Jump to content

1-я бразильская истребительная эскадрилья

1-я истребительная авиационная группа
1-я истребительная авиационная группа
Знак различия 1-й истребительной авиационной группы.
Активный 1943-настоящее время
Страна  Бразилия
Ветвь Бразильские ВВС
Гарнизон/штаб Авиабаза Санта-Крус
Талисман(ы) страус
Юбилеи 18 декабря
Помолвки
Ангар на авиабазе Санта-Крус.

1- я истребительная авиационная группа ( португальский : 1º Grupo de Aviação de Caça , 1st GAvCa ) — первая истребительная авиационная группа ВВС Бразилии , известная своим участием во Второй мировой войне, в Итальянской кампании и в Южно-Атлантической кампании. Его создали первый министр аэронавтики и первый командующий ВВС Бразилии Хоаким Педро Сальгадо Фильо и майор Неро Моура, а также авиационный инженер и майор Хосе Висенте Фариа Лима . [ 1 ] [ 2 ] Он очень известен в популярной культуре своим боевым кличем Senta a Púa! (дословный перевод: «Отправьте пулю!»)

Создание эскадрильи

[ редактировать ]
Американские и бразильские войска на авиабазе Наталь.

С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года после вторжения в Польшу в нее были вовлечены многие страны мира, в том числе Соединенные Штаты в 1941 году после нападения на Перл-Харбор . После того, как Соединенные Штаты вступили в войну, вступление в войну Бразилии было лишь вопросом времени. [ 3 ]

20 января 1941 года с целью укрепления бразильских ВВС основали Министерство аэронавтики. юрист и политик Хоаким Педро Сальгадо Фильо , майор Неро Моура, военный инженер Хосе Висенте Фариа Лима и другие, включая Нельсона Фрейре, Лаванер-Вандерли. Совместно с Министерством аэронавтики были созданы Национальные ВВС, которые позже будут называться ВВС Бразилии (FAB). [ 4 ] [ 2 ]

В следующем году, 26 августа 1942 года, Бразилия объявила войну силам Оси после серии нападений на торговые суда и с этого начала серию приготовлений к вступлению Бразилии в войну, при этом 18 декабря 1943 года был принят Указ № .6123, давший начало 1-й истребительной авиационной группе (1-й ГАвКа). Министр аэронавтики Сальгадо Фильо хотел выбрать Фариа Лиму командиром группы, но Неро Моура возразил, заявив, что, если Фариа Лима будет сбит, они потеряют инженера и летчика, но если они потеряют его, они потеряют только одного летчика. Поэтому Неро Моура был назначен командиром эскадрильи, Нельсон Фрейре Лаванер-Вандерли - подполковником, а Фариа Лима - символическим командиром за его достижения в создании FAB, действуя в качестве офицера кабинета министра аэронавтики. [ 2 ]

После того, как руководители 1-й истребительной авиационной группы были интегрированы в новую корпорацию, начался процесс обучения, чтобы военно-воздушные силы были хорошо подготовлены к войне, майор Неро Моура отправился в Орландо для переговоров о соглашениях с правительством США. начать стажировку FAB в Панаме и США. [ 2 ]

Майор Неро Моура начал поиск пилотов, которые были экспертами во всех категориях полетов и хотели добровольно участвовать в войне по всей стране. Среди новых членов корпуса были выбраны первые унтер-офицеры, 16 офицеров и 16 сержантов. После первого этапа второй этап заключался в том, что каждый сержант и офицер отвечал за определенную задачу, например, за выбор вспомогательных сил, командиров эскадрилий и выбор пилотов; к унтер-офицерам они были приписаны к начальникам технического обслуживания, снабжения, вооружения, связи, разведки, а также медицинской службы, после установления функций каждого из них была готова 1-я истребительная авиационная группа. [ 2 ]

Обучение в Панаме и США

[ редактировать ]
Истребитель-бомбардировщик P-47 — самолёт американского производства, использовавшийся несколькими ВВС союзников во время Второй мировой войны.

