Когнитивная психология
Часть серии о |
Психология |
---|
Когнитивная психология |
---|
Восприятие |
Внимание |
Память |
Метапознание |
Язык |
Метаязык |
мышление |
Числовое познание |
Когнитивная психология — это научное исследование психических процессов, таких как внимание , использование языка, память , восприятие , решение проблем, творчество и рассуждение . [1]
Когнитивная психология возникла в 1960-х годах в результате отхода от бихевиоризма , который с 1920-х по 1950-е годы считал, что ненаблюдаемые психические процессы находятся за пределами эмпирической науки. Этот прорыв произошел, когда исследователи в области лингвистики и кибернетики , а также прикладной психологии начали использовать модели умственной обработки для объяснения человеческого поведения.Работы, полученные из когнитивной психологии, были интегрированы в другие отрасли психологии и различные другие современные дисциплины, такие как когнитивная наука , лингвистика и экономика .Область когнитивной психологии пересекается с областью когнитивной науки, которая использует более междисциплинарный подход и включает исследования нечеловеческих субъектов и искусственного интеллекта.
История [ править ]
С философской точки зрения размышления о человеческом разуме и его процессах существовали еще со времен древних греков. В 387 году до нашей эры Платон предположил, что мозг является местом психических процессов. [2] В 1637 году Рене Декарт утверждал, что люди рождаются с врожденными идеями, и выдвинул идею дуализма разума и тела , которая впоследствии стала известна как дуализм субстанции (по сути, идея о том, что разум и тело представляют собой две отдельные субстанции). [3] С этого времени на протяжении всего XIX века велись серьезные дебаты о том, было ли человеческое мышление исключительно основанным на опыте ( эмпиризм ) или включало в себя врожденное знание ( нативизм ). Среди тех, кто участвовал в этих дебатах, были Джордж Беркли и Джон Локк на стороне эмпиризма, а также Иммануил Кант на стороне нативизма. [4]
Поскольку философские дебаты продолжались, середина-конец XIX века стал критическим временем в развитии психологии как научной дисциплины. Двумя открытиями, которые позже сыграли существенную роль в когнитивной психологии, были открытие Полем Брока области мозга, в значительной степени отвечающей за производство речи. [3] и открытие Карлом Вернике области, которая, как считается, в основном отвечает за понимание языка. [5] Обе области впоследствии были официально названы в честь своих основателей, и нарушения речевого производства или понимания человека из-за травмы или пороков развития в этих областях стали широко известны как афазия Брока и афазия Вернике .
С 1920-х по 1950-е годы основным подходом в психологии был бихевиоризм . Первоначально его приверженцы считали психические события, такие как мысли, идеи, внимание и сознание, ненаблюдаемыми и, следовательно, выходящими за рамки науки психологии. Одним из первых пионеров когнитивной психологии, чьи работы предшествовали большей части бихевиористской литературы, был Карл Юнг . Юнг представил гипотезу когнитивных функций в своей книге 1921 года «Психологические типы» . [6] Другим пионером когнитивной психологии, работавшим за пределами границ (как интеллектуальных, так и географических) бихевиоризма, был Жан Пиаже . С 1926 по 1950-е и по 1980-е годы он изучал мысли, язык и интеллект детей и взрослых. [7]
В середине 20-го века возникли четыре основных фактора, которые вдохновили и сформировали когнитивную психологию как формальную школу мысли:
- С развитием новых военных технологий во время Второй мировой войны необходимость более глубокого понимания деятельности человека стала приобретать все большее значение. Такие проблемы, как то, как лучше всего обучить солдат использованию новых технологий и как решать важные вопросы в условиях принуждения, стали областями, в которых нуждались военнослужащие. Бихевиоризм практически не дал понимания этих вопросов, и именно работа Дональда Бродбента , объединившая концепции исследований человеческой деятельности и недавно разработанную теорию информации , проложила путь в этой области. [4]
- Развитие информатики приведет к проведению параллелей между человеческим мышлением и вычислительными возможностями компьютеров, открыв совершенно новые области психологической мысли . Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон потратили годы на разработку концепции искусственного интеллекта (ИИ), а затем работали с когнитивными психологами над последствиями ИИ. Это способствовало концептуализации психических функций по образцу того, как компьютеры обрабатывают такие вещи, как хранение и извлечение данных из памяти. [4] и это открыло важные двери для когнитивизма .
- Критика Ноама Хомского 1959 года [8] Бихевиоризм и эмпиризм в целом положили начало тому, что впоследствии стало известно как « когнитивная революция ». Внутри психологии, критикуя бихевиоризм, Дж. С. Брунер, Дж. Дж. Гуднау и Г. А. Остин в 1956 году написали «исследование мышления». В 1960 году Г. А. Миллер, Э. Галантер и К. Прибрам написали свои знаменитые «Планы и структура поведения». . В том же году Брунер и Миллер основали Гарвардский центр когнитивных исследований, который институционализировал революцию и положил начало развитию когнитивной науки.
