Филип
Филип | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Марио Ронкорони |
Написал | Джованни Бертинетти |
В главных ролях | Валерия Крети |
Кинематография | Луиджи Фиорио |
Производство компания | Корона Фильм |
Дата выпуска |
|
Время работы | 79 минут при 18 кадрах в секунду [ 1 ] |
Страна | Италия |
«Филибус» — итальянский немой приключенческий фильм 1915 года режиссёра Марио Ронкорони по сценарию будущего писателя-фантаста Джованни Бертинетти ( оно ). фильма является Валерия Крети ( фр Главным персонажем .), загадочная небесная пиратка , которая совершает смелые ограбления на своем технологически продвинутом дирижабле . Когда уважаемый детектив отправляется по ее следу, она начинает с ним сложную игру в кошки-мышки , скользя между разными мужскими и женскими личностями, чтобы завязать роман с сестрой детектива и инсценировать полуночную кражу пары ценных бриллиантов.
«Филибус» был произведен Corona Film, недолговечной туринской студией, работающей с относительно небольшим бюджетом и малоизвестным актерским составом. Хотя итальянские отзывы о его выпуске были отрицательными, «Филибус» был хорошо принят более поздними писателями и историками кино, которые подчеркнули новаторское использование лесбийского влечения, гендерной изменчивости и мотивов научной фантастики , а также творческую адаптацию стилистических элементов из современной популярной фантастики. Его демонстрировали на многочисленных кинофестивалях, а нитратная копия сохранилась в Музее киноглаз (Амстердам), а дублированная копия хранится в Милане.
Сюжет
[ редактировать ]У баронессы Труамонд есть тайная личность: грабительница, известная всему миру как Филибус. После ограбления банка каждому, кто сможет выследить Филибуса, предлагается денежное вознаграждение, и за это дело берется известный детектив Катт-Хенди. Баронесса посещает нотариуса, ответственного за награду, и указывает свое имя в конкурсе. Встретив Катта-Хенди в нотариальной конторе, она вынашивает план, как сбить его с толку: она говорит ему, что знает, что он Филибус. Выходя из офиса, она замечает сестру Катт-Хенди, Леонору.
Баронесса едет по пустынной проселочной дороге и использует гелиограф, Филибуса чтобы подать сигнал дирижаблю . Ее команда помощников в масках опускает капсулу, позволяя Филибусу добраться до дирижабля, переодеться в свой костюм для взлома и полететь в резиденцию Катт-Хенди. Катт-Хенди навещает его друг, коллекционер антиквариата Лео Сэнди, безответно влюбленный в Леонору. Когда Катт-Хенди остается один, Филибус использует капсулу, чтобы добраться до него, и усыпляет его наркотиком . Она берет отпечаток его руки, из которого сделает перчатку особой формы.

Переодевшись дворянином, графом де ла Бривом, Филибус инсценирует похищение и спасение Леоноры, оставив отпечаток перчатки на одежде Леоноры. Благодарный Катт-Хенди приглашает дворянина погостить у них на несколько дней, и граф начинает ухаживать за Леонорой. На вечеринке на вилле Лео Сэнди они видят витрину, в которой находится древнеегипетская статуя кошки с алмазными глазами. Когда Сэнди выключает свет, чтобы показать сверкающие бриллианты, граф прорезает дыру в стекле и кладет записку, в которой сообщается, что Филибус украдет статую той ночью. Катт-Хенди пытается обыскать гостей, но, к своему ужасу, находит в собственном кармане осколок стекла, отпечатки пальцев которого не совпадают ни с одной из рук гостей. Дома он к своему ужасу понимает, что отпечатки как на стекле, так и на одежде Леоноры совпадают с его собственным отпечатком руки.
Катт-Хенди, решивший поймать Филибуса, помогает Сэнди вставить крошечную камеру в один глаз статуи и заменить настоящие бриллианты поддельными. Той ночью Филибус прилетает на виллу Сэнди, похищает его, помещает Катт-Хенди под наркотик и достигает статуи. Понимая уловку Катт-Хенди, она находит настоящие бриллианты и инсценирует кражу так, что камера фотографирует лицо Катта-Хенди, находящегося без сознания, а не ее.
