Катерина Таронги
Катерина Таронги и Таронги | |
---|---|
Рожденный | 1646 |
Умер | 6 мая 1691 г. |
Другие имена | Каталина Таронги |
Известный | Быть сожженным заживо испанской инквизицией. |
Катерина Таронги-и-Таронги (1646, Пальма — 6 мая 1691) — еврейская женщина, заживо сожженная испанской инквизицией . [ 1 ]
Семья Таронги и семья Таронги
[ редактировать ]Она родилась в Пальме , столице тогдашнего Королевства Майорка (которое вернуло себе римское название Пальма в 1715 году).
Она была дочерью Рафеля Хосепа Фелоса Таронги и Агило и Франсины Таронги и Марти. Она была женой Гиллема Морро Таронги Феса. Всего у родителей Катерины было семеро детей: Катерина, Изабель, Маргалида, Франсина, Франческ Гиллем и Рафель.
Между 1677 и 1678 годами 237 ксуэта были заключены в тюрьму за празднование Йом Кипура в садах отца Онофре Мойшины Кортеса после осуждения Рафелем Кортесом д'Альфонсом; [ 2 ] среди узников так называемого «Заговора 1678 года» были все члены семьи Таронги, заключенные в тюрьму и преданные суду инквизиции. Все семейное имущество было конфисковано, и все скрылись с несколькими легкими приговорами. [ 3 ]
Сразу после аутодафе 1678 года двум старшим братьям и сестрам Катерины, Франческу и Гиллему, удалось бежать с острова и прибыть в Александрию ( Египет ), где они открыто вернулись в иудаизм , вернув свои еврейские имена : Давид и Саломон соответственно.
Аутодафе 1688 года.
[ редактировать ]Днем в воскресенье 7 марта 1688 года группа семей шуэта (майорканских евреев) из Пальмы попыталась покинуть остров на английском корабле, но судну не удалось отплыть, и они вернулись в свои дома; однако их обнаружили католики Майорки, и в результате они были быстро заключены в тюрьму.
В отличие от пленных в ходе «Заговора 1678 года», почти все конверсос были объявлены евреями и отказались раскаяться в своем намерении вернуться в иудаизм в тех странах, где это было разрешено. Испытания проводились в течение трех лет. В 1688 году, видимо, из-за примененных к ним пыток, умерли ее родители и сестра Франсина.
Аутодафе 1691 года.
[ редактировать ]В 1691 году испанская инквизиция провела аутодафе , в ходе которого были убиты в общей сложности 37 майоркинских криптоевреев из 82, рассмотренных инквизиционным судом Балеарских островов: [ 4 ] [ 5 ]
- 7 марта 1691 года, когда 21 Сюэтэ был приговорен к легким наказаниям.
- 1 мая 1691 г.: 21 заключенный был приговорен к смертной казни путем ударов дубинкой, а их тела позже были сожжены.
- 6 мая 1691 года, когда были вынесены приговоры еще 21 новообращенному: 14 должны были быть сожжены, а семеро - в виде чучела . Из 14 человек 11 были приговорены к смерти от ударов дубинкой перед сожжением в качестве прощения за признание. Трое других обвиняемых были приговорены к сожжению заживо: раввин Рафель Вальс, Катерина Таронги и ее брат Рафель Таронги. Ее сестры, Маргалида и Изабель Таронги, были задушены и сожжены в тот же день. [ 6 ]
- 2 июля 1691 года, когда были приговорены 23 новообращенных: 17 лично и 6 уже мертвых или скрывающихся от правосудия.
Катерина Таронги была заживо сожжена на аутодафе 6 мая 1691 года. [ 7 ] [ 8 ] Говорят, что инквизиторы были впечатлены не только ее красотой, но и ее решимостью не отречься от своих убеждений, даже вызывающе, что они приписывали «дьявольским качествам», которыми она обладала. [ 9 ] Свидетелями ее аутодафе стали около тридцати тысяч человек. [ 10 ]
Подробное описание сожжений, а также Катерины Таронги и ее брата Рафеля содержится в книге La fe triunfante , написанной -иезуитом священником Франческом Гарау : [ 11 ]
Именно этот молодой человек [Рафель], великий ученик и признанный приспешник Рафаэля Вальса, к чьему авторитету он апеллировал, когда говорил, отдавая оба своих высказывания, насколько мог, Моисею или Иеремии, а когда на него напали, ответил, что он не учился, но за него говорил Вальс. Совершенно опьяненный своей гордыней, почти овладевшей им, и еще более невежественный, ничто не преодолело его упрямства, просто подражая его стоицизму, проявляя всю дорогу до жаровни, изгоняя всю свою ярость, говоря, что сердце его горит, с тем же внутренним принципом. о отвергнутой и разъяренной внешности, овладевающей глубокой меланхолией, хотя и с умиротворением; но каждый по-своему изображал живого каторжника. «Это был брат Катерины Таронги, которая умерла слишком самоуверенной, без какой-либо другой причины, кроме ее собственного очевидного гнева и ярости, потому что, когда я спросил, во что она верила, или что отделило ее от католической веры, или что значит быть еврейкой Она сказала, что знала только, что она еврейка, и что она хотела быть только еврейкой. Она сожалела, ожидая уведомления о ее смертном приговоре, но когда ее одевали, демон, скрывавшийся в ее сердце, обнаружил себя. но без ничего ценного что им уменьшить, или тех, кто пытался помочь, таких как доктор Онофре Морреллас ... чье рвение и благочестие не упустили возможности, несмотря на неудачу, которая могла привести к ее спасению. Эти двое были братьями и сестрами Франсиско Джозефа Таронги и Гильермо Томаса. Таронги, те отсутствующие беглецы, которые также были расслаблены и сожжены в чучеле рецидивами, осуждены и нераскаялись, тем более, и поклонялись Четырем Тайнам Божественного Промысла, сестрам этих. в-четвёртых, Изабель Таронги, женщина Агустина Кортеса, и Маргарита Таронги, девица, несмотря на то, что им было позволено впасть в те же недостатки, с благодатью помогли встать, вернуться к вере и упорствовать в ней до конца, как примеры, которые можно привести свято верил. Итак, шесть братьев (а. семейство Ластроза ? [ 12 ] ), которые приехали в этом автомобиле , двое были сожжены заживо, чтобы вечно гореть в аду, двое других были сожжены в виде чучела как предзнаменование их вечного проклятия, если они не изменят свое поведение, а двое других умерли раскаявшимися и с надеждой на рай. . [ 13 ]
Они прошли от того места, где сейчас парламент Балеарских островов, расположен до Хогера-де-лос-Джудиос («еврейский костер»), недалеко от площади Гомила.
