1-я бразильская истребительная эскадрилья
1-я истребительная авиационная группа 1-я истребительная авиационная группа | |
---|---|
Активный | 1943-настоящее время |
Страна | Бразилия |
Ветвь | Бразильские ВВС |
Гарнизон/штаб | Авиабаза Санта-Крус |
Талисман(ы) | страус |
Юбилеи | 18 декабря |
Помолвки |
1- я истребительная авиационная группа ( португальский : 1º Grupo de Aviação de Caça , 1st GAvCa ) — первая истребительная авиационная группа ВВС Бразилии , известная своим участием во Второй мировой войне, в Итальянской кампании и в Южно-Атлантической кампании. Его создали первый министр аэронавтики и первый командующий ВВС Бразилии Хоаким Педро Сальгадо Фильо и майор Неро Моура, а также авиационный инженер и майор Хосе Висенте Фариа Лима . [ 1 ] [ 2 ] Он очень известен в популярной культуре своим боевым кличем Senta a Púa! (дословный перевод: «Отправьте пулю!»)
История
[ редактировать ]Создание эскадрильи
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года после вторжения в Польшу в нее были вовлечены многие страны мира, в том числе Соединенные Штаты в 1941 году после нападения на Перл-Харбор . После того, как Соединенные Штаты вступили в войну, вступление в войну Бразилии было лишь вопросом времени. [ 3 ]
20 января 1941 года с целью укрепления бразильских ВВС основали Министерство аэронавтики. юрист и политик Хоаким Педро Сальгадо Фильо , майор Неро Моура, военный инженер Хосе Висенте Фариа Лима и другие, включая Нельсона Фрейре, Лаванер-Вандерли. Совместно с Министерством аэронавтики были созданы Национальные ВВС, которые позже будут называться ВВС Бразилии (FAB). [ 4 ] [ 2 ]
В следующем году, 26 августа 1942 года, Бразилия объявила войну силам Оси после серии нападений на торговые суда и с этого начала серию приготовлений к вступлению Бразилии в войну, при этом 18 декабря 1943 года был принят Указ № .6123, давший начало 1-й истребительной авиационной группе (1-й ГАвКа). Министр аэронавтики Сальгадо Фильо хотел выбрать Фариа Лиму командиром группы, но Неро Моура возразил, заявив, что, если Фариа Лима будет сбит, они потеряют инженера и летчика, но если они потеряют его, они потеряют только одного летчика. Поэтому Неро Моура был назначен командиром эскадрильи, Нельсон Фрейре Лаванер-Вандерли - подполковником, а Фариа Лима - символическим командиром за его достижения в создании FAB, действуя в качестве офицера кабинета министра аэронавтики. [ 2 ]
После того, как руководители 1-й истребительной авиационной группы были интегрированы в новую корпорацию, начался процесс обучения, чтобы военно-воздушные силы были хорошо подготовлены к войне, майор Неро Моура отправился в Орландо для переговоров о соглашениях с правительством США. начать стажировку FAB в Панаме и США. [ 2 ]
Майор Неро Моура начал поиск пилотов, которые были экспертами во всех категориях полетов и хотели добровольно участвовать в войне по всей стране. Среди новых членов корпуса были выбраны первые унтер-офицеры, 16 офицеров и 16 сержантов. После первого этапа второй этап заключался в том, что каждый сержант и офицер отвечал за определенную задачу, например, за выбор вспомогательных сил, командиров эскадрилий и выбор пилотов; к унтер-офицерам они были приписаны к начальникам технического обслуживания, снабжения, вооружения, связи, разведки, а также медицинской службы, после установления функций каждого из них была готова 1-я истребительная авиационная группа. [ 2 ]
Обучение в Панаме и США
[ редактировать ]В январе 1944 года члены 1-й истребительной авиационной группы отправились в Орландо, штат Флорида , США, прошли 60-часовую подготовку на истребителях Curtiss P-40 Warhawk и адаптировались к стандартам ВВС США (USAAF) в Школа воздушной тактики. В марте того же года после начала обучения группа отправилась в Агуадульсе в Панаме, где командир Неро Моура получил звание подполковника; в апреле того же года группа уже усовершенствовалась до такой степени, что подразделение начало действовать самостоятельно и приняло участие в зоны Панамского канала . комплексе ЗРК [ 5 ]