- Официальное признание этой области включало создание исследовательских институтов, таких как Центр обработки человеческой информации Джорджа Мандлера в 1964 году. Мандлер описал истоки когнитивной психологии в статье 2002 года в Журнале истории поведенческих наук. [9]
Ульрик Нейссер ввел термин «когнитивная психология» в широкое употребление в своей книге «Когнитивная психология» , опубликованной в 1967 году. [10] [11] Определение Нейссера «познания» иллюстрирует прогрессивную на тот момент концепцию когнитивных процессов:
Термин «познание» относится ко всем процессам, посредством которых сенсорная информация преобразуется, сокращается, перерабатывается, сохраняется, восстанавливается и используется. Он связан с этими процессами, даже когда они действуют в отсутствие соответствующей стимуляции, как, например, в образах и галлюцинациях . ... Учитывая такое широкое определение, становится очевидным, что познание задействовано во всем, что может сделать человек; что каждое психологическое явление является когнитивным явлением. Но хотя когнитивная психология занимается всей человеческой деятельностью, а не какой-то ее частью, она касается определенной точки зрения. Другие точки зрения столь же законны и необходимы. Динамическая психология , которая начинается с мотивов, а не с сенсорных данных, является ярким примером. Вместо того, чтобы спрашивать, как действия и переживания человека являются результатом того, что он видел, помнил или во что верил, динамический психолог спрашивает, как они вытекают из целей, потребностей или инстинктов субъекта. [10]
Когнитивные процессы [ править ]
Основное внимание когнитивных психологов уделяется психическим процессам , влияющим на поведение. Эти процессы включают, помимо прочего, следующие три стадии памяти:
- Сенсорная память: хранит сенсорную информацию.
- Хранение в краткосрочной памяти: временно хранит информацию для анализа и извлекает информацию из долговременной памяти.
- Долговременная память: хранит информацию в течение длительного периода времени, которая получает информацию из кратковременной памяти.
Внимание [ править ]
Психологическое определение внимания — это «состояние сосредоточенного внимания на подмножестве доступной информации о восприятии ощущений». [12] Ключевая функция внимания — выявлять ненужные данные и фильтровать их, позволяя распределить важные данные по другим психическим процессам . [4] Например, человеческий мозг может одновременно получать слуховую , зрительную , обонятельную , вкусовую и тактильную информацию. Мозг способен сознательно обрабатывать лишь небольшую часть этой информации, и это достигается посредством процессов внимания. [4]
Внимание можно разделить на две основные системы внимания: экзогенный контроль и эндогенный контроль. [13] Экзогенный контроль работает по принципу «снизу вверх» и отвечает за ориентировочный рефлекс и всплывающие эффекты. [13] Эндогенный контроль работает сверху вниз и представляет собой более целенаправленную систему внимания, отвечающую за разделение внимания и сознательную обработку информации. [13]
Одним из основных моментов, связанных с вниманием в области когнитивной психологии, является концепция разделенного внимания. Ряд ранних исследований касался способности человека, носящего наушники, различать осмысленный разговор, когда в каждое ухо подаются разные сообщения; это известно как задача дихотического прослушивания. [4] Ключевые результаты заключались в более глубоком понимании способности мозга концентрироваться на одном сообщении, в то же время в некоторой степени осознавая, что информация, поступающая из уха, не подвергается сознательному вниманию. Например, участникам (носящим наушники) можно сказать, что они будут слышать отдельные сообщения в каждом ухе и что от них ожидается, что они будут обращать внимание только на информацию, связанную с баскетболом. Когда эксперимент начнется, сообщение о баскетболе будет передано левому уху, а нерелевантная информация — правому уху. В какой-то момент сообщение, связанное с баскетболом, переключится на правое ухо, а нерелевантная информация — на левое. Когда это происходит, слушатель обычно может повторить все сообщение в конце, обращая внимание на левое или правое ухо только тогда, когда это необходимо. [4] Способность присутствовать при одном разговоре перед лицом множества людей известна как эффект коктейльной вечеринки .
Другие важные результаты включают в себя то, что участники не могут понять оба отрывка, прослушивая один отрывок, они не могут сообщить содержание оставшегося без внимания сообщения, в то время как они могут лучше воспроизвести сообщение, если высота звука в каждом ухе разная. [14] Однако, хотя глубокая обработка не происходит, происходит ранняя сенсорная обработка. Испытуемые замечали, менялась ли высота несопровождаемого сообщения или оно вообще прекращалось, а некоторые даже ориентировались на несопровождаемое сообщение, если их имя упоминалось. [14]
Память [ править ]
Двумя основными типами памяти являются кратковременная память и долговременная память; однако кратковременную память стали лучше понимать как рабочую память. Когнитивные психологи часто изучают память с точки зрения рабочей памяти .
