Элизабет Бейтс
Элизабет Бейтс | |
---|---|
Рожденный | Элизабет Энн Бейтс 26 июля 1947 г. Уичито, Канзас , США |
Умер | 13 декабря 2003 г. Сан-Диего, США | (56 лет)
Альма-матер | Университет Сент-Луиса Чикагский университет |
Известный | Исследования когнитивных, нейронных и социальных основ языка |
Научная карьера | |
Поля | Овладение языком Когнитивная наука Когнитивная нейробиология |
Учреждения | Калифорнийский университет, Сан-Диего Университет Колорадо |
Элизабет Энн Бейтс (26 июля 1947 — 13 декабря 2003) — профессор когнитивных наук в Калифорнийском университете в Сан-Диего . Она была всемирно известным экспертом и ведущим исследователем в области овладения детской речью , психолингвистики , афазии и неврологических основ речи , а также автором 10 книг и более 200 рецензируемых статей и глав книг по этим темам. [1] Бейтс была хорошо известна своим утверждением о том, что лингвистические знания распределены по всему мозгу и поддерживаются общими когнитивными и неврологическими процессами.
Биография
[ редактировать ]Элизабет Бейтс получила степень бакалавра в Университете Сент-Луиса в 1968 году, а также степень магистра и доктора философии в области человеческого развития в Чикагском университете в 1971 и 1974 годах соответственно.
С 1974 по 1981 год она работала штатным профессором в Университете Колорадо , а затем поступила на факультет Калифорнийского университета в Сан-Диего , где проработала до конца 2003 года. [1] [2] [3] Бейтс был одним из основателей кафедры когнитивных наук Калифорнийского университета в Сан-Франциско, первой кафедры такого рода в США. Она также была директором Центра языковых исследований UCSD и содиректором совместной докторской программы Государственного университета Сан-Диего и UCSD по языковым и коммуникативным расстройствам. Бейтс также работал приглашенным профессором в Калифорнийском университете в Беркли в 1976–1977 годах и в Институте психологии Национального исследовательского совета в Риме. [4]
Смерть и наследие
[ редактировать ]13 декабря 2003 года Элизабет Бейтс умерла после годичной борьбы с раком поджелудочной железы. За более чем тридцать лет Бейтс зарекомендовала себя как мировой лидер в ряде областей – развитие детей, овладение языком, исследования афазии, межлингвистические исследования, билингвизм, психолингвистика и их нейронные основы, а также обучала и поддерживала и сотрудничал с разнообразной международной группой исследователей и студентов. [2] [3] В память о ней в Калифорнийском университете в Сан-Франциско был создан Исследовательский фонд Элизабет Бейтс для оказания помощи аспирантам в исследованиях. [5]
Исследовать
[ редактировать ]Элизабет Бейтс была пионером и ведущим ученым в изучении того, как мозг обрабатывает речь. Бейтс внес значительный вклад в области овладения ребенком языком , межъязыковой обработки речи, афазии и исследования когнитивных, нейронных и социальных лингвистических факторов, обслуживающих эти процессы. Совместно с Брайаном МакУинни Бейтс разработал модель языковой обработки, названную моделью конкуренции , которая рассматривает овладение языком как эмерджентистский феномен, возникающий в результате конкуренции между лексическими единицами , фонологическими формами и синтаксическими моделями , принимая во внимание синхронную , онтогенетическую и синтаксическую обработку языковой обработки. филогенетические шкалы времени. [6] Она была основным сторонником функционалистского взгляда на грамматику, согласно которому общение является основной силой, управляющей естественными формами языка. [7] Эта точка зрения подтверждает широко известную точку зрения Бейтса: мозг не использует специализированные лингвистические центры, а вместо этого использует общие когнитивные способности для решения коммуникативной головоломки. [8] Большая часть ее исследований предоставила доказательства в пользу основных принципов эмпиризма и против нативистской школы мысли, что сделало ее крупным игроком в Восточным и Западным полюсами между разделении когнитивной психологии и когнитивной нейробиологии .
