Великое патоковое наводнение
Дата | 15 января 1919 г |
---|---|
Время | Примерно 12:30. |
Расположение | Бостон, Массачусетс , США |
Координаты | 42 ° 22'06,6 дюйма с.ш. 71 ° 03'21,2 дюйма з.д. / 42,368500 ° с.ш. 71,055889 ° з.д. |
Причина | цилиндра под напряжением Выход из строя |
Летальные исходы | 21 |
Несмертельные травмы | 150 раненых |
Великое патоковое наводнение , также известное как Бостонская патоковая катастрофа . [ 1 ] [ 2 ] [ а ] Катастрофа произошла в среду, 15 января 1919 года, в районе Норт-Энд в Бостоне , штат Массачусетс .
Большой резервуар для хранения, наполненный 2,3 миллиона галлонов США (8700 кубических метров). [ 4 ] патоки весом примерно [ б ] 13 000 коротких тонн (12 000 метрических тонн) взорвались, и образовавшаяся волна патоки пронеслась по улицам со скоростью примерно 35 миль в час (56 километров в час), убив 21 человека и ранив 150. [ 5 ] Это событие вошло в местный фольклор, и жители спустя десятилетия сообщали, что в жаркие летние дни в этом районе все еще пахло патокой. [ 5 ] [ 6 ]
Наводнение
[ редактировать ]Патоку можно ферментировать для получения этанола , активного ингредиента алкогольных напитков и ключевого компонента боеприпасов. [ 7 ] : 11 Катастрофа произошла на предприятии Purity Distilling Company по адресу 529 Commercial Street, недалеко от площади Киани. Компания хранила там значительное количество патоки, которая использовала резервуар на Коммершл-стрит у гавани для разгрузки патоки с кораблей и хранения ее для последующей транспортировки по трубопроводу на завод по производству этанола Purity, расположенный между Уиллоу-стрит и Эверетиз-Уэй в Кембридже, штат Массачусетс . Резервуар для патоки имел высоту 50 футов (15 метров) и диаметр 90 футов (27 м) и вмещал 2,3 миллиона галлонов США (8700 м3). 3 ).
15 января 1919 года температура в Бостоне поднялась выше 40 градусов по Фаренгейту (4 градуса по Цельсию), быстро поднявшись по сравнению с холодными температурами предыдущих дней. [ 7 ] : 91, 95 а накануне корабль доставил свежую партию патоки, которую нагрели, чтобы уменьшить ее вязкость перед перевалкой. [ 8 ] Возможно, из-за теплового расширения более старой и холодной патоки, уже находившейся внутри резервуара, резервуар лопнул и рухнул примерно в 12:30 . Свидетели сообщили, что они почувствовали, как тряслась земля, и услышали рев при ее обрушении, долгий грохот, похожий на проезжающий надземный поезд ; другие сообщали об огромном грохоте, глубоком рычании, «урагане, похожем на раскат грома! » и звуке, похожем на пулеметный звук, когда заклепки вылетали из танка. [ 7 ] : 92–95
Плотность патоки составляет около 1,4 метрических тонны на кубический метр (12 фунтов на галлон США), что на 40 процентов плотнее воды, в результате чего патока обладает большой потенциальной энергией . [ 9 ] В результате обрушения эта энергия превратилась в волну патоки высотой 25 футов (8 м) на пике. [ 10 ] двигаясь со скоростью 35 миль в час (56 км/ч). [ 5 ] [ 6 ] Волна имела достаточную силу, чтобы ударить стальные панели взорвавшегося резервуара о балки соседней Бостонской надземной железной дороги на Атлантик-авеню. конструкции [ 11 ] и на мгновение сбить трамвай с рельсов Эль. Стивен Пулео описывает, как близлежащие здания были снесены с фундамента и разрушены. Несколько блоков были затоплены на глубину от 2 до 3 футов (от 60 до 90 см). Пулео цитирует репортаж Boston Post :
Патока по пояс покрывала улицу, кружилась и пузырилась вокруг обломков [...] То тут, то там боролась какая-то фигура - невозможно было сказать, было ли это животное или человеческое существо. Только переворот, метание в липкой массе показало, где была жизнь [...] Лошади умирали, как мухи на липкой липучке. Чем больше они боролись, тем глубже они попадали в ловушку. Люди – мужчины и женщины – пострадали так же. [ 7 ] : 98