Рабочая память [ править ]
Хотя рабочую память часто считают просто кратковременной памятью, ее более четко определяют как способность обрабатывать и сохранять временную информацию в широком спектре повседневных действий в условиях отвлечения внимания. Знаменитая емкость памяти 7 плюс-минус 2 представляет собой сочетание воспоминаний в рабочей и долговременной памяти.
Один из классических экспериментов принадлежит Эббингаузу , который обнаружил эффект последовательного положения , при котором информация из начала и конца списка случайных слов запоминалась лучше, чем информация из центра. [15] Эффект первичности и новизны варьируется по интенсивности в зависимости от длины списка. [15] Его типичная U-образная кривая может быть нарушена привлекающим внимание словом; это известно как эффект фон Ресторфа .
Создано множество моделей рабочей памяти. Одной из наиболее известных является модель рабочей памяти Бэддели и Хитча . Он учитывает как зрительные, так и слуховые стимулы, долговременную память, которую можно использовать в качестве ориентира, и центральный процессор, который объединяет и понимает все это.
Большая часть памяти забывается, и среди психологов ведутся большие дебаты по поводу теории распада и теории интерференции .
Долговременная память [ править ]
Современные концепции памяти обычно касаются долговременной памяти и разбивают ее на три основных подкласса. Эти три класса имеют несколько иерархическую природу с точки зрения уровня сознательного мышления, связанного с их использованием. [16]
- Процедурная память – это память на выполнение определенных типов действий. Он часто активируется на подсознательном уровне или, в лучшем случае, требует минимального количества сознательных усилий. [17] Процедурная память включает информацию типа «стимул-реакция» , которая активируется посредством ассоциации с конкретными задачами, рутинами и т. д. Человек использует процедурные знания , когда он, по-видимому, «автоматически» реагирует определенным образом на конкретную ситуацию или процесс. [16] Пример – вождение автомобиля.
- Семантическая память – это энциклопедические знания, которыми обладает человек. Знания, например, как выглядит Эйфелева башня или имя друга из шестого класса, представляют собой семантическую память. Доступ к семантической памяти варьируется от незначительного до чрезвычайно трудоемкого, в зависимости от ряда переменных, включая, помимо прочего, давность кодирования информации, количество ассоциаций, которые она имеет с другой информацией, частоту доступа и уровни значения (насколько глубоко она был обработан при кодировании). [16]
- Эпизодическая память – это память об автобиографических событиях, которые можно явно выразить. Он содержит все воспоминания, которые носят временный характер, например, когда человек в последний раз чистил зубы или где он был, когда услышал о важном новостном событии. Эпизодическая память обычно требует самого глубокого уровня сознательного мышления, поскольку она часто объединяет семантическую память и временную информацию для формирования всей памяти . [16]
Восприятие [ править ]
Восприятие включает в себя как физические чувства (зрение, обоняние, слух, вкус, осязание и проприоцепцию ), так и когнитивные процессы , участвующие в интерпретации этих чувств. По сути, это то, как люди начинают понимать окружающий мир посредством интерпретации стимулов. [18] Ранние психологи, такие как Эдвард Б. Титченер, начали работать с восприятием в своем структуралистском подходе к психологии. Структурализм в значительной степени занимался попыткой свести человеческое мышление (или «сознание», как назвал бы его Титченер) к его самым основным элементам, достигая понимания того, как человек воспринимает определенные стимулы. [19]
Современные взгляды на восприятие в когнитивной психологии, как правило, сосредотачиваются на конкретных способах, которыми человеческий разум интерпретирует стимулы от чувств, и на том, как эти интерпретации влияют на поведение. Примером подхода современных психологов к изучению восприятия является исследование, проводимое в Центре экологических исследований восприятия и действия Университета Коннектикута (CESPA). Одно исследование CESPA касается того, как люди воспринимают свою физическую среду и как это влияет на их навигацию в этой среде. [20]
Язык [ править ]
Интерес психологов к когнитивным процессам, связанным с языком , восходит к 1870-м годам, когда Карл Вернике предложил модель умственной обработки языка. [21] Текущие работы по языку в области когнитивной психологии широко варьируются. Когнитивные психологи могут изучать овладение языком , [22] отдельные компоненты языкового образования (например, фонемы ), [23] как использование языка влияет на настроение и многие другие связанные области.
Значительная работа была сосредоточена на понимании сроков овладения языком и того, как его можно использовать для определения того, есть ли у ребенка неспособность к обучению или есть ли риск его развития . Исследование 2012 года показало, что, хотя это может быть эффективной стратегией, важно, чтобы те, кто проводит оценки, включали всю соответствующую информацию при проведении своих оценок. такие факторы, как индивидуальная изменчивость, социально-экономический статус , объем кратковременной и долговременной памяти и другие. Для проведения достоверных оценок необходимо учитывать [22]
Метапознание [ править ]
Метапознание , в широком смысле, — это мысли, которые возникают у человека по поводу собственных мыслей. Более конкретно, метапознание включает в себя такие вещи, как:
- Насколько эффективно человек контролирует свою эффективность выполнения определенной задачи (саморегуляция).