В январе 1944 года члены 1-й истребительной авиационной группы отправились в Орландо, штат Флорида , США, прошли 60-часовую подготовку на истребителях Curtiss P-40 Warhawk и адаптировались к стандартам ВВС США (USAAF) в Школа воздушной тактики. В марте того же года после начала обучения группа отправилась в Агуадульсе в Панаме, где командир Неро Моура получил звание подполковника; в апреле того же года группа уже усовершенствовалась до такой степени, что подразделение начало действовать самостоятельно и приняло участие в зоны Панамского канала . комплексе ЗРК [ 5 ]

После обширной подготовки, около 110 часов полета на истребителях Curtiss P-40 и специальных программ для работы в Панаме, группа вернулась в Соединенные Штаты в июне на армейский аэродром округа Саффолк в Нью-Йорке, где их представили Республике . P-47 Thunderbolt , новейший истребитель ВВС США, там группа проводила такие же тяжелые тренировки, как и в Агуадульсе, но вскоре после курса пилоты и поддержка были готовы к действию. [ 5 ]

Пилоты группы отправились на корабле в Италию и приземлились в порту Ливорно 6 октября 1944 года и предстояли пройти последнее испытание, так называемое кровное крещение; Самолеты, использовавшиеся ФАБ в войне, были взяты со склада USAAF. [ 5 ]

Кампания в Италии

[ редактировать ]
Истребитель ВВС Бразилии, поврежденный немецкими войсками.

В Итальянской кампании 1-я истребительная авиационная группа действовала совместно с 1-й эскадрильей связи и наблюдения — группой, входящей в состав артиллерийского дивизиона и имевшей целью проведение работ по регулированию артиллерийского огня, наблюдение за полем боя. огонь. боевые задачи и миссии связи, которые были интегрированы в FEB. [ 6 ]

Во время войны группа Джамбок получила это идентификационное название в городе Тарквинии, она была разделена между четырьмя отрядами, которые обозначались буквой и цифрой, группы представляли собой красный отряд (обозначался буквой А), желтый отряд ( обозначается буквой B), синяя эскадрилья (обозначается буквой C) и зеленая эскадрилья (обозначается буквой D); в феврале 1945 года желтая эскадрилья прекратила свое существование из-за малочисленности летчиков, входивших в группу, поскольку из одиннадцати летчиков эскадрильи шестеро были убиты или ранены, остальные участники присоединились к остальным эскадрильям. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

После миссий на Средиземноморском театре войска военных действий нацистские определили отступили в регион, известный как «Готская линия», где союзные войска , что идет наступление на врагов, названное « Весенним наступлением» . Состоялась встреча с руководителями каждого отряда, организованная американским командиром Нильсеном, руководителем 350-й истребительной группы 62- го истребительного авиаполка Двенадцатой воздушной армии США, которой подчинялась 1-я ГАвКа, где было сказано, что с 6 по 29 апреля эскадрильи должны были совершить максимум 44 боевых вылета против сил противника в день, при этом было проведено несколько наступательных атак на страны Оси. [ 9 ]

В ходе итальянской кампании пилоты 1-й ГАВКа совершили несколько атак на нефтеперерабатывающие заводы, склады, железнодорожные мосты, железные дороги, здания, служившие базами для противника, заводы и склады, а также нападения на жилые помещения, транспортные средства, предлагаемые и участвовавшие вместе с Бразильский экспедиционный корпус участвовал в таких сражениях, как битва при Монте-Кастелло , и, среди других сражений, всегда с целью проложить путь, чтобы союзные войска могли продвинуться к неминуемой победе, которая должна была быть одержана в итальянской кампании. [ 9 ] [ 10 ]

Многие пилоты были сбиты во время атак на немецкие войска, а многие из попавших в плен пилотов были заключены в концентрационный лагерь Нюрнберг в Германии, а затем были спасены войсками союзников; с каждым шагом союзников к победе над немцами и итальянцами пленных эвакуировали из лагерей и отправляли в более отдаленные, такие как шталаг VII-A в Моосбурге-на-Изаре , узники этого лагеря не были спасены до тех пор, пока конец войны, когда солдаты под предводительством генерала Джорджа С. Паттона прибыли в город и спасли пленных, в том числе бразильских пилотов и солдат. [ 9 ] [ 11 ]

1-я ГАВКа сбила шестнадцать самолетов, потеряв пять летчиков в боях и еще троих в результате аварий; с ноября 1944 г. по апрель 1945 г. группа прошла только 5% запланированного маршрута, но не завершила его из-за окончания войны, несмотря на это группа была ответственна за уничтожение 85% складов боеприпасов, 36% запасов боеприпасов. запасы топлива и 15% автомобилей противника за всю его 7-месячную кампанию, превзойдя ожидания как своих союзников, так и врагов, благодаря своим характеристикам он получил почетную оценку Конгресса Соединенных Штатов .