Газета Boston Globe сообщила, что люди «были подхвачены порывом воздуха и отброшены на много футов». В других в них швыряли обломки из потока сладко пахнущего воздуха. Грузовик был схвачен и брошен в Бостонскую гавань . После первой волны патока стала вязкой, что усугублялось низкими температурами, заманивая в ловушку тех, кто попал в волну, и еще больше затрудняя их спасение. [ 9 ] Около 150 человек получили ранения, 21 человек и несколько лошадей погибли. Некоторые были раздавлены и утоплены патокой или обломками, которые она несла внутри. [ 12 ] Среди раненых были люди, лошади и собаки; Приступы кашля стали одним из самых распространенных недугов после первого взрыва. Эдвардс Парк описал опыт одного ребенка в статье для Смитсоновского института в 1983 году :
Антоний ди Стазио, шедший домой со своими сестрами из школы Микеланджело, был подхвачен волной и понесен, кувыркаясь на ее гребне, как если бы он занимался серфингом. Затем он приземлился, и патока покатила его, как гальку, по мере того как волна уменьшалась. Он услышал, как мать окликнула его по имени, и не смог ответить, его горло было забито удушающей слизью. Он потерял сознание, затем открыл глаза и увидел, что на него смотрят три из четырех его сестер. [ 6 ]
Последствия
[ редактировать ]Первыми на место происшествия прибыли 116 курсантов под руководством лейтенанта-коммандера Х. Дж. Коупленда с военного корабля США « Нантакет» , учебного корабля Массачусетской морской школы (ныне Массачусетская морская академия ), стоявшего неподалеку у причала детской площадки. [ 13 ] Курсанты пробежали несколько кварталов в сторону места происшествия и вошли по колено в поток патоки, чтобы вытащить выживших, в то время как другие старались не дать любопытным зрителям помешать спасателям. Вскоре прибыл персонал бостонской полиции, Красного Креста, армии и флота. Некоторые медсестры Красного Креста ныряли в патоку, а другие оказывали помощь раненым, согревая их и кормя измученных рабочих. Многие из этих людей работали всю ночь, а раненых было так много, что врачи и хирурги устроили импровизированный госпиталь в соседнем здании. Спасателям было трудно пробраться через сироп, чтобы помочь пострадавшим, и прошло четыре дня, прежде чем они прекратили поиски; многие из мертвецов были настолько покрыты патокой, что их было трудно узнать. [ 6 ] Другие жертвы были перенесены в Бостонскую гавань и были найдены через три-четыре месяца после катастрофы. [ 12 ]
После аварии 119 жителей подали коллективный иск против Американской промышленной алкогольной компании (USIA). [ 14 ] которая купила Purity Distilling в 1917 году. Это был один из первых коллективных исков в Массачусетсе, который считается важной вехой на пути к современному корпоративному регулированию. [ 15 ] В компании заявили, что танк взорвали анархисты [ 7 ] : 165 потому что часть произведенного алкоголя должна была использоваться для изготовления боеприпасов, но назначенный судом аудитор после трех лет слушаний признал ответственность ЮСИА, и компания в конечном итоге выплатила 628 000 долларов в качестве компенсации за ущерб. [ 15 ] (11 миллионов долларов в 2023 году с поправкой на инфляцию [ 16 ] ). Сообщается, что родственники убитых получили около 7000 долларов за каждую жертву (что эквивалентно 123 000 долларов в 2023 году). [ 6 ]
Очистка
[ редактировать ]Бригады по уборке использовали соленую воду с пожарного катера, чтобы смыть патоку, и песок, чтобы поглотить ее. [ 17 ] и гавань до лета была коричневой от патоки. [ 18 ] Уборка прилегающей территории заняла несколько недель. [ 19 ] несколько сотен человек внесли свой вклад в эти усилия, [ 7 ] : 132–134, 139 [ 15 ] и на уборку остальной части Большого Бостона и его пригородов ушло больше времени. Спасатели, команды по уборке и экскурсанты отслеживали патоку на улицах и разбрасывали ее по платформам метро, на сиденья в поездах и трамваях, в телефонные трубки-автоматы, в дома, [ 6 ] [ 7 ] : 139 и в бесчисленное множество других мест. Сообщалось, что «все, к чему прикасался бостонец, было липким». [ 6 ]
Погибшие
[ редактировать ]Имя | Возраст | Занятие |
