Jump to content

Зигмунт Щенсны Фелински


Зигмунт Щенсны Фелински


Герб:
Фаренсбах
Архиепископ и исповедник
Рожденный ( 1822-11-01 ) 1 ноября 1822 г.
Умер 17 сентября 1895 г. (1895-09-17) (72 года)
Краков
Почитается в Католическая церковь
Беатифицированный 18 августа 2002 г., Краков, Польша, Папа Иоанн Павел II.
канонизирован 11 октября 2009 г., Собор Святого Петра в Риме, Папа Бенедикт XVI.
Праздник 17 сентября

Зигмунт Щенсны Фелинский (1 ноября 1822, Войютин, ныне Украина — 17 сентября 1895, Краков ) — профессор Санкт-Петербургской Римско-католической духовной академии , в 1862—1883 годах архиепископ Варшавский (сослан царем Александром II в Ярославль на 20 лет). и основательница организации сестер-францисканок семьи Марии . Он был канонизирован 11 октября 2009 года Папой Бенедиктом XVI . [ 1 ] [ 2 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Его родителями были Жерар Фелински и Ева Вендерофф . Он родился в селе Войютин (пол. Wojutyn) на Волыни (современная Украина), когда она входила в состав Российской империи. Он был третьим из шести детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. [ 3 ] Его отец умер, когда ему было одиннадцать лет. Пять лет спустя, в 1838 году, его мать была сослана в Сибирь за националистический заговор (в рамках которого она пыталась улучшить социально-экономическое положение фермеров), в результате чего он снова увидел ее только будучи студентом университета.

После окончания средней школы он изучал математику в Московском университете с 1840 по 1844 год. В 1847 году он отправился в Париж, где изучал французскую литературу в Сорбонне и Коллеж де Франс . В Париже он жил с польскими эмигрантами, знал Адама Мицкевича и был другом Юлиуша Словацкого . [ 3 ]

В 1848 году участвовал в польском восстании против прусского владычества в Познани . [ 4 ]

С 1848 по 1850 год он обучал сыновей Элизы и Зенона Бжозовских в Мюнхене и Париже. [ 3 ]

Священство

[ редактировать ]
Мемориальная доска в Житомире , где учился в епархиальной семинарии.
Портрет архиепископа Зигмунта Щенсного Фелинского
Фотография и автограф архиепископа Фелинского (между 1860 и 1895 гг.)

В 1851 году вернулся в Польшу и поступил в епархиальную семинарию в Житомире . Учился в Санкт-Петербургской Римско-католической духовной академии . Он был рукоположен 8 сентября 1855 года архиепископом Могилевским Игнацием Головинским. Он был назначен в приход отцов-доминиканцев святой Екатерины Сиенской в ​​Санкт-Петербурге до 1857 года, когда был назначен духовным руководителем Духовной академии и профессором философии. В 1856 году он основал благотворительную организацию «Восстановление бедных». В 1857 году он основал Конгрегацию сестер-францисканок семьи Марии .

Он сменил Антония Мельхиора Фиялковского на Варшавской епархии в 1861 году. Архиепископ Фиялковский и польская иерархия подчеркивали политическое подчинение польского народа российскому правлению (ранее в 1830 году произошло ноябрьское восстание против царя, которое Папа осудил в своем энциклика Cum Primum , в которой он подчеркивал необходимость подчиняться политическим правителям).

В период между смертью Фиялковского и назначением Фелинского в Варшаве росло патриотическое волнение. Лидеры оппозиции проводили акции протеста внутри церквей как из соображений безопасности (поскольку предполагалось, что полиция не войдет в церковь), так и для того, чтобы успокоить опасения консерваторов, что они не коммунисты. Россия объявила военное положение в Польше 14 октября 1861 года, а на следующий день националисты устроили демонстрации в варшавских церквях, две из которых были разогнаны варшавской полицией (что привело к дальнейшему скандалу, поскольку общественность не могла принять русских солдат в польских католических церквях). ). Викарий собора приказал закрыть все церкви Варшавы в знак протеста. [ 4 ]

6 января 1862 года Фелинский был назначен архиепископом Варшавским Папой Пием IX и был рукоположен в Санкт-Петербурге архиепископом Жилинским. Он покинул российскую столицу 31 января и прибыл в Варшаву 9 февраля.

