Jump to content

Анна Философова

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Анна Философова
Красочный портрет взрослой женщины, красиво одетой и украшенной украшениями, с каштановыми волосами, смотрящей прямо на художника.
Рожденный
Anna Pavlovna Diaghileva

( 1837-04-05 ) 5 апреля 1837 г.
Умер 17 марта 1912 г. ) ( 1912-03-17 ) ( 74 года
Санкт-Петербург, Россия
Занятия
  • Активист
  • филантроп
Движение Феминизм в России
Дети 6, including Dmitry Filosofov
Родственники Сергей Дягилев ( племянник )

Анна Павловна Философова ( русский : Анна Павловна Илософова ; урожденная Дягилева ; 5 апреля 1837 — 17 марта 1912) — российская феминистка , активистка и филантроп.

Философова родилась в знатной, богатой семье. Она вышла замуж за Владимира Философова в молодом возрасте; у нее и ее мужа было шестеро детей. Первоначально обеспокоенная тяжелым положением крепостных , она стала феминисткой после того, как поступила в салон Марии Трубниковой , которая обучила ее этому предмету. Наряду с Трубниковой и Надеждой Стасовой Философова была одним из первых лидеров российского женского движения . Вместе трое друзей и союзников назывались «триумвиратом». Они основали и возглавили несколько благотворительных организаций, призванных способствовать культурной и экономической независимости женщин, таких как Общество дешевого жилья и других льгот для петербуржцев. Философова несколько лет была президентом этой организации.

Впоследствии триумвират успешно подтолкнул правительственных чиновников к разрешению высшего образования для женщин, что привело к созданию курсов Владимирского и курсов Бестужева . Продолжающееся сопротивление означало, что их успехи иногда были ограничены или обращены вспять. Философова также основала смешанную школу в собственном имении. С 1879 по 1881 год Философова была ненадолго сослана по подозрению в революционных симпатиях. После возвращения в Россию она продолжила работу активистки и мецената в поддержку российских женщин. Пережив и Трубникову, и Стасову, она выжила, чтобы принять участие в русской революции 1905 года и возглавить первый российский женский конгресс в 1908 году, став уважаемой фигурой феминистки. Философова умерла в 1912 году.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Анна Павловна Дягилева родилась 5 апреля 1837 года в Санкт-Петербурге в богатой аристократической семье. [1] [2] Дягилева была старшей из девяти детей. Отец Дягилевой, Павел Дягилев, ушел в отставку с должности в Министерстве финансов в 1850 году и начал винокуренный бизнес. [1] Ее мать звали Анной Ивановной, и она управляла винокуренным заводом после 1855 года, когда Павел стал фанатично религиозным. [1]

Как это было типично для богатых россиян, Дягилева получила домашнее образование и позже писала, что все, что она выучила, это «французский, немецкий и реверансы». [3] В 1855 году она вышла замуж за Владимира Дмитриевича Философова, старшего ее на семнадцать лет, старшего чиновника Министерства войны и обороны. Их первый ребенок родился в 1858 году; их в итоге родилось шестеро, три девочки и три мальчика (включая Дмитрия , ставшего известным писателем). [1] [2] Ученый Рошель Рутчайлд пишет, что Философова «почти постоянно была беременна» между 1858 и 1872 годами, хотя это, похоже, не оказало существенного влияния на ее здоровье или работу. [1] [2]

Муж Философовой происходил из крепостной семьи, и после их свадьбы она часто навещала имение Философовых в Бежаницах . Тесть Философова академик Марианна Муравьева описывает как «тираническую фигуру», а образ жизни в имении оказал сильное влияние на Философову, семья которой не держала крепостных. Тесть Философовой подвергал сексуальному насилию подконтрольных ему крепостных. [1] [2] В имении Философовых она впервые стала рассматривать социальные вопросы, и особенно тяжелое положение бедняков и крепостных крестьян. [1] [2] По освобождении крепостных в 1861 году Философова писала, что это был «святой день». [2]

