14-дюймовая железнодорожная пушка БЛ
14-дюймовая пушка Ordnance BL Mk III на грузовике, железная дорога | |
---|---|
![]() King George V inspects Boche Buster, Marœuil 8 August 1918 | |
Тип | Железнодорожная пушка |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1918–1926 |
Используется | Великобритания |
Войны | Первая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Элсвикская артиллерийская компания |
Производитель | Элсвикская артиллерийская компания |
№ построено | 2 |
Технические характеристики | |
Масса | 83 1 ⁄ (ствол и тонны затвор); Всего 248 тонн . |
ствола Длина | Диаметр цилиндра 630 дюймов (16,002 м) (45 кал) |
Экипаж | 30 [ 1 ] |
Оболочка | HE 1586 фунтов (719 кг) 4 crh (позже 1400 фунтов (640 кг) 8 crh ) |
Калибр | 14 дюймов (355,6 мм) |
Отдача | гидропневматический , 34 дюйма (864 мм) |
Перевозка | железнодорожный грузовик, 15 осей |
Высота | 0° - 40° |
Траверс | 2° Л и П |
Начальная скорость | 2450 футов в секунду (747 м/с) (снаряд 1586 фунтов (719 кг); 2600 футов в секунду (792 м/с) (снаряд 1400 фунтов (640 кг)) |
Максимальная дальность стрельбы | 34 600 ярдов (31 640 м) (снаряд 1586 фунтов (719 кг); 38000 ярдов (34750 м) (снаряд 1400 фунтов (640 кг)) |
14-дюймовая пушка BL на грузовике, на железной дороге стояли 2 английские 14-дюймовые пушки Mk III. [ примечание 1 ] морские орудия, установленные на железнодорожных вагонах, использовались на Западном фронте в 1918 году. Орудия имели очень короткий срок службы и были списаны в 1926 году, но их железнодорожные лафеты были повторно использованы для установки орудий во Второй мировой войне .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Орудия были построены компанией Armstrongs ( Elswick Ordnance Company ) и изначально предназначались для установки парой в спаренной башне на японском линкоре «Ямасиро», но заказ не был выполнен. Таким образом, казенная часть левого орудия, получившего название «Scene Shifter», открывалась влево, что было необычно для орудия британской армии, а казенная часть правого орудия, «Boche Buster», открывалась вправо. [ 2 ] Работы по их установке на железнодорожные вагоны начались в 1916 году, но завершились лишь в 1918 году.
Стрельба из орудия велась с изогнутых участков гусеницы в стороне от основной линии, что позволяло наводить его в нужном направлении, а артустановка могла поворачиваться на 2° влево и вправо для более точной регулировки. Для корректировки более 2° всю артиллерийскую машину перемещали вперед или назад по колеи.
Железнодорожная установка была типа «люлька с подвижной отдачей»: орудие устанавливалось высоко в стандартной люльке с гидропневматическими буферами, что позволяло орудию при стрельбе на максимальной высоте откатиться на 34 дюйма, не ударяясь о землю, а остальная отдача Сила была затрачена на то, чтобы весь железнодорожный вагон откатился назад на 20–30 футов, пока его не остановили тормоза. Артиллерийская машина имела лебедку спереди, прикрепленную тросом к опорному пункту впереди, и лебедка тащила артиллерийскую машину обратно на огневую позицию. Преимущество этой системы заключалось в том, что не требовалось специальной подготовки гусеницы и орудие могло вести огонь из любого положения на изогнутом участке гусеницы. [ 3 ]
Боевая служба
[ редактировать ]
Орудия прибыли с лафетами во Францию 26 мая 1918 года, но некомплектными, и не действовали до 8 августа. Эти два орудия находились в ведении 471-й осадной батареи с мая 1918 года и были известны как «HM Gun Boche Buster», действовавшая возле Арраса с Первой армией, и «HM Gun Scene Shifter», действовавшая возле Бетьюна с Пятой армией. Они использовались для ведения заграждающего огня на больших дистанциях по ключевым немецким объектам, таким как железнодорожные узлы. Король Георг V лично наблюдал за запуском первого снаряда Бош Бастера из района Марёля , в 6 км к северо-западу от Арраса, 8 августа в рамках огневого плана по поражению немецких подкреплений, отправленных на юг, чтобы противостоять наступлению британского Амьена . Этот снаряд сильно повредил железнодорожный узел в Дуэ и стал известен как «Королевский выстрел». [ 4 ] Всего за четыре месяца на Западном фронте из орудий было выпущено около 235 выстрелов. [ 5 ]
14-дюймовый калибр не был стандартным британским боевым калибром, и, следовательно, было непрактично оставлять оружие на вооружении после окончания Первой мировой войны. В 1926 году стволы были признаны устаревшими и списаны, но несколько рельсовых лафетов были отправлены на хранение без стволов, но с их именами. В 1939 году рельсовые лафеты были сняты с хранения и вновь приняты в строй. Scene Shifter , Gladiator и Piecemaker были оснащены 13,5-дюймовыми пушками из резерва ВМФ, а Boche-Buster был оснащен 18-дюймовым (460-мм) гаубичным стволом № L2, изготовленным в 1919 году и с тех пор хранившимся вместе с креплениями. Три 13,5-дюймовые рельсовые пушки отправились в Дувр для выполнения функций на канале, а 18-дюймовая рельсовая гаубица присоединилась к 9,2-дюймовым рельсовым пушкам и 12-дюймовым рельсовым гаубицам на прибрежных железных дорогах в рамках внутренней обороны сверхтяжелых бригад, предназначенных для бомбардировки посадочных площадок в случае Произошло немецкое морское вторжение. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Список железнодорожной артиллерии
- 14-дюймовая морская пушка EOC 45 калибра. Эта пушка находится на вооружении ВМФ.
Оружие сопоставимой роли, характеристик и эпохи
[ редактировать ]- Железнодорожная пушка калибра 14 дюймов/50, аналог США
Примечания
[ редактировать ]- ^ Mk III = Mark 3. Британия использовала римские цифры для обозначения знаков (то есть моделей) боеприпасов. Таким образом, это была третья модель 14-дюймовой пушки на вооружении Великобритании.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Дейл Кларк, британская артиллерия, 1914–1919 гг. Тяжелая артиллерия . Osprey Publishing, Оксфорд, Великобритания, 2005 г.
- Джефф Дорман, «Королевский выстрел» в фильме «Битва» , декабрь 1975 г.
- Генерал сэр Мартин Фарндейл , «История Королевского артиллерийского полка. Западный фронт 1914-18». Лондон: Королевский артиллерийский институт, 1986.
- И.В. Хогг и Л.Ф. Терстон, Британское артиллерийское вооружение и боеприпасы 1914–1918 гг. Лондон: Ян Аллан, 1972.
- Гарри В. Миллер, Департамент артиллерийского вооружения армии США, железнодорожная артиллерия: отчет о характеристиках, сфере применения и т. д. железнодорожной артиллерии, том I. Вашингтон, правительственная типография, 1921 г.
- Гарри В. Миллер, Департамент артиллерийского вооружения армии США, железнодорожная артиллерия: отчет о характеристиках, сфере применения и т. д. железнодорожной артиллерии, том II, страницы 155–161. Вашингтон: Государственная типография, 1921 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]