Саня Ивекович
Саня Ивекович (род. 1949 в Загребе ) — хорватский фотограф, перформер, скульптор и художник-инсталлятор . Известно, что ее работы посвящены таким проблемам, как женская идентичность, средства массовой информации, потребительство и политическая борьба. Считающаяся одной из ведущих художниц бывшей Югославии , она продолжает вдохновлять многих молодых художников. [ 1 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Ивекович родился в Загребе в 1949 году, когда он еще был частью Югославии под властью маршала Иосипа Броз Тито .
Ивекович изучала графику в Загребской академии изящных искусств с 1968 по 1971 год. Ее творческая карьера началась во время « Хорватской весны» в начале 1970-х годов, когда вместе с другими художниками она оторвалась от мейнстрима, новаторского видео, концептуальных фотомонтажей и перформансов. [ 2 ] Большая часть ее работ сосредоточена на ее собственной жизни и месте женщины в современном обществе. Она была первой художницей в Хорватии, назвавшей себя художницей-феминисткой. [ 3 ] Она была ключевым игроком в Центре женских исследований в Загребе с момента его открытия в 1994 году. [ 4 ]
Активизм Ивекович выходит за рамки ее искусства. Она основала или сотрудничала с хорватскими женскими организациями, такими как ELEKTRA-Женский художественный центр, BaBe , Автономный культурный центр — АТАКА!, Центр женщин-жертв войны и Ассоциация феминисток. [ 5 ]
В 2023 году она основала Институт Сани Ивековича (ICI).
Художественная работа
[ редактировать ]С самого начала своей творческой карьеры Ивекович всегда интересовалась представлением женщин в обществе. Среди ее ранних работ - «Двойная жизнь» (1975), где она сочетает 66 фотографий своей личной жизни с аналогичными снимками моделей из журнальной рекламы, «Макияж-макияж» (1978) с отснятыми или сфотографированными автопортретами и « Общая тревога: мыльная опера» (1995), снятая для телевидения. «Фигура и земля» (2006) изображает коллажи женщин-моделей, похожих на вооруженных террористов, залитых кровью и одетых в одежду в стиле милитари от ведущих дизайнеров. [ 6 ]
«Женский дом», проект, реализуемый с 1998 года, демонстрирует полукругом гипсовые слепки лиц подвергшихся насилию женщин. [ 6 ] «Женский дом (Солнцезащитные очки)» представляет собой серию плакатов, рекламных щитов и журнальных вкладышей, посвященных гендерному насилию в посткоммунистической Хорватии.
На биеннале в Кванджу 2010 года картина Ивекович «На баррикадах» представляла собой живой мемориал, посвященный восстанию народа Кванджу 18 мая 1980 года. Основанный на ее «Живом мемориале Рорбаха» (2005), изображающем судьбу цыган, ставших жертвами Холокоста , новый Презентацию провели волонтеры, представляющие статуи жертв. Их окружали 10 мониторов, на которых демонстрировались слайд-шоу из фотографий 545 жертв, которым художник намеренно закрыл глаза. [ 7 ]
Леди Роза из Люксембурга
[ редактировать ]Ссылаясь, пожалуй, на свою самую известную работу, Ивекович говорит: «Во всей моей работе с начала семидесятых годов, — писала Ивекович, — три основные темы занимали меня больше всего: гендер, идентичность и память. Художник, отправной точкой моего исследования является визуальное представление женщины в нашей повседневной жизни, передаваемое нам средствами массовой информации. Будучи феминисткой, я пыталась создавать искусство, отражающее мое политическое сознание того, что значит быть. женщина в патриархальной культуре». [ 5 ]
Одним из самых известных произведений Ивековича стала скульптура «Леди Роза Люксембургская». В 2001 году она воспроизвела национальный символ Люксембурга Гелле Фра (Золотая леди), заставив женщину выглядеть явно беременной, назвав ее в честь Розы Люксембург и изменив текст сопроводительной таблички на «ШЛЮХА, СУКА, МАДОННА, ДЕВА». Возглавлявшая обелиск, который какое-то время находился рядом с оригиналом, ее «Роза Люксембург» вызвала немалое потрясение. Наиболее громкие жалобы касались языка мемориальной доски, включая призывы к отставке Эрны Хенникот-Шёпсгес , министра культуры Люксембурга. Скульптура была воссоздана во время выставки Ивековича в Музее современного искусства в 2011 году, на которой Роберта Смит для The New York Times заявила: [ 8 ]
Названная в честь философа-марксиста и активистки Розы Люксембург, которая была убита берлинской полицией во время сорванной немецкой революции 1919 года, эта работа вызвала фурор, когда была выставлена в Люксембурге в 2001 году, отчасти потому, что она была выставлена в общественном парке в пределах видимости. почти идентичной, но небеременной скульптуры, которая является военным памятником. Стенные витрины, украшенные газетными вырезками, свидетельствуют о широком освещении этого события в прессе, равно как и отрывки из телевизионных новостных интервью, воспроизводимые на мониторах. «Леди Роза» явно действовала как своего рода громоотвод, интересная не только тем, что она вызывала, но и тем, чем она была на самом деле. В одном из телевизионных интервью молодой человек отмечает, что людей больше обидели слова на постаменте скульптуры, чем тот факт, что бесчисленное количество женщин и детей ежедневно подвергаются избиениям и оскорблениям.
