Змеи в искусстве ацтеков
Использование змей в ацтекском искусстве широко варьируется от включения в иконографию важных религиозных деятелей, таких как Кетцалькоатль и Коатликуэ , [ 2 ] использовать в качестве символов на ритуальных объектах ацтеков , [ 3 ] и декоративные отдельные изображения, которые украшали стены памятников, таких как Темпло Майор . [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Змеи, вероятно, стали почитаемыми символами еще в 2000 году до нашей эры в мезоамериканских обществах из-за их чрезвычайной мобильности. Поскольку змеи способны плавать в воде, скользить по земле и рыться в ней, а также садиться на деревьях над землей, их считали единственными животными, способными превзойти все земные царства. Именно эта способность сделала змею духовным животным, поскольку многие местные религии были сосредоточены вокруг змееподобных богов и божеств. [ 5 ]
Из-за процесса линьки змей в ацтекской культурной символике змеи стали наиболее тесно ассоциироваться с процессом возрождения и плодородия. Эта символическая связь касалась не только людей и других животных, но и плодородия земли в сельскохозяйственной практике. [ 6 ] Змея была символом крови и дождя из-за жидкой природы ее движения, двух «животворных» жидкостей, которые позволяли людям и животным выживать, а растениям расти. [ 7 ]
Мифологические существа, божества и боги
[ редактировать ]Чикомекоатль
[ редактировать ]Чикомекоатль , или «Семь Змей», была важной ацтекской богиней земледелия, которая служила символом воспроизводства человека и растений. [ 9 ] Ее наиболее распространенные иконографические особенности включают кукурузу, которую она часто держит в руках, и амакалли , или «бумажный домик», который носят в качестве головного убора. Чикомекоатля нередко можно увидеть с чикауацтли , или «погремушкой». Погремушки представляли собой ударные инструменты, использовавшиеся исключительно в сельскохозяйственных ритуалах, чтобы проникать в землю и вызывать дождь, удобряя таким образом почву для получения более обильного урожая. [ 10 ] Хотя погремушки использовались только на церемониях, на рамке пластины 9 Кодекса Борджиа изображены мужчина и женщина под одеялом с чикауацтли между ними. [ 11 ] Это один из многих примеров змеевидных образов, которые представляют плодородие взаимозаменяемым образом между людьми и растениями. На каменном рельефе Чикомекоатля из Бруклинского музея можно увидеть богиню, держащую в правой руке чикауацтли в форме змеи. Считается, что хвост змеи — это либо луч солнечного света, либо фаллический символ. Независимо от того, что это может означать, обе возможности представляют собой удобрение и проникновение сельскохозяйственных угодий. [ 8 ] Небольшие статуи Чикомекотля — наиболее распространенные божественные произведения искусства Империи ацтеков , поскольку они производились серийно как идолы плодородия и, вероятно, собирались как предметы домашнего обихода. [ 12 ] [ 13 ] На некоторых изображениях Чикомекоатль носит змеиный пояс, похожий на другую богиню плодородия Коаликуэ . [ 14 ]
Коаликуэ
[ редактировать ]Коаликуэ , или «Змеиная юбка», — ацтекская богиня земли, известная как «мать богов». [ 15 ] Как следует из названия, главной иконографической чертой Коаликуэ является ее юбка из переплетенных змей. На некоторых ее изображениях, таких как статуя Коатликуэ из Национального музея антропологии в Мехико, изображены змеи, выходящие из ее головы и рук. Эта деталь соответствует истории рождения Уицилопочтли и ее последующего жертвоприношения. Змеи, которые, кажется, ползут из ее отрубленной головы и рук, символизируют кровь; свойства жидкости сложно имитировать в физической скульптуре, поэтому ацтекские скульпторы приняли змею как символ крови из-за ее движения, напоминающего движение текущей жидкости. [ 16 ]
Кецалькоатль
[ редактировать ]Кетцалькоатль , или « Пернатый Змей », был богом-покровителем ацтекского жречества и был связан с ветром, Венерой, Солнцем, торговцами, искусством, ремеслами, знаниями и обучением. Его художественные изображения сильно различались, но скульптурно его чаще всего изображали в виде свернувшегося пернатого змея. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Свернувшаяся змея | Ацтек» . Метрополитен-музей . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Змеи в культуре Мексики» . Смартистория . 11 марта 2021 г.
- ^ Макьюэн, Колин; Миддлтон, Эндрю; Картрайт, Кэролайн; Стейси, Ребекка (2006). Бирюзовые мозаики из Мексики . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка. стр. 54–58. ISBN 978-0-8223-3915-1 . OCLC 65521497 .
- ^ Сарро, Патрисия Джоан (1991). «Роль архитектурной скульптуры в ритуальном пространстве Теотиуакана, Мексика». Древняя Мезоамерика . 2 (02): 250. doi : 10.1017/S0956536100000572 . ISSN 0956-5361 .
- ^ Пиллсбери, Джоан (2016). «Змеиная губная серьга с шарнирным языком | Ацтек» . Метрополитен-музей .
- ^ Пастор Эстер (15 сентября 1998 г.). Ацтекское искусство (переиздание). Норман [ОК]: Университет Оклахомы Пресс. стр. 233–34. ISBN 978-0806125367 .
- ^ Гранзиера, Патриция (2001). «Концепция сада в доиспанской Мексике» . История сада . 29 (2): 199. дои : 10.2307/1587370 . ISSN 0307-1243 . JSTOR 1587370 .
- ^ Jump up to: а б «Рельеф с богиней кукурузы (Чикомекоатль)» . Бруклинский музей .
- ^ Монаган, Патрисия (18 декабря 2009 г.). Энциклопедия богинь и героинь (1-е изд.). Вестпорт [Коннектикут]: Издательская группа Greenwood. п. 579. ИСБН 9780313349898 .
- ^ Нойманн, Франке Дж. (1976). «Бог со свежей кожей и его погремушка: шаманский элемент в доиспанской мезоамериканской религии» . История религий . 15 (3): 259. дои : 10.1086/462746 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 1062527 .
- ^ Кодекс Борджиа . п. 9.
- ^ «Мексика Чикомекоатль (Семь змей), богиня кукурузы» . Бесконечность народов: искусство и история в коллекциях Национального музея американских индейцев .
- ^ «Кукурузное божество (Чикомекоатль) | Ацтеки» . Метрополитен-музей .
- ^ Ацтек. 1350-1521. Чикомекоатль. Место: Музей на набережной Бранли, Париж, Франция. https://library.artstor.org/asset/AWSS35953_35953_38854618 .
- ^ «Коатликуэ | Ацтекское божество | Британника» . www.britanica.com .
- ^ «Коатликуэ (статья) | Ацтеки (Мексика)» . Ханская академия . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «Ацтекский (Мексика) Пернатый Змей» . Фонд Вилчека . Проверено 9 мая 2023 г.