БАЗОВЫЙ ГФА
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( февраль 2016 г. ) |
![]() Скриншот редактора GFA BASIC. | |
Оригинальный автор(ы) | Фрэнк Островски |
---|---|
Первоначальный выпуск | 1986 год |
Финальный выпуск | 3.6 |
Операционная система | Амига , Atari ST , MS-DOS , Microsoft Windows |
Тип | БАЗОВЫЙ |
GFA BASIC — это диалект языка BASIC программирования , созданный Фрэнком Островски . Название происходит от компании («GFA Systemtechnik GmbH»), которая распространяла программное обеспечение. В середине 1980-х — 1990-х годах он пользовался популярностью как продвинутый диалект BASIC, но в основном был вытеснен несколькими другими языками программирования. Официальная поддержка закончилась в начале 2000-х годов.
История
[ редактировать ]GFA BASIC был разработан Франком Островски в «GFA Systemtechnik GmbH» (позже «GFA Software»), немецкой компании в Киле и Дюссельдорфе , как проприетарная версия его бесплатной реализации BASIC, Turbo-Basic XL . GFA — это аббревиатура от «Gesellschaft für Automatisierung» («Компания по автоматизации»), давшая название программному обеспечению. Первая версия GFA BASIC была выпущена в 1986 году. В середине и конце 1980-х годов она стала очень популярной для линейки домашних компьютеров Atari ST , поскольку поставляемая с ними Atari ST BASIC была более примитивной. Позже были проданы порты для Commodore Amiga , DOS и Windows . Версия 2.0 была самой популярной версией GFA BASIC, поскольку предлагала гораздо больше расширенных функций по сравнению с альтернативами. GFA BASIC 3.0 включал дополнительные улучшения, такие как поддержка пользовательских структур и других агломерированных типов данных. Последняя выпущенная версия была 3.6. Примерно в 2002 году программное обеспечение GFA прекратило всю деятельность GFA BASIC , а в 2005 году закрыло список рассылки и веб-сайт. [1] В связи с прекращением официальной поддержки GFA BASIC сообщество пользователей взяло на себя поддержку и установило собственную коммуникационную инфраструктуру. [2] [3]
Особенности и функциональность
[ редактировать ]
Начиная с версии 2.0, самой популярной версии, GFA BASIC был очень современным языком программирования для своего времени. Номера строк не использовались, и одна строка была эквивалентна одной команде. Чтобы значительно упростить обслуживание длинных списков, позже IDE даже позволила сворачивать код . Он имел разумный набор команд структурированного программирования — процедуры с локальными переменными и передачей параметров по значению или ссылке, конструкции циклов и т. д. Модульность была лишь элементарной, что делало GFA BASIC 2.0 лучше всего подходящим для небольших и средних проектов.
GFA BASIC Интерпретатор компактен и достаточно быстр и поставляется со средой выполнения, которую можно свободно распространять вместе с программами. Когда стал доступен компилятор , скорость выполнения можно было увеличить примерно в 2 раза. GFA BASIC позволял максимально оптимизировать скорость выполнения, поддерживая некоторые прямые вызовы уровня ассемблера и даже возможность встраивать разделы ассемблерного кода непосредственно в BASIC. исходный код. GFA BASIC аккуратно интегрирован в GEM и TOS , Atari ST , операционную систему обеспечивая меню, диалоговые окна и управление мышью. (См. интерфейс WIMP .)
Хотя исходный код обычно хранился в токенизированной версии, чтобы сэкономить место на диске, фрагменты кода также можно было сохранять в форме ASCII , что позволяло создавать библиотеки многократного использования . Токенизированные исходные файлы были полезны и в других отношениях — например, GFA BASIC позволял пользователям включать двоичные данные в свой код BASIC с помощью оператора «INLINE» и даже мог быть интегрирован с GFA Assembler, чтобы позволить пользователям разрабатывать машинный код. программы внутри операторов INLINE для ускорения определенных областей программы. Это также означало, что интерпретатору BASIC (а позже и компилятору) не нужно было маркировать программу при ее загрузке, что было бы значительными накладными расходами во время загрузки для некоторых более крупных программ GFA BASIC, которые были написаны.
Руководство
[ редактировать ]Некоторые издания руководства GFA были напечатаны черными чернилами на красной бумаге, чтобы предотвратить фотокопирование и контрафактную деятельность. Эффективность этой тактики была сомнительной. [4] и руководство вернулось к обычному черно-белому формату после жалоб пользователей с дальтонизмом и распространения перепечатанных копий в Интернете.
