Мария Трубникова
Мария Трубникова | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Чита , Забайкальский край | 6 января 1835 г.
Умер | 28 апреля 1897 г. | ( 62 года
Национальность | Российская Империя |
Занятие | Активист |
Движение | Феминизм в России |
Супруг | Константин Трубников (женат 1854–1876) |
Дети | 7 |
Мария Васильевна Трубникова ( русский : Мари́я Васильевна Трубникова , урожденная Ивашева [ Ивашева ]; 6 января 1835 — 28 апреля 1897) — российская феминистка и активистка. Имея смешанное российское и французское происхождение, Трубникова рано осиротела и впоследствии была воспитана богатым родственником. Она вышла замуж в 19 лет; у нее и ее мужа Константина было семеро детей. В зрелом возрасте Трубникова открыла женский салон , который стал центром феминистского активизма. Она также поддерживала международные связи с другими феминистками в Англии, Франции и других странах. Наряду с Анной Философовой и Надеждой Стасовой , которых она наставляла, Трубникова была одним из первых лидеров российского женского движения .
Вместе трое друзей и союзников назывались « триумвиратом ». Они основали и возглавили несколько организаций, призванных способствовать культурной и экономической независимости женщин, в том числе издательский кооператив. Впоследствии они успешно убедили правительственных чиновников разрешить получение высшего образования для женщин, хотя продолжающееся сопротивление означало, что их успехи иногда были ограничены или обращены вспять. В дальнейшей жизни Трубникова пережила тяжелую болезнь и личные трудности; она умерла в 1897 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ивашева родилась 6 января 1835 года в Чите , городе на Дальнем Востоке Российской империи . [1] Она была второй из четырех детей. [1] [2] Ее отец, Василий Ивашев , десятью годами ранее был участником восстания декабристов и за это был сослан в Сибирь. [3] Мать Ивашевой, Камилла ЛеДантю (поочередно «ЛеДантье»), была французского происхождения. [4] Оба ее родителя умерли, когда она была очень маленькой: отец в 1839 году, мать во время родов в следующем году. [1] [3]
Впоследствии Ивашеву воспитывала более состоятельная тетя, княгиня Екатерина Хованская. [1] [а] Она получила качественное (по меркам того времени) образование у частных репетиторов. [2] [3] В 1854 году, в 19 лет, она вышла замуж за помещика и государственного чиновника Константина Трубникова и взяла его фамилию (в женской форме - Трубникова). [1] [4] Либерализм Трубникова понравился Трубниковой. [1] Он ухаживал за ней, «читая [ее] отрывки из Герцена », русского радикального писателя. [2] У них с Трубниковым было семеро детей (включая Ольгу ), но до взрослого возраста дожили только четверо, все дочери. [3] Трубников, используя для финансирования наследство Трубниковой от тети, стал биржевым трейдером и основал газету « Биржевые ведомости» . [1] [4]
В первые годы замужества Трубникова часто была беременна и оставалась дома, но пользовалась возможностью много читать и заниматься самообразованием. На нее повлияли французские писатели, такие как Жюль Мишле , Пьер-Жозеф Прудон и Анри де Сен-Симон , а также другие, такие как Кант , Платон и Гейне . [1] [3] [6] В личной жизни, по словам историка Барбары Энгель , Трубникова была «скорее нонконформисткой, чем бунтаркой», с удовольствием носила мужские наряды в семейном поместье, когда ее сопровождали только дочери, но быстро переодевалась в женскую одежду, когда к ним присоединялись ее муж. [6] Трубников был деспотичен и непреклонен во внутренних делах. [6]
Карьера
[ редактировать ]Трубникова организовала популярный смешанный социальный салон , а в 1855 году основала салон только для женщин как ответвление. [1] [2] Женщин, которые вели эти смешанные салоны, часто идеализировали, считая, что они просто стимулируют мужское творчество. Трубникова, однако, активно стремилась просвещать женщин по феминистским вопросам, рассматривая свой новый салон как способ объединить их и расширить их возможности. [1] Трубникова использовала любую возможность для привлечения женщин на свою сторону; например, во время обычного приема у врача она убедила своего врача отправить его жену в салон. [1] Историк Наталья Новикова описывает ее как «откровенного, внимательного и убедительного оратора». [4]
Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова (две другие участницы салона Трубниковой) стали близкими друзьями и соратниками, и современники называли их « триумвиратом ». [6] [7] Философова и Стасова написали, что до дружбы с ней у них была «пустая голова». [1] Эти трое провели большую часть своей жизни, сосредоточившись на женском вопросе , как его тогда называли, возглавляя первое организованное феминистское движение в Российской империи . [1] [8] Более поздний автор Ариадна Тыркова-Вильямс писала, что «члены [триумвирата] прекрасно дополняли друг друга. Планы и воля исходили от Трубниковой. Роль Стасовой заключалась в исполнении, настойчивости в выполнении работы. Философова олицетворяла духовность и этику». [9] В отличие от тогдашнего российского нигилистического движения , Трубникова и другие члены триумвирата не были радикальными в общественном стиле и моде и сохранили свое положение в благосклонности высшего класса. [1] [8]
