Систематическое изобретательское мышление
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Систематическое изобретательское мышление (СИТ) — это метод мышления, разработанный в Израиле в середине 1990-х годов. SIT, основанная на Генриха Альтшуллера , инженерной дисциплине ТРИЗ представляет собой практический подход к творчеству , инновациям и решению проблем , который стал хорошо известной методологией инноваций.В основе метода SIT лежит одна основная идея, заимствованная из ТРИЗ Генриха Альтшуллера, также известной как Теория решения изобретательских задач (TIPS): изобретательские решения имеют общие закономерности. Сосредоточение внимания не на том, что отличает изобретательские решения, а на том, что у них общего, является основой подхода SIT.
История методологии SIT
[ редактировать ]Обзор – дебаты о творчестве
[ редактировать ]SIT занимается двумя основными областями творчества: созданием новых идей, [1] и решение проблем.В 1970-х годах исследователи в области когнитивной психологии установили количественный критерий измерения креативности: творческий человек определялся как человек с большим потоком идей. [2] Высокий уровень идей в единицу времени считался показателем креативности. Этот подход привел к появлению ряда методов развития творческих способностей, основанных на предположении, что количественный рост идей обязательно приведет к качественному улучшению. такие широко известные методы, как мозговой штурм , синектика , случайная стимуляция и латеральное мышление (отождествляемые с Эдвардом де Боно К этому подходу можно отнести ). Более поздние исследования показывают появление иного подхода. Эти исследования показывают, что основная трудность, с которой сталкиваются решатели проблем, заключается не в генерации большого количества идей, а в поиске оригинальных. Прежняя параллель между количеством и качеством, похоже, больше не верна. Было обнаружено, что большой поток идей не обязательно приводит к созданию оригинальных идей и, кроме того, само занятие обычными идеями может фактически препятствовать творчеству и новаторскому мышлению. [3] [4] Эти открытия породили новый подход, согласно которому оригинальные и интересные результаты возникают в результате организованного мышления и структурированных процессов, а не случайной генерации идей. Одной из характеристик организованного мышления является состояние «низкой стимуляции», не обремененное большим количеством идей. При таком подходе оригинальность заменяет количество в качестве доминирующего критерия.Этот организованный или структурированный подход к генерации идей является отправной точкой для систематического изобретательского мышления. [5]
Наследие ТРИЗ
[ редактировать ]СИТ является потомком работ Генриха Альтшуллера , российского инженера, который проанализировал более 200 000 патентов , чтобы выявить 40 общих изобретательских принципов своей уникальной формулы, названной ТРИЗ. Главное открытие Альтшуллера заключалось в том, что творческие решения предполагают устранение конфликта в проблемном состоянии. Конфликт — это состояние, когда один параметр необходимо изменить, чтобы получить некоторую выгоду, но изменение этого параметра приводит к ухудшению другого важного параметра. Обычное инженерное проектирование решает эту ситуацию путем поиска «наилучшего подходящего» компромисса, компромисса , который максимизирует полезность и минимизирует негативное влияние конкретной конфигурации отклонения доступных входных параметров.
Альтшуллер обнаружил, что инженерные конфликты можно классифицировать по типу задействованных параметров (первоначально было определено 39 общих инженерных параметров).
Изучение многочисленных изобретений позволило дать каждому конфликту набор возможных подсказок или стратегий, как подойти к решению проблемы. три типа подсказок Используются : принципы, стандарты и физические эффекты. Есть 40 принципов; каждый из них помогает определить высокоуровневую стратегию решения проблемы. Существует 70 стандартов, представляющих собой более разработанные идеи, основанные на коллективных прошлых решениях. Существует база знаний, содержащая около 400 физических эффектов, охватывающих физические, химические и геометрические аспекты, проиндексированных в соответствии с функциями, которые может выполнять каждый эффект.
В 1970-х годах одна из учениц Альтшуллера, Джинади Фильковский, иммигрировала в Израиль и поступила в Открытый университет в Тель-Авиве. Он начал преподавать ТРИЗ и адаптировать ее к потребностям как израильских, так и международных высокотехнологичных компаний. В этом исследовании принимали участие ряд ведущих ученых.