---|---|---|
Патрик Брин | 44 | Рабочий (Брусчатка Норт-Энд) |
Уильям Броган | 61 | Водитель |
Бриджит Клогерти | 65 | Домохозяйка |
Стивен Клогерти | 34 | Безработный |
Джон Каллахан | 43 | Асфальтоукладчик (Брусчатка Норт-Энд) |
Мария Ди Стасио | 10 | Ребенок |
Уильям Даффи | 58 | Рабочий (Брусчатка Норт-Энд) |
Питер Фрэнсис | 64 | Кузнец (Брусчатка Норт-Энда) |
Фламинио Галлерани | 37 | Водитель |
Паскуале Янтоска | 10 | Ребенок |
Джеймс Дж. Кеннелли | 48 | Рабочий (Брусчатка Норт-Энд) |
Эрик Лэрд | 17 | Водитель |
Джордж Лейхе | 38 | Пожарный (Двигатель 31) |
Джеймс Леннон | 64 | Водитель / Машинист |
Ральф Мартин | 21 | Водитель |
Джеймс МакМаллен | 46 | Бригадир, Bay State Express |
Сезар Николо | 32 | Экспрессмен |
Томас Нунан | 43 | Грузчик |
Питер Шонесси | 18 | Водитель |
Джон М. Зайберлих | 69 | Кузнец (Брусчатка Норт-Энда) |
Майкл Синнотт | 78 | Мессенджер |
[ 7 ] : 239 [ 13 ] [ 20 ] |
Причины
[ редактировать ]Катастрофе могло способствовать несколько факторов. Первый фактор заключается в том, что резервуар мог дать течь с самого первого дня его наполнения в 1915 году. [ 21 ] [ 22 ] Резервуар также был плохо сконструирован и недостаточно проверен, а выделение углекислого газа могло привести к повышению внутреннего давления из-за брожения в резервуаре. Теплая погода накануне способствовала увеличению этого давления, поскольку за этот период температура воздуха выросла с 2 до 41 ° F (от -17 до 5,0 ° C). Авария произошла из-за крышки люка возле основания резервуара, и усталостная трещина там, возможно, разрослась до критичности.
С тех пор, как он был построен несколько лет назад, резервуар был заполнен до отказа всего восемь раз, в результате чего стены подвергались периодической циклической нагрузке. Некоторые авторы утверждают, что Purity Distilling Company пыталась обойти запрет на гонки. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] поскольку 18-я поправка была ратифицирована на следующий день (16 января 1919 г.) и вступила в силу год спустя. [ 26 ] Расследование после катастрофы показало, что Артур Джелл, казначей ЮСИА, пренебрег основными проверками безопасности при надзоре за строительством резервуара, такими как заполнение его водой, недостаточной для проверки на наличие утечек, и игнорировал предупреждающие знаки, такие как стоны каждый раз, когда резервуар был наполнен. . У него не было ни архитектурного, ни инженерного опыта. [ 5 ] [ 9 ] Наполненный патокой резервуар протекал настолько сильно, что его покрасили в коричневый цвет, чтобы скрыть утечку. Местные жители собирали вытекшую патоку для своих домов. [ 27 ] В ходе расследования, проведенного в 2014 году с применением современного инженерного анализа, было установлено, что толщина стали была вдвое меньше, чем должна была быть для резервуара такого размера, даже при более низких стандартах, которые существовали в то время. Другая проблема заключалась в том, что в стали не хватало марганца , и в результате она становилась более хрупкой. [ 28 ] танка Заклепки также, по всей видимости, были неисправны, и сначала в отверстиях для заклепок образовались трещины. [ 5 ]
В 2016 году группа ученых и студентов Гарвардского университета провела обширные исследования катастрофы, собрав данные из многих источников, включая газетные статьи 1919 года, старые карты и сводки погоды. [ 29 ] Студенты-исследователи также изучили поведение холодного кукурузного сиропа, затопившего масштабную модель пострадавшего района. [ 30 ] Исследователи пришли к выводу, что сообщения о высокой скорости наводнения заслуживают доверия. [ 30 ]
За два дня до катастрофы в резервуар добавили более теплую патоку, чтобы снизить вязкость жидкости. Когда резервуар разрушился, жидкость быстро остыла по мере своего распространения, пока не достигла зимних вечерних температур Бостона, и вязкость резко возросла. [ 31 ] Гарвардское исследование пришло к выводу, что патока быстро остывала и густела, распространяясь по улицам, что затрудняло попытки освободить жертв до того, как они задохнутся. [ 29 ] [ 30 ] [ 32 ]
