Гордон Бреттелл
Гордон Бреттелл | |
---|---|
Имя при рождении | Эдвард Гордон Бреттелл |
Рожденный | Чертси , Суррей | 19 марта 1915 г.
Умер | 29 марта 1944 г. Данциг | (29 лет)
Похороненный | Познаньское старое гарнизонное кладбище, Польша |
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1939–1944 |
Классифицировать | Лейтенант полета |
Сервисный номер | 61053 |
Единица | № 92-я эскадрилья RAF № 133 (Орел) эскадрильи RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Заслуженный летный крест Упоминание в рассылках |
Эдвард Гордон Бреттелл DFC (19 марта 1915 — 29 марта 1944), известный как Гордон Бреттелл , был британским летчиком-истребителем «Спитфайр» , попавшим в плен во время Второй мировой войны . Он принял участие в «Великом побеге» из Шталага Люфт III в марте 1944 года, но был одним из тех, кто был повторно схвачен и впоследствии расстрелян гестапо .
Довоенный
[ редактировать ]Гордон Бреттелл родился в Чертси , графство Суррей , в семье Эйлин и биржевого маклера Вивиан Бреттел, и после учебы в Челтнемском колледже получил степень бакалавра искусств в Клэр-колледже Кембриджского университета. [ 1 ] а затем жил в семейном доме в Сент-Аннс-Хилл. [ 2 ] прежде чем начать карьеру на своем Austin 7 . гонщика [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Военная служба
[ редактировать ]Он поступил на службу в Королевские ВВС в начале 1940 года в качестве кандидата в летчики-летчики с служебным номером 61053. [ 6 ] По завершении летной подготовки он был назначен летчиком-офицером . 17 февраля 1941 года [ 7 ] Из заключительного этапа обучения в Отряде оперативной подготовки № 58. [ 8 ] Бреттелл присоединился к 92-й эскадрилье Королевских ВВС на самолете «Спитфайр» 3 марта 1941 года. [ 9 ] а 4 сентября 1941 г., вероятно, сбил Мессершмитт Bf 109 . в бою [ 10 ]
ему было присвоено звание летного офицера. 17 февраля 1942 года [ 11 ] а летом 1942 года его направили в 133-ю эскадрилью Королевских ВВС (Орел) в Лимпне в качестве командира звена, единственного британского офицера в добровольческом подразделении США. [ 12 ] Временно командовал эскадрильей. [ 13 ] Во время службы в 133-й эскадрилье под командованием Дона Блейксли он пролетел над пляжами Дьеппа в качестве верхнего прикрытия во время рейда десантно-десантных войск, произошедшего 19 августа 1942 года, и Focke-Wulf Fw 190 . во время выполнения задания сбил истребитель [ 12 ] [ 14 ] [ 15 ] 29 сентября 1942 года он был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги за службу в 133-й (Орел) эскадрилье, в его цитате говорилось:
Этот офицер участвовал в 111 боевых вылетах на оккупированную противником территорию. Он всегда проявлял величайшее стремление вступить в бой с врагом. Однажды он был ранен в бою и, выздоровев, возобновил боевые полеты с новым энтузиазмом. Он отличный командир звена. [ 16 ] [ 17 ]
Военнопленный
[ редактировать ]Возглавляя 133-ю эскадрилью в миссии по сопровождению бомбардировщиков, он поднялся в воздух на истребителе Supermarine Spitfire Mark IX (серийный номер BS313 ) 26 сентября 1942 года. [ 18 ] для сопровождения группы бомбардировщиков B-17 в Морле. Весь строй был сбит с курса встречным ветром, и только один из двенадцати самолетов 133-й эскадрильи вернулся в Англию после атак истребителей, зенитного огня и нехватки топлива. Бреттелл попал в плен и тяжело ранен, став военнопленным. [ 19 ] [ 20 ] Его отправили в Шталаг Люфт III в провинции Нижняя Силезия недалеко от города Сагань (ныне Жагань в Польше ). Здесь он стал активным членом комитета по побегу, специализируясь на поддельных документах и ручном изготовлении штампов из линолеума и резиновых каблуков ботинок для проверки подлинности документов, а также на изготовлении инструментов для тиснения из зубных щеток. [ 3 ] ему было присвоено звание летного лейтенанта. В плену 17 февраля 1943 г. [ 21 ] и к 1943 году участвовал как минимум в одной предыдущей попытке побега. [ 22 ] Он провел время «за проволокой» после побега из шталага Люфт III вместе с Кингсли Брауном 27 марта 1943 года. Они проехали некоторое расстояние по железной дороге и однажды делили купе с несколькими немецкими солдатами. [ 23 ]