После обширной подготовки, около 110 часов полета на истребителях Curtiss P-40 и специальных программ для работы в Панаме, группа вернулась в Соединенные Штаты в июне на армейский аэродром округа Саффолк в Нью-Йорке, где их представили Республике . P-47 Thunderbolt , новейший истребитель ВВС США, там группа проводила такие же тяжелые тренировки, как и в Агуадульсе, но вскоре после курса пилоты и поддержка были готовы к действию. [ 5 ]
Пилоты группы отправились на корабле в Италию и приземлились в порту Ливорно 6 октября 1944 года и предстояли пройти последнее испытание, так называемое кровное крещение; Самолеты, использовавшиеся ФАБ в войне, были взяты со склада USAAF. [ 5 ]
Кампания в Италии
[ редактировать ]В Итальянской кампании 1-я истребительная авиационная группа действовала совместно с 1-й эскадрильей связи и наблюдения — группой, входящей в состав артиллерийского дивизиона и имевшей целью проведение работ по регулированию артиллерийского огня, наблюдение за полем боя. огонь. боевые задачи и миссии связи, которые были интегрированы в FEB. [ 6 ]
Во время войны группа Джамбок получила это идентификационное название в городе Тарквинии, она была разделена между четырьмя отрядами, которые обозначались буквой и цифрой, группы представляли собой красный отряд (обозначался буквой А), желтый отряд ( обозначается буквой B), синяя эскадрилья (обозначается буквой C) и зеленая эскадрилья (обозначается буквой D); в феврале 1945 года желтая эскадрилья прекратила свое существование из-за малочисленности летчиков, входивших в группу, поскольку из одиннадцати летчиков эскадрильи шестеро были убиты или ранены, остальные участники присоединились к остальным эскадрильям. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
После миссий на Средиземноморском театре войска военных действий нацистские определили отступили в регион, известный как «Готская линия», где союзные войска , что идет наступление на врагов, названное « Весенним наступлением» . Состоялась встреча с руководителями каждого отряда, организованная американским командиром Нильсеном, руководителем 350-й истребительной группы 62- го истребительного авиаполка Двенадцатой воздушной армии США, которой подчинялась 1-я ГАвКа, где было сказано, что с 6 по 29 апреля эскадрильи должны были совершить максимум 44 боевых вылета против сил противника в день, при этом было проведено несколько наступательных атак на страны Оси. [ 9 ]
В ходе итальянской кампании пилоты 1-й ГАВКа совершили несколько атак на нефтеперерабатывающие заводы, склады, железнодорожные мосты, железные дороги, здания, служившие базами для противника, заводы и склады, а также нападения на жилые помещения, транспортные средства, предлагаемые и участвовавшие вместе с Бразильский экспедиционный корпус участвовал в таких сражениях, как битва при Монте-Кастелло , и, среди других сражений, всегда с целью проложить путь, чтобы союзные войска могли продвинуться к неминуемой победе, которая должна была быть одержана в итальянской кампании. [ 9 ] [ 10 ]
Многие пилоты были сбиты во время атак на немецкие войска, а многие из попавших в плен пилотов были заключены в концентрационный лагерь Нюрнберг в Германии, а затем были спасены войсками союзников; с каждым шагом союзников к победе над немцами и итальянцами пленных эвакуировали из лагерей и отправляли в более отдаленные, такие как шталаг VII-A в Моосбурге-на-Изаре , узники этого лагеря не были спасены до тех пор, пока конец войны, когда солдаты под предводительством генерала Джорджа С. Паттона прибыли в город и спасли пленных, в том числе бразильских пилотов и солдат. [ 9 ] [ 11 ]
1-я ГАВКа сбила шестнадцать самолетов, потеряв пять летчиков в боях и еще троих в результате аварий; с ноября 1944 г. по апрель 1945 г. группа прошла только 5% запланированного маршрута, но не завершила его из-за окончания войны, несмотря на это группа была ответственна за уничтожение 85% складов боеприпасов, 36% запасов боеприпасов. запасы топлива и 15% автомобилей противника за всю его 7-месячную кампанию, превзойдя ожидания как своих союзников, так и врагов, благодаря своим характеристикам он получил почетную оценку Конгресса Соединенных Штатов .