Награды и признание
[ редактировать ]В 2009 году Ивекович стала лауреатом премии Camera Austria Award , поскольку фотография была признана неотъемлемой частью ее концептуальной работы. Жюри отметило актуальность ее творчества и его значимость для молодого поколения, а также ее социальную и политическую приверженность повышению роли женщины в обществе посредством таких работ, как «Женский дом». [ 9 ]
В 2014 году она вошла в шорт-лист премии Artes Mundi , выставив свои основанные на фотографиях работы «GEN XX» (1997–2001) и «Непослушные» («Революционеры») в галерее Turner House в Пенарте , Уэльс . [ 10 ]
Избранные выставки и спектакли
[ редактировать ]- Галерея SC, Загреб, 1970 г.
- Треугольник , Савска 1, Загреб, 10 мая 1979 г.
- Городской глашатай , Франклин Фернес, Нью-Йорк, 18 мая 1982 г.
- Центр кино, Загреб, 1986 г.
- Манифеста 2: Европейская биеннале современного искусства, Люксембург, 1998 г.
- «Санья Ивекович: личные версии», Galerie im Taxispalais, Инсбрук, Австрия, 2001 г.
- 10 000 жизней, Восьмая биеннале в Кванджу, Южная Корея, 2010 г.
- Саня Ивекович: Sweet Violence , МоМА, Нью-Йорк, 18 декабря 2011 г. – 26 марта 2012 г.
- Саня Ивекович: Неизвестная героиня , South London Gallery и Calvert 22, Лондон, 14 декабря 2012 г. - 24 февраля 2013 г.
- Саня Ивекович: ДЕЛА СЕРДЦА (1970-2023), МГУ, Загреб, 15 июня – 2 ноября 2023 г. [ 11 ]
- Видимые (Vidljive), МГУ, Загреб, 18 июня – 1 октября 2023 г. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Санья Ивекович: Общая тревога, Избранные произведения 1974–2007» (на шведском языке). Архивировано из оригинала 9 сентября 2012 года . Проверено 25 февраля 2011 г.
- ↑ Сани Ивековича Роксана Маркоци, «Новинка в МоМА: двойная жизнь » , МоМА , 15 апреля 2010 г. Проверено 25 февраля 2011 г.
- ^ «Санья Ивекович» . medienkunstnetz.de . Проверено 25 февраля 2011 г.
- ^ Катажина Пабиянек, «Женский дом»: Саня Ивекович обсуждает последние проекты». Архивировано 28 февраля 2018 г. в Wayback Machine , ArtMargins . Проверено 25 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Ивекович, Саня (2011). Сладкое насилие . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 153.
- ^ Jump up to: а б Реберг, Вивиан (сентябрь 2009 г.). «Санья Ивекович» . Журнал «Фриз» . № 125. Архивировано из оригинала 2 октября 2010 года . Проверено 25 февраля 2011 г.
- ^ «Санья Ивекович на художественной биеннале в Кванджу 2010» . designboom.com . Проверено 26 февраля 2011 г.
- ^ Смит, Роберта (15 декабря 2011 г.). «Венера, восстающая из своей прелестной темницы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Санья Ивекович: Премия Camera Austria города Грац за современную фотографию 2009» (на немецком языке). camera-austria.at. Архивировано из оригинала 31 мая 2011 года . Проверено 26 февраля 2011 г.
- ^ Крайтон-Миллер, Эмма (13 ноября 2014 г.). «Artes Mundi: международное искусство в Кардиффе» . Журнал «Аполлон» . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ Загреб, Музей современного искусства. «Санья Ивекович: Дела сердца (1970–2023)» . www.msu.hr. Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Загреб, Музей современного искусства. «Видимый» . www.msu.hr. Проверено 15 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]