Опера Данило

[ редактировать ]

Участие 1-го ГАвКа в войне ознаменовало историю лейтенанта Данило Моуры, младшего брата командира Неро Моуры. 4 февраля 1945 года, после того как его самолет был сбит фашистской зенитной артиллерией в Италии, он спрыгнул с парашютом и выжил. Ему помогала группа итальянских партизан , которые заботились о нем, и после выздоровления лейтенант проделал путь длиной 386 км (240 миль), пройдя 24 дня и потеряв 19 кг (42 фунта), чтобы вернуться в свой город. база. Таким образом ему пришлось остаться незамеченным нацистскими базами, рассчитывая на помощь итальянского населения, ему удалось добраться до союзной базы в Пизе , где он выздоровел, а затем вернулся домой. История его выживания дала начало Опере Данило — событию, которое проводится и чествуется каждый год в День истребительной авиации, 22 апреля, в день, когда 1-я ГАвКа достигла пика своих выступлений, выполнив 44 боевых вылета, распределенных по 11 миссии. [ 12 ]

Похожие случаи

[ редактировать ]

Капитан Джоэл Миранда также был сбит во время миссии 4 февраля в Кастельфранко Венето при попытке атаковать железнодорожный мост, выполняя ту же миссию, что и Данило. Кроме того, были сбиты еще два американских пилота, но их местонахождение неизвестно. Миранду сбили, и его самолет начал загораться, из-за чего ему пришлось прыгнуть с парашютом, но когда он пошел прыгать, у него появился телефон. [ нужны разъяснения ] застрял в нем и упал рядом со своим самолетом. Потерявшись в нескольких метрах от земли, капитан раскрыл парашют, но тот ударился о землю и сломал ему руку. Он встал за помощью и, спасаясь от немецких войск, искавших летчиков, нашел мальчика, который отвез его домой. Отец мальчика отвел его к южноафриканскому солдату 8-й британской армии по имени Стив Гроув. Солдат и капитан Джоэл Миранда подружились, и Стив под прикрытием отвез Джоэла к итальянскому врачу в больницу Кампосампьеро , которая контролировалась немцами. Капитан Джоэл присоединился к группе итальянских партизан, в которую входил Гроув, где они в течение нескольких дней участвовали в партизанских действиях против немецких войск, пока Гроув не был схвачен и убит офицером СС . После нескольких акций сопротивления партизаны после окончания войны забрали его обратно на базу, где капитан отправился в английскую секретную службу, чтобы подписать документ, в котором говорилось, что он не будет раскрывать имена и даты всех людей. кто ему помог. [ 9 ]

Конец войны

[ редактировать ]

28 апреля 1945 года итальянское сопротивление захватило и казнило фашистского лидера Бенито Муссолини и других членов итальянского правительства. На следующий день была подписана капитуляция Италии, и в тот же день бразильские вооруженные силы захватили целый немецкий полк, 148-ю пехотную дивизию, в битве при Коллеккьо . 30 апреля немецкий лидер Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством, а 2 мая нацистская Германия капитулировала перед союзными войсками, положив конец Второй мировой войне в Европе. [ 13 ] [ 14 ] Многие летчики помнят тот день, так как они выполняли боевое задание и незадолго до атаки их предупредили по радио, что война окончена и атаковать больше не нужно. [ 9 ] Лейтенант Альберто Мартинс Торрес вспоминает:

Мы были на задании, пока не получили торжественно переданное радиолокационное управление... "Внимание всем частям... внимание всем частям... не нападать, не нападать. Война окончена. Летите обратно на свой базы, немедленно». В этот момент я почувствовал дрожь и начал думать о своих родителях, родителях (пилотов) погибших... короче, это был неописуемый эмоциональный кластер, и, как я всегда говорю, именно эта миссия тронула меня до глубины души. по сути, это была моя последняя миссия, и я не нападал, война закончилась, и мы больше не потеряем ни одного спутника.

- Лейтенант Альберто Торрес в документальном фильме 1999 года Senta a Pua! [ 9 ]

Вернуться в Бразилию

[ редактировать ]
Прибытие авиаторов ВВС Бразилии, 1945 год.

