Анна Философова
Анна Философова | |
---|---|
Рожденный | Anna Pavlovna Diaghileva 5 апреля 1837 г. |
Умер | 17 марта 1912 г. Санкт-Петербург, Россия | ( 74 года
Занятия |
|
Движение | Феминизм в России |
Дети | 6, including Dmitry Filosofov |
Родственники | Сергей Дягилев ( племянник ) |
Анна Павловна Философова ( русский : Анна Павловна Илософова ; урожденная Дягилева ; 5 апреля 1837 — 17 марта 1912) — российская феминистка , активистка и филантроп.
Философова родилась в знатной, богатой семье. Она вышла замуж за Владимира Философова в молодом возрасте; у нее и ее мужа было шестеро детей. Первоначально обеспокоенная тяжелым положением крепостных , она стала феминисткой после того, как поступила в салон Марии Трубниковой , которая обучила ее этому предмету. Наряду с Трубниковой и Надеждой Стасовой Философова была одним из первых лидеров российского женского движения . Вместе трое друзей и союзников назывались «триумвиратом». Они основали и возглавили несколько благотворительных организаций, призванных способствовать культурной и экономической независимости женщин, таких как Общество дешевого жилья и других льгот для петербуржцев. Философова несколько лет была президентом этой организации.
Впоследствии триумвират успешно подтолкнул правительственных чиновников к разрешению высшего образования для женщин, что привело к созданию курсов Владимирского и курсов Бестужева . Продолжающееся сопротивление означало, что их успехи иногда были ограничены или обращены вспять. Философова также основала смешанную школу в собственном имении. С 1879 по 1881 год Философова была ненадолго сослана по подозрению в революционных симпатиях. После возвращения в Россию она продолжила работу активистки и мецената в поддержку российских женщин. Пережив и Трубникову, и Стасову, она выжила, чтобы принять участие в русской революции 1905 года и возглавить первый российский женский конгресс в 1908 году, став уважаемой фигурой феминистки. Философова умерла в 1912 году.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Анна Павловна Дягилева родилась 5 апреля 1837 года в Санкт-Петербурге в богатой аристократической семье. [1] [2] Дягилева была старшей из девяти детей. Отец Дягилевой, Павел Дягилев, ушел в отставку с должности в Министерстве финансов в 1850 году и начал винокуренный бизнес. [1] Ее мать звали Анной Ивановной, и она управляла винокуренным заводом после 1855 года, когда Павел стал фанатично религиозным. [1]
Как это было типично для богатых россиян, Дягилева получила домашнее образование и позже писала, что все, что она выучила, это «французский, немецкий и реверансы». [3] В 1855 году она вышла замуж за Владимира Дмитриевича Философова, старшего ее на семнадцать лет, старшего чиновника Министерства войны и обороны. Их первый ребенок родился в 1858 году; их в итоге родилось шестеро, три девочки и три мальчика (включая Дмитрия , ставшего известным писателем). [1] [2] Ученый Рошель Рутчайлд пишет, что Философова «почти постоянно была беременна» между 1858 и 1872 годами, хотя это, похоже, не оказало существенного влияния на ее здоровье или работу. [1] [2]
Муж Философовой происходил из крепостной семьи, и после их свадьбы она часто навещала имение Философовых в Бежаницах . Тесть Философова академик Марианна Муравьева описывает как «тираническую фигуру», а образ жизни в имении оказал сильное влияние на Философову, семья которой не держала крепостных. Тесть Философовой подвергал сексуальному насилию подконтрольных ему крепостных. [1] [2] В имении Философовых она впервые стала рассматривать социальные вопросы, и особенно тяжелое положение бедняков и крепостных крестьян. [1] [2] По освобождении крепостных в 1861 году Философова писала, что это был «святой день». [2]
В конце 1850-х годов Философова познакомилась с Марией Трубниковой последней через салон . Трубникова дала Философовой книги по женским проблемам и обсудила их с ней, и Философова выразила благодарность Трубниковой за то, что она помогла развить ее убеждения. [1] [2] Позже Философова говорила о Трубниковой, что она была «ангелом, нежным и терпеливым. Она развивала меня, читала со мной. Это было тяжело, так как я ничего не знала». [2] Философова, Трубникова и Надежда Стасова стали близкими друзьями и соратниками, и современники называли их «триумвиратом». [1] [4] [5] Все трое провели большую часть своей жизни, работая над продвижением дела женщин, возглавляя первое организованное феминистское движение в Российской империи . [3] [4] Более поздний автор Ариадна Тыркова-Вильямс писала, что «члены [триумвирата] прекрасно дополняли друг друга. Планы и воля исходили от Трубниковой. Роль Стасовой заключалась в исполнении, настойчивости в выполнении работы. Философова олицетворяла духовность и этику». [6]
