Референтная плотность
Референтная плотность — это концепция фикто-нарративной теории, выдвинутая Томасом Г. Павлом в его книге 1986 года «Вымышленные миры» . [1] Эта концепция относится к референциальному отношению текста к вымышленному миру , онтология которого может быть установлена с помощью подхода возможных миров . [2] Говорят, что большой текст, относящийся к маленькому вымышленному миру, имеет низкую референтную плотность, тогда как небольшой текст, относящийся к большому вымышленному миру, имеет высокую референтную плотность. Размер текста измеряется абстрактно как амплитуда, которая в большинстве случаев будет соответствовать его физической длине; исключения из этого могут возникнуть в случаях встроенных дискурсов, таких как метанарративы (или визуальные отступления), которые относятся к реальному миру. По этой причине форма и жанр художественного произведения дают лишь приблизительное представление о его размере; тем же самым можно указать на размер и референтную плотность части художественного произведения. Размер вымышленного мира, в свою очередь, измеряется совокупностью свойств, применимых к объектам и агентам, населяющим вымышленный мир. [3]
Относительная плотность
[ редактировать ]Относительная (референтная) плотность основывается на абстрактном определении референтной плотности путем включения контекстно-зависимых факторов, таких как степень внешней информации, которую читатель должен импортировать для своей реконструкции вымышленного мира, повествовательная скученность текста, соотношение между действием и описанием, и эпистемические пути, выбранные текстом. Эти факторы обычно оказывают большее влияние на количество ссылок в тексте, чем на его амплитуду.
Значение
[ редактировать ]Референциальная плотность и относительная (референтная) плотность во многом определяют то, что делает художественные тексты «толстыми» или «легкими» для чтения. При прочих равных условиях высокая плотность затрудняет чтение, поскольку читателю приходится реконструировать вымышленный мир на коротком пространстве, тогда как низкая плотность характерна для высокой степени действия. Однако автор может сосредоточиться на психологии и, таким образом, получить статичный сюжет с низкой плотностью. С другой стороны, некоторые авторы и жанры делают читательскую реконструкцию вымышленного мира самой сутью удовольствия от текста, что характерно для большинства произведений научной фантастики , фэнтези и исторической фантастики .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Павел, Томас Г. Вымышленные миры . Кембридж: Гарвардский университет, 1986. ISBN 0-674-29966-3
- ^ Долежель, Любомир. Гетерокосмика: вымысел и возможные миры . Балтимор: Университет Джонса Хопкинса, 1998. ISBN 0-8018-5749-X
- ^ Райан, Мари-Лора. Возможные миры, искусственный интеллект и теория нарратива . Блумингтон: Индиана, 1991. ISBN 0-253-35004-2