Триумвират вместе с некоторыми другими основал в 1859 году Общество дешевого жилья и других льгот для петербургских граждан. [1] [3] В группе было две фракции: «Немецкая партия» и «Русская партия», которые различались предпочтительным подходом. [6] [б] «Немцы» предпочитали традиционный для того времени метод благотворительности, предполагавший тщательный надзор за бедными. «Русские» сосредоточились на самопомощи и прямой помощи, пытаясь избежать покровительства и сохранить конфиденциальность тех, кому помогали. [1] [6] В начале 1861 года организация распалась на две части, во главе «российских» возглавил триумвират Стасова-Трубникова-Философова. [6] Устав сокращенной группы был одобрен царским правительством в феврале 1861 года, и Трубникова была единогласно избрана ее первым председателем. [1] [4] [6] Организация предоставляла жилье и работу швеями своим клиенткам (в первую очередь вдовам и женам, чьи мужья бросили их). [6] Он включал в себя детский сад и общую кухню. [6]
Международные связи и стремление к образованию
[ редактировать ]Находясь во Франции летом 1861 года, Трубникова прочитала Женни д'Эрикур » « Афраншипскую женщину и начала переписку с ее автором. [4] Через д'Эрикура она также связалась с Жозефиной Батлер и Джоном Стюартом Миллем . [4] Милль стал сторонником ее усилий в России, и их переписка послужила источником вдохновения для его работы «Подчинение женщин» . [2] В этот период Трубникова также работала в основанной мужем газете «Биржевые ведомости» переводчиком и редактором. [3] [4]
В 1863 году Трубникова, Стасова и Анна Энгельгардт основали «Русскую женскую издательскую кооперацию». [2] [4] Кооператив, в котором работало более тридцати женщин, занимался писательской деятельностью и переводами. Он опубликовал большое количество книг, включая учебники, научные труды и детские рассказы, такие как «Происхождение видов » Дарвина и Ганса Христиана Андерсена » «Сказки . [2] [4] [10] Хотя поначалу он был успешным, кооператив так и не получил одобрения правительства и столкнулся с финансовыми трудностями после того, как Трубникова и Стасова уехали за границу, а его партнер по продаже книг обанкротился. Тем не менее под руководством Философовой оно просуществовало до 1879 года. [1]
В 1867 году Трубникова и Стасова начали настаивать на том, чтобы российские университеты открыли курсы, открытые для женщин. [3] Кампания началась со встречи в доме Трубниковой множества заинтересованных женщин и ученых (мужчин), на которой был согласован план действий. [2] Женщины написали тщательно составленную петицию царю Александру II . [8] Обладая особым талантом организации широкой поддержки, они собрали более 400 подписей среди женщин среднего и высшего класса. [8] Стремясь к созданию женского университета, триумвират получил поддержку от Санкт-Петербургского университета в создании «регулярных серьезных курсов», открытых для женщин. [2] [8] Было широко распространено противодействие высшему образованию для женщин, в том числе со стороны соответствующего министра Дмитрия Толстого . [4] [8] Толстой утверждал, что женщины откажутся от образования после замужества, и отверг подписавшихся, заявив, что они «овцы», просто следующие последней моде. [8] Он отклонил петицию в конце 1868 года, но под давлением царя Александра II разрешил менее продвинутые публичные лекции смешанного пола, которые могли посещать женщины. [4] [8] Они были быстро подхвачены, в основном женщинами. [8] На протяжении всей кампании Трубникова держала иностранных корреспондентов в курсе своих успехов и получала поддержку от Милля и французской писательницы-феминистки Андре Лео . [4]
В царской России государственная политика была плохо скоординированной и непоследовательной из-за конкурирующих интересов министров-конкурентов, и триумвират искал другой путь поддержки высшего образования для женщин. Они обратились к более либеральному военному министру Дмитрию Милютину , который, по уговорам жены, дочери и Философовой, согласился провести курсы для женщин в Санкт-Петербурге. [8] [11] Толстой в ответ разрешил занятия, но в своей квартире, где он мог за ними следить. [8] Политическое движение в пользу женского образования продолжало расти, и к октябрю 1869 года российское правительство разрешило ограниченный набор курсов для женщин по продвинутым предметам (включая химию, историю, анатомию, зоологию и русскую литературу). [3] [4] [8] Курсы начались в январе 1870 года. Их посещали более 200 женщин. Они стали называться Владимирскими курсами по имени Владимирского училища, в котором они размещались с 1872 года. [4]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1869 году Трубникова временно покинула