Jump to content

Nadezhda Stasova

Nadezhda Stasova
Формальный нарисованный портрет пожилой женщины, сидящей в строгом черном платье с белой отделкой и смотрящей прямо на зрителя, со свободно скрещенными перед собой руками. Она носит черное кружевное покрытие для волос и большую замысловатую золотую брошь, прикрепленную к передней части ее платья.
Стасова картина Ильи Репина в 1889 году.
Рожденный ( 1822-06-12 ) 12 июня 1822 г.
Умер 27 сентября 1895 г. ) ( 1895-09-27 ) ( 73 года
Занятия
  • Активист
  • филантроп
Движение Феминизм в России
Родитель
Родственники

Надежда ( Васильевна Стасова 12 июня 1822 — 27 сентября 1895) — российская просветительница, активистка и феминистка. Стасова родилась в знатной и богатой семье; царь Российский Александр I был ее крестным отцом, и в детстве она получила обширное частное обучение. Пережив семейную трагедию и личное разочарование в молодости, она посвятила себя образованию женщин и расширению экономических прав и возможностей. Наряду с Анной Философовой и Марией Трубниковой Стасова была одним из первых лидеров российского женского движения . Вместе трое друзей и союзников назывались «триумвиратом».

Триумвират основал и возглавил несколько организаций, призванных способствовать культурной и экономической независимости женщин, в том числе издательский кооператив. Впоследствии триумвират подтолкнул правительственных чиновников к разрешению высшего образования для женщин, хотя продолжающееся сопротивление означало, что их успехи иногда ограничивались или обращались вспять. В конце концов Стасова стала ведущим организатором Бестужевских курсов в 1878 году, но десять лет спустя была вынуждена уйти в отставку под политическим давлением. В последние годы своей жизни она продолжала поддерживать дело прав женщин в России. Стасова умерла в 1895 году.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Стасова родилась в Царском Селе , императорской резиденции недалеко от Санкт-Петербурга , 12 июня 1822 года. [1] : 526  [2] Ее родители были представителями русского дворянства . Ее отец, Василий Петрович Стасов , был видным архитектором, а мать, Мария Абрамовна Сучкова, была из семьи военного. [1] : 526  [2] царь Александр I. Крестным отцом Стасовой был [3] : 75  Стасова, средний ребенок, имела как минимум пять братьев (включая Владимира и Дмитрия ) и сестру Софью. [а] Одна из ее племянниц, Елена , стала известным революционером и большевистским чиновником. [5]

Мать Стасовой умерла в 1831 году от холеры , когда Стасовой было девять лет. [3] : 75  В детстве Стасова брала частные уроки у профессоров, нанятых ее семьей, и изучала иностранные языки, музыку, искусство и этикет. [1] : 526  Когда она подросла, она часто брала книги своего отца и читала много французской литературы, включая работы феминистки Жорж Санд . [1] : 526  [3] : 75  В последующие годы она считала обучение, которое она получала в детстве, легкомысленным и писала, что ее отец и братья не считали, что женщинам требуется серьезное образование; Стасова вспоминала, что ее дразнили и унижали. [3] : 75 

В двадцатилетнем возрасте Стасова была помолвлена ​​с военным офицером. Незадолго до свадьбы жених под жестоким давлением родителей бросил ее и женился на другой женщине. [3] : 75  Стасова в отчаянии поклялась, что никогда не выйдет замуж. [3] : 75  Несколько лет она провела за границей, заботясь о своей сестре Софье, с которой была очень близка. [2] : 671  Софья умерла от чахотки в 1858 году, после чего Стасова вернулась в Россию. Стасова решила направить свою энергию от собственной семьи к «всеобщей семье» нуждающихся и обездоленных. [2] : 671  [3] : 76  Обсуждая ограниченные возможности, доступные женщинам в то время, Стасова позже написала, что российские феминистки желали «не лунного света, а солнечного света». [6] : 34 

