Nadezhda Stasova
Nadezhda Stasova | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 27 сентября 1895 г. Санкт-Петербург , Россия | ( 73 года
Занятия |
|
Движение | Феминизм в России |
Родитель |
|
Родственники |
|
Надежда ( Васильевна Стасова 12 июня 1822 — 27 сентября 1895) — российская просветительница, активистка и феминистка. Стасова родилась в знатной и богатой семье; царь Российский Александр I был ее крестным отцом, и в детстве она получила обширное частное обучение. Пережив семейную трагедию и личное разочарование в молодости, она посвятила себя образованию женщин и расширению экономических прав и возможностей. Наряду с Анной Философовой и Марией Трубниковой Стасова была одним из первых лидеров российского женского движения . Вместе трое друзей и союзников назывались «триумвиратом».
Триумвират основал и возглавил несколько организаций, призванных способствовать культурной и экономической независимости женщин, в том числе издательский кооператив. Впоследствии триумвират подтолкнул правительственных чиновников к разрешению высшего образования для женщин, хотя продолжающееся сопротивление означало, что их успехи иногда ограничивались или обращались вспять. В конце концов Стасова стала ведущим организатором Бестужевских курсов в 1878 году, но десять лет спустя была вынуждена уйти в отставку под политическим давлением. В последние годы своей жизни она продолжала поддерживать дело прав женщин в России. Стасова умерла в 1895 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Стасова родилась в Царском Селе , императорской резиденции недалеко от Санкт-Петербурга , 12 июня 1822 года. [1] : 526 [2] Ее родители были представителями русского дворянства . Ее отец, Василий Петрович Стасов , был видным архитектором, а мать, Мария Абрамовна Сучкова, была из семьи военного. [1] : 526 [2] царь Александр I. Крестным отцом Стасовой был [3] : 75 Стасова, средний ребенок, имела как минимум пять братьев (включая Владимира и Дмитрия ) и сестру Софью. [а] Одна из ее племянниц, Елена , стала известным революционером и большевистским чиновником. [5]
Мать Стасовой умерла в 1831 году от холеры , когда Стасовой было девять лет. [3] : 75 В детстве Стасова брала частные уроки у профессоров, нанятых ее семьей, и изучала иностранные языки, музыку, искусство и этикет. [1] : 526 Когда она подросла, она часто брала книги своего отца и читала много французской литературы, включая работы феминистки Жорж Санд . [1] : 526 [3] : 75 В последующие годы она считала обучение, которое она получала в детстве, легкомысленным и писала, что ее отец и братья не считали, что женщинам требуется серьезное образование; Стасова вспоминала, что ее дразнили и унижали. [3] : 75
В двадцатилетнем возрасте Стасова была помолвлена с военным офицером. Незадолго до свадьбы жених под жестоким давлением родителей бросил ее и женился на другой женщине. [3] : 75 Стасова в отчаянии поклялась, что никогда не выйдет замуж. [3] : 75 Несколько лет она провела за границей, заботясь о своей сестре Софье, с которой была очень близка. [2] : 671 Софья умерла от чахотки в 1858 году, после чего Стасова вернулась в Россию. Стасова решила направить свою энергию от собственной семьи к «всеобщей семье» нуждающихся и обездоленных. [2] : 671 [3] : 76 Обсуждая ограниченные возможности, доступные женщинам в то время, Стасова позже написала, что российские феминистки желали «не лунного света, а солнечного света». [6] : 34
Карьера
[ редактировать ]Через Марии Васильевны Трубниковой салон . Стасова связалась с большой группой богатых женщин, озабоченных экономическим и образовательным статусом женщин в России [3] : 76 Трубникова, переводчица и активистка, более чем на десять лет моложе Стасовой, активно стремилась просвещать женщин по феминистским вопросам, рассматривая свой салон как способ объединить их и расширить их возможности. [3] : 77 Стасова, Трубникова и коллега-феминистка Анна Павловна Философова стали близкими друзьями и союзниками, и современники называли их «триумвиратом». [1] : 527 [7] : 12 [8] : 57–58 Эти трое провели большую часть своей жизни, сосредоточившись на женском вопросе , как его тогда называли, возглавляя первое организованное феминистское движение в Российской империи . [2] : 672 [7] : 12
Более поздний автор Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс писала, что «члены [триумвирата] прекрасно дополняли друг друга. Планы и воля исходили от Трубниковой. Роль Стасовой заключалась в исполнении, настойчивости в выполнении работы. Философосва олицетворяла духовность и этику». [9] : 79 В отличие от современного российского нигилистического движения , члены триумвирата не были радикальными в общественном стиле или моде и не подвергались остракизму со стороны других представителей высшего класса за свою работу. [3] : 77–78 [10] : 36–37