Филибус возвращает Катта-Хенди в его дом, кладет один из настоящих бриллиантов на его стол и звонит в полицию, чтобы предупредить их о краже и похищении. Катт-Хенди заявляет о своей невиновности, но когда они исследуют алмаз и изображение с камеры, полиция приходит к выводу, что Катт-Хенди действительно должен быть Филибусом. Катт-Хенди опасается, что это может быть так, если он совершил все ограбления Филибуса во время лунатизма . Тем временем Лео Сэнди убегает от помощников Филибуса, выпрыгивает из дирижабля, его подбирает проезжающая машина и привозит обратно на свою виллу. Узнав об аресте Катт-Хенди, Сэнди бросается ему на помощь и раскрывает свою версию истории. Облегченному Катту-Хенди разрешают выйти на свободу и преследовать настоящего Филибуса, личность которого до сих пор неизвестна.
Намереваясь поймать Филибуса, он просит прессу сообщить, что он вернулся в свой дом. Филибус решает использовать наркотик, чтобы связать с ним еще одно преступление - ограбление Международного банка. На этот раз Катт-Хенди подготовлен и хватает Филибус, когда она пытается ввести наркотик. Он разоблачает Филибус и узнает в ней графа де ла Брив. Он связывает ее, запирает в своем офисе и идет за полицией. К тому времени, когда он возвращается с полицейскими, Филибус успела добраться до окна, подать сигнал своему дирижаблю и уйти в небо. Несколько дней спустя Сэнди делает предложение Леоноре, и она соглашается. В тот момент, когда Катт-Хенди поздравляет их, с неба падает письмо — письмо от Филибуса, сообщающее ему, что они могут встретиться снова. Высоко в облаках баронесса, также известная как Филибус, смеется над своей добычей из Международного банка.
Производство
[ редактировать ]
В 1914 году туринский кинодистрибьютор Умберто Корона основал собственную продюсерскую компанию Corona Film. До своего расформирования в 1918 году компания выпустила 26 фильмов, в основном малобюджетные приключенческие фильмы с малоизвестными актерами. [ 1 ]
«Филибус» , одно из предложений компании на 1915 год, был поставлен Марио Ронкорони, вероятно, это его режиссерский дебют. [ 2 ] Ронкорони снял фильм «Нав» (1921) в сотрудничестве с Габриэле д'Аннунцио , а затем переехал в Испанию, где его кинокарьера продолжалась до конца 1920-х годов. [ 3 ] Оператором выступил Луиджи Фиорио. [ 4 ] Хотя компания базировалась в Турине, здание их студии не было завершено весной 1915 года, поэтому «Филибус» и другие постановки «Короны» того времени снимались в Генуе и ее окрестностях . [ 5 ] В главной роли была малоизвестная актриса Валерия Крети ; Кристина Русполи (которую во вторичных источниках часто ошибочно называют Филибусом) сыграла Леонору. [ 6 ] Среди других игроков были Джованни Спано в роли Кутта-Хенди, Марио Мариани в роли инспектора полиции, который ненадолго появляется примерно в середине фильма, и, возможно, Филиппо Валлино в роли Лео Сэнди (актер еще не установлен с уверенностью). [ 5 ]
Сценарий написал Джованни Бертинетти , писатель, связанный с футуристическим движением среди туринской интеллигенции; Помимо сценариев к фильмам, он писал научно-фантастические и приключенческие рассказы для детей, а также руководства по самопомощи, поддерживающие футуристические идеалы «мужества, отваги и бунта». [ 3 ] При написании «Филибуса » Бертинетти, возможно, находился под особым влиянием современного стремления привнести феминистские идеалы в футуризм, возглавляемого призывом французской писательницы Валентины де Сен-Пуан к женщинам избавиться от угнетения и оцепенения и принять активность и независимость, связанные с с мужчинами. [ 3 ]
Темы
[ редактировать ]Филибус отражает моду 1910-х годов на остросюжетные сериалы с участием суперзлодеев , такие как Луи Фейяда » «Фантомас (1913) и «Джудекс» (1916). [ 4 ] Приключения Филибуса в фильме также напоминают другие ранние боевики, такие как «Подвиги Элейн» (1914), а также Арсене Люпене . об романы Мориса Леблана [ 7 ] и Рокамболь , вымышленный авантюрист, созданный Пьером Алексисом Понсоном дю Террайлем . (Хотя персонаж Филибус, вероятно, был вдохновлен огромной популярностью Фантомаса , она очень похожа на Люпина своим энтузиазмом к ограблениям и головоломкам ради острых ощущений, а не ради прямого вознаграждения.) [ 8 ] Фильм также напоминает Викторина-Ипполита Жассета приключенческий фильм 1913 года «Протея» , в котором показана женщина-шпионка, которая носит несколько маскировок (хотя и работает под руководством босса-мужчины и в партнерстве со шпионом-мужчиной, в отличие от автономного Филибуса). [ 3 ]