- Понимание человеком своих возможностей по решению конкретных умственных задач.
- Умение применять когнитивные стратегии . [24]
Большая часть текущих исследований метапознания в области когнитивной психологии посвящена его применению в сфере образования. Было показано, что возможность повысить метакогнитивные способности учащихся оказывает существенное влияние на их привычки к обучению и учебе. [25] Одним из ключевых аспектов этой концепции является улучшение способности учащихся ставить цели и эффективно саморегулироваться для достижения этих целей. В рамках этого процесса также важно обеспечить, чтобы учащиеся реалистично оценивали свой личный уровень знаний и ставили реалистичные цели (еще одна метакогнитивная задача). [26]
Общие явления, связанные с метапознанием, включают:
- Дежавю : ощущение повторения опыта.
- Криптомнезия : генерация мысли, полагая, что она уникальна, но на самом деле это память о прошлом опыте; также известный как неосознанный плагиат.
- Эффект ложной славы: малоизвестные имена можно сделать знаменитыми.
- Эффект достоверности : утверждения кажутся более обоснованными при повторном воздействии.
- Инфляция воображения : воображение события, которого не произошло, и повышение уверенности в том, что оно действительно произошло.
Современные перспективы [ править ]
Современные взгляды на когнитивную психологию обычно рассматривают познание как теорию двойного процесса , изложенную Дэниелом Канеманом в 2011 году. [27] Канеман еще больше разграничил эти два стиля обработки информации, назвав их интуицией и рассуждением. Интуиция (или система 1), подобно ассоциативному мышлению, была определена как быстрая и автоматическая, обычно с сильными эмоциональными связями, включенными в процесс рассуждения. Канеман сказал, что такого рода рассуждения основаны на сформировавшихся привычках, и их очень трудно изменить или манипулировать ими. Рассуждение (или система 2) было медленнее и гораздо более изменчивым, поскольку было подвержено сознательным суждениям и установкам. [27]
Приложения [ править ]
Аномальная психология [ править ]
Вслед за когнитивной революцией и в результате многих принципиальных открытий, сделанных в области когнитивной психологии, возникла дисциплина когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Аарона Т. Бека обычно считают отцом когнитивной терапии , особого типа КПТ. [28] Его работа в области распознавания и лечения депрессии получила всемирное признание. В своей книге 1987 года под названием « Когнитивная терапия депрессии » Бек выдвигает три основных момента в отношении своих аргументов в пользу лечения депрессии с помощью терапии или терапии и антидепрессантов по сравнению с использованием только фармакологического подхода:
1. Несмотря на широкое применение антидепрессантов, факт остается фактом: не все пациенты реагируют на них. Бек отмечает (в 1987 году), что только от 60 до 65% пациентов реагируют на антидепрессанты, а недавние метаанализы (статистическая разбивка многочисленных исследований) показывают очень схожие цифры. [29]
2. Многие из тех, кто реагирует на антидепрессанты, в конечном итоге не принимают их по разным причинам. У них могут развиться побочные эффекты или возникнуть личные возражения против приема лекарств.