В 1859 году триумвират вместе с рядом других женщин приступил к организации Общества дешевого жилья и других льгот петербургским гражданам. [2] : 671 [3] : 76 В группе было две фракции: «Немецкая партия» и «Русская партия», которые различались предпочтительным подходом. [б] [3] : 76–77 [6] : 69 «Немцы» предпочитали традиционный для того времени метод благотворительности, предполагавший тщательный надзор за бедными. «Русские» сосредоточились на самопомощи и прямой помощи, пытаясь избежать покровительства и сохранить конфиденциальность тех, кому помогали. [3] : 76–77 [8] : 58–59 В начале 1861 года зарождающаяся организация раскололась на две части, во главе «русских» возглавил триумвират Стасова-Трубникова-Философова. [3] : 76–77 [8] : 58–59 Устав их теперь уже меньшего по размеру общества был утвержден царским правительством в феврале 1861 года. [3] : 76–77 [8] : 58–59 Организация предоставляла жилье и работу швеями своим клиенткам (в первую очередь вдовам и женам, чьи мужья бросили их). [8] : 59 Здесь также работал детский сад и общая кухня. [8] : 59
Тем временем в 1860 году Стасова и ее невестка Поликсена Стасова открыли и помогли возглавить школу, направленную на обучение грамоте, в рамках недолгого движения воскресных школ в России. [с] [1] : 527 [11] : 154–156 Школа, в которой обслуживались женщины -рабочие , была закрыта российским правительством в 1862 году в рамках более масштабных репрессий против воскресных школ. [2] : 671 [11] : 154 В ответ Стасова вместо этого начала преподавать у себя дома. [1] : 527 Стасова вместе с меценатом Марией Михайловной Дондуковой-Корсаковой работой приюта при Калинкинской больнице по лечению проституток, больных инфекциями, передающимися половым . [1] : 527
В 1863 году триумвират вместе с активисткой Анной Николаевной Энгельгардт основал «Русскую женскую издательскую кооперацию». [1] : 527 [3] : 78 [12] Кооператив, в котором работали десятки женщин, занимался писательской деятельностью и переводами. Он опубликовал большое количество книг, включая учебники, научные труды и детские рассказы, такие как «Происхождение видов» Дарвина и Ганса Христиана Андерсена » «Сказки . [6] : 69 [12] [4] : 152 Роль Стасовой заключалась в ведении бизнеса с типографиями, переплетчиками и поставщиками. [4] : 152 Хотя поначалу он был успешным, кооператив так и не получил одобрения правительства и столкнулся с финансовыми трудностями после того, как Стасова и Трубникова позже уехали за границу, а его партнер по продаже книг обанкротился. Тем не менее под руководством Философовой оно просуществовало до 1879 года. [3] : 78–79
Высшее образование
[ редактировать ]В 1867 году триумвират, подстрекаемый писательницей Евгенией Ивановной Конради , начал настаивать на том, чтобы российские университеты создали курсы, открытые для женщин. [2] : 671 [6] : 75–76 Кампания началась со встречи в доме Трубниковой множества заинтересованных женщин и ученых (мужчин), на которой был согласован план действий. [6] : 75–76 [10] : 37 Женщины написали прошение Карлу Федоровичу Кесслеру ректору Петербургского университета . Обладая особым талантом организации широкой поддержки, они собрали более 400 подписей среди женщин среднего и высшего класса. [10] : 37–38 Стремясь к созданию женского университета, триумвират получил поддержку от Кесслера в создании «регулярных серьезных курсов», открытых для женщин, по словам историка Кристины Йохансон. [6] : 75–77 [10] : 37–38
Следующим шагом было получение одобрения Дмитрия Андреевича Толстого отвечал за систему образования , который как министр народного просвещения . [6] : 75–77 [10] : 37–38 Толстой утверждал, что женщины откажутся от образования после замужества, и отверг подписавшихся, заявив, что они «овцы», просто следующие последней моде. [10] : 38 Он отклонил петицию в конце 1868 года, но под давлением царя Александра II разрешил менее продвинутые публичные лекции смешанного пола, которые могли посещать женщины. [1] : 528 [6] : 77 [10] : 37–38 Они были быстро подхвачены, в основном женщинами. [6] : 77 [10] : 38–39
В царской России государственная политика была плохо скоординированной и непоследовательной из-за конкурирующих интересов министров-конкурентов, и триумвират искал другой путь поддержки высшего образования для женщин. Они обратились к более либеральному военному министру Дмитрию Алексеевичу Милютину , который, по уговорам жены, дочери и Философовой, согласился провести медицинские курсы для женщин в Санкт-Петербурге. [10] : 38–39 [13] : 437 Толстой в ответ разрешил занятия, но в своей квартире, где он мог за ними следить. [10] : 38–39 Политическое движение в пользу женского образования продолжало расти, и к октябрю 1869 года российское правительство разрешило женщинам ограниченный набор лекций по продвинутым предметам (включая химию, историю, анатомию, зоологию и русскую литературу). [2] : 671 [10] : 39 Стасова организовала их и наняла профессоров для их преподавания; Лекции начались в январе 1870 года. Их посетили более 700 женщин, и они стали известны как Владимирские лекции по имени Владимирского училища. [1] : 528 [6] : 77