Овладение языком
[ редактировать ]В защиту коммуникативной функции как основной силы овладения языком она обратилась к долингвистическому использованию команд младенцами, которое требовало от них развития и использования социальных навыков. Она подчеркнула, что младенцы полагаются на указание пальцев , чтобы удовлетворить свою потребность в общении, прежде чем они смогут говорить. [9] Способность ребенка включать императивы в свои жесты, чтобы отдать команду или просьбу, была обнаружена в ее исследовании и показывает необходимость общения независимо от языка. [10] Бейтс также ввел термин «протослово» — словоподобное высказывание, произносимое долингвистическими детьми, которое имеет значение (например, нямюм), но не представляет форму, подобную взрослой. [11]
Обсуждая период времени, когда дети начинают говорить, Бейтс уделил большое внимание обнаружению огромного количества существительных в первых 50 словах словарного запаса носителя английского языка. [12] Бейтс помог урегулировать продолжающиеся дебаты среди лингвистов, которые утверждали, что референциальный стиль речи, характеризующийся тем, что первые 50 слов ребенка содержат в основном метки объектов, является лучшей стратегией в развитии языка, чем личный и социально выразительный языковой стиль. Она обнаружила, что независимо от стратегии, которую применяет ребенок, они усваивают слова с одинаковой скоростью. [12] Однако она обнаружила сильную предсказательную силу в словарном запасе детей в возрасте 13 и 20 месяцев и в их грамматической сложности в возрасте 2 лет. [13] Бейтс считает, что изучение языка происходит за счет нейронной пластичности мозга; поэтому дети могут и способны изучать язык даже с травмой головного мозга. [14]
Специфичность предметной области, модульность и нейронная пластичность в обработке речи
[ редактировать ]Бейтс и его коллеги также показали, что после черепно-мозговой травмы нарушения у взрослых пациентов с афазией не были специфичны для языковых структур, которые, согласно теории, локализуются в определенных областях мозга. [15] или даже ограничены лингвистической областью. [16] Вместо этого дефекты и места поражения частично совпадают в той роли, в которой они влияют на беглость и сложность речи. [17] Язык рассматривается как взаимосвязанный с когнитивными процессами, такими как память , распознавание образов и активация распространения . Эта точка зрения противоречит теории Ноама Хомского , Эрика Леннеберга и Стивена Пинкера о том, что язык обрабатывается в зависимости от предметной области, с помощью определенных языковых модулей в уме, и может быть локализован в определенных областях мозга, таких как Брока и Вернике. зоны . [14]
Благодаря своим исследованиям Бейтс продемонстрировала, что нейронная пластичность позволяет детям с повреждением правого или левого полушария изучать и использовать речь в пределах нормы. [18] После сопоставления по возрасту, полу и социально-экономическому статусу любые различия с детьми, не имеющими повреждений головного мозга, были незначительными. [19] Напротив, в том же исследовании представлены поразительные доказательства того, что подобное повреждение головного мозга имеет гораздо более серьезные и часто необратимые последствия для использования языка, когда оно произошло во взрослом возрасте. В сравнительном исследовании происхождения языковых расстройств Бейтс обнаружил, что период от 0 до 5 лет важен для аргументации в пользу нейронной пластичности, поскольку это предполагает, что реорганизация в ответ на травму происходит в этот период. Однако пластичность мозга имеет пределы. Независимо от того, какая область повреждена, будь то правая лобная или левая лобная кость, существовал повышенный риск задержки экспрессивной речи в течение периода от 19 до 30 месяцев. [20] Это говорит о том, что левая лобная область может быть важна для производства речи во взрослом мозге, но вряд ли является уникальной или врожденной функцией, обеспечивающей выполнение языковых функций.
Почести и награды
[ редактировать ]- Премия Бойда Р. МакКэндлесса за выдающихся молодых ученых, 7-й отдел, Американская психологическая ассоциация, 1979 г. [21]
- Мемориальная стипендия Джона Саймона Гуггенхайма, 1981 г. [21]
- Избранный научный сотрудник Центра перспективных исследований в области поведенческих наук, 1983 г. [21]
- Почетный доктор Рене Декарта, Парижский университет , 1992 г. [21]
- Почетный доктор Нового болгарского университета, София, Болгария , 1997 г. [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ягода, Барри. «Некролог Элизабет Бейтс» . Центр исследований языка: UCSD .
- ^ Перейти обратно: а б Дик, Фредерик; Элман, Джеффри; Стайлз, Джоан (2004). «Элизабет Бейтс: научный некролог» (PDF) . Когнитивная наука в Интернете . 2 : я – iii.
- ^ Перейти обратно: а б Сайгин, Айше Пинар (2004). «Письмо редактора и научный некролог» (PDF) . Когнитивная наука в Интернете . 2 : i–iii – через Департамент когнитивных наук.
- ^ «Элизабет Бейтс | Центр академических исследований и обучения антропогении (CARTA)» . carta.anthropogeny.org . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ «Элизабет Бейтс» . crl.ucsd.edu .
- ^ Бейтс, Элизабет; МакВинни, Брайан (1989). Кросслингвистическое исследование обработки предложений . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26196-8 .
- ^ МакУинни, Б; Бейтс, Э; Клигл, Р. (1984). «Подсказка о достоверности и интерпретации предложений на английском, немецком и итальянском языках» (PDF) . Журнал вербального обучения и вербального поведения . 23 (2): 127–150. дои : 10.1016/S0022-5371(84)90093-8 .
- ^ Бейтс, Э. (1984). «Биопрограммы и гипотеза врожденности». Поведенческие и мозговые науки . 7 (2): 188–190. дои : 10.1017/S0140525X00073799 . S2CID 143739359 .