3. Бек утверждает, что употребление психотропных препаратов человека может привести к окончательному нарушению механизмов преодоления трудностей . Его теория состоит в том, что человек, по сути, становится зависимым от лекарств как средства улучшения настроения и не может практиковать те методы преодоления трудностей, которые обычно практикуются здоровыми людьми для облегчения последствий депрессивных симптомов. Если этого не сделать, после того, как пациенты отвыкают от антидепрессантов, они часто не могут справиться с нормальным уровнем депрессивного настроения и чувствуют необходимость возобновить прием антидепрессантов. [30]
Социальная психология [ править ]
Многие аспекты современной социальной психологии уходят корнями в исследования, проводимые в области когнитивной психологии. [31] [32] Социальное познание — это особый раздел социальной психологии, который концентрируется на процессах, которым уделяется особое внимание в когнитивной психологии, особенно применительно к человеческим взаимодействиям. Гордон Б. Московиц определяет социальное познание как «... изучение психических процессов, связанных с восприятием, вниманием, запоминанием, размышлением и осмыслением людей в нашем социальном мире». [33]
Разработка множественных моделей обработки социальной информации (SIP) оказала влияние на исследования агрессивного и антисоциального поведения. Модель SIP Кеннета Доджа — одна из, если не наиболее, эмпирически подтвержденных моделей, касающихся агрессии. В своем исследовании Додж утверждает, что дети, обладающие большей способностью обрабатывать социальную информацию, чаще демонстрируют более высокий уровень социально приемлемого поведения; что тип социального взаимодействия детей влияет на их отношения. [34] Его модель утверждает, что существует пять шагов, которые человек проходит при оценке взаимодействия с другими людьми, и что то, как человек интерпретирует сигналы, является ключом к его реакционному процессу. [35]
Психология развития [ править ]
Многие выдающиеся личности в области психологии развития основывают свое понимание развития на когнитивных моделях. Одна из основных парадигм психологии развития, Теория разума (ToM), конкретно занимается способностью человека эффективно понимать и приписывать познание окружающим. Эта концепция обычно становится полностью очевидной у детей в возрасте от 4 до 6 лет. По сути, до того, как у ребенка разовьется ТоМ, он не может понять, что окружающие его люди могут иметь мысли, идеи или чувства, отличные от его самих. Развитие ТоМ — это вопрос метапознания , или размышления о своих мыслях. Ребенок должен быть в состоянии признать, что у него есть свои собственные мысли и, в свою очередь, что у других есть свои собственные мысли. [36]
Один из выдающихся умов в области психологии развития, Жан Пиаже, сосредоточил большую часть своего внимания на когнитивном развитии от рождения до взрослой жизни. возникли значительные проблемы Хотя на некоторых этапах его когнитивного развития , они остаются основным продуктом в сфере образования. Концепции и идеи Пиаже предшествовали когнитивной революции, но вдохновили множество исследований в области когнитивной психологии, и многие из его принципов были смешаны с современной теорией, чтобы синтезировать преобладающие сегодня взгляды. [37]
психология Педагогическая
Современные теории образования применили множество концепций, которые являются центральными в когнитивной психологии. Некоторые из наиболее известных концепций включают в себя:
- Метапознание : Метапознание — это широкая концепция, охватывающая все способы мышления и знания человека о собственном мышлении. Ключевая область образования в этой области связана с самоконтролем, который в значительной степени связан с тем, насколько хорошо учащиеся способны оценивать свои личные знания и применять стратегии для улучшения знаний в областях, в которых им не хватает. [38]
- Декларативные знания и процедурные знания : Декларативные знания — это «энциклопедическая» база знаний человека, тогда как процедурные знания — это конкретные знания, относящиеся к выполнению конкретных задач. Применение этих когнитивных парадигм в образовании пытается расширить способность учащегося интегрировать декларативные знания в недавно изученные процедуры, чтобы облегчить ускоренное обучение. [38]
- Организация знаний : Применение понимания когнитивной психологии того, как знания организованы в мозгу, в последние годы было в центре внимания в области образования. Иерархический метод организации информации и то, как он хорошо отражается в памяти мозга, — это концепции, которые оказались чрезвычайно полезными в учебных аудиториях. [38]
Психология личности [ править ]
В последние годы когнитивным терапевтическим подходам в лечении расстройств личности уделяется значительное внимание. Этот подход фокусируется на формировании того, что он считает ошибочными схемами, сосредоточенными на предвзятости суждений и общих когнитивных ошибках. [39]
Когнитивная психология когнитивной против науки
Граница между когнитивной психологией и когнитивной наукой может быть размытой. Когнитивную психологию лучше понимать как занимающуюся преимущественно прикладной психологией и пониманием психологических явлений. Когнитивные психологи часто активно участвуют в проведении психологических экспериментов с участием людей с целью сбора информации о том, как человеческий разум воспринимает, обрабатывает и действует на основе входных данных, полученных из внешнего мира. [40] Информация, полученная в этой области, затем часто используется в прикладной области клинической психологии .
Когнитивную науку лучше понимать как занимающую преимущественно гораздо более широкую сферу, связанную с философией, лингвистикой, антропологией, нейробиологией и особенно с искусственным интеллектом. Можно сказать, что когнитивная наука предоставляет корпус информации, подпитывающей теории, используемые когнитивными психологами. [41] Исследования ученых-когнитивистов иногда включают в себя субъектов, не являющихся людьми, что позволяет им углубляться в области, которые подверглись бы этической проверке, если бы они проводились на людях. Например, они могут проводить исследования по имплантации устройств в мозг крыс, чтобы отслеживать активацию нейронов, пока крыса выполняет определенную задачу. Когнитивная наука активно участвует в области искусственного интеллекта и его применения для понимания психических процессов.
Критика [ править ]
Отсутствие сплоченности [ править ]
Некоторые наблюдатели предполагают, что, когда в 1970-х годах когнитивная психология стала движением, сложность изучаемых ею явлений и процессов привела к тому, что она также начала терять целостность как область исследований. В книге «Психология: от Пифагора до наших дней» , например, Джон Мэлоун пишет: «Изучение учебников конца двадцатого века, посвященных «когнитивной психологии», «человеческому познанию», «когнитивной науке» и тому подобному, быстро обнаруживает, что существует множество разновидностей когнитивной психологии и очень мало согласия относительно того, что именно может быть ее областью». [3] Эта неудача породила конкурирующие модели, которые поставили под сомнение подходы к обработке информации в когнитивном функционировании, такие как принятие решений и поведенческие науки .