Россию, чтобы лечиться от психического заболевания и встретиться с Батлером и Марией Гогг в Швейцарии. [1] [3] [4] На международном уровне Трубникову считали одной из ведущих женщин российского феминистского движения. [4] Но к этому времени ее муж стал гораздо менее либеральным и стал непримиримым противником ее активности. [1] [4] Он также потерял большую часть ее наследства на фондовом рынке. [1] По возвращении в Россию в 1876 году Трубникова и ее муж расстались, и она боролась за деньги. [3] [4] Ее стали поддерживать дочери, ставшие радикальными активистками, а также она работала писательницей и переводчицей. [1] [4] Трубникова устраивала у себя дома собрания нелегальных обществ, а однажды помогла спрятать революционерку Софью Перовскую (координировавшую убийство Александра II ). [1]
К 1878 году из-за болезни она стала гораздо менее активной, хотя продолжала заниматься переводами и добивалась освобождения двух своих дочерей после их ареста в 1881 году. [3] Трубникова переехала в деревню под Тамбовом в 1882 году, вернувшись в Санкт-Петербург с визитами в 1888 и 1890 годах. [4] В 1892 году участвовала в организации продовольственной помощи в связи с голодом в Тамбовской области . Тяжелый грипп зимой 1893–1894 годов ухудшил состояние Трубниковой, и ее перевели в приют . [4] Она умерла в приюте Санкт-Петербурга 28 апреля 1897 года в объятиях одной из своих дочерей. [4] Трубникова была похоронена на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, и ее коллеги запомнили ее как центр феминистского активизма в России. [4]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Среди русского дворянства титул «Князь» или «Княжна» ( knyaz / князьь ) не предполагал прямой связи с правящей семьей, но использовался многими аристократическими родами. [5]
- ^ По словам Стайтса, «немцы» в основном происходили из немецких или балтийских аристократических семей. [2]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Рутчайлд, Рошель Г. (2009). «Переосмысление общественного и частного пространства в России середины девятнадцатого века: триумвират Анны Философовой, Надежды Стасовой и Марии Трубниковой». В Воробце Кристина Д. (ред.). Человеческая традиция в императорской России . Человеческие традиции во всем мире. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 69–84. ISBN 978-0-7425-3737-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стайтс, Ричард (1977). Женское освободительное движение в России: феминизм, нигильзм и большевизм, 1860–1930 . Издательство Принстонского университета. стр. 66–83. ISBN 978-1-4008-4327-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Раппапорт, Хелен (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов . Том. 2. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 715–716. ISBN 978-1-57607-101-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Новикова, Наталья (2006). де Хаан, Франциска ; Даскалова, Красимира ; Лутфи, Анна (ред.). Биографический словарь женских движений и феминизмов: Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, 19 и 20 века . Издательство Центральноевропейского университета . стр. 584–587. ISBN 978-615-5053-72-6 .
- ^ Ливен, DCB (1990). Правители России при старом режиме (Переиздание). Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. Нажимать. стр. 46–48. ISBN 978-0-300-04937-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Энгель, Барбара Альперн (2000). «В поисках политики личной жизни». Матери и дочери: женщины интеллигенции в России девятнадцатого века . Исследования по русской литературе и теории. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 49–61. ISBN 978-0-8101-1740-2 .
- ^ Рутчайлд, Рошель Г. (2010). Равенство и революция . Издательство Питтсбургского университета. стр. 11–25. ISBN 978-0-8229-7375-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Йохансон, Кристина (1987). «Глава II: Политика минимальных уступок - Женские курсы в Москве и Санкт-Петербурге». Борьба женщин за высшее образование в России: 1855–1900 гг . Кингстон, Канада: Издательство Университета Макгилла . стр. 28–50. ISBN 978-0-7735-0565-0 .
- ^ Пашова Анастасия; Воденичаров, Петр (2019). « Новые женщины» – первая профессиональная интеллектуальная организация женщин в России». В Михаилидисе, Яковос Д.; Антониу, Гиоргос (ред.). Институциональное строительство и исследования в условиях иностранного господства: Европа и Черноморский регион (начало XIX – начало XX веков) . Афины : Эпикентро. стр. 71–91. ISBN 978-960-458-948-7 .
- ^ Кауфман, Эндрю Д. (2022). Жена игрока: Правдивая история любви, риска и женщины, спасшей Достоевского . Нью-Йорк: Penguin Books . п. 209. ИСБН 978-0-525-53715-1 .
- ^ Йохансон, Кристина (1979). «Самодержавная политика, общественное мнение и женское медицинское образование в годы правления Александра II, 1855–1881» . Славянское обозрение . 38 (3): 426–443. дои : 10.2307/2496713 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 2496713 . ПМИД 11633168 .
