Межзональное движение
Межзональное движение — это трансграничное движение между четырьмя назначенными гарнизонными зонами в Германии в период с 1945 по 1973 год, которые были созданы в 1945 году победителями во Второй мировой войне .
История
[ редактировать ]После военной оккупации Германии в мае 1945 года гражданским лицам первоначально разрешалось покидать свое место жительства или его ближайшие окрестности только с разрешения гарнизонной власти своей зоны. К июню 1945 года автобусное и железнодорожное на многих участках было возобновлено сообщение в пределах соответствующих гарнизонных зон. Однако между гарнизонными зонами не курсировало общественное железнодорожное сообщение. Тем не менее, было немало путешественников, которые пересекали обширные неконтролируемые границы между зонами гарнизона пешком, на велосипеде или автостопом .
30 июня 1946 года была перекрыта граница между советской гарнизонной зоной и западными гарнизонными зонами (американской, британской и французской). Советская военная администрация в Германии (СМАД) ранее просила союзников обеспечить демаркационную линию с западными зонами. Союзники ввели специальное удостоверение личности — межзональный проездной паспорт (Германия), известный как межзональный паспорт. Заявку должны были подать граждане, желающие путешествовать по оккупированной Германии.
Паспорт был действителен в течение 30 дней и действителен только для поездок между зонами внутри Германии. 23 июля 1946 года все ограничения на передвижение между британской и американской гарнизонной зоной были отменены (в рамках подготовки к Бизоне ). В августе 1948 года французская зона присоединилась к Бизоне и стала Тризоной . 13 июля 1948 года Советское военное управление в Германии (СМАД) издало постановление, согласно которому путешественникам между западными гарнизонными зонами и советской гарнизонной зоной помимо межзонального паспорта также потребуется вид на жительство советской гарнизонной зоны.
14 ноября 1953 года Федеративная Республика Германия согласилась с западными союзниками отказаться от пограничного контроля за движением между зонами. 25 ноября 1953 года межзональный паспорт был отменен, поскольку правительство ГДР также прекратило его проверку. Жителям ГДР теперь приходилось подавать заявление на получение разрешения на выезд, если они хотели покинуть границу зоны. Около 4% граждан ГДР выехали на Запад с разрешения, но больше не вернулись.
После того, как была построена Берлинская стена , получить разрешение на выезд стало значительно сложнее. За исключением деловых поездок, на Запад могли поехать только пенсионеры, у которых были семейные дела, и то на ограниченный период времени.
Поезда
[ редактировать ]5 августа 1945 года из Рурской долины в Берлин отправился первый товарный поезд . Однако безостановочное пассажирское сообщение не осуществлялось до мая 1946 года. Первый (и единственный до 1949 года) межзональный экспресс, предназначенный исключительно для иностранных путешественников, курсировал между Берлином и Оснабрюком .
Берлин заблокирован
[ редактировать ]Железнодорожное сообщение между Берлином и западными зонами было прервано в период с 22 апреля 1948 г. по 12 мая 1949 г. якобы из-за строительных работ, но на самом деле из-за кризиса блокады Берлина . Поскольку единственный маршрут экспресса в межзональном сообщении (FD 111/112) между Кельном и Берлином был постоянно перегружен, 10 сентября 1949 года пять дополнительных маршрутов экспресса начали пересекать внутреннюю границу Германии:
- FD 1/2 между Берлином и Франкфуртом-на-Майне
- FD 63/64 между Берлином и Гамбургом
- FDt 65/66 как экспресс между Берлином и Гамбургом.
- FD 109/110 как второй маршрут поезда между Берлином и Кельном.
- FD 149/150 между Берлином и Мюнхеном
Дорожное движение
[ редактировать ]25 августа 1946 года было открыто межзональное автобусное сообщение между Берлином и Ганновером . Однако автобусное движение неоднократно прерывалось из-за политических кризисов. Например, в 1953 году транспортной компании Эрфурта пришлось прекратить межзональные автобусные перевозки, которые также использовались для получения запчастей.
Воздушное сообщение
[ редактировать ]Регулярного воздушного сообщения между западными зонами и зоной советского гарнизона не было. Первый внутренний воздушный маршрут был открыт Lufthansa только 10 августа 1989 года между Франкфуртом-на-Майне и Лейпцигом . Однако нескольким иностранным авиакомпаниям (в частности, Pan Am и Air Berlin ) было разрешено предоставлять услуги (так называемые межгерманские рейсы ) между Западным Берлином и несколькими западногерманскими городами.