Когда Фелинский был назначен архиепископом, в Варшаве его встретили с подозрением, поскольку он был одобрен российским правительством. Фелинский приказал вновь открыть варшавские церкви 16 февраля (он также заново освятил Варшавский собор и приказал открыть все церкви торжественной 40-часовой экспозицией Святого Дара ), тем самым оправдав худшие опасения националистов; он также запретил пение патриотических гимнов и запретил использовать церковные здания для политических целей. [ 4 ]

На него напала польская подпольная пресса: о нем писал подпольный католический журнал «Голос польского капеллана»:

под алыми одеждами и митрой отца Фелинского скрывается один из тех лжепророков, против которых Христос велел нам остерегаться. . . . Каждый день приносит нам всевозможные новые свидетельства того, что отец Фелинский совершенно не заботится о стране, что его сердце разделено между Петербургом и Римом и что он хочет сделать духовенство равнодушным к судьбе Отечества, повернуть его вспять. в ультрамонтанную касту, не имеющую ничего общего с нацией». [ 4 ]

Он защищал себя как польский патриот и навешивал ярлык «предатель» на любого, кто готов отказаться от мечты о независимости. Он написал:

Право наций на независимое существование настолько свято и несомненно, а врожденная любовь к отечеству так глубоко укоренена в сердце каждого истинного гражданина, что никакая софистика не может вычеркнуть эти вещи из массы нации... истинные поляки не только хотят быть свободными и независимыми в своей стране, но все убеждены, что имеют на это неотъемлемое право, и не сомневаются, что рано или поздно они встанут перед своими желаниями и снова будут независимой нацией. . Кто не требует независимости или сомневается в возможности ее достижения, тот не польский патриот. [ 4 ]

Во время его пребывания на посту архиепископа почти ежедневно происходили столкновения между российскими оккупантами и националистами. Российское правительство продвигало имидж архиепископа как своего соратника, тем самым сея недоверие к нему среди людей. [ 3 ]

В 1862 году Папа Пий IX направил Фелинскому письмо, в котором критиковал существующие гражданские законы в России как противоречащие учению, правам и свободам Католической Церкви, и призывал архиепископа работать ради свободы тех, кто был заключен в тюрьму за националистические идеи в Польше. [ 4 ] Он приложил все усилия, чтобы освободить заключенных священников. Фелинский работал над устранением контроля российского правительства над Польской католической церковью. Он регулярно посещал приходы и благотворительные организации епархии, чтобы лучше удовлетворять их нужды. Он реформировал программы обучения в Варшавской духовной академии и епархиальных семинариях, чтобы дать толчок духовному и интеллектуальному развитию духовенства. Он призывал священников открыто провозглашать Евангелие, катехизировать своих прихожан, открывать приходские школы и заботиться о том, чтобы они воспитали новое добродетельное поколение. [ 3 ]

Он заботился о бедных и сиротах и ​​основал детский приют в Варшаве, который передал на попечение сестер семьи Марии. [ 3 ]

В январе 1863 года в Польше произошло крупное восстание против российского правления, закончившееся неудачей и жестоко подавленное. Фелинский протестовал против репрессий, уйдя из Государственного совета . Он протестовал против повешения капитана о. Агрыпин Конарский.