Споры [ править ]
На заре когнитивной психологии критики- бихевиористы считали, что эмпиризм, который она преследовала, несовместим с концепцией внутренних психических состояний. Однако когнитивная нейробиология продолжает собирать доказательства прямых корреляций между физиологической активностью мозга и психическими состояниями, подтверждая основу когнитивной психологии. [42]
существуют разногласия Однако между нейропсихологами и когнитивными психологами . Когнитивная психология разработала модели познания, которые не поддерживаются современной наукой о мозге . Часто бывает, что сторонники различных когнитивных моделей образуют диалектические отношения друг с другом, влияя тем самым на эмпирические исследования, при этом исследователи становятся на сторону своей любимой теории. Например, сторонники теории ментальных моделей пытались найти доказательства того, что дедуктивные рассуждения основаны на образном мышлении , в то время как сторонники теории ментальной логики пытались доказать, что они основаны на вербальном мышлении , что привело к беспорядочной картине результатов, полученных визуализация головного мозга и исследования повреждений головного мозга . Если отбросить теоретические утверждения, факты показывают, что взаимодействие зависит от типа тестируемой задачи, будь то зрительно-пространственной или лингвистической ориентации; но существует также аспект рассуждения, который не охватывается ни одной из теорий. [43]
Точно так же нейролингвистика обнаружила, что исследования визуализации мозга легче понять, если оставить в стороне теории. [44] [45] В области исследований познания языка генеративная грамматика заняла позицию, согласно которой язык находится внутри своего частного когнитивного модуля , в то время как «когнитивная лингвистика» доходит до противоположной крайности, утверждая, что язык не является независимой функцией, а оперирует общими когнитивными способностями, такими как как визуальная обработка и моторика . Однако консенсус в нейропсихологии занимает среднюю позицию: хотя язык является специализированной функцией, он перекрывает или взаимодействует с обработкой визуальных данных. [43] [46] Тем не менее, большая часть исследований в области языкового познания по-прежнему делится на генеративную грамматику и когнитивную лингвистику; и это, опять же, влияет на смежные области исследований, включая развитие языка и овладение языком . [47]
Основные направления исследований [ править ]
- Индукция и приобретение
- Суждение и классификация
- Представление и структура
- Сходство
- Старение и память
- Автобиографическая память
- Память детства
- Конструктивная память
- Эмоции и память
- Эпизодическая память
- Память очевидца
- Ложные воспоминания
- Память-вспышка
- Список искажений памяти
- Долговременная память
- Семантическая память
- Кратковременная память
- Ошибка мониторинга источника
- Интервальное повторение
- Рабочая память
когнитивные Влиятельные психологи
- Джон Р. Андерсон
- Алан Бэддели
- Дэвид Осубель
- Альберт Бандура
- Фредерик Бартлетт
- Элизабет Бейтс
- Аарон Т. Бек
- Роберт Бьорк
- Гордон Х. Бауэр
- Дональд Бродбент
- Джером Брунер
- Сьюзан Кэри
- Ноам Хомский
- Фергус Крейк
- Антонио Дамасио
- Герман Эббингауз
- Альберт Эллис
- К. Андерс Эрикссон
- Уильям Эстес
- Юджин Галантер
- Витторио Галлезе
- Майкл Газзанига
- Дедре Гентнер
- Витторио Гуидано
- Филип Джонсон-Лэрд
- Дэниел Канеман
- Нэнси Канвишер
- Эрик Леннеберг
- Алан Лесли
- Виллем Левельт
- Элизабет Лофтус
- Александр Лурия
- Брайан МакУинни
- Джордж Мандлер
- Джин Мэттер Мандлер
- Эллен Маркман
- Джеймс Макклелланд
- Джордж Армитидж Миллер
- Ульрих Найссер
- Аллен Ньюэлл
- Аллан Пайвио
- Seymour Papert
- Жан Пиаже
- Стивен Пинкер
- Майкл Познер
- Karl H. Pribram
- Джакомо Риццолатти
- Генри Л. Редигер III
- Элеонора Росс
- Дэвид Румельхарт
- Элеонора Шафран
- Дэниел Шактер
- Отто Зельц
- Роджер Шепард
- Ричард Шиффрин
- Герберт А. Саймон
- Джордж Сперлинг
- Роберт Штернберг
- Ларри Сквайр
- Сол Штернберг
- Энн Трейсман
- Эндель Тулвинг
- Амос Тверски
- Лев Выготский
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Американская психологическая ассоциация (2013). Словарь психологических терминов» . Апа.орг . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «Мангелс, Дж. История нейробиологии» . Колумбия.edu . Проверено 13 августа 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэлоун, Джей Си (2009). Психология: от Пифагора до наших дней . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. (а стр. 143, б стр. 293, в стр. 491)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Андерсон, младший (2010). Когнитивная психология и ее последствия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
- ^ Айзенк, М.В. (1990). Когнитивная психология: международный обзор . Западный Суссекс, Англия: John Wiley & Sons, Ltd. (стр. 111)
- ^ Юнг, К.Г. (1971) [1921]. Психологические типы . Собрание сочинений К.Г. Юнга. Том. 6. Перевод Адлера, Герхарда; Халл, издательство RFC Princeton University Press. ISBN 978-1-4008-5086-0 . JSTOR j.ctt5hhqtj .