«Великий побег»
[ редактировать ]Работая с «Тимом» Валеном, начальником отдела по подделке документов в лагере, и Анри Пикаром, они изготавливали поддельные паспорта, приказы о движении, железнодорожную документацию и всевозможные документы, удостоверяющие личность, для передвижения по Германии. [ 24 ] Бреттелл был одним из 76 мужчин, сбежавших из лагеря для военнопленных в ночь с 24 на 25 марта 1944 года в ходе побега, ныне известного как « Великий побег ». Путешествуя в группе из четырех беглецов вместе с Тимом Валеном , Ромуальдасом Марцинкусом и Анри Пикаром , представившимися литовскими рабочими, им удалось добраться до поезда, направлявшегося в Данциг (ныне Гданьск , Польша). Скорее всего, они намеревались отправиться в Восточную Пруссию и пересечь границу Литвы в надежде пересечь Балтийское море и попасть в нейтральную Швецию. Когда немцы обнаружили побег, они начали розыск. Бреттелл и его группа прошли дальше, чем большинство беглецов, но были схвачены гестапо возле Шнайдемюля 26 марта . Группа из четырех человек была доставлена в Шталаг XXB и провела там ночь. На следующий день их передали данцигскому гестапо . [ 25 ] Его чиновники отвезли мужчин в лес недалеко от Гросс-Трампкена (Trąbki Wielkie) и казнили их. [ 26 ] 29 марта его тело было кремировано в крематории Данцига. [ 27 ] Он был одним из казненных и убитых гестапо 50 беглецов , . [ 28 ] [ 29 ] Первоначально кремированный и похороненный в Сагане, сейчас он похоронен на части Старого гарнизонного кладбища Познани. [ 1 ] На надгробии Бреттелла есть надпись, выбранная его родителями: «Те, кто ближе к Богу, Не дальше от нас». [ 30 ] Имя Бреттела было среди тех, кто был в списке убитых заключенных, который был опубликован, когда появились новости примерно 20 мая 1944 года. [ 31 ]
Награды
[ редактировать ]29 сентября 1942 года Бреттелл был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками за службу в 133-й (Орел) эскадрилье Королевских ВВС. [ 32 ] Он был посмертно упомянут в депешах в июне 1944 года, что стало признанием его выдающейся храбрости в качестве заключенного, поскольку ни одна из других соответствующих наград, имевшихся в то время, не могла быть вручена посмертно. [ 33 ]
Другие жертвы
[ редактировать ]- Посмотрите убийства Шталаг Эйр III
Гестапо . казнило группу из 50 пойманных заключенных, представлявших почти все национальности, участвовавшие в побеге В ходе послевоенных расследований ряд виновных в убийствах был выслежен, арестован и предан суду за свои преступления. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Национальности 50 казненных |
21 британец |
6 канадцев |
6 польских |
5 австралийцев |
3 южноафриканских |
2 новозеландца |
2 норвежца |
1 бельгиец |
1 чехословацкий |
1 француз |
1 греческий |
1 литовский |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Комиссия Содружества по военным захоронениям - Эдвард Гордон Бреттелл
- ↑ Список избирателей 1939 года для Суррея, Англия, Сент-Аннс-Хилл, стр.55.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс (1976), стр.37
- ^ Журнал Motorsport Magazine , "Довоенный Austin Seven Racing Гордона Бреттелла", получено 19 августа 2015 г.
- ^ Вэнс (2000), стр.108
- ^ Вэнс, Джонатан Ф (2000). Галантная компания: Люди великого побега . Военная история Pacifica (март 2001 г.). п. 54. ИСБН 978-0-935-55347-5 .
- ^ «№35106» . Лондонская газета . 14 марта 1941 г., стр. 1526–1527.
- ^ Вэнс (2000), стр.105
- ↑ Кобра в небе: 92-я эскадрилья RAF , получено 19 августа 2015 г.
- ^ Национальный архив, Лондон. Отчет о воздушном бою. Документальный эфир 50/40/89
- ^ «№35667» . Лондонская газета . 11 августа 1942 г., стр. 3559–3560.