В конце 1850-х годов Философова познакомилась с Марией Трубниковой последней через салон . Трубникова дала Философовой книги по женским проблемам и обсудила их с ней, и Философова выразила благодарность Трубниковой за то, что она помогла развить ее убеждения. [1] [2] Позже Философова говорила о Трубниковой, что она была «ангелом, нежным и терпеливым. Она развивала меня, читала со мной. Это было тяжело, так как я ничего не знала». [2] Философова, Трубникова и Надежда Стасова стали близкими друзьями и соратниками, и современники называли их «триумвиратом». [1] [4] [5] Все трое провели большую часть своей жизни, работая над продвижением дела женщин, возглавляя первое организованное феминистское движение в Российской империи . [3] [4] Более поздний автор Ариадна Тыркова-Вильямс писала, что «члены [триумвирата] прекрасно дополняли друг друга. Планы и воля исходили от Трубниковой. Роль Стасовой заключалась в исполнении, настойчивости в выполнении работы. Философова олицетворяла духовность и этику». [6]

В отличие от тогдашнего российского нигилистического движения , Философова и другие члены триумвирата не были радикальными в общественном стиле и моде и сохранили свое положение в благосклонности высшего класса. [2] [7] Философова, подвергшаяся критике со стороны приверженца нигилистического подхода за то, что на важной встрече она оделась как «кукла», ответила, что, по словам Рутчайлд, «одежда не делает женщину». [2] Философова и ее муж поддерживали близкие отношения, хотя ее работа иногда приводила к неудачам в его государственной карьере; она не желала подчиняться, написав ему, что «уступить тебе выше моих сил». [2] [8]

Активизм и карьера

[ редактировать ]

Через салон Трубниковой Философова связалась с большой группой богатых женщин, обеспокоенных экономическим и образовательным статусом женщин в России. [2] Триумвират вместе с рядом других основал в 1859 году Общество дешевого жилья и других льгот петербургским гражданам. [2] [3] В группе было две фракции: «Немецкая партия» и «Русская партия», которые различались предпочтительным подходом. [5] «Немцы» предпочитали традиционный для того времени метод благотворительности, предполагавший тщательный надзор за бедными. «Русские» сосредоточились на самопомощи и прямой помощи, пытаясь избежать покровительства и сохранить конфиденциальность тех, кому помогают. [2] [5]

В начале 1861 года организация распалась на две части, во главе триумвирата оказались «русские». [5] Устав сокращенной группы был утвержден в феврале 1861 года. [2] [5] Организация предоставляла жилье и работу швеями своим клиенткам-женщинам (в первую очередь вдовам и женщинам, чьи мужья бросили их). Он включал в себя детский сад и общую кухню. [5] Общество приобрело собственное здание и крупный подряд на швейные работы у военных. Трубникова была первым президентом; Философова также занимала пост президента общества в течение ряда лет до его закрытия в 1879 году. [2] Философова четко обозначила свою цель, как она однажды написала Анатолию Кони : «дать женщинам возможность самостоятельного пути к трудоустройству и морально и материально независимого статуса». [9] Она также оказала поддержку предложенному в 1865 году крупномасштабному Обществу женского труда, но организация так и не была зарегистрирована. [3]

Официальный портрет женщины в черном кружевном платье, смотрящей прямо на художницу, со скрещенными перед собой руками, с поднятыми вверх волосами, украшенными сложным узором с цветами.
Портрет Философовой работы Михаила Брянского [ ru ] , 1876 г.