- ^ Смит, Л. (2000). О Пиаже. Получено с http://piaget.org/aboutPiaget.html. Архивировано 24 августа 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Хомский, Н.А. (1959), Обзор вербального поведения Скиннера
- ^ Мандлер, Г. (2002). Истоки когнитивной (р)эволюции. Журнал истории поведенческих наук, 38, 339–353.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нейссер, У. (1967). Когнитивная психология . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. Определение Нейссера на стр. 4.
- ^ «Вспоминая отца когнитивной психологии» . Обозреватель АПС . 25 (5). 27 апреля 2012 г.
- ^ «Как АПА определяет «психологию»?» . Проверено 15 ноября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чика, Ана Б.; Бартоломео, Паоло; Лупианьес, Хуан (2013). «Две когнитивные и нейронные системы эндогенного и экзогенного пространственного внимания». Поведенческие исследования мозга . 237 : 107–123. дои : 10.1016/j.bbr.2012.09.027 . ПМИД 23000534 . S2CID 22314128 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Черри, Э. Колин (1953). «Некоторые опыты по распознаванию речи одним и двумя ушами». Журнал Акустического общества Америки . 25 (5): 975–979. Бибкод : 1953ASAJ...25..975C . дои : 10.1121/1.1907229 . hdl : 11858/00-001M-0000-002A-F750-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эббингауз, Герман (1913). О памяти: Вклад в экспериментальную психологию. Нью-Йорк: Педагогический колледж.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Балота, Д.А. и Марш, Э.Дж. (2004). Когнитивная психология: ключевые материалы для чтения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press. (стр. 364–365)
- ^ «Процедурная память: определение и примеры» . Живая наука . Проверено 6 сентября 2018 г.
- ^ «Черри, К. (2013). Восприятие и процесс восприятия» . Архивировано из оригинала 12 января 2016 г. Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ «Плакер, Дж. (2012). Эдвард Брэдфорд Титченер» . Индиана.edu. 14 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2014 г. Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «Университет Коннектикута (НД). Центр экологических исследований восприятия» . Ione.psy.uconn.edu. 30 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 1997 г. Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ Темпл, Кристин М. (1990). «Развития и применения когнитивной нейропсихологии». В М.В. Айзенке (ред.) Когнитивная психология: международный обзор . Западный Суссекс, Англия: John Wiley & Sons Ltd., с. 110
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Конти-Рамсден, Джина; Дуркин, Кевин (2012). «Развитие языка и оценка в дошкольном периоде». Обзор нейропсихологии . 22 (4): 384–401. дои : 10.1007/s11065-012-9208-z . ПМИД 22707315 . S2CID 18407367 .
- ^ Вялимаа-Блюм, Риитта (2009). «Фонема в когнитивной фонологии: эпизодические воспоминания как о значимых, так и о бессмысленных единицах?» . Когнитексты . 2 (2). дои : 10.4000/cognitextes.211 .
- ^ Мартинес, Мэн (2006). «Что такое метапознание». Фи Дельта Каппан . 87 (9): 696–699. дои : 10.1177/003172170608700916 . JSTOR 20442131 . S2CID 143518064 .
- ^ «Коэн, А. (2010). Секрет того, как узнавать больше во время учебы» . Блог.brainscape.com . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «Ловетт, М. (2008). Обучение метапознанию» . Serc.carleton.edu . Проверено 13 августа 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Канеман Д. (2003) «Взгляд на суждение и выбор». Американский психолог . 58 , 697–720.
- ^ «Пенсильванский университет (НД). Аарон Т. Бек, доктор медицины» . Med.upenn.edu. 2013-10-23. Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 г. Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ Грохол, Джон М. (3 февраля 2009 г.). «Грохол, Дж. (2009). Эффективность антидепрессантов» . Psychcentral.com . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ Бек, AT (1987). Когнитивная терапия депрессии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press
- ^ Амабайл, Тереза М.; Пиллемер, Джулианна (2012). «Перспективы социальной психологии творчества» . Журнал творческого поведения . 46 (1): 3–15. дои : 10.1002/jocb.001 . ISSN 2162-6057 . S2CID 144765230 .