Опера Данило
[ редактировать ]Участие 1-го ГАвКа в войне ознаменовало историю лейтенанта Данило Моуры, младшего брата командира Неро Моуры. 4 февраля 1945 года, после того как его самолет был сбит фашистской зенитной артиллерией в Италии, он спрыгнул с парашютом и выжил. Ему помогала группа итальянских партизан , которые заботились о нем, и после выздоровления лейтенант проделал путь длиной 386 км (240 миль), пройдя 24 дня и потеряв 19 кг (42 фунта), чтобы вернуться в свой город. база. Таким образом ему пришлось остаться незамеченным нацистскими базами, рассчитывая на помощь итальянского населения, ему удалось добраться до союзной базы в Пизе , где он выздоровел, а затем вернулся домой. История его выживания дала начало Опере Данило — событию, которое проводится и чествуется каждый год в День истребительной авиации, 22 апреля, в день, когда 1-я ГАвКа достигла пика своих выступлений, выполнив 44 боевых вылета, распределенных по 11 миссии. [ 12 ]
Похожие случаи
[ редактировать ]Капитан Джоэл Миранда также был сбит во время миссии 4 февраля в Кастельфранко Венето при попытке атаковать железнодорожный мост, выполняя ту же миссию, что и Данило. Кроме того, были сбиты еще два американских пилота, но их местонахождение неизвестно. Миранду сбили, и его самолет начал загораться, из-за чего ему пришлось прыгнуть с парашютом, но когда он пошел прыгать, у него появился телефон. [ нужны разъяснения ] застрял в нем и упал рядом со своим самолетом. Потерявшись в нескольких метрах от земли, капитан раскрыл парашют, но тот ударился о землю и сломал ему руку. Он встал за помощью и, спасаясь от немецких войск, искавших летчиков, нашел мальчика, который отвез его домой. Отец мальчика отвел его к южноафриканскому солдату 8-й британской армии по имени Стив Гроув. Солдат и капитан Джоэл Миранда подружились, и Стив под прикрытием отвез Джоэла к итальянскому врачу в больницу Кампосампьеро , которая контролировалась немцами. Капитан Джоэл присоединился к группе итальянских партизан, в которую входил Гроув, где они в течение нескольких дней участвовали в партизанских действиях против немецких войск, пока Гроув не был схвачен и убит офицером СС . После нескольких акций сопротивления партизаны после окончания войны забрали его обратно на базу, где капитан отправился в английскую секретную службу, чтобы подписать документ, в котором говорилось, что он не будет раскрывать имена и даты всех людей. кто ему помог. [ 9 ]
Конец войны
[ редактировать ]28 апреля 1945 года итальянское сопротивление захватило и казнило фашистского лидера Бенито Муссолини и других членов итальянского правительства. На следующий день была подписана капитуляция Италии, и в тот же день бразильские вооруженные силы захватили целый немецкий полк, 148-ю пехотную дивизию, в битве при Коллеккьо . 30 апреля немецкий лидер Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством, а 2 мая нацистская Германия капитулировала перед союзными войсками, положив конец Второй мировой войне в Европе. [ 13 ] [ 14 ] Многие летчики помнят тот день, так как они выполняли боевое задание и незадолго до атаки их предупредили по радио, что война окончена и атаковать больше не нужно. [ 9 ] Лейтенант Альберто Мартинс Торрес вспоминает:
Мы были на задании, пока не получили торжественно переданное радиолокационное управление... "Внимание всем частям... внимание всем частям... не нападать, не нападать. Война окончена. Летите обратно на свой базы, немедленно». В этот момент я почувствовал дрожь и начал думать о своих родителях, родителях (пилотов) погибших... короче, это был неописуемый эмоциональный кластер, и, как я всегда говорю, именно эта миссия тронула меня до глубины души. по сути, это была моя последняя миссия, и я не нападал, война закончилась, и мы больше не потеряем ни одного спутника.