В марте 1863 года Фелинский написал царю Александру II с требованием предоставить Польше политическую автономию и вернуть ее в границы, существовавшие до раздела (включая территории, которые сейчас являются частью Литвы, Белоруссии и западной Украины). В ответ на это письмо царь арестовал Фелинского и отправил его в ссылку в город Ярославль на Верхней Волге (около 300 км к северо-востоку от Москвы, где католиков почти не было). Ватикан . поддержал протест Фелинского [ 4 ]

Тем не менее Фелинский был против восстания, как он позже писал в своих мемуарах:

По моему мнению, вопрос о нашем поведении по отношению к разделяющимся правительствам не должен решаться целиком, а должен быть разделен по крайней мере на три категории: вопрос о правах, вопрос о времени и вопрос о средствах. По поводу справедливости: ни Естественное право , ни религия, ни международное право, ни, наконец, историческая традиция не запрещают нам добиться с помощью оружия независимости, отнятой у нас силой. Поэтому с принципиальной позиции никто не может осудить нас за восстание с оружием в руках, как за нечто несправедливое по самой своей природе. Вопрос времени и обстоятельств — это лишь вопрос благоразумия, и только с этой точки зрения он может быть решен... Таким образом, единственная область, в которой допустимо судить о справедливости или несправедливости вооруженного восстания, направленного на восстановление независимость есть средство ведения борьбы, и в этом отношении наши историки и публицисты имеют не только право, но и обязанность просвещать национальное сознание, чтобы предостеречь патриотов от губительных для национальной души авантюр. [ 4 ]

Его опасения особенно отражались в голосах других консервативных католиков, которые выступали против восстания 1830 года и восстания 1863 года на основании левого политического радикализма, с которым были связаны многие повстанцы, включая атеистические идеологии. Фелински утверждал, что революция нанесла удар как по религии, так и по установленному общественному порядку. Социальный строй того времени, простирающийся до античности, заключался в том, что польское дворянство и польское духовенство считали себя генетически превосходящими крестьян. [ 5 ] Крестьяне считались низшим видом. [ 6 ]

Он призвал людей довериться руководству Провидения в мировых делах:

Кто сумеет всегда видеть перст Провидения в ходе исторических событий и уповает на справедливость Божию, тот не сомневается, что каждый народ в конце концов получит то, что он заслужил своим поведением, тот с отвращением отшатнется при мысли о совершение преступления, даже если это будет единственным средством борьбы с еще большей несправедливостью. [ 4 ]

Изгнание

[ редактировать ]

Следующие 20 лет он провел в ссылке в Ярославле. Ему не разрешили никаких контактов с Варшавой.

Во время ссылки он организовал дела милосердия, чтобы помочь своим сокамерникам (особенно священникам среди них), и собрал достаточно средств (несмотря на ограничения полиции), чтобы построить католическую церковь, которая впоследствии стала новым приходом. Местные жители были поражены его духовным мироощущением и называли его «святым польским епископом». [ 3 ]

Во время ссылки он написал несколько произведений, которые позже опубликовал после освобождения. В их число входили: «Духовные конференции» , «Вера и атеизм в поисках счастья» , «Конференции о призваниях» , «Под руководством провидения» , «Социальные обязательства с точки зрения христианской мудрости и атеизма» и «Воспоминания» . [ 3 ]

В 1883 году, после переговоров между Святым Престолом и Россией, он был освобожден из ссылки и переехал в Двинячку на юго-востоке Галиции (ныне Дзвинячка на Украине) среди украинских и польских земледельцев. Папа перевел его из архиепископа Варшавского в архиепископа титулярного престола Тарса . Там он был капелланом усадебного дома графов Кешицких и Козебродских и начал активную пастырскую деятельность. На свои деньги он построил первую в селе школу и детский сад. [ 3 ] Он также построил церковь и монастырь для сестер-францисканок из семьи Марии.