Через Марии Васильевны Трубниковой салон . Стасова связалась с большой группой богатых женщин, озабоченных экономическим и образовательным статусом женщин в России [3] : 76  Трубникова, переводчица и активистка, более чем на десять лет моложе Стасовой, активно стремилась просвещать женщин по феминистским вопросам, рассматривая свой салон как способ объединить их и расширить их возможности. [3] : 77  Стасова, Трубникова и коллега-феминистка Анна Павловна Философова стали близкими друзьями и союзниками, и современники называли их «триумвиратом». [1] : 527  [7] : 12  [8] : 57–58  Эти трое провели большую часть своей жизни, сосредоточившись на женском вопросе , как его тогда называли, возглавляя первое организованное феминистское движение в Российской империи . [2] : 672  [7] : 12 

Более поздний автор Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс писала, что «члены [триумвирата] прекрасно дополняли друг друга. Планы и воля исходили от Трубниковой. Роль Стасовой заключалась в исполнении, настойчивости в выполнении работы. Философосва олицетворяла духовность и этику». [9] : 79  В отличие от современного российского нигилистического движения , члены триумвирата не были радикальными в общественном стиле или моде и не подвергались остракизму со стороны других представителей высшего класса за свою работу. [3] : 77–78  [10] : 36–37 

В 1859 году триумвират вместе с рядом других женщин приступил к организации Общества дешевого жилья и других льгот петербургским гражданам. [2] : 671  [3] : 76  В группе было две фракции: «Немецкая партия» и «Русская партия», которые различались предпочтительным подходом. [б] [3] : 76–77  [6] : 69  «Немцы» предпочитали традиционный для того времени метод благотворительности, предполагавший тщательный надзор за бедными. «Русские» сосредоточились на самопомощи и прямой помощи, пытаясь избежать покровительства и сохранить конфиденциальность тех, кому помогали. [3] : 76–77  [8] : 58–59  В начале 1861 года зарождающаяся организация раскололась на две части, во главе «русских» возглавил триумвират Стасова-Трубникова-Философова. [3] : 76–77  [8] : 58–59  Устав их теперь уже меньшего по размеру общества был утвержден царским правительством в феврале 1861 года. [3] : 76–77  [8] : 58–59  Организация предоставляла жилье и работу швеями своим клиенткам (в первую очередь вдовам и женам, чьи мужья бросили их). [8] : 59  Здесь также работал детский сад и общая кухня. [8] : 59 

Тем временем в 1860 году Стасова и ее невестка Поликсена Стасова открыли и помогли возглавить школу, направленную на обучение грамоте, в рамках недолгого движения воскресных школ в России. [с] [1] : 527  [11] : 154–156  Школа, в которой обслуживались женщины -рабочие , была закрыта российским правительством в 1862 году в рамках более масштабных репрессий против воскресных школ. [2] : 671  [11] : 154  В ответ Стасова вместо этого начала преподавать у себя дома. [1] : 527  Стасова вместе с меценатом Марией Михайловной Дондуковой-Корсаковой [ также ] работой приюта при Калинкинской больнице путем ru занималась по лечению проституток, больных инфекциями, передающимися половым . [1] : 527 

В 1863 году триумвират вместе с активисткой Анной Николаевной Энгельгардт основал «Русскую женскую издательскую кооперацию». [1] : 527  [3] : 78  [12] Кооператив, в котором работали десятки женщин, занимался писательской деятельностью и переводами. Он опубликовал большое количество книг, включая учебники, научные труды и детские рассказы, такие как «Происхождение видов» Дарвина и Ганса Христиана Андерсена » «Сказки . [6] : 69  [12] [4] : 152  Роль Стасовой заключалась в ведении бизнеса с типографиями, переплетчиками и поставщиками. [4] : 152  Хотя поначалу он был успешным, кооператив так и не получил одобрения правительства и столкнулся с финансовыми трудностями после того, как Стасова и Трубникова позже уехали за границу, а его партнер по продаже книг обанкротился. Тем не менее под руководством Философовой оно просуществовало до 1879 года. [3] : 78–79 

Высшее образование

[ редактировать ]
Черно-белый портрет сидящей женщины в формальной одежде XIX века, смотрящей влево от кадра.
Черно-белый фотографический портрет стоящей женщины в формальной одежде, лицом влево.
На протяжении всей своей карьеры Стасова тесно сотрудничала с Марией Трубниковой (слева) и Анной Философовой (справа).