Два доктора философии. студенты Джейкоб Гольденберг и Рони Горовиц, [6] присоединились к Фильковскому, сосредоточив свои исследования на разработке и упрощении методологии. Их работа легла в основу метода SIT в том виде, в каком он существует сегодня.И ТРИЗ, и СИТ разделяют основное предположение: можно изучать существующие творческие идеи в определенной области, идентифицировать общие логические закономерности в этих идеях, переводить эти закономерности в набор инструментов мышления, а затем применять эти инструменты мышления для генерации новых творческих идей. Несмотря на общие черты, СИТ сильно отличается от ТРИЗ в нескольких важных отношениях, связанных главным образом с ее практическим применением. [7]
От ТРИЗ к СИТ
[ редактировать ]Переход от ТРИЗ к СИТ был мотивирован желанием создать метод, который легче изучить и запомнить (достигается за счет меньшего количества правил и инструментов), более универсальный в применении (достигается за счет устранения специфических инженерных инструментов) и более жесткий в использовании. удержание решения проблемы в реальных изобретательских рамках (принцип закрытого мира).ТРИЗ также предпочитает использовать существующие ресурсы для решения проблемы. Но в отличие от SIT этот принцип разбросан по всему методу. Его можно найти в принципе идеального конечного результата («лучшая система — это когда системы нет» — Альтшуллер). Разница между ТРИЗ и СИТ в этом отношении состоит в том, что в СИТ важнейшим принципом является условие Замкнутого Мира. Это особенно применимо, когда шаблонный подход применяется к решению проблем.Первым шагом в использовании SIT для решения проблем является определение мира проблем. После определения решатель проблем знает, что все строительные блоки решения находятся прямо перед ним и что решение просто требует реорганизации существующих объектов. Это придает методу большую целенаправленность и силу. Это также превращает каждую реальную проблему в забавную головоломку.
Пять инструментов мышления
[ редактировать ]1. Вычитание
[ редактировать ]Удалите важный компонент из продукта и найдите применение новому предложенному расположению существующих компонентов. Это абстрактное устройство известно как «виртуальный продукт».
2. Умножение
[ редактировать ]Добавьте в продукт компонент того же типа, что и существующий компонент. Добавляемый компонент следует каким-то образом изменить. Два ключевых слова для этого инструмента: 1) больше и 2) разные. Они представляют собой два этапа применения инструмента: 1) добавить больше копий того, что существует в продукте, и 2) изменить эти копии в соответствии с некоторым параметром.
3. Дивизия
[ редактировать ]Разделите продукт и/или его компоненты и переставьте их, чтобы сформировать новый продукт. Использование этого инструмента требует рассмотрения различных структур либо на уровне продукта/услуги в целом, либо на уровне отдельного компонента. Разделение продукта на множество частей дает свободу реконструировать его множеством новых способов – это увеличивает нашу степень свободы в работе с ситуацией.
4. Объединение задач
[ редактировать ]Назначьте новую дополнительную задачу существующему ресурсу. Менее богатые культуры с большей вероятностью примут мышление унификации задач. Например, бедуины используют верблюдов для множества различных задач: перевозки, валюты, молока, кожи для палаток, тени, защиты от ветра, сжигания фекалий в качестве топлива. Более богатые общества склонны выбрасывать ресурсы.
5. Зависимость атрибутов
[ редактировать ]Создание и устранение зависимостей между переменными продукта. Зависимость атрибутов работает с переменными, а не с компонентами. Переменные легко определить как характеристики, которые могут меняться внутри продукта или компонента (например, цвет, размер, материал).