- Лейтенант Альберто Торрес в документальном фильме 1999 года Senta a Pua! [ 9 ]
Вернуться в Бразилию
[ редактировать ]После капитуляции Италии и Германии в войне группа уже выполнила свою роль и не имела больше оснований продолжать боевые действия, поэтому в июне 1945 года все 26 Р-47Д, имевшиеся на вооружении 1-й истребительной авиационной группы, были вывезены на базу. сейчас это международный аэропорт Неаполя в Каподикино . Их разобрали и отправили в Неаполь , где их погрузили на корабль SS WS Jennings, который доставит их в Бразилию. Все авиаторы и члены Бразильского экспедиционного корпуса были перевезены обратно в Бразилию на американском корабле USS General MC Meigs . [ 15 ]
Для переправы между Бразилией и США в первую очередь были отправлены погибшие в бою пилоты и те, кто был спасен из лагеря военнопленных противника. Их отправляли в порядке убывания от пилотов с наибольшим количеством вылетов. Группа из 19 офицеров вылетела из Пизы в Нью-Йорк, чтобы получить новый самолет для ВСБ. Из Нью-Йорка офицеры отправились поездом в американскую столицу Вашингтон, округ Колумбия , и там их встретили военно-воздушные силы США в отеле «Шорхэм», а затем генералы Айра К. Икер и Хойт Ванденберг в Пентагоне . [ 15 ]
16 июля 1945 года в Кампу-дус-Афонсу приземлились первые пилоты 1-й истребительной авиационной группы, прибывшие с войны, в сопровождении новых FAB Thunderbolt, которых сопровождал Douglas C-47 . В последний вошли младший лейтенант Маркос Эдуардо Коэльо де Магальяйнс и первый лейтенант Роберто Брандини, которые восстанавливались после военных ранений. Корабль USS General MC Meigs , на борту которого находились остальные пилоты ФАБ и солдаты ФЭБ, прибыл в Рио-де-Жанейро 18 июля 1945 года. [ 15 ]
Героев ВСБ принял президент Жетулио Варгас , который вместе с высшим командованием ВСБ наградил национальных героев за достижения во Второй мировой войне. [ 9 ]
Пилоты, привезшие новые истребители, присоединились к остальной части группы, и вместе с войсками FEB и 1-го ELO устроили популярный парад, пункт назначения которого был на площади Праса Мауа, это мероприятие стало известно как «Парада да Витория». Члены 1-й истребительной авиационной группы находились в открытых машинах, а непосредственно за ними пехотные войска ФЭБ, празднуя победу Бразилии и возвращение героев Второй мировой войны. [ 15 ]
Послевоенное признание
[ редактировать ]В 1986 году достижения 1-й истребительной авиационной группы в итальянской кампании были еще раз признаны, 1-я GAvCa стала третьим подразделением, не принадлежащим Вооруженным силам США, получившим Президентскую награду по запросу правительства США. о важных успехах бразильской охотничьей группы в кампании в Италии. [ 16 ] Помимо бразильского подразделения, такой чести удостоились только два других иностранных подразделения, оба из Королевских ВВС Австралии . [ 9 ] [ 12 ]
На протяжении многих лет
[ редактировать ]С тех пор базой 1-й истребительной авиационной группы является база ВВС Санта-Крус , расположенная в Рио-де-Жанейро в старом ангаре для цеппелинов , группа состоит из двух эскадрилий, Джамбок 1-й эскадрильи 1-й авиационной группы Каса. следуйте девизу Senta a Púa! А «Пиф-паф» 2-й эскадрильи 1-й авиационной группы Каса следуют девизу Rompe Mato! ; Кроме того, на базе размещены другие подразделения: 1-я и 2-я эскадрильи 1-й и 16-й авиационной группы, 4-я и 7-я авиационная группа и 2-я эскадрилья связи и наблюдения. [ 17 ] [ 18 ]