- ^ Картрайт, Дорвин (март 1979 г.). «Современная социальная психология в исторической перспективе». Социальная психология Ежеквартально . 42 (1): 82–93. дои : 10.2307/3033880 . ISSN 0190-2725 . JSTOR 3033880 .
- ^ Московиц, Великобритания (2004). Социальное познание: понимание себя и других . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. (стр. 3)
- ^ Додж, Кеннет А. (1980). «Социальное познание и агрессивное поведение детей» . Развитие ребенка . 51 (1): 169. дои : 10.2307/1129603 . ISSN 0009-3920 . JSTOR 1129603 . ПМИД 7363732 .
- ^ Фонтейн, Р.Г. (2012). Разум преступника: роль развития социального познания в уголовном праве защиты . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. (стр. 41)
- ^ «Астингтон, Дж. В. и Эдвард, М. Дж. (2010). Развитие теории разума в раннем детстве. Энциклопедия развития раннего детства, 2010: 1–6» (PDF) . Август 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 19 ноября 2012 г. Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ Брейнерд, CJ (1996). «Пиаже: празднование столетия». Психологическая наука , 7 (4), 191–194.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рейф, Ф. (2008). Применение когнитивной науки в образовании: мышление и обучение в научных и других сложных областях . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. (а стр. 283–84, б стр. 38)
- ^ Бек, А.Т., Фриман, А., и Дэвис, Д.Д. (2004). Когнитивная терапия расстройств личности (2-е изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. (стр. 300).
- ^ Баддели, А. и Бернсес, О.А. (1989). Когнитивная психология: направления исследований в когнитивной науке: европейские перспективы , том 1 (стр. 7). Восточный Суссекс, Великобритания: Lawrence Erlbaum Associates Ltd. (стр. 7)
- ^ «Тагард, П. (2010). Стэнфордская энциклопедия философии» . Plato.stanford.edu . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ Гарднер, Ховард (2006). Изменение мышления . Бостон, Массачусетс: Издательство Гарвардской школы бизнеса. ISBN 978-1-4221-0329-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гоэл, Винод (2007). «Анатомия дедуктивного рассуждения». Тенденции в когнитивных науках . 11 (10): 435–441. дои : 10.1016/j.tics.2007.09.003 . ПМИД 17913567 . S2CID 6927091 .
- ^ Клюендер, Р.; Кутас, М. (1993). «Подчиненность как феномен обработки» (PDF) . Язык и когнитивные процессы . 8 (4): 573–633. дои : 10.1080/01690969308407588 . Архивировано (PDF) из оригинала 1 апреля 2012 г. Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ Баркли, К.; Клюендер, Р.; Кутас, М. (2015). «Обработка ссылок в человеческом мозге: исследование потенциала, связанного с событиями (ERP)» (PDF) . Исследования мозга . 1629 : 143–159. дои : 10.1016/j.brainres.2015.09.017 . ПМИД 26456801 . S2CID 17053154 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 марта 2016 г. Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ Шварц-Фризель, Моника (2012). «О статусе внешних свидетельств в теориях когнитивной лингвистики». Языковые науки . 34 (6): 656–664. дои : 10.1016/j.langsci.2012.04.007 .
- ^ Шац, Мэрилин (2007). «О развитии области развития речи». В Хоффе и Шаце (ред.). Справочник Блэквелла по развитию речи . Уайли. стр. 1–15. ISBN 9780470757833 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Грегер, Джон А. (2002). «Торговля знаниями: применение когнитивной психологии к вождению». Транспортные исследования, часть F: Психология дорожного движения и поведение . 5 (4): 235–248. дои : 10.1016/S1369-8478(03)00006-8 .
- Джейкобс, AM (2001). «Грамотность, когнитивная психология». Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук . стр. 8971–8975. дои : 10.1016/B0-08-043076-7/01556-4 . ISBN 9780080430768 .
- Мэнселл, Уоррен (2004). «Когнитивная психология и тревога». Психиатрия . 3 (4): 6–10. дои : 10.1383/psyt.3.4.6.32905 . S2CID 27321969 .
- Филип Т. Куинлан, Бен Дайсон. 2008. Когнитивная психология . Издатель-Пирсон/Прентис Холл. ISBN 0131298100 , 9780131298101
- Роберт Дж. Штернберг, Джеффри Скотт Мио. 2009. Когнитивная психология . Обучение издателей-Cengage. ISBN 049550629X , 9780495506294
- Ник Брейсби, Ангус Геллатли. 2012. Когнитивная психология . Издательство — издательство Оксфордского университета. ISBN 0199236992 , 9780199236992
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с когнитивной психологией, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с когнитивной психологией , в Wikiquote
- Статья о когнитивной психологии в Scholarpedia
- Лаборатория рационального принятия решений