В 1867 году триумвират, подстрекаемый писательницей Евгенией Ивановной Конради , начал настаивать на том, чтобы российские университеты создали курсы, открытые для женщин. [2] : 671  [6] : 75–76  Кампания началась со встречи в доме Трубниковой множества заинтересованных женщин и ученых (мужчин), на которой был согласован план действий. [6] : 75–76  [10] : 37  Женщины написали прошение Карлу Федоровичу Кесслеру ректору Петербургского университета . Обладая особым талантом организации широкой поддержки, они собрали более 400 подписей среди женщин среднего и высшего класса. [10] : 37–38  Стремясь к созданию женского университета, триумвират получил поддержку от Кесслера в создании «регулярных серьезных курсов», открытых для женщин, по словам историка Кристины Йохансон. [6] : 75–77  [10] : 37–38 

Следующим шагом было получение одобрения Дмитрия Андреевича Толстого отвечал за систему образования , который как министр народного просвещения . [6] : 75–77  [10] : 37–38  Толстой утверждал, что женщины откажутся от образования после замужества, и отверг подписавшихся, заявив, что они «овцы», просто следующие последней моде. [10] : 38  Он отклонил петицию в конце 1868 года, но под давлением царя Александра II разрешил менее продвинутые публичные лекции смешанного пола, которые могли посещать женщины. [1] : 528  [6] : 77  [10] : 37–38  Они были быстро подхвачены, в основном женщинами. [6] : 77  [10] : 38–39 

В царской России государственная политика была плохо скоординированной и непоследовательной из-за конкурирующих интересов министров-конкурентов, и триумвират искал другой путь поддержки высшего образования для женщин. Они обратились к более либеральному военному министру Дмитрию Алексеевичу Милютину , который, по уговорам жены, дочери и Философовой, согласился провести медицинские курсы для женщин в Санкт-Петербурге. [10] : 38–39  [13] : 437  Толстой в ответ разрешил занятия, но в своей квартире, где он мог за ними следить. [10] : 38–39  Политическое движение в пользу женского образования продолжало расти, и к октябрю 1869 года российское правительство разрешило женщинам ограниченный набор лекций по продвинутым предметам (включая химию, историю, анатомию, зоологию и русскую литературу). [2] : 671  [10] : 39  Стасова организовала их и наняла профессоров для их преподавания; Лекции начались в январе 1870 года. Их посетили более 700 женщин, и они стали известны как Владимирские лекции по имени Владимирского училища. [1] : 528  [6] : 77 

С 1871 по 1876 год Стасова провела в Германии, ухаживая за двумя больными племянницами. [1] : 528  Во время отсутствия Стасовой она часто общалась с Философовой и Трубниковой. Лекции Владимирского , хотя и были ограниченными, к ужасу Стасовой, были закрыты в 1875 году. [1] : 528  [10] : 39–43  После возвращения в Россию она возобновила активную деятельность. [1] : 528  Тем временем Толстой был обеспокоен количеством русских женщин, выезжающих за границу для получения образования, особенно в Швейцарию. [10] : 43, 59–62, 74–76 