Фильм, хотя и основан на мотивах и темах, уже популярных в приключенческих сериалах, использует их необычным образом; например, сюжет фильма выводит жанр за пределы его стилистических условностей, гранича со стилем, напоминающим фэнтези. В сценарий также включено множество необычных идей, в том числе центральный образ женщины-небесной пиратки на ее инновационном дирижабле. [ 2 ] и концепция главного героя из высшего общества с двойной натурой, подобной Джекилу и Хайду . [ 4 ]
В частности, персонаж Филибуса был новаторским для приключенческих фильмов, поскольку представлял всемогущую женскую героиню, полностью контролирующую свою жизнь и действия. [ 2 ] [ 8 ] способны свободно перемещаться между гендерными идентичностями, а также на Земле и над ней. [ 7 ] Эти темы отражают волну исследования гендерной идентичности , происходившую тогда в итальянской культуре: например, Франческа Бертини недавно сыграла главного героя-мужчину в «Блудном сыне Пьеро» , женская мода на футуристических вечеринках начала имитировать стиль мужчин, и появилось небольшое количество короткометражных боевиков. начали появляться фильмы с автономными героинями. В реальной жизни права женщин были сильно ограничены в Италии, где замужние женщины должны были получать разрешение своих мужей на развод, наследование имущества или подписку на газеты - ситуация, драматизированная в популярных фильмах о диватерах того времени. [ 3 ]
Филибус пошел дальше своих современников не только в полной независимости главного героя и полностью мужской одежде, но и в своей всеобъемлющей критике внешности. Американская писательница Моника Нолан отмечает, что фильм с его многочисленными маскировками, скрытыми приключениями и психологическими уловками стирает грань между иллюзией и реальностью — настолько тщательно, что «можно только догадываться, является ли флирт [Филибуса] [с Леонорой] оппортунистический, искренний или комбинация того и другого». [ 3 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]
«Филибус» был рассмотрен отделом цензуры Министерства внутренних дел Италии 25 марта 1915 года и впервые был показан в Риме 14 апреля того же года. [ 2 ] Стефано Питталуга, распространяющий фильм от имени Corona, предлагал его как пятисерийный сериал, так и полнометражный полнометражный фильм. [ 5 ] Ранние итальянские отзывы о фильме были неблагоприятными; Монсу Траве в журнале Film раскритиковал Филибуса за то, что он позаимствовал сюжетную точку перчатки у Фантомаса , в то время как Дж. Мюре в L'Alba Cinematografica высмеивал спецэффекты фильма, которые он нашел ребяческими. [ 2 ] Ранние критики также плохо отреагировали на сюжет в целом, который они назвали бессвязным. [ 8 ]
Заключение фильма предполагает возможность продолжения, но Италия объявила войну Австро-Венгрии через месяц после выхода фильма, что нанесло драматический урон киноиндустрии страны и, возможно, привело к роспуску Corona Film в 1918 году. [ 3 ] Сохранившаяся копия «Филибуса» хранится в Институте кино EYE в Нидерландах . [ 1 ] дубликат хранится в Национальном музее кино в Турине. [ 2 ] Институт кино EYE завершил цифровую реставрацию отпечатка в 2017 году. [ 9 ] сотрудничество с Milestone Films над выпуском DVD в 2019 году. Исследование Дэвида Эмери для выпуска Milestone показало, что Филибуса играл не Русполи, как предполагалось ранее, а менее известный Крети. [ 6 ]
Cineteca di Bologna показала «Филибуса» в 1997 году в рамках фестиваля Cinema Ritrovato , в программе которого фильм был назван «странным и забавным предшественником научно-фантастических фильмов». [ 1 ] Когда в 2013 году на Международном женском кинофестивале в Дортмунде и Кёльне фильм был показан, в его программе Филибус описывалась как «вероятно, одна из первых персонажей-лесбиянок в истории кино». [ 10 ] Программа кинофестиваля Югославского киноархива , где «Филибус» была показана в 2015 году, также отметила новаторское исследование лесбиянства в кино, назвав Филибус первой лесбийской « плохой девочкой » в кино. [ 4 ] В 2017 году реставрация фильма, проведенная Институтом кино EYE, была показана на фестивале немого кино в Сан-Франциско . [ 9 ] под музыку оркестра кинофильмов Монт-Альто. В своих программных заметках Моника Нолан называет главного героя фильма «единственным в своем роде», добавляя: «Спецэффекты очаровательно малобюджетны, но кого это волнует, когда действие динамично и просто весело?» [ 3 ]
