Теория двойного кодирования
Теория двойного кодирования — это теория познания, которая предполагает, что разум обрабатывает информацию по двум разным каналам; вербальные и невербальные. Гипотеза об этом была выдвинута Алланом Пайвио из Университета Западного Онтарио в 1971 году. При разработке этой теории Пайвио использовал идею о том, что формирование мысленных образов помогает обучению посредством эффекта превосходства изображения . [2]
По словам Пайвио, есть два способа, которыми человек может расширить изученный материал: вербальные ассоциации и образы. Теория двойного кодирования постулирует, что как сенсорные образы, так и вербальная информация . для представления информации используются [3] [4] Образы и вербальная информация обрабатываются в человеческом сознании по-разному и по разным каналам, создавая отдельные представления информации, обрабатываемой в каждом канале. Ментальные коды, соответствующие этим представлениям, используются для организации поступающей информации, с которой можно действовать, сохранять и извлекать для последующего использования. При запоминании информации можно использовать как образы, так и вербальные коды. [4] Например, предположим, что человек сохранил концепцию стимула «собака» как слово «собака» и как образ (внешний вид, звук, запах и другая сенсорная информация) собаки. Когда его просят вспомнить стимул, человек может вспомнить либо слово, либо изображение по отдельности, либо и то, и другое одновременно. Если слово вспоминается, образ собаки не теряется и его можно восстановить позже. Возможность закодировать стимул двумя разными способами увеличивает вероятность запоминания этого элемента по сравнению с тем, если бы стимул был закодирован только одним способом.
Были разногласия по поводу ограничений теории двойного кодирования. Теория двойного кодирования не учитывает возможность опосредования познания чем-то иным, чем слова и образы. Было проведено недостаточно исследований, чтобы определить, являются ли слова и изображения единственным способом запоминания предметов, и теория не подтвердилась бы, если бы была открыта другая форма кодов. [5] Еще одним ограничением теории двойного кодирования является то, что она действительна только для тестов, в которых людей просят сосредоточиться на определении того, как связаны понятия. [2] Если ассоциации между словом и изображением не могут быть сформированы, то запомнить и вспомнить слово в более поздний момент гораздо труднее. Хотя это ограничивает эффективность теории двойного кодирования, она по-прежнему актуальна в широком диапазоне обстоятельств и может использоваться для улучшения памяти. [2]
Виды кодов
[ редактировать ]Аналоговые коды используются для мысленного представления изображений. Аналоговые коды сохраняют основные особенности восприятия всего, что представлено, поэтому образы, которые мы формируем в своем сознании, очень похожи на физические стимулы. Они почти точно отражают физические стимулы, которые мы наблюдаем в окружающей среде, например деревьях и реках. [4]
Символические коды используются для формирования мысленных представлений слов. Они представляют что-то концептуально, а иногда и произвольно, а не перцептивно. Подобно тому, как часы могут представлять информацию в виде цифр для отображения времени, символические коды представляют информацию в нашем сознании в виде произвольных символов, таких как слова и комбинации слов, для представления нескольких идей. Каждый символ (x, y, 1, 2 и т. д.) может произвольно обозначать нечто иное, чем он сам. Например, буква x часто используется для обозначения чего-то большего, чем просто концепция x, 24-й буквы алфавита. Его можно использовать для представления переменной x в математике или символа умножения в уравнении. Такие понятия, как умножение, можно символически представить через «х», потому что мы произвольно приписываем им более глубокое понятие. Только когда мы используем ее для обозначения этой более глубокой концепции, буква «х» несет такое значение.