- ^ Бейтс, Э; Бениньи, Л; Бретертон, я; Камайони, Л; Вольтерра, В (1979). «Появление символов: познание и общение в младенчестве». Нью-Йорк: Академическая пресса .
- ^ Бейтс, Э. (1975). «Отношения со сверстниками и овладение языком». Дружба и отношения со сверстниками : 259–292.
- ^ Бейтс, Э. (1976). «Язык и контекст: приобретение прагматики». Нью-Йорк: Академическая пресса .
- ^ Перейти обратно: а б Бейтс, Э; Марчман, В; Тал, Д; Фенсон, Л; Дейл, П; Резник, Дж. С.; и др. (1994). «Развитие и стилистическое изменение состава ранней лексики». Журнал детского языка . 21 (1): 85–124. дои : 10.1017/s0305000900008680 . ПМИД 8006096 . S2CID 19579561 .
- ^ Бейтс, Э; Бретертон, я; Снайдер, Л. (1988). «От первых слов к грамматике: индивидуальные различия и механизмы диссоциации». Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета .
- ^ Перейти обратно: а б Бейтс, Элизабет (1994). «Модульность, предметная специфика и развитие языка» (PDF) . Дискуссии в области неврологии . 10 : 136–149.
- ^ Дик, Ф; Бейтс, Э; Вульфек, Б; Утман, Дж.А.; Дронкерс, Н.; Гернсбахер, Массачусетс (октябрь 2001 г.). «Языковой дефицит, локализация и грамматика: доказательства распределительной модели языкового расстройства у пациентов с афазией и неврологически интактных людей» . Психологический обзор . 108 (4): 759–88. дои : 10.1037/0033-295x.108.4.759 . ПМК 4301444 . ПМИД 11699116 .
- ^ Сайгин, А.П.; Дик, Ф; Уилсон, С.М.; Дронкерс, Северная Каролина; Бейтс, Э. (апрель 2003 г.). «Нейронные ресурсы для обработки речи и звуков окружающей среды: доказательства афазии» . Мозг: журнал неврологии . 126 (4): 928–45. дои : 10.1093/brain/awg082 . ПМИД 12615649 .
- ^ Боровский А.; Сайгин, А.П.; Бейтс, Э.; Дронкерс, Н. (2007). «Поражения корреляты дефицита разговорной речи» . Нейропсихология . 45 (11): 2525–2533. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2007.03.023 . ПМК 5610916 . ПМИД 17499317 .
- ^ Бейтс, Элизабет; Рейли, Джуди; Вульфек, Беверли; Дронкер, Нина; Опи, Меити; Фенсон, Джуди; Крис, Сара; Джеффрис, Рита; Миллер, Ларэ; Хербст, Кэтрин (2001). «Дифференциальное влияние односторонних поражений на речевое развитие у детей и взрослых» (PDF) . Мозг и язык . 79 (2): 223–265. CiteSeerX 10.1.1.139.443 . дои : 10.1006/brln.2001.2482 . ПМИД 11712846 . S2CID 2235654 .
- ^ Стайлз, Дж; Бейтс, Э.А.; Тал, Д; Траунер, Д; Рейли, Дж (1998). «Лингвистическое, когнитивное и аффективное развитие детей с пре- и перинатальной очаговой травмой головного мозга: десятилетний обзор продольного проекта в Сан-Диего». Достижения в области исследований младенчества : 131–164.
- ^ Бейтс, Элизабет (январь 1997 г.). «Развитая нейропсихология». Истоки языковых расстройств: сравнительный подход . 13 (3): 458. дои : 10.1080/87565649709540686 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Биографическая справка Элизабет Бейтс» . Центр языковых исследований: UCSD .
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Кармилов-Смит, А (2004). «Редакционный некролог: Элизабет Бейтс (1947–2003)». Язык и когнитивные процессы . 19 (2): 177–179. дои : 10.1080/01690960444000025 . S2CID 144337898 .
- Ли П., Тан Л. и Ценг О.Д.Л. (2005). Эпилог: Дань уважения Элизабет Бейтс. В П. Ли, Л.-Х. Тан, Э. Бейтс и О. Ценг (ред.), Справочник по психолингвистике Восточной Азии, том. 1: Китайский. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Томаселло, М. и Слобин, Д.И. (2004). За пределами природы и воспитания: Очерки в честь Элизабет Бейтс. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1947 рождений
- 2003 смертей
- Смертность от рака поджелудочной железы в Калифорнии
- Американские когнитивные нейробиологи
- Американские женщины-неврологи
- Психолингвисты развития
- Выпускники Университета Сент-Луиса
- Выпускники Чикагского университета
- Факультет Университета Колорадо в Боулдере
- Калифорнийский университет, факультет Сан-Диего
- Исследователи когнитивного развития
- Женщины-когнитивисты
- Американские женщины-учёные XX века