В отличие от тогдашнего российского нигилистического движения , Философова и другие члены триумвирата не были радикальными в общественном стиле и моде и сохранили свое положение в благосклонности высшего класса. [2] [7] Философова, подвергшаяся критике со стороны приверженца нигилистического подхода за то, что на важной встрече она оделась как «кукла», ответила, что, по словам Рутчайлд, «одежда не делает женщину». [2] Философова и ее муж поддерживали близкие отношения, хотя ее работа иногда приводила к неудачам в его государственной карьере; она не желала подчиняться, написав ему, что «уступить тебе выше моих сил». [2] [8]
Активизм и карьера
[ редактировать ]Через салон Трубниковой Философова связалась с большой группой богатых женщин, обеспокоенных экономическим и образовательным статусом женщин в России. [2] Триумвират вместе с рядом других основал в 1859 году Общество дешевого жилья и других льгот петербургским гражданам. [2] [3] В группе было две фракции: «Немецкая партия» и «Русская партия», которые различались предпочтительным подходом. [5] «Немцы» предпочитали традиционный для того времени метод благотворительности, предполагавший тщательный надзор за бедными. «Русские» сосредоточились на самопомощи и прямой помощи, пытаясь избежать покровительства и сохранить конфиденциальность тех, кому помогают. [2] [5]
В начале 1861 года организация распалась на две части, во главе триумвирата оказались «русские». [5] Устав сокращенной группы был утвержден в феврале 1861 года. [2] [5] Организация предоставляла жилье и работу швеями своим клиенткам-женщинам (в первую очередь вдовам и женщинам, чьи мужья бросили их). Он включал в себя детский сад и общую кухню. [5] Общество приобрело собственное здание и крупный подряд на швейные работы у военных. Трубникова была первым президентом; Философова также занимала пост президента общества в течение ряда лет до его закрытия в 1879 году. [2] Философова четко обозначила свою цель, как она однажды написала Анатолию Кони : «дать женщинам возможность самостоятельного пути к трудоустройству и морально и материально независимого статуса». [9] Она также оказала поддержку предложенному в 1865 году крупномасштабному Обществу женского труда, но организация так и не была зарегистрирована. [3]
Женское образование
[ редактировать ]В 1867 году триумвират начал настаивать на том, чтобы российские университеты создавали курсы для женщин. [3] По словам историка Кристины Йохансен, продемонстрировав «значительное умение заручиться поддержкой народа», женщины написали тщательно сформулированную петицию царю Александру II . [7] Они собрали более 400 подписей среди женщин среднего и высшего сословия. [7] Однако существовало широкое противодействие образованию женщин, в том числе со стороны соответствующего министра Дмитрия Толстого . [1] Толстой утверждал, что женщины откажутся от образования после замужества, и отверг подписавшихся, заявив, что они «овцы», просто следующие последней моде. [7] Он отклонил петицию в конце 1868 года, но разрешил публичные лекции смешанного пола, которые могли посещать женщины. [7] Однако ими быстро воспользовались, в основном женщины. [3] [7] Философова также открыла местную школу в имении своего мужа Бежаницы, которое сохранилось до 20 века. [1]
В царской России государственная политика была плохо скоординированной и непоследовательной из-за конкурирующих импульсов соперничающих министров, и триумвират искал другой путь поддержки женского образования. Они обратились к более либеральному военному министру Дмитрию Милютину , который, по уговорам жены, дочери и Философовой, согласился провести курсы для женщин в Санкт-Петербурге. [7] [8] Муж Философовой служил в это время главным помощником Милютина. Толстой в ответ разрешил проводить лекции у себя на квартире, где он мог их контролировать. [7] [8] Политическое движение в пользу женского образования продолжало расти, и к октябрю 1869 года российское правительство разрешило ограниченный набор курсов для женщин по продвинутым предметам. [1] [7] Курсы начались в январе 1870 года. [1] Они стали называться Владимирскими курсами по имени Владимирского училища, принявшего их с 1872 года. Некоторые студентки посчитали, что они продвинулись недостаточно далеко, и сформировали отдельный блок лекций, получивший название « Аларчинские курсы». Многие женщины, ищущие высшее образование, уехали за границу, чтобы завершить свое образование, в основном в Цюрих. [7] Владимирские курсы были закрыты в 1875 году . В 1876 году Философова получила одобрение на открытие первого в России университета для женщин, известного как Бестужевские курсы , по имени их номинального руководителя Константина Бестужева-Рюмина . [1] [5] Эти курсы также были в конечном итоге закрыты (в 1886 году) и вновь открыты под строгим контролем правительства в 1889 году. [1] [7]
Изгнание и возвращение
[ редактировать ]Философова была известна своей добротой и щедростью и иногда оказывала помощь семьям ссыльных или заключенных в тюрьму революционеров. Ее симпатии были непопулярны среди российских чиновников. В 1879 году она была сослана за границу за сбор денег для революционной группы, и ей разрешили вернуться только в 1881 году. [1] [2] После консервативной реакции после убийства царя в 1881 году Философова не смогла найти сторонников для дальнейших социальных проектов. Официальное положение ее мужа также было ослаблено из-за ее революционных связей, и семья была вынуждена жить на более низком уровне доходов. [1] [2]