После капитуляции Италии и Германии в войне группа уже выполнила свою роль и не имела больше оснований продолжать боевые действия, поэтому в июне 1945 года все 26 Р-47Д, имевшиеся на вооружении 1-й истребительной авиационной группы, были вывезены на базу. сейчас это международный аэропорт Неаполя в Каподикино . Их разобрали и отправили в Неаполь , где их погрузили на корабль SS WS Jennings, который доставит их в Бразилию. Все авиаторы и члены Бразильского экспедиционного корпуса были перевезены обратно в Бразилию на американском корабле USS General MC Meigs . [ 15 ]

Для переправы между Бразилией и США в первую очередь были отправлены погибшие в бою пилоты и те, кто был спасен из лагеря военнопленных противника. Их отправляли в порядке убывания от пилотов с наибольшим количеством вылетов. Группа из 19 офицеров вылетела из Пизы в Нью-Йорк, чтобы получить новый самолет для ВСБ. Из Нью-Йорка офицеры отправились поездом в американскую столицу Вашингтон, округ Колумбия , и там их встретили военно-воздушные силы США в отеле «Шорхэм», а затем генералы Айра К. Икер и Хойт Ванденберг в Пентагоне . [ 15 ]

16 июля 1945 года в Кампу-дус-Афонсу приземлились первые пилоты 1-й истребительной авиационной группы, прибывшие с войны, в сопровождении новых FAB Thunderbolt, которых сопровождал Douglas C-47 . В последний вошли младший лейтенант Маркос Эдуардо Коэльо де Магальяйнс и первый лейтенант Роберто Брандини, которые восстанавливались после военных ранений. Корабль USS General MC Meigs , на борту которого находились остальные пилоты ФАБ и солдаты ФЭБ, прибыл в Рио-де-Жанейро 18 июля 1945 года. [ 15 ]

Героев ВСБ принял президент Жетулио Варгас , который вместе с высшим командованием ВСБ наградил национальных героев за достижения во Второй мировой войне. [ 9 ]

Пилоты, привезшие новые истребители, присоединились к остальной части группы, и вместе с войсками FEB и 1-го ELO устроили популярный парад, пункт назначения которого был на площади Праса Мауа, это мероприятие стало известно как «Парада да Витория». Члены 1-й истребительной авиационной группы находились в открытых машинах, а непосредственно за ними пехотные войска ФЭБ, празднуя победу Бразилии и возвращение героев Второй мировой войны. [ 15 ]

Послевоенное признание

[ редактировать ]

В 1986 году достижения 1-й истребительной авиационной группы в итальянской кампании были еще раз признаны, 1-я GAvCa стала третьим подразделением, не принадлежащим Вооруженным силам США, получившим Президентскую награду по запросу правительства США. о важных успехах бразильской охотничьей группы в кампании в Италии. [ 16 ] Помимо бразильского подразделения, такой чести удостоились только два других иностранных подразделения, оба из Королевских ВВС Австралии . [ 9 ] [ 12 ]

F-5M 1-й истребительной авиационной группы на авиабазе Санта-Крус.

На протяжении многих лет

[ редактировать ]

С тех пор базой 1-й истребительной авиационной группы является база ВВС Санта-Крус , расположенная в Рио-де-Жанейро в старом ангаре для цеппелинов , группа состоит из двух эскадрилий, Джамбок 1-й эскадрильи 1-й авиационной группы Каса. следуйте девизу Senta a Púa! А «Пиф-паф» 2-й эскадрильи 1-й авиационной группы Каса следуют девизу Rompe Mato! ; Кроме того, на базе размещены другие подразделения: 1-я и 2-я эскадрильи 1-й и 16-й авиационной группы, 4-я и 7-я авиационная группа и 2-я эскадрилья связи и наблюдения. [ 17 ] [ 18 ]

В 1953 году 1-й ГАвК начал эксплуатацию истребителей Gloster F-8 Meteor , которые использовались до 1968 года, когда их заменили Lockheed TF-33A T-Bird , которые эксплуатировались до 1972 года, когда начали использовать отечественные самолеты Embraer AT. -26 Ксаванте . В 1975 году подразделение также использовало истребители Northrop F-5B Freedom Fighter и F-5E Tiger II. Тогда же произошло изменение камуфляжа на действующий стандарт, при котором на правой стороне вертикального стабилизатора были добавлены знаки различия 1-й эскадрильи (Джамбок) и 2-й эскадрильи (Пиф-паф) со знаками различия 1-й эскадрильи. GAvC используется на левой стороне всех самолетов. Ее самолет Tiger II был модернизирован в рамках программы модернизации, разработанной Embraer для FAB, что значительно продлило срок службы этих самолетов. Northrop/Embraer F-5EM и F-5FM Tiger II — нынешние самолеты, используемые 1-й истребительной авиационной группой. [ 17 ] [ 18 ] [ 13 ]