версия для Windows
[ редактировать ]GFA BASIC для Microsoft Windows включает в себя тщательную реализацию вызовов Windows API. Хотя продукт имел ряд технических преимуществ перед некоторыми наиболее популярными продуктами (сочетание «простого» языка с надежной архитектурой и быстрым, скомпилированным и надежным кодом), он не добился большого успеха на рынке Windows. Профессионалы в области программного обеспечения, которым нужен был высокопроизводительный код, как правило, придерживались более «технических» языков и считали BASIC низшими. Для профессионалов, у которых не было проблем с BASIC, ряд известных поставщиков программных инструментов, таких как Microsoft и Borland, активно продвигали новые «визуальные» системы программирования, такие как Visual Basic . Это позволило пользователям создавать окна и диалоговые окна, заполненные стандартными компонентами (текстом, кнопками, контурами фреймов) с помощью интерфейса перетаскивания и объектно-ориентированного редактирования.
Одним из преимуществ GFA BASIC для Windows было то, что компилятор (продаваемый отдельно) мог создавать отдельные файлы .exe, а также включал относительно простой вариант создания файлов библиотеки динамической компоновки (.DLL) для Windows. Это позволяло пользователю писать и тестировать процедуры в GFA Basic, экспортировать их как функции в файл Windows .DLL, а затем получать доступ к этим предварительно скомпилированным функциям из других инструментов или программ, таких как Visual Basic 3.0, который не мог создавать скомпилированный код. Эта функция позволила использовать GFA BASIC в качестве дополнительного продукта для Visual Basic для написания высокоскоростных процедур для таких приложений, как сортировка баз данных или обработка мультимедийных сигналов, что было бы непрактично в текущей версии. Visual Basic.
По крайней мере, в США GFA BASIC не пользовался такой узнаваемостью бренда, как продукты таких компаний, как Microsoft и Borland. Будучи простой системой создания текстового кода, ей также не хватало новых захватывающих «визуальных» пользовательских интерфейсов, как у ее более известных конкурентов. Хотя GFA BASIC для Windows был доработан с включением поддержки компонентов Visual Basic, их использование в GFA было более техническим, чем в Visual Basic. Без большого маркетингового бюджета или четкой причины, по которой журналистам следует писать об этом, GFA BASIC для Windows оставался сравнительно малоизвестным продуктом.
Приложения
[ редактировать ]Эрик Чахи написал игровой редактор на GFA Basic для создания своей игры Another World , включая дизайн сцен и сценарии игры; только игровой движок (рендеринг полигонов и музыка) был сделан на ассемблере. Этот редактор использовался для создания всех портов игры, в том числе для консолей и коллекционного издания для Windows, вышедшего в 2006 году. [5]
Карстен Кёпер из Thalion Software написал все базовое программное обеспечение для редактирования игр для серии «Amberstar», используя GFA Basic. [6]
Панель мониторинга устойчивого развития в основном написана на GFA Basic. Исходник около 500кБ, плюс около 100кБ сборки в основном для доступа к 32-битным функциям Windows.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Добро пожаловать в GFA Online!
- ^ GFA-BASIC 32 для Windows. Архивировано 6 апреля 2016 г. на Wayback Machine на google.com.
- ^ GFA-BASIC 32 для Windows, автор Сьюке Хамстра
- ^ «Базовый компилятор GFA» .
Еще один момент заключается в том, что он был напечатан на ярко-красной бумаге — метод, используемый для предотвращения фотокопирования. Я проверил это и обнаружил, что после небольшого экспериментирования фотокопию стало легче читать, чем оригинальное руководство!
- ^ Another World Édition Spéciale 15ème Anniversaire для Windows, включая создание. Выпущено ElektroGames и SdLL (2006 г.).
- ^ «Источник Талиона — Вопросы и Ответы —» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- GFA Online на Wayback Machine (архивировано 16 декабря 2003 г.)
- Редактор GFA-Basic — поддержка GFA-Basic для Atari ST, редактор GEM для приложений GFA, патчи для компилятора+компоновщика.
- Базовое сообщество GFA
- GFA-BASIC 32 для Windows — бесплатная версия от сообщества
- X-PLORING GFA-BASIC 32 — фанат создал канал на YouTube, чтобы пропагандировать удовольствие от программирования.
- X11-Basic — бесплатный кроссплатформенный BASIC с очень похожим синтаксисом, включая функции графического интерфейса.
- Конвертер Atari GFA Basic 3 (формат LST) в Java 1.0
- БЕГАТЬ! Программное обеспечение — комплексная IDE, сборщик приложений, интерпретатор только для запуска, библиотека с новыми функциями и исправлениями ошибок (сайт на немецком языке, документы на английском языке).
- https://web.archive.org/web/20170304121818/http://www.vistoso.de/jh/programmer.html Код и загружаемые материалы для 16- и 32-разрядной версии Windows (немецкий язык)
- https://github.com/codeprof/GFA-Basic-to-VB.Net-converter Программа-конвертер для преобразования 16-битных источников GFA-WIN в VB.Net