Трое из них, Рафаэль Вальс и двое братьев и сестер Таронги, были отмечены как мученики и герои в балладах, которые до недавнего времени пели жители Балеарских островов. [ 14 ] Кайзерлинг (с. 184) приводит следующие строфы, исполняемые островитянами:
Вальс нес свой флаг
и Таронги встал,
с твоими туфлями позади
кто совершил их шествие.
Как к нему пришел огонь
есть свои улицы нижнего белья
он сказал ему: «Фелет, не давай мне
чтобы плоть твоя не сгорела».
И люди приехали с Ибицы,
фермеры из Арты, Андрача,
потому что шестое мая
они спасли его.Вальс нес флаг
и Таронги знамя
со всеми сюэтами позади них
которые совершали шествие.
Когда пришел огонь
до складок ее одежды
она сказала: «Фелет, не сдавайся,
потому что плоть твоя не будет сожжена».
И люди приехали с Ибицы
крестьяне из Арты и Андрача ,
потому что шестое мая
они устроили поджог.
Термин «Felet, no't dons», использованный Катериной Таронги, чтобы побудить своего 21-летнего брата не сдаваться угрозам инквизиторов, до сих пор используется на Майорке по отношению к упрямому человеку.
Наследие
[ редактировать ]
5 мая 2011 г. [ 4 ] состоялось официальное мероприятие в Консолат-де-Мар в память о пожаре 1691 года с участием Франческа Антича , президента правительства Балеарских островов ; Раввин Ниссан бен Авраам, потомок семьи Таронги, [ 6 ] и раввин Хосе Уоллис, потомок Рафаэля Вальса. [ 15 ] [ 16 ] Это мероприятие было первым мероприятием, организованным региональным правительством в Испании в честь жертв испанской инквизиции . [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Микель Фортеза Пинья: Моего времени (том II) . Барселона: Микель Фортеза, 1998. По состоянию на 2 апреля 2013 г.
«Каталина Таронги, сожженная заживо» (с. 149). - ^ Страница 53, глава «Llinatges xuetes» , в книге Игра обманов, мобильности, имен и фамилий в 15-18 веках» Грегорио Салинеро и Изабель Тестон Нуньес « . Мадрид: Casa de Velázquez, 2010. Проверено 2 апреля 2013 г.
- ^ Чуэты Майорки: конверсос и инквизиция Майорки (том 29, 227 страниц), Барух Браунштейн . Издательство Mennonite, 1936. По состоянию на 2 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б В этот четверг правительство почтит память новообращенных евреев, приговоренных к смертной казни в 1691 году инквизицией на Майорке . 20 минут
- ^ Jump up to: а б Франческ Антич чествует палачей, казненных инквизицией. Архивировано 5 мая 2018 г. в Wayback Machine . (на каталонском языке)
- ^ Jump up to: а б Гнусная семья - История семьи Таронги . Раввин Ниссан Бен Авраам, Шавей Исраэль . (на испанском языке)
- ^ Pere Joan i Tous (ред.): Список убитых католической инквизицией на странице XXIV книги «Оливковое дерево и меч» .] Тюбинген: Макс Нимейер, 2003.
- ^ Хоан Рамон Ресина: Иберийские модальности . Ливерпуль (Великобритания): Liverpool University Press, 2013. По состоянию на 2 апреля 2013 г.
«Тридцать семь человек были сожжены заживо на костре, потому что не хотели отречься от своей религии, в том числе Рафель Вальс и братья Катерина и Рафель Бенет Таронги» (стр. 163). - ^ Меньшинства и миграции в истории . Жан-Пьер (и др.) Молена. Университет Саламанки
- ^ Браунштейн, Els xuetes… с. 148 и 162. (на каталонском языке)
- ^ Статья о продаже книги La fe Triumante (на бумаге) на испанском языке под редакцией Франсиско Гарау. Пальма-де-Майорка : Редактор шрифтов Мигеля, 160 страниц, 1984. ISBN 9788486366001 .
- ^ «Ластроса» — уничижительный термин, не используемый в современном испанском языке.
- ^ Франсиско Гарау: Торжествующая вера . Пальма-де-Майорка: Микель Фонт (редактор), 1984. ISBN 84-86366-00-3 .
- ^ Габриэль Аломар, в его прологе к произведению Эстрого « Возвращение в Сефарад» , стр. 107-1. 8; Рот, стр. 96; стихотворение Фрэнсиса Пеладжио Бриза в каталонском календаре, Барселона:
- ^ Барух Браунштейн: Els Xuetes de Mallorca . Барселона: Curial, 1976, с. 158.
- ^ «Франческ Антич чтит палачей, казненных инквизицией». Архивировано 5 мая 2018 г. на Wayback Machine , статья на веб-сайте DBalears от 6 мая 2011 г. Проверено 2 апреля 2013 г.