Женское образование

[ редактировать ]

В 1867 году триумвират начал настаивать на том, чтобы российские университеты создавали курсы для женщин. [3] По словам историка Кристины Йохансен, продемонстрировав «значительное умение заручиться поддержкой народа», женщины написали тщательно сформулированную петицию царю Александру II . [7] Они собрали более 400 подписей среди женщин среднего и высшего сословия. [7] Однако существовало широкое противодействие образованию женщин, в том числе со стороны соответствующего министра Дмитрия Толстого . [1] Толстой утверждал, что женщины откажутся от образования после замужества, и отверг подписавшихся, заявив, что они «овцы», просто следующие последней моде. [7] Он отклонил петицию в конце 1868 года, но разрешил публичные лекции смешанного пола, которые могли посещать женщины. [7] Однако ими быстро воспользовались, в основном женщины. [3] [7] Философова также открыла местную школу в имении своего мужа Бежаницы, которое сохранилось до 20 века. [1]

В царской России государственная политика была плохо скоординированной и непоследовательной из-за конкурирующих импульсов соперничающих министров, и триумвират искал другой путь поддержки женского образования. Они обратились к более либеральному военному министру Дмитрию Милютину , который, по уговорам жены, дочери и Философовой, согласился провести курсы для женщин в Санкт-Петербурге. [7] [8] Муж Философовой служил в это время главным помощником Милютина. Толстой в ответ разрешил проводить лекции у себя на квартире, где он мог их контролировать. [7] [8] Политическое движение в пользу женского образования продолжало расти, и к октябрю 1869 года российское правительство разрешило ограниченный набор курсов для женщин по продвинутым предметам. [1] [7] Курсы начались в январе 1870 года. [1] Они стали называться Владимирскими курсами по имени Владимирского училища, принявшего их с 1872 года. Некоторые студентки посчитали, что они продвинулись недостаточно далеко, и сформировали отдельный блок лекций, получивший название « Аларчинские курсы». Многие женщины, ищущие высшее образование, уехали за границу, чтобы завершить свое образование, в основном в Цюрих. [7] Владимирские курсы были закрыты в 1875 году . В 1876 году Философова получила одобрение на открытие первого в России университета для женщин, известного как Бестужевские курсы , по имени их номинального руководителя Константина Бестужева-Рюмина . [1] [5] Эти курсы также были в конечном итоге закрыты (в 1886 году) и вновь открыты под строгим контролем правительства в 1889 году. [1] [7]

Изгнание и возвращение

[ редактировать ]
Черно-белый фотографический портрет женщины в формальной одежде, смотрящей влево.
Философова гр. 1880 г.

Философова была известна своей добротой и щедростью и иногда оказывала помощь семьям ссыльных или заключенных в тюрьму революционеров. Ее симпатии были непопулярны среди российских чиновников. В 1879 году она была сослана за границу за сбор денег для революционной группы, и ей разрешили вернуться только в 1881 году. [1] [2] После консервативной реакции после убийства царя в 1881 году Философова не смогла найти сторонников для дальнейших социальных проектов. Официальное положение ее мужа также было ослаблено из-за ее революционных связей, и семья была вынуждена жить на более низком уровне доходов. [1] [2]

Философова возобновила свою деятельность в конце 1880-х годов с благотворительной деятельностью по оказанию помощи голодающему Поволжью . В 1892 году она вступила в Санкт-Петербургский комитет поощрения грамотности. В 1895 году Философова вместе со Стасовой и другими основала Русское женское взаимное благотворительное общество , которое, согласно ограничительным законам царского самодержавия, ограничивалось благотворительными предприятиями, такими как детский сад, общежитие и служба занятости. [1] Философова была отмечена царем Николаем II в 1904 году за работу в Обществе помощи высшим женским курсам. [3] В 1905 году университеты России были открыты для женщин, и необходимость в женских университетских курсах отпала. [10]

Революция 1905 года и признание

[ редактировать ]