Принципы
[ редактировать ]Закрытый мир – мышление внутри коробки
[ редактировать ]Состояние закрытого мира имеет решающее значение для методологии SIT. Первым шагом в использовании SIT является определение проблемного мира. После определения решатель проблемы знает, что все строительные блоки решения находятся прямо перед ним и что решение просто требует реорганизации существующих объектов. Это придает методу большую целенаправленность и силу. Он также может превратить любую реальную проблему в забавную головоломку.Состояние закрытого мира связано со сходством между миром проблем и миром решений. Условие предусматривает, что при разработке нового продукта – или при решении проблемы – необходимо использовать только элементы, уже существующие в продукте/проблеме или в ближайшем окружении. Это условие вынуждает полагаться на ресурсы, уже имеющиеся в нашем распоряжении, а не «импортировать» новые внешние ресурсы для решения. Состояние закрытого мира часто вызывает сопротивление, поскольку оно противоречит некоторым из наиболее распространенных представлений о творческом мышлении, особенно повсеместному понятию «нестандартного мышления». Основное утверждение «нестандартного мышления» заключается в том, что для создания новых и необычных идей вам необходимо каким-то образом выйти за пределы обычных шаблонов мышления во вселенную, расположенную за пределами метафорических рамок. Состояние закрытого мира, напротив, заставляет мыслителя находить творческое решение, сильно ограничивая пространство возможностей. Поскольку объем возможностей искусственно ограничен, нет другого выбора, кроме как пересмотреть отношения между элементами, обнаруженными в задаче, и обратить на них более пристальное внимание: их расположение в пространстве и времени; возложенные на них функции и их необходимость. Таким образом, состояние закрытого мира ставит нас на путь столкновения с нашей фиксированностью, позволяя нам прийти к решениям, которые являются одновременно инновационными (отличающимися от обычных) и простыми (поскольку основанными на существующих и известных элементах).
Качественные изменения
[ редактировать ]Принцип качественных изменений гласит, что решения могут быть найдены там, где основной элемент проблемы или переменная в существующей ситуации либо полностью устранены, либо даже обращены вспять.Другими словами, проблемный элемент ситуации нейтрализуется и больше не является препятствием. Также может случиться так, что проблемный элемент станет ключевым положительным фактором; ситуация «переворачивается», и недостаток трансформируется в преимущество.
Функция следует форме
[ редактировать ]Термин, придуманный Рональдом Финке, «функция следует за формой» часто считается «обратным» процессом, поскольку отправной точкой для обдумывания новых идей является существующая ресурсная база, а не конкретные потребности, выявленные на рынке. Однако эти потребности никогда не игнорируются – они просто возникают на более позднем этапе.Процесс начинается с существующего продукта (или услуги), продолжается систематическим манипулированием им для создания того, что SIT называет «виртуальным продуктом» (это форма), и только затем проверяется, удовлетворяет ли он существующие или потенциальные потребности (функции) клиента.Принцип «функция следует за формой» применяется в качестве всеобъемлющей основы для сосредоточения инструментов мышления приложения SIT.
Функция следует форме
[ редактировать ]Функция следует за формой — это принцип, связанный с классической архитектурой, который также используется в правительственных зданиях. Понятие этого принципа означает, что конструкция создается по форме, но не учитывается ее функция на начальном этапе архитектурного проектирования.
Путь наибольшего сопротивления
[ редактировать ]В природе вода, стекающая с горы, всегда идет по пути наименьшего сопротивления – по самому легкому маршруту. В мышлении наш разум тоже склонен идти по пути наименьшего сопротивления – пути, которые нам наиболее знакомы. При этом трудно прийти к идеям, новым для нас или наших конкурентов. SIT поощряет подход к противоречивому пути – пути наибольшего сопротивления.
Когнитивная фиксация
[ редактировать ]Когнитивная фиксация — это состояние ума, при котором объект или ситуация воспринимаются одним определенным образом, исключая любую альтернативу. Существует несколько видов фиксированности, среди них:
Функциональная фиксированность
[ редактировать ]Термин, придуманный социологом Карлом Данкером. Функциональная фиксированность – это тенденция приписывать определенныефункции для соответствующих объектов. Дункер рассматривает функциональную фиксированность как «психический блок против использования объекта новым способом, необходимым для решения проблемы», как описано в его тесте на когнитивные способности, известном как проблема со свечой .
Структурная неподвижность
[ редактировать ]Это тенденция рассматривать объекты в целом, как гештальт , из-за чего часто трудно представить, как можно было бы реорганизовать продукт, чтобы он выглядел по-другому. Например, почему органы управления телевизором всегда должны находиться в нижней части телевизора? Не было бы проще, если бы они были в верхней части?Когда телевизоры были впервые представлены, органы управления представляли собой потенциометры, сделанные из воска. Тепло, излучаемое электронно-лучевыми трубками, рассеиваясь вверх, расплавило бы органы управления, если бы они располагались в верхней части. Поэтому их разместили в нижней части. Но с тех пор появились новые поколения телевизоров, а органы управления по-прежнему находятся в нижней части. Это структурная устойчивость.