С 1871 по 1876 год Стасова провела в Германии, ухаживая за двумя больными племянницами. [1] : 528 Во время отсутствия Стасовой она часто общалась с Философовой и Трубниковой. Лекции Владимирского , хотя и были ограниченными, к ужасу Стасовой, были закрыты в 1875 году. [1] : 528 [10] : 39–43 После возвращения в Россию она возобновила активную деятельность. [1] : 528 Тем временем Толстой был обеспокоен количеством русских женщин, выезжающих за границу для получения образования, особенно в Швейцарию. [10] : 43, 59–62, 74–76
В апреле 1876 года по настоянию Толстого Александр II разрешил создание курсов высшего образования для женщин, хотя прием в мужские университеты по-прежнему был запрещен. [1] : 528 [10] : 43, 59–62, 74–76 Стасова была председателем педагогического совета, основавшего Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге; они начались в 1878 году. [1] : 528 [2] : 671 К 1881 году курсы охватывали полный четырехлетний университетский график. [10] : 74–76, 95–103 Толстой ограничил доступное финансирование; государственная поддержка обеспечивала лишь 7 процентов бюджета, поэтому обучение было дорогим. [10] : 62–64 Стасова организовала благотворительную поддержку студентов и успешно добилась приема еврейских студентов, а также предоставления постоянного жилья для курсов в 1883 году. [1] : 528 [2] : 671–2 Однако радикализм некоторых студентов вызвал критику, и в 1886 году прием на курсы был прекращен. [1] : 528 [2] [10] : 74–76, 95–103
К 1889 году Стасова (вместе с коллегой-феминисткой Еленой Осиповной Лихачевой ) убедила царя (тогда Александра III ) разрешить открытие курсов. [1] : 528 [10] : 93 Однако в рамках попыток реакционного Константина Петровича Победоносцева поставить учебные заведения под государственный контроль Стасова была вынуждена уйти с поста директора, официально обвиненная в «неэффективности и бестолковости». [1] : 528 [2] : 671 На смену ей и ее коллегам пришли более сговорчивые правительственные бюрократы. [1] : 528 [10] : 93–94 ее портрет написал Илья Репин . На Бестужевском выпуске в том же году Стасову наградили, и на память об этом событии [14] : 39
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Несмотря на эту неудачу, Стасова продолжала работать. Она помогла создать Общество помощи детям в Санкт-Петербурге. [1] : 528–529 Она была наставником Любови Гуревич и других молодых феминисток; Историк Рошель Рутшильд пишет, что она «достигла почти святого статуса среди тех, кто ее знал, поскольку они с трепетом отмечали ее неугасимый пыл». [3] : 80 [7] : 23–24 В 1893 году Стасова и другие отправили выставку, посвященную прогрессу женщин в России, на Всемирную Колумбийскую выставку в Чикаго. [7] : 19 В 1895 году Стасова вместе с Философовой и другими основала Русское женское взаимное благотворительное общество , которое, согласно ограничительным законам царского самодержавия, ограничивалось благотворительными предприятиями, такими как детский сад, общежитие и служба занятости. [15] : 500 Стасова возглавляла организацию на посту председателя до своей смерти в том же году, и ее заменила Анна Николаевна Шабанова . [2] : 672
Несмотря на болезнь, Стасова усердно работала вплоть до своей смерти 27 сентября 1895 года. [1] : 529 [7] : 12–13 Ближе к концу жизни она писала, что русские женщины «до сих пор не научились перестать быть рабынями мужчин». [7] : 13 Она продолжала: «Во всем они сдерживают себя, запуганы, подчинены... Это плохо, очень плохо! Женщинам предстоит много работы, прежде чем они добьются своего освобождения». [7] : 13
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В разных источниках попеременно указывается, что детей в семье было то 7, то 8, а Стасова была то четвертой, то пятой по порядку рождения. [1] : 526 [3] : 75–76 [4]
- ^ «Немцы» в основном произошли от немецких или балтийских аристократических семей, по мнению Ричарда Стайтса , профессора русской истории в Джорджтаунском университете . [6] : 69
- ↑ Термин «воскресная школа» не подразумевает религиозное образование, а просто описывает проведение дневных занятий, как традиционный день отдыха русских низов. [11] : 151
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Муравьева, Марианна (2006). «Стасова, Надежда Васильевна (1822–1895)». Ин де Хаан, Франциска ; Даскалова, Красимира ; Лутфи, Анна (ред.). Биографический словарь женских движений и феминизмов: Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, 19 и 20 века . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета . стр. 526–9. ISBN 978-615-5053-72-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Раппапорт, Хелен (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов . Том. 2. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 671–2. ISBN 978-1-57607-101-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Рутшильд, Рошель Голдберг (2009). «Переосмысление общественного и частного пространства в России середины девятнадцатого века: триумвират Анны Философовой, Надежды Стасовой и Марии Трубниковой». В Воробце Кристина Д. (ред.). Человеческая традиция в императорской России . Человеческие традиции во всем мире. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 69–84. ISBN 978-0-7425-3737-8 .