В 1953 году 1-й ГАвК начал эксплуатацию истребителей Gloster F-8 Meteor , которые использовались до 1968 года, когда их заменили Lockheed TF-33A T-Bird , которые эксплуатировались до 1972 года, когда начали использовать отечественные самолеты Embraer AT. -26 Ксаванте . В 1975 году подразделение также использовало истребители Northrop F-5B Freedom Fighter и F-5E Tiger II. Тогда же произошло изменение камуфляжа на действующий стандарт, при котором на правой стороне вертикального стабилизатора были добавлены знаки различия 1-й эскадрильи (Джамбок) и 2-й эскадрильи (Пиф-паф) со знаками различия 1-й эскадрильи. GAvC используется на левой стороне всех самолетов. Ее самолет Tiger II был модернизирован в рамках программы модернизации, разработанной Embraer для FAB, что значительно продлило срок службы этих самолетов. Northrop/Embraer F-5EM и F-5FM Tiger II — нынешние самолеты, используемые 1-й истребительной авиационной группой. [ 17 ] [ 18 ] [ 13 ]
С 2021 года 1-й ГАвК приступит к эксплуатации самолетов F-39 Gripen , начиная со второго полугодия. [ 12 ]
Статистическая сводка во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Всего выполнено миссий | 445 |
Всего выходов в нападении | 2,546 |
Всего защитных выходов | 4 |
Общий налет часов в боевых действиях | 5,465 |
Общее количество налетных часов | 6,144 |
Всего сброшенных бомб | 4,442 |
Зажигательные насосы (FTI) | 166 |
Кластерные насосы (260 фунтов (120 кг)) | 16 |
Кластерные насосы (90 фунтов (41 кг)) | 72 |
Насосы для сноса (1000 фунтов (450 кг)) | 8 |
Насосы для сноса (500 фунтов (230 кг)) | 4,180 |
Приблизительный общий тоннаж насосов | 1 010 |
Всего боеприпасов 50 калибра | 1,180,200 |
Всего запущено ракет | 850 |
Всего литров израсходованного бензина | 4 058 651 л (892 778 имп галлонов; 1 072 182 галлона США) |
Разрушен | Поврежденный | |
---|---|---|
Самолеты | 2 | 9 |
Локомотивы | 13 | 92 |
Моторизованный транспорт | 1,304 | 686 |
Вагоны и цистерны | 250 | 835 |
Бронированные автомобили | 8 | 13 |
Гужевые транспортные средства | 79 | 19 |
Железнодорожные и проезжие мосты | 25 | 51 |
Мосты на железных и автомобильных дорогах | 412 | – |
Сортировочные платформы | 3 | – |
Здания, занятые противником | 144 | 94 |
Лагеря | 1 | 4 |
Командные пункты | 2 | 2 |
Артиллерийские позиции | 85 | 15 |
Размещение | 3 | 8 |
Заводы | 6 | 5 |
Разные объекты | 125 | 54 |
Электростанции | 5 | 4 |
Баки с топливом и боеприпасами | 31 | 15 |
Материальные депозиты | 11 | 1 |
НПЗ | 3 | 2 |
Радарные станции | – | 2 |
Суда | 19 | 52 |
Корабли | – | 1 |
История эмблемы
[ редактировать ]Сента а Пуа! Это символ и боевой клич 1-й истребительной авиационной группы (1-й GAvCa) ВВС Бразилии, он похож на британское « Tally-ho » или французское «À la chasse». До использования в военных целях крик «Senta a púa» был разговорным выражением.
Первая десятка. Средний. Фирмино Айрес де Араужо с базы ВВС Сальвадора уже использовал это выражение, чтобы кого-то бросить. Выходец из той же базы, Тен. Средний. Руи Барбоса Морейра Лима ввел это выражение в повседневную жизнь 1-го GAvCa. И только после обучения, по направлению к Европейскому театру, кэп. Средний. Символ нарисовал Фортунато Камара де Оливейра (лицо страуса которого отсылает к чертам лица 2-го лейтенанта авиатора Педро де Лимы Мендеса). Таким образом, группа обрела идентичность, и это выражение начало набирать силу, как выразился Аустрагесило де Атайде: «Сента а Пуа: броситься против врага с решимостью, видением и желанием уничтожить его. Кто отправит пуа не придирается. Бросьте раскаленное железо и заклейте скотину».
В бою выражение использовалось для подтверждения приказа на атаку, учитывая различие слов: Пилот докладывает командиру: «Я увидел цель», на что ожидаемым ответом было бы: «Senta a púa!».
Символика герба
[ редактировать ]- Желто-зеленая внешняя полоса - Бразилия.
- Страус – скорость и маневренность истребителя и желудок пилотов, которые могли принимать любую еду (отсылка к американской зарубежной еде).
- Страусиная кепка - пилот ВВС Бразилии.