Философова возобновила свою деятельность в конце 1880-х годов с благотворительной деятельностью по оказанию помощи голодающему Поволжью . В 1892 году она вступила в Санкт-Петербургский комитет поощрения грамотности. В 1895 году Философова вместе со Стасовой и другими основала Русское женское взаимное благотворительное общество , которое, согласно ограничительным законам царского самодержавия, ограничивалось благотворительными предприятиями, такими как детский сад, общежитие и служба занятости. [1] Философова была отмечена царем Николаем II в 1904 году за работу в Обществе помощи высшим женским курсам. [3] В 1905 году университеты России были открыты для женщин, и необходимость в женских университетских курсах отпала. [10]
Революция 1905 года и признание
[ редактировать ]Философова была избрана председателем Международного совета женщин в 1899 году, присутствовав на его первом заседании в Лондоне. [1] [3] Она «активно» приняла участие в русской революции 1905 года , присоединившись к Конституционно-демократической партии и в конечном итоге выступив в качестве председателя первого российского женского конгресса в 1908 году. [1] [3] Цель встречи Философовой - объединить российское женское движение - в значительной степени не была реализована. После съезда Философова и некоторые ее соратники получили осуждающие письма от ультраконсервативного Думы депутата Владимира Пуришкевича ; он назвал это «собранием шлюх». [1] [3] Философова обнародовала письмо и подала на Пуришкевича в суд; он был приговорен к одному месяцу тюремного заключения. [1]
В 1908 году Философова помогла основать Русское теософское общество. Через три года состоялось празднование пятидесятилетия творчества Философовой. Десятки женских организаций, как в России, так и за рубежом, посвятили Философовой выступления, а депутаты Госдумы чествовали ее в Мариинском дворце . Муравьева пишет, что Философова стала «живой легендой» для молодых поколений феминисток, символом прогресса и «последней живой основательницей» движения. Она умерла в Санкт-Петербурге 17 марта 1912 года, и ее похороны собрали тысячи людей. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Муравьева, Марианна (2006). Де Хаан, Франциска; Даскалова, Красимира; Лутфи, Анна (ред.). Биографический словарь женских движений и феминизмов в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: 19 и 20 века . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 135–138, 526–9. ISBN 963-7326-39-1 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Рутчайлд, Рошель Г. (2009). «Рефрейминг общественного и частного пространства в России середины девятнадцатого века: триумвират Анны Философовой, Надежды Стасовой и Марии Трубниковой». В Воробце Кристина Д. (ред.). Человеческая традиция в царской России . Человеческие традиции во всем мире. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-3737-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Раппапорт, Хелен (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов . Том. Один (АЛ). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 224–6. ISBN 978-1-57607-101-4 .
- ^ Jump up to: а б Рутчайлд, Рошель Г. (2010). Равенство и революция . Издательство Питтсбургского университета. стр. 11–25. ISBN 978-0-8229-7375-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Энгель, Барбара Альперн (2000). «В поисках политики личной жизни». Матери и дочери: женщины интеллигенции в России XIX века . Исследования по русской литературе и теории. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 978-0-8101-1740-2 .
- ^ Пашова Анастасия; Воденичаров, Петр (2019). « Новые женщины» – первая профессиональная интеллектуальная организация женщин в России». В Михаилидисе, Яковос Д.; Антониу, Гиоргос (ред.). Институциональное строительство и исследования в условиях иностранного господства. Европа и Причерноморье (начало XIX – начало XX вв.) . Афины : Эпикентро. стр. 71–91. ISBN 978-960-458-948-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Йохансон, Кристина (1987). «Глава II: Политика минимальных уступок - Женские курсы в Москве и Санкт-Петербурге». Борьба женщин за высшее образование в России: 1855 – 1900 гг . Кингстон, Канада: Издательство Университета Макгилла . ISBN 978-0-7735-0565-0 .
- ^ Jump up to: а б с Йохансон, Кристина (1979). «Самодержавная политика, общественное мнение и женское медицинское образование в годы правления Александра II, 1855-1881» . Славянское обозрение . 38 (3): 426–443. дои : 10.2307/2496713 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 2496713 . ПМИД 11633168 .
- ^ Стайтс, Ричард (1977). Женское освободительное движение в России: феминизм, нигильзм и большевизм, 1860–1930 . Издательство Принстонского университета. стр. 67–69. ISBN 9781400843275 .
- ^ Даджен, Рут А. (1982). «Забытое меньшинство: студентки в императорской России, 1872–1917» . Русская история . 9 (1): 1–26. дои : 10.1163/187633182X00010 . ISSN 0094-288X . JSTOR 24652820 .