Философова была избрана председателем Международного совета женщин в 1899 году, присутствовав на его первом заседании в Лондоне. [1] [3] Она «активно» приняла участие в русской революции 1905 года , присоединившись к Конституционно-демократической партии и в конечном итоге выступив в качестве председателя первого российского женского конгресса в 1908 году. [1] [3] Цель встречи Философовой - объединить российское женское движение - в значительной степени не была реализована. После съезда Философова и некоторые ее соратники получили осуждающие письма от ультраконсервативного Думы депутата Владимира Пуришкевича ; он назвал это «собранием шлюх». [1] [3] Философова обнародовала письмо и подала на Пуришкевича в суд; он был приговорен к одному месяцу тюремного заключения. [1]

В 1908 году Философова помогла основать Русское теософское общество. Через три года состоялось празднование пятидесятилетия творчества Философовой. Десятки женских организаций, как в России, так и за рубежом, посвятили Философовой выступления, а депутаты Госдумы чествовали ее в Мариинском дворце . Муравьева пишет, что Философова стала «живой легендой» для молодых поколений феминисток, символом прогресса и «последней живой основательницей» движения. Она умерла в Санкт-Петербурге 17 марта 1912 года, и ее похороны собрали тысячи людей. [1]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Муравьева, Марианна (2006). Де Хаан, Франциска; Даскалова, Красимира; Лутфи, Анна (ред.). Биографический словарь женских движений и феминизмов в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: 19 и 20 века . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 135–138, 526–9. ISBN  963-7326-39-1 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Рутчайлд, Рошель Г. (2009). «Рефрейминг общественного и частного пространства в России середины девятнадцатого века: триумвират Анны Философовой, Надежды Стасовой и Марии Трубниковой». В Воробце Кристина Д. (ред.). Человеческая традиция в царской России . Человеческие традиции во всем мире. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-7425-3737-8 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Раппапорт, Хелен (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов . Том. Один (АЛ). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 224–6. ISBN  978-1-57607-101-4 .
  4. ^ Jump up to: а б Рутчайлд, Рошель Г. (2010). Равенство и революция . Издательство Питтсбургского университета. стр. 11–25. ISBN  978-0-8229-7375-1 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Энгель, Барбара Альперн (2000). «В поисках политики личной жизни». Матери и дочери: женщины интеллигенции в России XIX века . Исследования по русской литературе и теории. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN  978-0-8101-1740-2 .
  6. ^ Пашова Анастасия; Воденичаров, Петр (2019). « Новые женщины» – первая профессиональная интеллектуальная организация женщин в России». В Михаилидисе, Яковос Д.; Антониу, Гиоргос (ред.). Институциональное строительство и исследования в условиях иностранного господства. Европа и Причерноморье (начало XIX – начало XX вв.) . Афины : Эпикентро. стр. 71–91. ISBN  978-960-458-948-7 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Йохансон, Кристина (1987). «Глава II: Политика минимальных уступок - Женские курсы в Москве и Санкт-Петербурге». Борьба женщин за высшее образование в России: 1855 – 1900 гг . Кингстон, Канада: Издательство Университета Макгилла . ISBN  978-0-7735-0565-0 .
  8. ^ Jump up to: а б с Йохансон, Кристина (1979). «Самодержавная политика, общественное мнение и женское медицинское образование в годы правления Александра II, 1855-1881» . Славянское обозрение . 38 (3): 426–443. дои : 10.2307/2496713 . ISSN   0037-6779 . JSTOR   2496713 . ПМИД   11633168 .
  9. ^ Стайтс, Ричард (1977). Женское освободительное движение в России: феминизм, нигильзм и большевизм, 1860–1930 . Издательство Принстонского университета. стр. 67–69. ISBN  9781400843275 .
  10. ^ Даджен, Рут А. (1982). «Забытое меньшинство: студентки в императорской России, 1872–1917» . Русская история . 9 (1): 1–26. дои : 10.1163/187633182X00010 . ISSN   0094-288X . JSTOR   24652820 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5635fcbe11d4a790a0818a4c5f1faf63__1713523440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/63/5635fcbe11d4a790a0818a4c5f1faf63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anna Filosofova - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)