В апреле 1876 года по настоянию Толстого Александр II разрешил создание курсов высшего образования для женщин, хотя прием в мужские университеты по-прежнему был запрещен. [1] : 528  [10] : 43, 59–62, 74–76  Стасова была председателем педагогического совета, основавшего Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге; они начались в 1878 году. [1] : 528  [2] : 671  К 1881 году курсы охватывали полный четырехлетний университетский график. [10] : 74–76, 95–103  Толстой ограничил доступное финансирование; государственная поддержка обеспечивала лишь 7 процентов бюджета, поэтому обучение было дорогим. [10] : 62–64  Стасова организовала благотворительную поддержку студентов и успешно добилась приема еврейских студентов, а также предоставления постоянного жилья для курсов в 1883 году. [1] : 528  [2] : 671–2  Однако радикализм некоторых студентов вызвал критику, и в 1886 году прием на курсы был прекращен. [1] : 528  [2] [10] : 74–76, 95–103 

К 1889 году Стасова (вместе с коллегой-феминисткой Еленой Осиповной Лихачевой [ ru ] ) убедила царя (тогда Александра III ) разрешить открытие курсов. [1] : 528  [10] : 93  Однако в рамках попыток реакционного Константина Петровича Победоносцева поставить учебные заведения под государственный контроль Стасова была вынуждена уйти с поста директора, официально обвиненная в «неэффективности и бестолковости». [1] : 528  [2] : 671  На смену ей и ее коллегам пришли более сговорчивые правительственные бюрократы. [1] : 528  [10] : 93–94  ее портрет написал Илья Репин . На Бестужевском выпуске в том же году Стасову наградили, и на память об этом событии [14] : 39 

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

Несмотря на эту неудачу, Стасова продолжала работать. Она помогла создать Общество помощи детям в Санкт-Петербурге. [1] : 528–529  Она была наставником Любови Гуревич и других молодых феминисток; Историк Рошель Рутшильд пишет, что она «достигла почти святого статуса среди тех, кто ее знал, поскольку они с трепетом отмечали ее неугасимый пыл». [3] : 80  [7] : 23–24  В 1893 году Стасова и другие отправили выставку, посвященную прогрессу женщин в России, на Всемирную Колумбийскую выставку в Чикаго. [7] : 19  В 1895 году Стасова вместе с Философовой и другими основала Русское женское взаимное благотворительное общество , которое, согласно ограничительным законам царского самодержавия, ограничивалось благотворительными предприятиями, такими как детский сад, общежитие и служба занятости. [15] : 500  Стасова возглавляла организацию на посту председателя до своей смерти в том же году, и ее заменила Анна Николаевна Шабанова . [2] : 672 

Несмотря на болезнь, Стасова усердно работала вплоть до своей смерти 27 сентября 1895 года. [1] : 529  [7] : 12–13  Ближе к концу жизни она писала, что русские женщины «до сих пор не научились перестать быть рабынями мужчин». [7] : 13  Она продолжала: «Во всем они сдерживают себя, запуганы, подчинены... Это плохо, очень плохо! Женщинам предстоит много работы, прежде чем они добьются своего освобождения». [7] : 13 