С 2021 года 1-й ГАвК приступит к эксплуатации самолетов F-39 Gripen , начиная со второго полугодия. [ 12 ]

Статистическая сводка во время Второй мировой войны

[ редактировать ]
Всего операций [ 14 ]
Всего выполнено миссий 445
Всего выходов в нападении 2,546
Всего защитных выходов 4
Общий налет часов в боевых действиях 5,465
Общее количество налетных часов 6,144
Всего сброшенных бомб 4,442
Зажигательные насосы (FTI) 166
Кластерные насосы (260 фунтов (120 кг)) 16
Кластерные насосы (90 фунтов (41 кг)) 72
Насосы для сноса (1000 фунтов (450 кг)) 8
Насосы для сноса (500 фунтов (230 кг)) 4,180
Приблизительный общий тоннаж насосов 1 010
Всего боеприпасов 50 калибра 1,180,200
Всего запущено ракет 850
Всего литров израсходованного бензина 4 058 651 л (892 778 имп галлонов; 1 072 182 галлона США)
Всего операций [ 14 ]
Разрушен Поврежденный
Самолеты 2 9
Локомотивы 13 92
Моторизованный транспорт 1,304 686
Вагоны и цистерны 250 835
Бронированные автомобили 8 13
Гужевые транспортные средства 79 19
Железнодорожные и проезжие мосты 25 51
Мосты на железных и автомобильных дорогах 412
Сортировочные платформы 3
Здания, занятые противником 144 94
Лагеря 1 4
Командные пункты 2 2
Артиллерийские позиции 85 15
Размещение 3 8
Заводы 6 5
Разные объекты 125 54
Электростанции 5 4
Баки с топливом и боеприпасами 31 15
Материальные депозиты 11 1
НПЗ 3 2
Радарные станции 2
Суда 19 52
Корабли 1

История эмблемы

[ редактировать ]

Сента а Пуа! Это символ и боевой клич 1-й истребительной авиационной группы (1-й GAvCa) ВВС Бразилии, он похож на британское « Tally-ho » или французское «À la chasse». До использования в военных целях крик «Senta a púa» был разговорным выражением.

Символ Сента-а-Пуа! выставлен в Национальном музее ВВС США .

Первая десятка. Средний. Фирмино Айрес де Араужо с базы ВВС Сальвадора уже использовал это выражение, чтобы кого-то бросить. Выходец из той же базы, Тен. Средний. Руи Барбоса Морейра Лима ввел это выражение в повседневную жизнь 1-го GAvCa. И только после обучения, по направлению к Европейскому театру, кэп. Средний. Символ нарисовал Фортунато Камара де Оливейра (лицо страуса которого отсылает к чертам лица 2-го лейтенанта авиатора Педро де Лимы Мендеса). Таким образом, группа обрела идентичность, и это выражение начало набирать силу, как выразился Аустрагесило де Атайде: «Сента а Пуа: броситься против врага с решимостью, видением и желанием уничтожить его. Кто отправит пуа не придирается. Бросьте раскаленное железо и заклейте скотину».

В бою выражение использовалось для подтверждения приказа на атаку, учитывая различие слов: Пилот докладывает командиру: «Я увидел цель», на что ожидаемым ответом было бы: «Senta a púa!».

Символика герба

[ редактировать ]
  • Желто-зеленая внешняя полоса - Бразилия.
  • Страус – скорость и маневренность истребителя и желудок пилотов, которые могли принимать любую еду (отсылка к американской зарубежной еде).
  • Страусиная кепка - пилот ВВС Бразилии.
  • Щит – надежность самолета P-47 Thunderbolt и защита пилота.
  • Голубой фон и звезды - небо Бразилии с Крузейру-ду-Сул
  • Револьвер - огневая мощь самолета P-47 Thunderbolt.
  • Облако – воздушное пространство, или «пол летчика».
  • Красный фон — военное небо, враждебное
  • Осколки зенитной артиллерии противника (добавлены позже).