- ^ Jump up to: а б Шорс (2004) стр.69
- ^ Хаугланд (1979) стр.161
- ^ Фрэнкс (1992) стр.105
- ^ Национальный архив, Лондон. Отчет о воздушном бою. Документ Эйр 50/55/5
- ^ «№35721» . Лондонская газета (Приложение). 25 сентября 1942 г., стр. 4216–4217.
- ↑ Эдвард Гордон Бреттелл DFC на веб-сайте Американского музея авиации в Великобритании , получено 19 августа 2015 г.
- ^ Фрэнкс (1998), стр.67
- ^ Хаугланд (1979), стр. 178–180.
- ↑ Вырезка из Cheltenham Chronicle от 28 ноября 1942 года «Пропавший OC теперь числится в списке заключенных», на веб-сайте Morlaix Disaster , получено 19 августа 2015 г.
- ^ «№36022» . Лондонская газета (Приложение). 18 мая 1943 г., стр. 2250–2251.
- ^ Эндрюс (1976) стр.204
- ^ Вэнс (2000), стр.102-103.
- ^ Эндрюс (1976) стр.36
- ^ Берджесс (1971) стр.255
- ^ Читать (2012), стр.218.
- ^ Читать (2012) стр.306.
- ^ Эндрюс (1976), стр.209
- ^ Архив Пегаса - 50 убитых беглецов.
- ^ Комиссия Содружества по военным захоронениям, График надгробий формы H / 2, Познаньское кладбище старого гарнизона
- ↑ Western Morning News, Dundee Courier, Yorkshire Post и др. 20 мая 1944 г.
- ^ «№35721» . Лондонская газета (Приложение). 25 сентября 1942 г., стр. 4216–4217.
- ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г., стр. 2619–2620.
- ^ Читать (2012), стр.295.
- ^ Вэнс (2000), стр.310
- ^ Эндрюс (1976), стр. 188 и 199.
- ^ Йельский проект Авалон - Суд над военными преступлениями, часть 8 - жертва Бреттелл
- Библиография
- Тед Баррис (2014). Великий побег . Издательство Дандурн. ISBN 978-1459728448 .
- Саймон Рид (2012). Человеческая игра . Констебль. ISBN 978-1-4721-1262-0 .
- Шон Фист (2015). Последний из 39-ти . Грубская улица. ISBN 978-1909166158 .
- Джонатан Ф. Вэнс (2000). Галантная компания . Пасифика Милитари. ISBN 978-0-935-55347-5 .
- Уильям Эш ; Брендан Фоули (2005). Под проводом: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . Петух. ISBN 978-0-593-05408-6 .
- Пол Брикхилл (2004). Великий побег . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32579-9 .
- Норман Л.Р. Фрэнкс (1992). Величайшее воздушное сражение, Дьепп, 19 августа 1942 года . Грубская улица. ISBN 978-0948817588 .
- Алан Берджесс (1990). Самый длинный туннель: правдивая история великого побега во время Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-097-9 .
- Альберт П. Кларк (2005). 33 месяца в плену в Шталаге Люфт III: летчик времен Второй мировой войны рассказывает свою историю . Паб «Фулькрам». ISBN 978-1-55591-536-0 .
- Артур А. Дюран (1 января 1989 г.). Шталаг Эйр III: Тайная история . Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-248-2 .
- Норман Л.Р. Фрэнкс (1997). Потери истребительного командования Королевских ВВС, Том 2 . Округ Мидленд. ISBN 1-85780-075-3 .
- Аллен Эндрюс (1976). Образцовое правосудие пойманный ISBN 0-245-52775-3 .
- Кристофер Шорс (2004). Те другие орлы . Грубская улица. ISBN 1-904010-88-1 .
- Верн Хаугланд . Орлиные эскадрильи . Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-7940-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект «Уроки Великого побега» (Шталага Люфт III) Марка Козака-Холланда. Заключенные формально структурировали свою работу как проект. В этой книге анализируются их усилия с использованием современных методов управления проектами.
- Награды Бреттелла, другая соответствующая информация и фотографии.
- 1915 рождений
- 1944 смертей
- Офицеры Королевских ВВС
- Британские пилоты времен Второй мировой войны
- Орлиные эскадрильи
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги (Великобритания)
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Британские беглецы
- Внесудебные казни во Второй мировой войне
- Британские военнопленные времен Второй мировой войны