Синдерезис
![]() | Эта статья требует внимания эксперта в области философии . Конкретная проблема такова: написано как академическое исследование. ( апрель 2018 г. ) |
В схоластической философии моральной синдерезис ( / ˌ s ɪ n d ə ˈ r iː s ə s / ) или синтезезис — привычное знание универсальных практических принципов морального действия. Процесс рассуждения в области спекулятивной науки предполагает определенные фундаментальные аксиомы, на которых зиждется вся наука. Таковы принцип противоречия, «вещь не может быть и не быть одновременно», и самоочевидные истины типа «целое больше своей части». Таковы первые принципы спекулятивного интеллекта. В области нравственного поведения существуют схожие первые принципы действия, такие как: «зла следует избегать, добро делать»; «Не делай другим того, чего не желал бы, чтобы сделали себе»; «Родителей надо уважать»; «Мы должны жить умеренно и поступать справедливо». Подобные истины являются самоочевидными истинами в области морального поведения, которые любой здравомыслящий человек признает, если понимает их. По мнению схоластиков, готовность, с которой подобные моральные истины воспринимаются практическим интеллектом, обусловлена естественной привычкой, заложенной в познавательной способности, которую они называют синдерезисом. В то время как совесть — это диктат практического разума, решающий, что какое-либо конкретное действие правильно или неправильно, синдерезис — это диктат того же практического разума, который имеет своей целью первые общие принципы морального действия. [1]
История
[ редактировать ]Понятие синдерезиса имеет давнюю традицию, в том числе в «Комментариях к Иезекиилю» ( святого Иеронима 347–419 гг. н. э.), где синтерезин (συντήρησιν) упоминается среди сил души и описывается как искра совести ( scintilla conscientiae ), [2] и интерпретация текста Иеронима, данная в 13 веке Альбертом Великим и Фомой Аквинским, в свете аристотелевской психологии и этики . Альтернативную интерпретацию синдерезиса предложил Бонавентура , который рассматривал его как естественную склонность воли к нравственному добру.
Слово «синдерезис», по мнению большинства ученых, является искажением греческого слова , обозначающего общее знание или совесть, синеидесис ( συνείδησις ), искажением, появляющимся в средневековых рукописях «Комментариев Иеронима». [3]
Этот термин также используется в психиатрических исследованиях, особенно применительно к психопатии . [4]
Примечания
[ редактировать ]

- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Синдерезис» . Католическая энциклопедия . Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Аноним. «Синдерезис | Интернет-энциклопедия философии» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 2 января 2016 г.
«Синдерезис» — технический термин из схоластической философии, обозначающий врожденный принцип морального сознания каждого человека, который направляет деятеля к добру и удерживает его от зла. Впервые оно встречается в единственном отрывке святого Иеронима (ум. 420) в его объяснении четырех живых существ в видении Иезекииля.
- ^ Дуглас Крайс в Традиции, том. 57: Ориген, Платон и совесть (синдерезис) в комментарии Иезекииля Иеронима , с. 67
- ^ Стаут, Марта (2005). Социопат по соседству . Бродвейские книги. ISBN 0-7679-1582-8 . (термин синдерезис на стр. 27, 28, 29, 33)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись о средневековых теориях совести в Стэнфордской энциклопедии философии