Аладар Рач
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2020 г. ) |

Аладар Рац (28 февраля 1886, Ясапати — 28 марта 1958, Будапешт ) — венгерский цимбалист , известный тем, что адаптировал в стиле барокко репертуар клавесина и клавесин для цимбал, которые традиционно являются венгерским народным музыкальным инструментом. Он был лауреатом премии Кошута 1948 года и повлиял на композитора Игоря Стравинского, который включил цимбалы в свои композиции.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рац родился в цыганской семье; его отец играл на альте в местном оркестре в Ясапати , а его мать была продавцом на местном рынке. [ 1 ] Он начал уроки цимбалы со своим отцом в 3 года, а к 10 годам присоединился к местному венгерскому оркестру народной музыки . [ 2 ] Вскоре после этого он переехал в Будапешт , чтобы продолжить обучение игре на инструменте; очевидно, большая часть этого раннего образования была получена путем наблюдения за профессиональными игроками, поскольку у него не было дохода, чтобы платить за уроки. [ 3 ]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]С 16 до 24 лет Рац, очевидно, зарабатывал себе на жизнь, работая музыкантом в ансамблях венгерской народной музыки в Будапеште. [ 4 ] В 1910 году, после гастролей фольклорного ансамбля, Рац переехал в Париж и изучал французскую музыку, язык и философию, продолжая при этом зарабатывать себе на жизнь, играя на цимбалах в традиционных музыкальных ансамблях. [ 5 ] В 1914 году, когда началась Первая мировая война , он находился в Женеве . Он оставался там какое-то время и играл в небольшом кафе со струнным ансамблем, чем привлек внимание некоторых знаменитостей швейцарского музыкального мира, в том числе Игоря Стравинского , Эрнеста Ансерме , Жака Далькроза и Гюстава Доре . [ 6 ] Его первая встреча со Стравинским в кафе «Максим» в Женеве часто описывается в мемуарах и биографиях; Говорят, что композитор подбежал к инструменту, потребовал соло и попытался записать то, что играло. [ 7 ] Эти деятели убедили Раца дать сольные концерты в Женеве, и Стравинский, в частности, был очень впечатлен возможностями этого народного инструмента и включил его в некоторые из своих будущих произведений. Среди них были балет «Ренар» , написанный в 1915–1916 годах, и пьеса камерной музыки «Рэгтайм», написанная в 1918 году. [ 8 ] В последующие годы другие композиторы включили цимбал в свои композиции, например, Золтан Кодай , который переписывался с Рацем по поводу использования этого инструмента в его опере «Гари Янош». [ 9 ] (Только позже, в 1934 году, Рац подружился с Белой Бартоком и посоветовал ему правильно включать цимбалы в свои композиции. [ 10 ] )
В 1926 году Рац дал сольный концерт в Лозанне , который имел такой успех, что он отправился в турне по Европе; сначала в Зале концертов Гавот в Париже , а затем в Испании , Италии и за ее пределами. [ 11 ] Эти выступления состояли из цимбалических адаптаций барочных пьес для клавесина и клавесин , а также собственных аранжировок Раца на венгерские и другие народные темы. [ 12 ] Именно в это время Рац познакомился со своей второй женой и будущей соратницей Ивонн Барблан. [ 13 ] Она аккомпанировала его игре на цимбалах на фортепиано на протяжении большей части его выступлений.
В 1938 году посол Венгрии в Риме барон Фредерик Виллани увидел там выступление Раца и был настолько впечатлен, что убедил руководство Музыкальной академии Ференца Листа в Будапеште пригласить Раца вернуться в Венгрию и стать профессором в их учреждении. [ 14 ] Однако его новые методы обучения игре на цимбалах (очевидно, основанные на скрипичных произведениях Баха и без каких-либо письменных методов) вызвали конфликты между ним, главными учителями цимбал в Будапеште, а также Эрне Донаньи , главой академии, хотя ему удалось сохранить свой пост. при общественной поддержке Белы Бартока . [ 15 ] Рац преподавал в музыкальной академии следующие два десятилетия, вплоть до своей смерти в 1958 году.
Наследие
[ редактировать ]У Раца было несколько учеников, которые продолжили его уникальный репертуар и техники, в том числе Ференц Геренчер, Элек Зот и Йожеф Салаи. [ 16 ] Геренчер сменил Раца на посту преподавателя цимбал в академии; одна из его учениц Марта Фабиан , возможно, самый известный цимбалист, продолжающий играть на этом инструменте классический репертуар. В Будапеште также есть музыкальная школа имени Раца — Rácz Aladár Music School .
В 1999 году Рац был посмертно награжден премией венгерского наследия . [ 17 ] Его номинировала Виктория Херенчар, коллега-цимбалистка и основательница Всемирного конгресса цимбалистов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дюпюи, Сирил. «Аладар РАЧ (1886-1958)» . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Таушки, Этель (1 января 1948 г.). «АЛАДАР РАЧ: ЦИМБАЛИСТ (профессор Музыкальной академии, Будапешт)». Журнал Цыганского краеведческого общества . 27 : 40–6.
- ^ Дюпюи, Сирил. «Аладар РАЧ (1886-1958)» . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Дюпюи, Сирил. «Аладар РАЧ (1886-1958)» . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Таушки, Этель (1 января 1948 г.). «АЛАДАР РАЧ: ЦИМБАЛИСТ (профессор Музыкальной академии, Будапешт)». Журнал Цыганского краеведческого общества . 27 : 40–6.
- ^ Таушки, Этель (1 января 1948 г.). «АЛАДАР РАЧ: ЦИМБАЛИСТ (профессор Музыкальной академии, Будапешт)». Журнал Цыганского краеведческого общества . 27 : 40–6.
- ^ Уайт, Эрик Уолтер (1979). Стравинский, композитор и его произведения . Издательство Калифорнийского университета. п. 204.
- ^ Гомоля, Иштван (1978). Aladár Rácz Cimbalom: Folk & Classic (примечания) . Венгрия: Хунгаротон.
- ^ Хулахан, Майкл; Така, Филип (2019). Золтан Кодай: Путеводитель по исследованиям . Рутледж.
- ^ Дюпюи, Сирил. «Аладар РАЧ (1886-1958)» . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Таушки, Этель (1 января 1948 г.). «АЛАДАР РАЧ: ЦИМБАЛИСТ (профессор Музыкальной академии, Будапешт)». Журнал Цыганского краеведческого общества . 27 : 40–6.
- ^ Гомоля, Иштван (1978). Aladár Rácz Cimbalom: Folk & Classic (примечания) . Венгрия: Хунгаротон.
- ^ Таушки, Этель (1 января 1948 г.). «АЛАДАР РАЧ: ЦИМБАЛИСТ (профессор Музыкальной академии, Будапешт)». Журнал Цыганского краеведческого общества . 27 : 40–6.
- ^ Таушки, Этель (1 января 1948 г.). «АЛАДАР РАЧ: ЦИМБАЛИСТ (профессор Музыкальной академии, Будапешт)». Журнал Цыганского краеведческого общества . 27 : 40–6.
- ^ Дюпюи, Сирил. «Аладар РАЧ (1886-1958)» . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Дюпюи, Сирил. «Аладар РАЧ (1886-1958)» . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ «Предыдущие победители» . Премия Венгерского наследия . Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 2 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальная школа Раца Аладара, Будапешт (на венгерском языке)
- Биографическая статья MagyarRadio Online (в архиве, на венгерском языке)
СМИ, связанные с Аладаром Рацем , на Викискладе?