Примечания

[ редактировать ]
  1. В разных источниках попеременно указывается, что детей в семье было то 7, то 8, а Стасова была то четвертой, то пятой по порядку рождения. [1] : 526  [3] : 75–76  [4]
  2. ^ «Немцы» в основном произошли от немецких или балтийских аристократических семей, по мнению Ричарда Стайтса , профессора русской истории в Джорджтаунском университете . [6] : 69 
  3. Термин «воскресная школа» не подразумевает религиозное образование, а просто описывает проведение дневных занятий, как традиционный день отдыха русских низов. [11] : 151 
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Муравьева, Марианна (2006). «Стасова, Надежда Васильевна (1822–1895)». Ин де Хаан, Франциска ; Даскалова, Красимира ; Лутфи, Анна (ред.). Биографический словарь женских движений и феминизмов: Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, 19 и 20 века . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета . стр. 526–9. ISBN  978-615-5053-72-6 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Раппапорт, Хелен (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов . Том. 2. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 671–2. ISBN  978-1-57607-101-4 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Рутшильд, Рошель Голдберг (2009). «Переосмысление общественного и частного пространства в России середины девятнадцатого века: триумвират Анны Философовой, Надежды Стасовой и Марии Трубниковой». В Воробце Кристина Д. (ред.). Человеческая традиция в императорской России . Человеческие традиции во всем мире. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 69–84. ISBN  978-0-7425-3737-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с Рутшильд, Рошель Голдберг (2008). «Стасова, Надежда». Смит , Бонни Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Том. 4. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 151–2. ISBN  978-0-19-514890-9 .
  5. ^ Углоу, Дженни ; Хендри, Мэгги, ред. (2005). «Стасова Елена; Стасова Надежда». Женский биографический словарь Пэлгрейва Макмиллана (4-е изд.). Лондон: Спрингер . стр. 549–50. ISBN  978-0-230-50577-3 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стайтс, Ричард (1977). Женское освободительное движение в России: феминизм, нигильзм и большевизм, 1860–1930 . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN  978-1-4008-4327-5 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Рутчайлд, Рошель Голдберг (2010). Равенство и революция . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета . стр. 11–25. ISBN  978-0-8229-7375-1 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Энгель, Барбара Альперн (2000). «В поисках политики личной жизни». Матери и дочери: женщины интеллигенции в России девятнадцатого века . Исследования по русской литературе и теории. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 49–61. ISBN  978-0-8101-1740-2 .
  9. ^ Пашова Анастасия; Воденичаров, Петр (2019). « Новые женщины» – первая профессиональная интеллектуальная организация женщин в России». В Михаилидисе, Яковос Д.; Антониу, Гиоргос (ред.). Институциональное строительство и исследования в условиях иностранного господства. Европа и Причерноморье (начало XIX – начало XX вв.) . Афины: Эпикентро. стр. 71–91. ISBN  978-960-458-948-7 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Йохансон, Кристина (1987). Борьба женщин за высшее образование в России: 1855–1900 гг . Кингстон, Канада: Издательство Университета Макгилла . ISBN  978-0-7735-0565-0 . JSTOR   j.ctt813c7 .
  11. ^ Jump up to: а б с Зельник, Реджинальд Э. (1965). «Движение воскресной школы в России, 1859-1862» . Журнал современной истории . 37 (2): 151–170. дои : 10.1086/239634 . ISSN   0022-2801 . JSTOR   1878307 . S2CID   143782960 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 28 сентября 2023 г.
  12. ^ Jump up to: а б Кауфман, Эндрю Д. (2022). Жена игрока: Правдивая история любви, риска и женщины, спасшей Достоевского . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Riverhead Books . п. 209. ИСБН  978-0-525-53715-1 .
  13. ^ Йохансон, Кристина (1979). «Самодержавная политика, общественное мнение и женское медицинское образование в годы правления Александра II, 1855–1881» . Славянское обозрение . 38 (3): 426–443. дои : 10.2307/2496713 . ISSN   0037-6779 . JSTOR   2496713 . ПМИД   11633168 .
  14. ^ Хилтон, Элисон (2009). «Плач Ярославны и его отголоски в русском искусстве конца XIX века». В Мардилович Галина; Тарутина, Мария (ред.). Новые нарративы русского и восточноевропейского искусства: между традициями и революциями . Милтон-Парк, Соединенное Королевство: Рутледж . стр. 32–48. ISBN  978-0-429-63978-4 .
  15. ^ Новикова, Наталья (2006). «Шабанова, Анна (1848–1932)». Ин де Хаан, Франциска ; Даскалова, Красимира ; Лутфи, Анна (ред.). Биографический словарь женских движений и феминизмов: Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, 19 и 20 века . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета . стр. 498–502. ISBN  978-615-5053-72-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c57cf5239d813e79ee6e02e9adc45d7__1720451640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/d7/0c57cf5239d813e79ee6e02e9adc45d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nadezhda Stasova - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)