероятно, был «изгнан» из Таку. Исторические источники подтверждают, что власти часто изгоняли гончаров из-за конфликтов, возникших из-за воздействия гончарного производства на окружающую среду, которое включало уничтожение лесов и противоречило сельскохозяйственным интересам. Ранняя керамика не приносила достаточной прибыли и не обладала значительной художественной ценностью, чтобы гарантировать защиту от властей. Лишь примерно в 1630-х годах технологические достижения позволили гончарам производить более прибыльную керамику, напоминающую китайский стиль, что привело к их освобождению от изгнания. [1]
Развитие повествования
[ редактировать ]Комия далее проанализировал исторические источники в хронологическом порядке, чтобы проследить развитие повествования вокруг Ли Сампхена. [2]
Обращение семьи Канагаэ к семье Таку, датированное 1770 годом, представляет собой раннюю версию мифа об основании. Целью апелляции было отменить решение семьи Таку прекратить выплачивать семье Канагаэ скромную зарплату, подчеркивая достижения их предка и утверждая его тесные связи с семьей Таку. Согласно обращению, Канагаэ Санби был привезен в Японию Набэсимой Наосигэ и первоначально служил ему рассказчиком. Выразив желание заняться гончарным делом, он позже стал слугой Таку Ясутоши и переехал в Ариту, чтобы начать производство фарфора. В апелляции Канагаэ Санби был назван единственным основателем фарфора Арита, хотя и признавалось, что его достижения не были «вспомнимы» никем в Арите в то время. Эта апелляция также знаменует собой первый известный случай, когда первоначальная фамилия Канагаэ Санби была заявлена как Ри (李, И). [2]
Меморандум 1784 или 1796 годов добавил к достижениям Канагаэ Санби еще одно утверждение: во время корейской кампании 1592–1598 годов он якобы рисковал своей жизнью, руководя армией Набэсима. Примерно в 1807 году в другом обращении к семье Таку история получила дальнейшее развитие: Канагаэ Санбээ служил Набэсиме Наосигэ штурманом во время похода, Набэсима Наосигэ привез его в Японию из страха перед возмездием со стороны других корейцев. Именно в это время он рассказал Набэхиме Наосигэ о гончарном бизнесе своей семьи, который позволил ему продолжить его в Японии. В этой модифицированной версии повествования опущено более раннее утверждение о том, что он служил Набэсиме Наосигэ в качестве рассказчика, хотя и признается, что первоначально он боролся за выживание в слаборазвитом регионе, а не сразу занимался гончарным делом. Использование имени Санпей (三平 или Сам-пхён) примечательно, хотя неясно, отражает ли оно его оригинальное имя или «кореанизацию» его японского имени Санби (三兵衛). [2]

Вышеуказанные документы были представлены семьей Канагаэ. Исторические источники показывают, что у нескольких других семей вокруг Ариты были схожие и противоречивые мифы об основании. Объединение этих основополагающих мифов в миф о Канагаэ Санби произошло в эпоху Мэйдзи или в конце 19 века. В раннюю эпоху Мэйдзи жители Ариты не имели единого мнения относительно истории, особенно происхождения фарфора Арита. Первая публикация, распространившая этот миф по всей стране, вышла в 1877 году и скопировала историю семьи Канаге, но использовала предполагаемое корейское имя И Сам Пхён. В 1880-х годах в Арите было предпринято несколько попыток создать единую точку зрения, и в ходе этого процесса история Канаге Санби, ныне И Сам Пхёна, оказалась наиболее влиятельной. в Арите был построен памятник под названием «Памятник отцу фарфора Ли Сам Пёну» Доминирование этого повествования было подтверждено в 1917 году, когда в храме Суэяма . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Комия Киёра (2009) . Историческая предпосылка дискурса «Тосо» В Китадзима Манджи; Сун Сынчхоль; Мурай Сёсуке (ред.) . История обменов и соперничества между Японией и Северной Кореей (на японском языке). Он освободит Шобо. стр. 363–381. ISBN 9784751741504 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Комия Киёра (2009) «Тосо» генсэцу но сейрицу то тенкай» . Становление и развитие дискурса «Тай-со». [Происхождение и развитие истории Тосо , первого керамиста]. Кюсю Сигаку История Кюсю (на японском языке) (153): 49–74.
- ^ Jump up to: а б История печи Ли Сампён (на японском языке. Печь Таозу Ли Шэньпин . Проверено 29 мая 2011 г.) .
- ^ Накамура Тадаси Накамура Тадаши (2000) [1992] «Джиншин тейю варан хирёнину». Имчен, Динъю, японское восстание и пленники Кинсей тайгай косёси рон История международных переговоров раннего Нового времени (на японском языке). Ёсикава Кобункан. стр. 1–61. .
- ↑ Этот документ на самом деле является более поздней копией оригинала, но в его верности нет никаких сомнений. Дополнительную информацию см.: Хосокава Акира, Taku-ke monjo no naka no Kanagae Sanbee Kanagae Sanbei в документах семьи Таку, Сейнан Тиики-ши Кенкю. , Юго-западное региональное исследование истории, № 10, стр. 451–471, 1995.