Томас Галлус

Томас Галл Верчелли , (ок. 1200–1246), которого в текстах начала двадцатого века иногда называли Фомой Святого Виктора , Томасом Верчелли или Томасом Верчелли был французским богословом, членом Школы Святого Виктора . Он известен своими комментариями к Псевдо-Дионисию и идеями аффективного богословия . Его сложные мистические схемы повлияли на «Бонавентуру» и «Облако незнания» .
Жизнь
[ редактировать ]Родившийся где-то в конце двенадцатого века (страна его происхождения оспаривается), Фома Галл покинул Париж, где читал лекции в университете, и вместе с тремя товарищами отправился в Верчелли на севере Италии, чтобы основать там новый монастырь. . К 1224/25 году он был назначен настоятелем. Этот монастырь был основан по инициативе кардинала Гуала Биккьери , некогда папского легата в Англии и Франции. Более того, Биккьери был уроженцем Верчелли и желал основать монастырь и больницу в своем родном городе.
Будучи настоятелем, Фома посвятил себя не только повседневным административным задачам монастыря, но и составлению различных комментариев и толкований Библии и сочинений Псевдо-Дионисия. Он поддерживал тесные отношения с зарождающимся францисканским орденом; действительно, францисканцы перенесли свою studium Generale из Падуи в Верчелли около 1228 года. Он был лично знаком со святым Антонием Падуанским . Галл также знал Роберта Гроссетеста , которого он, возможно, встретил в 1238 году, когда посетил Англию, чтобы получить бенефиций, связанный с церковью Св. Андрея в Честертоне. Галл и Гроссетест, похоже, обменялись некоторыми сочинениями через соратника Гроссетеста, францисканца Адама Марша . Когда разразилась война между гвельфами Верчелли и гибеллинами соседнего города Ивреи, Галл был вынужден бежать из Верчелли в 1243 году и укрыться в Иврее после того, как сторонники папы выдвинули против него множество серьезных обвинений. Однако некоторые записи предполагают, что ему удалось вернуться в Верчелли перед своей смертью в 1246 году.
Погребальный памятник Галлу можно увидеть сегодня в церкви Сант-Андреа-ин-Верчелли .
Мысль
[ редактировать ]Галл много писал примерно между 1218 годом и своей смертью.
Интерпретация псевдо-Дионисия, предложенная Томасом Галлом, в последние годы была представлена как одна из двух традиций интерпретации Дионисия, возникших в тринадцатом веке: «спекулятивное дионисийство», разработанное доминиканцем Альбертом Великим , и «аффективное дионисийство», впервые данная систематическая формулировка в интерпретации Галлом псевдо-Дионисия, но с большим влиянием на более поздние народные мистические сочинения. [ 1 ] В частности, это относится к тому факту, что в современной дискуссии об отношении между любовью и знанием в мистическом сознании Галл считал, что аффективность имеет тенденцию исключать (а не просто включать ) человеческое знание на высших стадиях мистического пути. [ 2 ]
Работает о Псевдо-Дионисии.
[ редактировать ]- 1224: Glose super angelica ierarchia ( Слова об Ангельской Иерархии ). [ 3 ]
- До 1233 года: толкования всех четырех произведений Дионисия и двух из десяти писем, сделанные с использованием латинского перевода Дионисия Иоанна Саррацина . Сюда входил комментарий к мистическому богословию, обычно известный как Exposition, Expositio или Exposicio . [ 4 ]
- 1238: Extractio , перевод и упрощающий парафраз четырех трактатов Псевдо-Дионисия и его письма к Титу. Это было сделано с использованием переводов Дионисия, сделанных Эриугеной и Иоанном Сарразином, с целью сделать их понятными для более широкой аудитории.
- 1241–1244: Explanatio (или Explanacio ) произведений Псевдо-Дионисия, выдающееся произведение Галла . Это полный комментарий ко всему Дионисийскому корпусу. [ 5 ] содержащий многочисленные ссылки на Священное Писание, а также перекрестные ссылки на другие отрывки из Дионисийского корпуса.
- 1244-46: Зрелище созерцания , трактат о созерцании. [ 6 ]
- 1244-46(?): Qualite vita prelatorum conformari debet vite angelice ( «Как жизнь прелатов должна соответствовать ангельской жизни »), проповедь, цель которой — побудить церковных деятелей принять характеристики и функции девяти чинов ангелов как образец для подражания для их служения. [ 7 ]
- Super mentem exsultemus : поэтический отрывок об ангелах, возможно, написанный Галлом; по крайней мере, Галл написал (утерянный) комментарий к этому эпизоду (дата неизвестна).