В рецензии на фильм в 2014 году Клод Риффель похвалил «элегантную и неуловимую женщину-пирата» ( élégante et insaisissable femme Pirate ), заявив, что способность Филибуса переходить от мужской к женской идентичности сделала персонажа «чемпионом трансгендеризма до этого срока». были придуманы» ( champne avant l'heure du trans-genre ). [ 11 ] Писательница исполнительского искусства Имоджен Сара Смит в эссе для Film Comment о фестивале в Сан-Франциско в 2017 году отметила, что фильм «сочетает в себе четкий, восхитительно абсурдный сюжет и искрометную легкость прикосновений», подчеркивая «изящно андрогинную и лукаво ликующую» Крети. » спектакля, а также феминистские темы сюжета. По словам Смита, «летом, когда «Чудо-женщина» в некоторых кругах провозглашалась вехой для женщин в кино, зрителей, смотрящих «Филибуса» (1915) на Фестивале немого кино в Сан-Франциско, можно было простить за то, что они сардонически задавались вопросом, догоняют ли наконец фильмы туда, где они были сто лет назад». [ 9 ]
В своей автобиографической работе Balão Cativo (1973) бразильский писатель Педро Нава описывает «Филибуса» как фильм «большого значения» ( da maior importância ), восхваляя гендерную изменчивость и мифические аспекты главного героя, а также новаторское использование в фильме научно-фантастические темы. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Il Cinema Ritrovato 1997 (PDF) , Cineteca di Bologna , 1997, стр. 4, 6 , получено 16 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лотти, Деннис (2011), «От Икара до Де Пинедо: миф о полете у истоков итальянского кино», в Брунетте, Джан Пьеро (редактор), Метаморфозы классического мифа в кино , Болонья: Il mulino, стр. . 327–64
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Нолан, Моника (2017), «Филибус» , Архив , Фестиваль немого кино в Сан-Франциско , получено 3 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д XVII фестиваль нитратного фильма (PDF) (на сербском языке), Югославский киноархив , 2015, стр. 21 , получено 19 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Дорос, Деннис; Северный олень, Остин; Сереньи, Марчелло; Эмери, Дэвид; Гатти, Летиция (2018), Filibus (PDF) (пресс-кит), Milestone Film & Video
- ^ Jump up to: а б Дагер, Ник (26 марта 2019 г.), «Кто был Филибус?» , Отчет о цифровом кино , получено 31 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Бертетти, Паоло (зима 2013–2014 гг.), «Механические люди и межпланетные браки: необыкновенное приключение итальянского немого научно-фантастического кино» , Анаррес , 2 , получено 21 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Имоджен Сара (10 июля 2017 г.), «Фестивали: Фестиваль немого кино в Сан-Франциско» , Комментарий к фильму , получено 29 августа 2017 г.
- ^ «Филибус» , frauenfilmfestival.eu , Международный женский кинофестиваль в Дортмунде и Кёльне, 2013 г., заархивировано из оригинала 17 ноября 2016 г. , получено 16 ноября 2016 г.
- ^ Риффель, Клод (3 февраля 2014 г.), «Filibus - La critique» , avoir-alire.com (на французском языке) , получено 7 декабря 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Филип на IMDb
- Филибус, или таинственный воздушный пират (Марио Ронкорони, 1915) в Интернет-архиве
- фильмы 1915 года
- Итальянские немые художественные фильмы
- Фильмы лесбийской тематики
- Спекулятивная фантастика о ЛГБТ
- Научно-фантастические приключенческие фильмы 1910-х годов
- Фильмы 1910-х годов, посвященные ЛГБТ
- Воздушные пираты
- Фантастика о дирижаблях
- Итальянские черно-белые фильмы
- Итальянские научно-фантастические приключенческие фильмы
- Фильмы Марио Ронкорони
- Немые научно-фантастические приключенческие фильмы
- Заново открытые итальянские фильмы
- Вновь открытые фильмы 1910-х годов