Площадь сегодня
[ редактировать ]Компания United States Industrial Alcohol не восстанавливала резервуар. Территория, ранее занимаемая резервуаром для патоки и компанией North End Paving Company, стала двором для Бостонской надземной железной дороги (предшественника Транспортного управления Массачусетского залива ). Сейчас на этом месте находится принадлежащий городу развлекательный комплекс, официально названный «Лангоне-Парк» , с бейсбольным полем Малой лиги , игровой площадкой и площадками для игры в бочче . [ 33 ] Сразу на востоке находится более крупный парк Пуополо с дополнительными местами отдыха. [ 34 ]
Небольшая мемориальная доска у входа в парк Пуополо, установленная Бостонским обществом, увековечивает эту катастрофу. [ 35 ] Мемориальная доска под названием «Бостонское наводнение патокой» гласит:
15 января 1919 года резервуар с патокой на Коммерческой улице, 529 взорвался под давлением, в результате чего погиб 21 человек. 40-футовая волна патоки погнула надземные железнодорожные пути, разрушила здания и затопила окрестности. Причиной катастрофы стали структурные дефекты резервуара в сочетании с не по сезону высокими температурами.
С тех пор авария стала основой местной культуры не только из-за ущерба, нанесенного наводнением, но и из-за сладкого запаха, который наполнял Норт-Энд в течение десятилетий после катастрофы. [ 6 ] По словам журналиста Эдвардса Парка, «запах патоки на протяжении десятилетий оставался отличительной, безошибочно узнаваемой атмосферой Бостона». [ 6 ]
15 января 2019 года, к 100-летнему юбилею события, состоялось торжественное мероприятие, посвященное памяти. Для определения точного местоположения танка с 1919 года использовался георадар. [ 36 ] Бетонная плита основания резервуара остается на месте примерно на 20 дюймов (51 см) ниже поверхности бейсбольного ромба в парке Лангоне . Участники церемонии встали в круг, обозначающий край резервуара. Вслух было зачитано 21 имя тех, кто погиб в результате наводнения. [ 37 ] [ 38 ]
Многие законы и постановления, регулирующие строительство, были изменены непосредственно в результате катастрофы, включая требования о надзоре со стороны лицензированного архитектора и инженера-строителя . [ 9 ] [ 39 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Песня The Darkest of the Hillside Thickets "Great Molasses Disaster" посвящена наводнению, а их официальный видеоклип включает в себя множество фотографий последствий. [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хинриксен, Эрик (8 сентября 2010 г.). «Бостонская катастрофа с патокой: причины взрыва резервуара с патокой» . Яркий Хаб . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ « Катастрофа с патокой» представлена на «Вечере в 74 года» . Бикон Хилл Таймс . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Келли, Кейт (8 января 2012 г.). «Бостонская патока » . Америка оживает . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ «Великое патоковое наводнение: США отмечают 100 лет с тех пор, как смертельная волна патоки разрушила часть Бостона» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Ассошиэйтед Пресс . 14 января 2019 года . Проверено 18 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сон, Эмили (15 января 2019 г.). «Почему Великое патоковое наводнение было таким смертоносным» . Канал «История» . Телевизионные сети A&E . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Парк, Эдвардс (ноябрь 1983 г.). «Без предупреждения патока в январе хлынула над Бостоном» . Смитсоновский институт . 14 (8): 213–230 . Проверено 24 марта 2013 г. Перепечатано в Eric Postpischil's Domain , «Страницы катастрофы Эрика Постпишила, статья Смитсоновского института», 14 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пулео, Стивен (2004). Темный прилив: Великое Бостонское патоковое наводнение 1919 года . Маяк Пресс. ISBN 0-8070-5021-0 .