Библейские комментарии
[ редактировать ]Комментарии Галла к Священному Писанию включают:
- Библейское согласие, которое Галл называет Concordantie nostre (дата неизвестна).
- 1218: Комментарий к Исайе ( Vidi Dominum sedentem ), или, что более вероятно, только к части Исайи. Сохранился лишь фрагмент этого комментария. [ 8 ]
- ок. 1224: Первый комментарий к « Песни Песней» , ныне утерян.
- 1237/38: Второй комментарий к Песне Песней , охватывающий Песнь 1.1–5.8. [ 9 ]
- 1243: Третий комментарий к Песни Песней , более обширный толкование всей Песни. [ 10 ]
- Проповедь на Пятидесятницу ( уже настал третий день ), ныне утерянная.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поль Рорем, Псевдо-Дионисий , (1993). См. также Бернард Макгинн, «Томас Галл и дионисийский мистицизм», «Исследования духовности» , 8, (1998), стр. 81–96.
- ^ Бернард Макгинн, «Томас Галл и дионисийский мистицизм», Исследования духовности , 8, (1998), стр. 81–96.
- ^ Латинский текст находится у Д. Лоуэлла (ред.): Томас Галлус, Glose super angelica hierarchia. Индексы добавляются к трудам Томаса Галли , Corpus Christianorum Continuation Mediaevalis, vol. 223А (Турнхаут: Брепольс, 2011).
- ^ Английский перевод полной работы опубликован в книге Джеймса МакЭвоя (редактор), « Мистическая теология: глоссы» Томаса Галлуса и комментария Роберта Гроссетеста к «De Mystica Theologia» ( Dallas Medieval Texts and Translations 3). Лувен и Париж: Петерс, 2003. ISBN 978-90-429-1310-3 . Латинский текст частично напечатан в книге Филиппа Шевалье, Dionysiaca , 2 тома (Париж: Desclée, 1937), 1:673-717.
- ^ Латинский текст напечатан у Д. Лоуэлла (ред.), Томаса Галла, Объяснение в книгах Дионисия , Corpus Christianorum Continuation Mediaevalis, vol. 223 (Турнхаут: Бреполс, 2011).
- ^ Латинский текст находится у Д. Лоуэлла, « Очки созерцания (1244–1246): Трактат Томаса Галла», Recherches de Théologie et Philosophie médiévales 76.2 (2009), 249–285.
- ^ Латинский текст напечатан у Д. Лоуэлла, « Qualite vita prelatorum debet conformari vite angelice : проповедь (1244–1246?), приписываемая Томасу Галлу», Recherches de Théologie et Philosophie médiévales 75.2 (2008), 303–336.
- ↑ Фрагмент отредактирован Г. Тери, «Комментарий к Исайе Тома де Сен-Виктором», La vie Spirituelle, Приложение 47, (1936), 146–162.
- ^ Французский перевод существует в книге Жанна Барбе, Томас Галл: Commentaires de Cantique des Cantiques , (Париж: Врин, 1967), стр. 65-104; он частично переведен на английский язык в книге Дениса Тернера, «Эрос и аллегория: Средневековая экзегеза Песни Песней » (Каламазу: Цистерцианские публикации, 1995), стр. 317–339.
- ^ Французский перевод существует в книге Жанна Барбе, Томас Галл: Commentaires de Cantique des Cantiques , (Париж: Врин, 1967), стр. 105-232.
Современные издания
[ редактировать ]- Джеймс МакЭвой (редактор), Мистическая теология: глоссы Томаса Галлуса и комментарий Роберта Гроссетеста к «De Mystica Theologia» ( Далласские средневековые тексты и переводы 3). Лувен и Париж: Петерс, 2003. ISBN 978-90-429-1310-3 .
- Денис Тернер, Эрос и аллегория: Средневековая интерпретация Песни Песней (Каламазу: Цистерцианские публикации, 1995), стр. 317–339, содержит частичный перевод Второго комментария к Песни Песней .
- Томас Галл, Комментарии к Песне Песней , изд. Жанна Барбе. Критический текст с введением, примечаниями и таблицами (Париж: Врин, 1967).