- Щит – надежность самолета P-47 Thunderbolt и защита пилота.
- Голубой фон и звезды - небо Бразилии с Крузейру-ду-Сул
- Револьвер - огневая мощь самолета P-47 Thunderbolt.
- Облако – воздушное пространство, или «пол летчика».
- Красный фон — военное небо, враждебное
- Осколки зенитной артиллерии противника (добавлены позже).
Известные участники
[ редактировать ]- Неро Моура — командир и основатель 1-й истребительной авиационной группы и покровитель истребительной авиации в Бразилии.
- Нельсон Фрейре Лаванер-Вандерли - подполковник 1-й истребительной авиационной группы и покровитель Национальной воздушной почты.
- Хосе Висенте Фариа Лима - член-основатель 1-й истребительной авиационной группы.
- Хоаким Педро Сальгадо Фильо - премьер-министр воздухоплавания, первый командующий ВВС Бразилии и член-основатель 1-й истребительной авиационной группы.
- Данило Маркес Моура - младший лейтенант, чья история выживания во Второй войне породила оперу Данило , отмечаемую каждый год в День истребительной авиации.
- Альберто Мартинс Торрес — младший лейтенант, ответственный за невероятные достижения в битве за Южную Атлантику и основатель Transportes Aéreos Bandeirantes .
- Руи Морейра Лима - младший лейтенант, ответственный за создание девиза 1-го GAvCa: Senta a Púa! .
- Фортунато Камара де Оливейра - капитан, ответственный за создание эмблемы, используемой 1-м ГАвКа.
- Роберто Пессоа Рамос - полковник и герой Второй войны. Он погиб в авиакатастрофе в Витории, Эспириту-Санту , в 1967 году, предотвратив дальнейший ущерб от аварии.
- Джоэл Миранда - капитан и командир желтой эскадрильи, он выжил после того, как его сбили на задании, и сражался вместе с партизанами, хотя считался пропавшим без вести.
- Хосе Ребело Мейра де Васконселос – майор авиации бригадный генерал и герой Второй мировой войны в итальянской кампании .
- Хосе Карлос де Миранда Корреа - майор Бригадейро ду Ар и последний выживший ветеран Второй мировой войны в группе. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Senta a Púa! Откройте для себя историю бразильских ВВС во Второй мировой войне - ВВС Бразилии» . www.fab.mil.br. Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Габриэль, Луис. «Как Оригенс» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ «Начало Второй мировой войны» . Brasil Escola (на бразильском португальском языке) . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Senta a Púa! Откройте для себя историю бразильских ВВС во Второй мировой войне - ВВС Бразилии» . www.fab.mil.br. Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Габриэль, Луис. «Подготовка к войне» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Залакаин, Дэниел; Пятый, Хосе Лесама; Рабасса, Грегори (1989). "Рай" . Испания (1): 164. doi : 10.2307/342703 . ISSN 0018-2133 . JSTOR 342703 . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Габриэль, Луис. «Командная эскадрилья» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Габриэль, Луис. «1-я эскадрилья истребительной группы» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я де Кастро, Эрик (1999). "Сидеть Пуа!" . На маленьком экране . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Габриэль, Луис. «Миссии — 1944» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ «Знакомство с «нацистской стороной» Нюрнберга» . Считая часы (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «75 лет участия FAB во Второй мировой войне — ВВС Бразилии» . www.fab.mil.br. Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «09 — Как родилась, выросла и живет 1-я истребительная авиационная группа» . www.abra-pc.com.br . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Бригадный лейтенант Нельсон Фрейре Лаванер-Вандерли (2002 г.). Бразильские ВВС во Второй мировой войне (2-е изд.). СЕКОМСАЕР. п. 35. ISBN 85-89018-01-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Габриэль, Луис. «Вольта Пара Каса» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Синопсис и кредиты» . 10 декабря 2004 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2004 года . Проверено 28 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Бразильские ВВС» . www.spotter.com.br . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Перейра, Автор: Рикардо. «18 декабря 2013 года!!! 70 лет Истребительной эскадрилье» . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Умер последний летчик-ветеран Второй мировой войны бригадный майор Миранда Корреа» (Пресс-релиз) (на португальском языке). Бразильские ВВС. 16 сентября 2013 года . Проверено 3 ноября 2021 г.