Рядом, далеко, сладко
[ редактировать ]Большинство идей новых продуктов либо скучны, либо непрактичны. Чтобы найти «золотую середину», необходим баланс, который приведет к появлению как гениальных, так и жизнеспособных идей. Эта идея была выражена в статье Harvard Business Review, озаглавленной «Найдите золотую середину для инноваций». [8] Когда мы внедряем инновации, мы выдвигаем наше мышление наружу, пытаясь создать что-то новое и отличное от того, что мы имеем сейчас. Однако мы не хотим заходить слишком далеко. «Великая» идея должна быть осуществимой и приемлемой.Принцип NFS гарантирует, что наши идеи будут генерировать идеи, которые достаточно далеки от нашей текущей ситуации, чтобы быть интересными, но, тем не менее, достаточно близки к нашей основной компетенции, чтобы быть осуществимыми.Процесс мышления SIT использует процедуру FFF и пять инструментов мышления для создания новых форм (виртуальных продуктов). Эти формы, если их не сдерживать, могут привести к «далеким» идеям. Например, состояние «закрытого мира» действует как ингибитор, гарантируя, что мы не забредем слишком далеко. Эта комбинация противоположных сил заставляет нас мыслить в приятной зоне.
Шаблонный подход к разработке нового продукта
[ редактировать ]SIT подходит к разработке новых продуктов , выявляя и применяя определенные четко определенные схемы, полученные на основе исторического анализа тенденций, связанных с продуктами, которые называются шаблонами или шаблонами. Эти шаблоны могут способствовать пониманию и прогнозированию появления новых продуктов. Изобретение новых продуктов традиционно связано с методами, стимулирующими генерацию большого количества идей. Идея о том, что выгоды от генерации большого количества идей перевешивают затраты, восходит к ранним исследованиям в этой области. [9] Поскольку этот процесс имеет тенденцию быть очень сложным и неформализованным, те, кто участвует в генерации новых идей, могут искать способы стать более продуктивными по мере перехода от одной задачи формирования идей к другой. Некоторые могут преуспеть в выявлении закономерностей изобретения, которые являются общими для различных контекстов, и применить их в определенной категории продуктов или даже попытаться применить их к другим категориям продуктов. Люди, принявшие такую когнитивную стратегию, могут рассчитывать на преимущество перед другими, которые рассматривают каждую задачу как новую и не связанную с прошлыми идеями. Однако даже если они окажутся продуктивными, модели, скорее всего, будут идиосинкразическими и зачастую даже не поддающимися словесному определению. Как таковые, им не хватает постоянства и обобщаемости . Наборы SIT построены на тезисе о том, что определенные шаблоны можно идентифицировать, объективно проверить, широко применять и изучать, и что эти шаблоны, называемые шаблонами, могут служить вспомогательным инструментом, который направляет процесс формирования идей, позволяя человеку быть более продуктивным и сосредоточен. [10]
Обычный процесс разработки новых продуктов начинается с определения потребностей рынка. Это делается на основе интуиции или анализа рынка, фокус-групп и т. д. После определения потребностей начинается процесс разработки продуктов для удовлетворения этих потребностей. Этот процесс называется «форма следует за функцией» , поскольку форма нового продукта выводится из функции, которую он должен выполнять. Этот процесс имеет несколько недостатков: [ нужна ссылка ]
- Большинству клиентов трудно думать о потребностях или продуктах, которых не существует. Особенно это касается потребностей, которые не являются жизненно важными. Например: сколько клиентов задумывались о необходимости создания компактного портативного кассетного плеера, как это было предложено Walkman ? Сколько клиентов задумывались о возможности использовать Интернет- общение как средство совершения телефонных звонков ?
- Чтобы найти тех клиентов, которые задумываются о новых потребностях/продуктах, нужны огромные и очень дорогие опросы. Но даже если вам удастся найти этих людей, скорее всего, они не захотят бесплатно делиться своими хорошими идеями.
- Если потребность ясна или ее легко определить, скорее всего, по крайней мере несколько ваших конкурентов уже определили ее и находятся в процессе удовлетворения этой потребности.