- Д. Лоуэлл, « Как жизнь прелатов должна соответствовать ангельской жизни : проповедь (1244–1246?), приписываемая Томасу Галлу», Recherches de Théologie et Philosophie médiévales 75.2 (2008), 303–336.
- Д. Лоуэлл, « Очки созерцания (1244–1246): Трактат Томаса Галла», Recherches de Théologie et Philosophie médiévales 76.2 (2009), 249–285.
- Д. Лоуэлл (редактор): Томас Галл, Комментарии к книгам Дионисия , Corpus Christianorum Continuation Mediaevalis, vol. 223 (Турнхаут: Бреполс, 2011).
- Д. Лоуэлл (редактор): Томас Галлус, Глоссарий об ангельской иерархии. Индексы добавляются к трудам Томаса Галла , Corpus Christianorum Continuation Mediaevalis, vol. 223А (Турнхаут: Брепольс, 2011).
- Д. Лоуэлл, Комментарии к ангельской иерархии , Corpus Christianorum в переводе, 40 (Турнхаут: Бреполс, 2022).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жанна Барбе, «Томас Галл», Словарь аскетической и мистической духовности , изд. М. Виллер и К. Баумгартнер, вып. 15 (Париж: Бошен, 1991), столбцы 800–16.
- Стивен Браун, Исторический словарь средневековой философии и теологии , Scarecrow Press, 2007.
- Марио Капеллино, Томмазо ди Сан Витторе: Абате Верчеллезе (Верчелли: Библиотека Исторического общества Верчелле, 1978).
- Б.Т. Кулман, «Средневековая аффективная дионисийская традиция» в книге « Переосмысление Дионисия» , изд. Сара Коакли и Чарльз М. Стэнг (Блэквелл, 2009).
- Бойд Тейлор Кулман, «Томас Галлус», в книге Пола Л. Гаврилюка и Сары Коакли (редакторы), «Духовные чувства: восприятие Бога в западном христианстве» (Кембридж, Кембриджский университет, 2011), 140–159.
- Патрик Дж. Галлахер, «Введение в облако незнания» , TEAMS, 1997.
- Деклан Лоуэлл, «Аффективный избыток: онтология и знание в мыслях Томаса Галла», Dionysius 26 (2008), 139–173.
- Д. Лоуэлл, « Ne de ineffabili penitus taceamus : аспекты специализированного словаря произведений Томаса Галла», Viator 40.1 (2009), 151–184.
- Д. Лоуэлл, «Метод Томаса Галла как дионисийского комментатора: исследование Glose super Angelica Hierarchia (1224 г.) с некоторыми соображениями по поводу Expositio librorum beati Dionysius », Archives d'histoire doctrinale et litéraire du moyen âge 76 (2009), 89–117.
- Д. Лоуэлл, «Экстаз и интеллектуальное дионисийство Фомы Аквинского и Альберта Великого», в книге « Фома Аквинский: Учитель и ученый» , изд. Джеймс МакЭвой, Майкл Данн и Джулия Хайнс (Дублин: Four Courts Press, 2012).
- Бернард Макгинн , Жатва мистицизма в средневековой Германии , Herder & Herder, 2005.
- Габриэль Тери, «Томас Галл: Биографический обзор», Архивы доктринальной и литературной истории Средневековья 12 (1939), стр. 141–208.
- Д. Лоуэлл, «Средневековая ассимиляция дионисийского мистицизма», в книге « Существует ли мистицизм в средние века?» , изд. Д. Пуарель, Тюрнхаут (2021).
- Д. Лоуэлл, «Томас Галл: аффективное дионисианство», в Оксфордском справочнике Дионисия Ареопагита , изд. М. Эдвардс, Д. Паллис и Г. Стейрис, Оксфорд (2022): 379–393.
- Д. Лоуэлл, «Ричард Св. Виктора и Томас Галл Верчелли: викторинское мышление о божественных идеях», в книге «Теории божественных идей: от отцов церкви до ранних францисканских мастеров» , изд. Т. Манзон и И. Заваттеро (Рим, 2022 г.). https://www.aracneeditrice.eu/en/pubblicazioni/theories-of-divine-ideas-irene-zavattero-tommaso-manzon-9791221804256.html
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бруно В. Хёуптли (2007). «Томас Галл». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 27. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 1413–1419. ISBN 978-3-88309-393-2 .
- профессора Гэри Мэйси. Запись в «Путеводителе для богословов тринадцатого века»