Поддерживать
[ редактировать ]Данные психологических исследований
[ редактировать ]Многие исследователи согласились с тем, что в мысленном представлении используются только слова и образы. [5] Подтверждающие данные показывают, что память на некоторую вербальную информацию улучшается, если также представлен соответствующий визуальный образ или если учащийся может представить визуальный образ, соответствующий вербальной информации. Аналогичным образом, визуальная информация часто может быть улучшена в сочетании с соответствующей вербальной информацией, как реальной, так и воображаемой. [6] Эта теория была применена к использованию мультимедийных презентаций. Поскольку мультимедийные презентации требуют как пространственной, так и вербальной рабочей памяти, люди представляют информацию с двойным кодом и с большей вероятностью вспомнят ее при более позднем тестировании. [7] Более того, исследования, проведенные с абстрактными и конкретными словами, также показали, что участники запоминали конкретные слова лучше, чем абстрактные. [8] [9] [10]
Пайвио обнаружил, что участникам, которым показывали быструю последовательность изображений, а также быструю последовательность слов, а затем предлагали вспомнить слова и изображения в любом порядке, лучше запоминались изображения. Однако участники легче запоминали последовательный порядок слов, а не последовательность изображений. Эти результаты подтвердили гипотезу Пайвио о том, что вербальная информация обрабатывается иначе, чем визуальная, и что вербальная информация превосходит визуальную, когда для задачи на запоминание также требуется последовательный порядок. [11] Ли Брукс провел эксперимент, обеспечивший дополнительную поддержку двух систем памяти. Он предлагал участникам выполнить либо визуальное задание, где им нужно было рассмотреть изображение и ответить на вопросы о картинке, либо вербальное задание, где они слушали предложение, а затем им предлагалось ответить на вопросы, относящиеся к этому предложению. Чтобы ответить на вопросы, участникам было предложено отвечать устно, визуально или вручную. В ходе этого эксперимента Брукс обнаружил, что помехи возникают, когда визуальное восприятие смешивается с манипулированием визуальной задачей, а вербальные ответы мешают задаче, включающей вербальное утверждение, которым нужно манипулировать вручную. Это поддержало идею о двух кодах, используемых для мысленного представления информации. [4]
Рабочая память , предложенная Аланом Бэддели, включает в себя систему обработки данных, состоящую из двух частей: зрительно-пространственный блокнот и фонологическую петлю, что по сути соответствует теории Пайвио.
Теории двойного кодирования дополняют теорию двойного маршрута чтения . Когда люди читают письменную информацию, теория двойного маршрута утверждает, что читатели получают доступ к орфографической и фонологической информации, чтобы распознавать слова в письменной форме .
Работа Пайвио имеет значение для грамотности, визуальной мнемоники , генерации идей, HPT , человеческого фактора, дизайна интерфейсов, а также разработки образовательных материалов, среди прочего. Это также имеет значение и имеет аналоги в когнитивных науках и вычислительном когнитивном моделировании (в форме когнитивных моделей двойного процесса и т. д.). [12] [13] [14] ). Это также имело значение для когнитивной робототехники.
Когнитивная нейробиологическая поддержка
[ редактировать ]Для идентификации областей, участвующих в зрительном восприятии и зрительных образах, использовались два разных метода. Во-первых, функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) используется для измерения мозгового кровотока , что позволяет исследователям определить количество глюкозы и кислорода, потребляемых определенной частью мозга, при этом увеличение кровотока позволяет измерить активность мозга. . Во-вторых, потенциал, связанный с событием (ERP), можно использовать, чтобы показать объем электрической активности мозга, возникающей из-за определенного стимула. Исследователи использовали оба метода, чтобы определить, какие области мозга активны при различных стимулах, и результаты подтвердили теорию двойного кодирования. Другое исследование было проведено с использованием позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и фМРТ, чтобы показать, что участники улучшали память на произносимые слова и предложения в сочетании с изображением, воображаемым или реальным. Эти участники также продемонстрировали увеличение активации мозга, который обрабатывает абстрактные слова, которые нелегко сочетать с изображением. [15]
Альтернативная теория
[ редактировать ]Теорию двойного кодирования принимают не все. Джон Андерсон и Гордон Бауэр предложили альтернативный метод – пропозициональную теорию – того, как знание мысленно представляется. Теория высказываний утверждает, что мысленные репрезентации хранятся в виде предложений, а не образов. Здесь предложение определяется как значение, лежащее в основе отношений между понятиями. Пропозициональная теория способна объяснить основную концепцию идеи, не нуждаясь в изображениях или вербальной информации. Он способен взять сложное и разбить его на различные компоненты идеи или концепции. [16] Эта теория утверждает, что изображения возникают в результате других когнитивных процессов, поскольку знание не представлено в форме изображений, слов или символов. Эта теория также связана с моделью систем естественной дедукции. Этот тип модели допускает как прямую, так и обратную подачу.
