Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН
Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций — это внеплановое заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций для вынесения срочных рекомендаций по конкретному вопросу. Такие рекомендации могут включать коллективные меры и могут включать применение вооруженной силы, когда это необходимо для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, в случае нарушения мира или акта агрессии, когда Совет Безопасности Организации Объединенных Наций не выполняет свою ответственность за поддержание международного мира и безопасности из-за отсутствия единогласия ее постоянных («вето») членов.
Согласно главе пятой Устава Организации Объединенных Наций , Совету Безопасности обычно поручается поддержание международного мира и безопасности. Однако 3 ноября 1950 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 377 («Единство ради мира») , которая расширила ее полномочия по рассмотрению вопросов, которые ранее были зарезервированы исключительно для Совета Безопасности. Согласно резолюции, если Совет Безопасности не может прийти к решению по какому-либо вопросу из-за отсутствия единогласия, Генеральная Ассамблея может провести чрезвычайную специальную сессию в течение 24 часов для рассмотрения того же вопроса. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Механизм чрезвычайной специальной сессии [ 5 ] была создана в 1950 году после принятия Генеральной Ассамблеей резолюции « Единство ради мира », которая внесла необходимые изменения в Правила процедуры Ассамблеи. [ 6 ] В резолюции также говорилось, что:
... если Совет Безопасности из-за отсутствия единогласия постоянных членов не может выполнить свою главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности в любом случае, когда существует угроза миру, нарушение мира или акта агрессии, Генеральная Ассамблея должна немедленно рассмотреть этот вопрос с целью вынесения соответствующих рекомендаций членам относительно коллективных мер, включая в случае нарушения мира или акта агрессии применение вооруженной силы, когда это необходимо, для поддерживать или восстанавливать международный мир и безопасность. Если в это время Генеральная Ассамблея не проводит сессию, она может собраться на чрезвычайную специальную сессию в течение двадцати четырех часов после подачи просьбы об этом. Такая чрезвычайная специальная сессия созывается по требованию Совета Безопасности голосованием любых семи членов или большинства членов Организации Объединенных Наций...
Чрезвычайные специальные сессии проводятся редко, и этот факт отражается в том, что в истории Организации Объединенных Наций было всего одиннадцать таких сессий. Кроме того, большинство чрезвычайных специальных сессий проводятся в течение одной сессии, за исключением 7-й, 10-й и 11-й, которые возобновлялись четыре, семнадцать и девятнадцать раз соответственно. [ 7 ]
Процедура
[ редактировать ]Процедура созыва чрезвычайной специальной сессии изложена в Правилах процедуры Генеральной Ассамблеи. Правила, касающиеся экстренных специальных сессий, следующие (с поправками, внесенными Резолюцией 1991 года , согласно которым необходимое большинство голосов увеличено с 7 до 9): [ 8 ]
- Правило 8(b) – Созыв по требованию Совета Безопасности или членов
- Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны голосованием девяти членов Совета Безопасности или большинства государств-членов Организации Объединенных Наций. Эти заседания должны быть созваны в течение 24 часов после голосования.
- Правило 9(b) – Запрос членов
- Позволяет любому государству-члену Организации Объединенных Наций просить Генерального секретаря созвать чрезвычайную специальную сессию.
- Правило 10 – Уведомление о заседании
- Требует от Генерального секретаря уведомить государства-члены не менее чем за 12 часов об открытии чрезвычайной специальной сессии, созываемой в соответствии с правилом 8(b).
- Правило 16 – Повестка дня
- заявляет, что предварительная повестка дня чрезвычайной специальной сессии доводится до сведения государств-членов одновременно с сообщением о созыве сессии.
- Правило 19 – Дополнительные предметы
- Во время чрезвычайной специальной сессии дополнительные пункты повестки дня могут быть добавлены для рассмотрения большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов.
- Правило 20 – Пояснительная записка
- Требуется, чтобы любой вопрос, предложенный для включения в повестку дня, сопровождался пояснительной запиской.
Сессии
[ редактировать ]Чрезвычайная специальная сессия | Тема | Созвал | Дата | Разрешение |
---|---|---|---|---|
Первый | Суэцкий кризис | ![]() |
1–10 ноября 1956 г. | А/3354 |
Второй | Советское вторжение в Венгрию | 4–10 ноября 1956 г. | А/3355 | |
Третий | Ливанский кризис | 8–21 августа 1958 г. | А/3905 | |
Четвертый | Конго Кризис | 17–19 сентября 1960 г. | А/4510 | |
Пятый | Шестидневная война | ![]() |
17 июня - 18 сентября 1967 г. | А/6798 |
Шестой | Советское вторжение в Афганистан | ![]() |
10–14 января 1980 г. | ЭС-6/1 , 2 |
Седьмой | Израильско-палестинский конфликт | ![]() |
22–29 июля 1980 г.
|
|
Восьмой | Южноафриканская оккупация Намибии ( Юго-Западная Африка ) | ![]() |
3–14 сентября 1981 г. | ЭС-8/1 , 2 |
Девятый | Израильская оккупация Голанских высот ( Закон о Голанских высотах ) | ![]() |
29 января - 5 февраля 1982 г. | ЭС-9/1 |
Десятый | Израильско-палестинский конфликт ( Восточный Иерусалим и оккупированные Израилем территории ) | Различный |
24–25 апреля 1997 г.
|
ЭС-10/1 , 2
|
Одиннадцатый | Российское вторжение в Украину | ![]() |
28 февраля – 2 марта 2022 г.
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Викиисточник через Наций Сан-Франциско: Организация Объединенных Наций. 26 июня 1945 г. с. 6 –
- ^ Рудер, Николь; Накано, Кенджи; Эшлиманн, Иоганн (2017). Эшлиманн, Иоганн; Риган, Мэри (ред.). Справочник ГА: практическое руководство для Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (PDF) (2-е изд.). Нью-Йорк: Постоянное представительство Швейцарии при Организации Объединенных Наций. стр. 14–15. ISBN 978-0-615-49660-3 .
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 5-й сессии Резолюция 377 . «Единство ради мира» A/RES/377(V) от 3 ноября 1950 г.
- ^ Вессель, Рейнхард (2010). Фольгер, Хельмут (ред.). Краткая энциклопедия Организации Объединенных Наций (PDF) (2-е изд.). Лейден: Мартинус Нийхофф. стр. 100-1 189–90. ISBN 9789004180048 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2020 г. Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ «Чрезвычайные специальные сессии ГА ООН» . ООН.орг . Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «Правила процедуры Генеральной Ассамблеи» . ООН.орг . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 года . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ «Чрезвычайные специальные сессии» . Генеральная Ассамблея ООН . Объединенные Нации. нд . Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Документ 520/Rev.18 . Правила процедуры Генеральной Ассамблеи A/520/Rev.18 сентября 2016 г.