Чтобы преодолеть эти проблемы, метод SIT предлагает начинать процесс разработки продукта с самого продукта. Применение инструментов систематического мышления при анализе продукта может привести к созданию потенциальных новых продуктов или к определению новых потребностей. Преимущества этого метода заключаются в следующем:
- Этот процесс требует лишь ограниченного количества часов и проводится собственными силами.
- Применение этого метода дает множество новых идей и определение многих потенциальных новых потребностей.
- Поскольку новые продукты создаются на основе старых, серьезных изменений в производстве обычно не требуется.
Одним из важных элементов SIT является характеристика переменных системы и окружающей среды. После определения этих переменных участников просят изучить корреляцию между ними и изучить влияние манипулирования одной или несколькими переменными продукта на потенциальное использование «нового» продукта; как такое изменение влияет на взаимосвязь между продуктом и окружающей средой и кто может захотеть использовать такой продукт.
SIT в университетах и бизнес-школах
[ редактировать ]SIT преподается во многих университетах и бизнес-школах по всему миру. Методологию чаще всего преподают в рамках программ по инновациям, бизнес-администрированию, маркетингу, организационному развитию, лидерству и менеджменту.
(в алфавитном порядке)
- Университет Бар-Илан
- Университет Бен-Гуриона в Негеве
- Университет Брандейса
- Университет Бригама Янга
- Колумбийский университет
- Университет Дьюка
- Гарвардская школа бизнеса
- Еврейский университет Иерусалима
- IMD - Международный институт развития менеджмента
- Университет Индианы
- Междисциплинарный центр Герцлии
- INSEAD
- Лондонская школа бизнеса
- Национальный университет Сингапура
- Открытый университет Израиля
- Университет Шив Надар
- Стэнфордский университет
- Технион – Израильский технологический институт
- Тель-Авивский университет
- Университет Инсбрука
- Университет Лос-Андес в Боготе
- Университет Цинциннати
- Университет Северной Каролины в Шарлотте
- Технологический университет Сиднея
- Висарт, Будапешт
- Уортонская бизнес-школа
- Университет Торонто
- Йоркский университет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гольденберг, Дж.; Леманн Д.; Мазурский Д. (2001). «Сама идея и обстоятельства ее возникновения как предсказатели успеха нового продукта». Наука управления . 47 (1): 69–84. дои : 10.1287/mnsc.47.1.69.10670 . JSTOR 2661560 .
- ^ Маршак Ю., Гленман Т., Саммерс Р. (1967). Стратегия исследований и разработок в области микроэкономики развития . Нью-Йорк: Springer-Verlag.
- ^ Коннолли Т.; Рутио РЛ; Шнайдер С.К. (1993). Об эффективности группового мозгового штурма: проверка одного из основных когнитивных механизмов . Исследование в малых группах. стр. 490–503.
- ^ Паулюс, БП (1993). «Восприятие эффективности группового мозгового штурма: иллюзия групповой продуктивности». Бюллетень личности и социальной психологии . 19 : 78–89. дои : 10.1177/0146167293191009 . S2CID 145534792 .
- ^ Гольденберг, Дж.; Мазурский Д.; Соломон С. (1999). «Творческие искры». Наука . 285 (5433): 1495–1496. дои : 10.1126/science.285.5433.1495 . S2CID 154451030 .
- ^ Горовиц, Р. «Творческое решение проблем в инженерном проектировании» (PDF) .
- ^ Гольденберг, Дж. (2002). «2-3». Креативность–Продукт–Инновации . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521002493 .
- ^ Гольденберг, Дж.; Левав А.; Мазурский Д.; Соломон С. (март 2003 г.). «Найди свою золотую середину для инноваций» . Гарвардское деловое обозрение . 81 (3): 120–9, 142. PMID 12632810 .
- ^ Левав А.; Стерн Ю. (2005). «ДНК идей» . Журнал Bio-IT World .
- ^ Гольденберг, Дж.; Мазурский Д.; Соломон С. (1999). «На пути к выявлению изобретательских шаблонов новых продуктов: направленный подход к формированию идей» (PDF) . Журнал маркетинговых исследований . 36 (2): 200. дои : 10.2307/3152093 . JSTOR 3152093 .