Известные участники

[ редактировать ]
  • Неро Моура — командир и основатель 1-й истребительной авиационной группы и покровитель истребительной авиации в Бразилии.
  • Нельсон Фрейре Лаванер-Вандерли - подполковник 1-й истребительной авиационной группы и покровитель Национальной воздушной почты.
  • Хосе Висенте Фариа Лима - член-основатель 1-й истребительной авиационной группы.
  • Хоаким Педро Сальгадо Фильо - премьер-министр воздухоплавания, первый командующий ВВС Бразилии и член-основатель 1-й истребительной авиационной группы.
  • Данило Маркес Моура - младший лейтенант, чья история выживания во Второй войне породила оперу Данило , отмечаемую каждый год в День истребительной авиации.
  • Альберто Мартинс Торрес — младший лейтенант, ответственный за невероятные достижения в битве за Южную Атлантику и основатель Transportes Aéreos Bandeirantes .
  • Руи Морейра Лима - младший лейтенант, ответственный за создание девиза 1-го GAvCa: Senta a Púa! .
  • Фортунато Камара де Оливейра - капитан, ответственный за создание эмблемы, используемой 1-м ГАвКа.
  • Роберто Пессоа Рамос - полковник и герой Второй войны. Он погиб в авиакатастрофе в Витории, Эспириту-Санту , в 1967 году, предотвратив дальнейший ущерб от аварии.
  • Джоэл Миранда - капитан и командир желтой эскадрильи, он выжил после того, как его сбили на задании, и сражался вместе с партизанами, хотя считался пропавшим без вести.
  • Хосе Ребело Мейра де Васконселос – майор авиации бригадный генерал и герой Второй мировой войны в итальянской кампании .
  • Хосе Карлос де Миранда Корреа - майор Бригадейро ду Ар и последний выживший ветеран Второй мировой войны в группе. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Senta a Púa! Откройте для себя историю бразильских ВВС во Второй мировой войне - ВВС Бразилии» . www.fab.mil.br. ​Проверено 24 марта 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Габриэль, Луис. «Как Оригенс» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  3. ^ «Начало Второй мировой войны» . Brasil Escola (на бразильском португальском языке) . Проверено 25 марта 2021 г.
  4. ^ «Senta a Púa! Откройте для себя историю бразильских ВВС во Второй мировой войне - ВВС Бразилии» . www.fab.mil.br. ​Проверено 25 марта 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Габриэль, Луис. «Подготовка к войне» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 25 марта 2021 г.
  6. ^ Залакаин, Дэниел; Пятый, Хосе Лесама; Рабасса, Грегори (1989). "Рай" . Испания (1): 164. doi : 10.2307/342703 . ISSN   0018-2133 . JSTOR   342703 . Проверено 25 марта 2021 г.
  7. ^ Габриэль, Луис. «Командная эскадрилья» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
  8. ^ Габриэль, Луис. «1-я эскадрилья истребительной группы» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я де Кастро, Эрик (1999). "Сидеть Пуа!" . На маленьком экране . Проверено 26 марта 2021 г.
  10. ^ Габриэль, Луис. «Миссии — 1944» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
  11. ^ «Знакомство с «нацистской стороной» Нюрнберга» . Считая часы (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с «75 лет участия FAB во Второй мировой войне — ВВС Бразилии» . www.fab.mil.br. ​Проверено 25 марта 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б «09 — Как родилась, выросла и живет 1-я истребительная авиационная группа» . www.abra-pc.com.br . Проверено 25 марта 2021 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Бригадный лейтенант Нельсон Фрейре Лаванер-Вандерли (2002 г.). Бразильские ВВС во Второй мировой войне (2-е изд.). СЕКОМСАЕР. п. 35. ISBN  85-89018-01-6 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Габриэль, Луис. «Вольта Пара Каса» . www.sentandoapua.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 25 марта 2021 г.
  16. ^ «Синопсис и кредиты» . 10 декабря 2004 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2004 года . Проверено 28 сентября 2018 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Бразильские ВВС» . www.spotter.com.br . Проверено 25 марта 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б Перейра, Автор: Рикардо. «18 декабря 2013 года!!! 70 лет Истребительной эскадрилье» . Проверено 25 марта 2021 г.
  19. ^ «Умер последний летчик-ветеран Второй мировой войны бригадный майор Миранда Корреа» (Пресс-релиз) (на португальском языке). Бразильские ВВС. 16 сентября 2013 года . Проверено 3 ноября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6409999ebfa80782b5e69e7479fac893__1719275640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/93/6409999ebfa80782b5e69e7479fac893.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1st Brazilian Fighter Squadron - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)