Теория общего кодирования также была предложена в качестве альтернативы теории двойного кодирования. Общая теория кодирования рассматривает, как то, что мы видим и слышим, связано с нашими двигательными действиями. Он утверждает, что существует общий код между восприятием чего-либо и соответствующим двигательным действием.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аш, Соломон Э.; Эбенхольц, Шелдон М. (1962). «Принцип ассоциативной симметрии». Труды Американского философского общества . 106 (2): 135–163. JSTOR 985378 .
- ^ Jump up to: а б с Рид, Стивен К. (12 апреля 2012 г.). Познание: теории и приложения . Уодсворт, Cengage Learning. ISBN 978-1-133-49228-3 . OCLC 1040947645 .
- ^ Садоски, Марк; Пайвио, Аллан, «Теоретическая модель чтения с двойным кодированием» , «Теоретические модели и процессы чтения» , DE: Международная ассоциация чтения, стр. 1329–1362, номер документа : 10.1598/0872075028.47 , получено 23 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Штернберг, Роберт Дж (январь 2016 г.). Когнитивная психология . Cengage Обучение. ISBN 978-1-305-64465-6 . OCLC 1037299606 .
- ^ Jump up to: а б Пилишин, Зенон В. (1973), «Что мысленный глаз говорит мысленному мозгу: критика мысленных образов», «Образы, восприятие и знания» , Springer Нидерланды, стр. 1–36, doi : 10.1007/978-94- 010-1193-8_1 , ISBN 978-94-010-1195-2
- ^ Андерсон, Джон Р. (2014). Ассоциативная память человека . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-76988-0 . OCLC 871224620 .
- ^ Брунье, Тэд Т.; Тейлор, Холли А.; Рэпп, Дэвид Н. (2007). «Повторение и двойное кодирование в процедурных мультимедийных презентациях». Прикладная когнитивная психология . 22 (7): 877–895. дои : 10.1002/acp.1396 . ISSN 0888-4080 . S2CID 1853751 .
- ^ Харгис, Гиклинг, Чарльз Х., Эдвард Э. (май 1978 г.). «Функция образов в развитии распознавания слов». Учитель чтения . 31 : 870–874 – через JSTOR.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Садоски, Марк; Уилсон, Виктор Л.; Холкомб, Анджелия; Булвер-Гуден, Регина (2004). «Вербальные и невербальные предсказатели правописания» . Журнал исследований грамотности . 36 (4): 461–478. дои : 10.1207/s15548430jlr3604_2 . ISSN 1086-296X .
- ^ Юи, Лин; Нг, Рослин; Перера-Ва, Хиран (14 января 2017 г.). «Конкретные слова против абстрактных – что вам запомнилось лучше? Исследование теории двойного кодирования» . doi : 10.7287/peerj.preprints.2719v1 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Пайвио, Аллан (1969). «Ментальные образы в ассоциативном обучении и памяти». Психологический обзор . 76 (3): 241–263. дои : 10.1037/h0027272 . ISSN 0033-295X .
- ^ Андерсон, Джон Роберт. (2005). Когнитивная психология и ее последствия: Джон Р. Андерсон . Стоит издательства. ISBN 0-7167-0110-3 . OCLC 587804014 .
- ^ Просто Марсель Адам; Ньюман, Шарлин Д; Келлер, Тимоти А; МакЭлини, Алиса; Карпентер, Патрисия А. (2004). «Образы в понимании предложений: исследование фМРТ» . НейроИмидж . 21 (1): 112–124. doi : 10.1016/j.neuroimage.2003.08.042 . ISSN 1053-8119 . ПМИД 14741648 . S2CID 2912716 .
- ^ Сан, Рон, 1960- (2012). Двойственность разума: восходящий подход к познанию . Рутледж. ISBN 978-0-8058-3880-0 . ОСЛК 858009136 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кроссон, Брюс; Форд, Анастасия; МакГрегор, Кейт М.; Мейнцер, Маркус; Чешков, Сергей; Ли, Сюфэн; Уокер-Бэтсон, Делайна; Бриггс, Ричард В. (2010). «Функциональная визуализация и связанные с ней методы: введение для исследователей реабилитации» . Журнал реабилитационных исследований и разработок . 47 (2): vii – xxxiv. дои : 10.1682/jrrd.2010.02.0017 . ISSN 0748-7711 . ПМК 3225087 . ПМИД 20593321 .
- ^ Фриденберг, Джей. (2016). Когнитивная наука: введение в изучение разума . Мудрец. ISBN 978-1-4833-4741-7 . OCLC 989659597 .