Трансцендентальное исследование № 4 (Лист)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2017 г. ) |

Трансцендентальный этюд № 4 ре минор «Мазепа» — четвертый из двенадцати трансцендентных этюдов Ференца Листа . Оно было опубликовано в 1852 году и является частью гораздо более обширного культурного наследия Мазепы .
Лорд Байрон написал эпическую поэму «Мазепа» Листа в 1818 году, но «Мазепа» основана на стихотворении Виктора Гюго , которое было опубликовано в 1829 году как часть сборника Les Orientales . Стихотворение Гюго включено в оригинальную рукопись Листа. [ 1 ]
Форма
[ редактировать ]Этот этюд состоит из отдельных частей, разделенных прогрессиями в двойных октавах. После короткой ad libitum каденции основная тема представлена октавами в сопровождении терций в центре клавиатуры, создавая впечатление лошади, скачущей в облаке пыли. На этот раз тема возвращается сразу же с более тонкой текстурой. После появления хроматической гаммы чередующихся октавах возникает средняя часть «Lo stesso tempo», в которой левая рука играет модифицированную версию темы, а правая рука интервально играет вверх арпеджио в и вниз по клавиатуре. Сразу следует «Il canto espressivo ed appassionato assai» ( в переводе «Спето выразительно и с большой страстью» ), в которой снова появляется основная тема, на этот раз сопровождаемая повторяющимися терциями в обеих руках в дополнение к хроматической гамме в левой.
Оригинальная тема становится более узнаваемой в «Анимато» (более анимированной). Тем не менее, лошадь возвращается галопом быстрее, чем когда-либо прежде, как показано в «Allegro deciso», где вариация оригинальной темы играется в гораздо более быстром темпе.
Наконец, грандиозный финал представляет собой интерпретацию Листом последнего стиха стихотворения: « il tombe, et se relève roi! » ( перевод: «он падает, тогда поднимается король »).
Технические трудности
[ редактировать ]«Мазепа» входит в число самых сложных из двенадцати этюдов как в музыкальном, так и в техническом плане, наряду с «Без фолле» (пятый в наборе). [ 2 ] По словам Г. Хенле Верлага , немецкого издателя нот, ему присвоен наивысший уровень сложности вместе с пятью другими произведениями из этого набора «Трансцендентальных этюдов». [ 3 ] Успешное исполнение требует большой скорости и выносливости, а также полного владения фортепиано из-за обилия прыжков, охватывающих более октавы.
Лист указывает на довольно странную аппликатуру: быстрые последовательные терции в первых двух частях следует играть только указательным и безымянным пальцем, чередуя руки через каждые два интервала. Может показаться, что эта аппликатура замедляет скорость, она сложнее, чем переход от большого и третьего пальцев в первом интервале к указательному и четвертому пальцам во втором интервале, и поэтому используется не каждым исполнителем. Однако эта аппликатура дается для определенных целей; это делает последовательные трети более похожими на лошадь, предотвращая легато и выразительную игру, а также увеличивает силу второго и четвертого пальцев. [ 2 ] Более ранние версии имели пометку «Стаккатиссимо»; некоторые более поздние издания имеют пометку «Sempre fortissimo e con resoundo». [ нужна ссылка ]
Более ранняя версия этого произведения была опубликована под тем же названием в 1840 году (S.138). Однако он был основан на четвертом этюде из «Douze Grandes Études» (S.137). [ нужна ссылка ] Следовательно, они более похожи по форме, чем последняя опубликованная версия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уокер, Алан (1970). Ференц Лист; человек и его музыка . Интернет-архив. Нью-Йорк, Таплингер Паб. компании ISBN 978-0-8008-2990-2 .
- ^ Jump up to: а б Руководство по исполнению 12 трансцендентальных этюдов Листа, с. 139, Хань Ван
- ^ « Лист: Трансцендентальные исследования, Уртекстовое издание » . Архивировано из оригинала 28 мая 2017 г. Проверено 2 апреля 2017 г.