Он умер в Кракове 17 сентября 1895 года и был похоронен 20 сентября. 10 октября его тело было перевезено в Дзвинячку, а в 1920 году его останки были снова перевезены в Варшаву, где 14 апреля 1921 года они были перенесены в крипту собора Святого Иоанна, где находятся и по сей день. [ 3 ]

Взгляды на Польшу

[ редактировать ]

Фелинский раскритиковал утверждение Зигмунта Красинского о том, что Польша была Христом среди народов. Фелинский сказал:

Хотя мой народ стал жертвой жестокой несправедливости, — писал Фелинский, — он не пришёл к мученичеству ни добровольно, ни без греха, как это сделал наш Спаситель и мученики, шедшие по Его стопам. Учитывая нашу национальную вину и ошибки, правильнее было бы назвать Польшу, расплачивающуюся за свои грехи, Марией Магдалиной народов, а не Христом народов. [ 4 ]

В январе 1863 года он представил интерпретацию современной истории Польши как наказания Бога за ее грехи:

Миссия Польши – развивать католическое мышление во внутренней жизни... . Польша была велика, пока в ней жили эти добродетели, пока в ее истории не было примеров эгоизма и хищничества... Когда эти национальные добродетели пали, когда наступил упадок и эгоизм, затем пришла порка и разорение. [ 4 ]

Это следовало из взглядов других католических консерваторов того времени, которые считали, что Бог никогда не предоставит Польше независимость, пока она не покается в своих грехах. Фелинский верил, что Бог искупит Польшу от ее грехов и тем самым даст ей независимость, но он критиковал движение за независимость за неспособность поверить в роль Провидения и (по его мнению) думать так, как будто управление миром полностью зависит от человеческая воля. По мнению современных католических консерваторов, среди которых Фелинский имел важный голос, движение за независимость, будь то на основе коммунистической или либеральной идеологии, принятой многими польскими националистами, из-за этого было обречено на провал.

Он считал, что каждому народу отведена особая роль, данная ему Богом:

как каждому члену семьи поручена задача, соответствующая его природным способностям, так и каждый народ получает миссию в соответствии с теми особенностями, которые соизволило даровать ей Провидение. [ 4 ]

Из того, что мы потеряли самостоятельное существование, вовсе не следует, что наша миссия закончилась. Характер этой миссии настолько духовен, что не силой оружия, а силой жертв мы осуществим то, чего требует от нас любовь. Если бы независимость стала условием, необходимым для выполнения возложенной на нас задачи, то само Провидение так распорядилось бы ходом событий, что государственное существование было бы вновь возвращено нам, чтобы мы могли достаточно созреть духом. [ 4 ]

  1. ^ Биография Зигмунта Щенсны Фелинского из Индекса святых покровителей
  2. ^ «Евхаристическое торжество в честь канонизации пяти новых святых» . www.vatican.va . 11 октября 2009 года . Проверено 6 мая 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Зигмунт Щенсны Фелинский (1822-1895)» . Архивировано из оригинала 12 января 2010 года . Проверено 4 октября 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Брайан Портер. Да приидет Царствие Твое: патриотизм, пророчество и католическая иерархия в Польше девятнадцатого века. Католический исторический обзор, Vol. 89, № 2 (апрель 2003 г.), стр. 213-239.
  5. ^ Кулиговский, Вальдемар Тадеуш (2 февраля 2017 г.). «История польского крепостного права. Тезисы и антитезы» (PDF) . czaskultury.pl . Познань : Час Культуры. п. 116. Архивировано из оригинала (PDF) 6 апреля 2020 года . Проверено 6 апреля 2020 г. Чтобы дистанцироваться от крестьян, дворянство (и духовенство) культивировало веру в свое генетическое превосходство над крестьянами.
  6. ^ Кулиговский, Вальдемар Тадеуш (2 февраля 2017 г.). «История польского крепостного права. Тезисы и антитезы» (PDF) . czaskultury.pl . Познань : Час Культуры. п. 118. Архивировано из оригинала (PDF) 6 апреля 2020 года . Проверено 6 апреля 2020 г. Дворянство не вступает или весьма неохотно вступает в браки с крепостными, считая их низшим родом.

Источники

[ редактировать ]
Титулы католической церкви
Предшественник Архиепископ Варшавский
1862–1883
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63407d5410f2af5ca7bdf341cfb9ffd2__1677627300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/d2/63407d5410f2af5ca7bdf341cfb9ffd2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zygmunt Szczęsny Feliński - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)