- ^ Jump up to: а б с Рутшильд, Рошель Голдберг (2008). «Стасова, Надежда». Смит , Бонни Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Том. 4. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 151–2. ISBN 978-0-19-514890-9 .
- ^ Углоу, Дженни ; Хендри, Мэгги, ред. (2005). «Стасова Елена; Стасова Надежда». Женский биографический словарь Пэлгрейва Макмиллана (4-е изд.). Лондон: Спрингер . стр. 549–50. ISBN 978-0-230-50577-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стайтс, Ричард (1977). Женское освободительное движение в России: феминизм, нигильзм и большевизм, 1860–1930 . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-4008-4327-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рутчайлд, Рошель Голдберг (2010). Равенство и революция . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета . стр. 11–25. ISBN 978-0-8229-7375-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Энгель, Барбара Альперн (2000). «В поисках политики личной жизни». Матери и дочери: женщины интеллигенции в России девятнадцатого века . Исследования по русской литературе и теории. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 49–61. ISBN 978-0-8101-1740-2 .
- ^ Пашова Анастасия; Воденичаров, Петр (2019). « Новые женщины» – первая профессиональная интеллектуальная организация женщин в России». В Михаилидисе, Яковос Д.; Антониу, Гиоргос (ред.). Институциональное строительство и исследования в условиях иностранного господства. Европа и Причерноморье (начало XIX – начало XX вв.) . Афины: Эпикентро. стр. 71–91. ISBN 978-960-458-948-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Йохансон, Кристина (1987). Борьба женщин за высшее образование в России: 1855–1900 гг . Кингстон, Канада: Издательство Университета Макгилла . ISBN 978-0-7735-0565-0 . JSTOR j.ctt813c7 .
- ^ Jump up to: а б с Зельник, Реджинальд Э. (1965). «Движение воскресной школы в России, 1859-1862» . Журнал современной истории . 37 (2): 151–170. дои : 10.1086/239634 . ISSN 0022-2801 . JSTOR 1878307 . S2CID 143782960 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кауфман, Эндрю Д. (2022). Жена игрока: Правдивая история любви, риска и женщины, спасшей Достоевского . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Riverhead Books . п. 209. ИСБН 978-0-525-53715-1 .
- ^ Йохансон, Кристина (1979). «Самодержавная политика, общественное мнение и женское медицинское образование в годы правления Александра II, 1855–1881» . Славянское обозрение . 38 (3): 426–443. дои : 10.2307/2496713 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 2496713 . ПМИД 11633168 .
- ^ Хилтон, Элисон (2009). «Плач Ярославны и его отголоски в русском искусстве конца XIX века». В Мардилович Галина; Тарутина, Мария (ред.). Новые нарративы русского и восточноевропейского искусства: между традициями и революциями . Милтон-Парк, Соединенное Королевство: Рутледж . стр. 32–48. ISBN 978-0-429-63978-4 .
- ^ Новикова, Наталья (2006). «Шабанова, Анна (1848–1932)». Ин де Хаан, Франциска ; Даскалова, Красимира ; Лутфи, Анна (ред.). Биографический словарь женских движений и феминизмов: Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, 19 и 20 века . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета . стр. 498–502. ISBN 978-615-5053-72-6 .
- 1822 рождения
- 1895 смертей
- Феминистки из Российской Империи
- Благотворители из Российской Империи
- Женщины XIX века из Российской империи
- Просветители XIX века из Российской империи
- Дворянство Российской Империи
- Благотворители XIX века
- Люди из Санкт-Петербурга
- Борцы за права женщин из Российской Империи