- ^ «100 лет спустя: уроки патокового наводнения в Бостоне 1919 года» . www.wbur.org . 15 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кесслен, Бен (14 января 2019 г.). «Великое Бостонское патоковое наводнение 1919 года убило 21 человека после извержения резервуара емкостью 2 миллиона галлонов» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 14 января 2019 г.
- ^ Джабр, Феррис (17 июля 2013 г.). «Наука о Великом патоковом наводнении» . Научный американец . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ Парк, Эдвардс (19 декабря 2018 г.). «Без предупреждения патока в январе хлынула над Бостоном» . edp.org . Проверено 24 марта 2019 г.
[Я] представляю, что примерно 14 000 тонн густой, липкой жидкости разрастаются. Он покинул разорванный резервуар удушающей коричневой волной высотой 15 футов, сметая все, что стояло на его пути. Одна стальная секция танка была отброшена через Коммершл-стрит, аккуратно сбив одну из стоек, поддерживающих «Эль».
- ^ Jump up to: а б Бьюэлл, Спенсер (12 января 2019 г.). «Анархисты, лошади, герои: 12 вещей, которые вы не знали о Великом наводнении патоки в Бостоне» . Бостонский журнал . Проверено 14 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «12 человек погибли в результате взрыва резервуара с патокой» (PDF) . The New York Times (опубликовано 16 января 1919 г.). 15 января 1919 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 30 мая 2008 г.
- ^ Эндрюс, Эван (16 мая 2023 г.). «Великое патоковое наводнение 1919 года» . ИСТОРИЯ . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Бетанкур, Сара (13 января 2019 г.). «Великое Бостонское патоковое наводнение: почему странная катастрофа имеет значение сегодня» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 14 января 2019 г.
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Великая Бостонская патоковая катастрофа 1919 года» . Час . Юнайтед Пресс Интернешнл. 17 января 1979 года.
- ^ Эндрюс, Эван (13 января 2017 г.). «Великое патоковое наводнение 1919 года» . Канал «История» . Телевизионные сети A&E . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ Мейсон, Джон (январь 1965 г.). «Патоковая катастрофа 15 января 1919 года» . Янки . Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года . Проверено 21 марта 2005 г. Перепечатано в Eric Postpischil's Domain , «Страницы катастрофы Эрика Постписчила, статья журнала Yankee Magazine», 14 июня 2009 г. Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Дуайер, Диалинн (13 января 2019 г.). « От волны не было спасения»: это 21 жертва Великого Бостонского патокового наводнения» . Бостон.com . Проверено 14 января 2019 г.
- ^ Барри, Куан (26 сентября 2004 г.). Спорные вещи . Издательство Питтсбургского университета. дои : 10.2307/j.ctt5vkg3w . ISBN 978-0-8229-8015-5 .
- ^ Бирнбаум, Эми. (2019). Великое патоковое наводнение: 100 лет назад в одном из крупнейших городов Америки произошла странная катастрофа. Scholastic News (Explorer Ed.), 81 (11), 4.
- ^ Пулео, Стивен (2010). Темный прилив: Великое патоковое наводнение 1919 года . Маяк Пресс. п. 79. ИСБН 9780807096673 .
Любой сбой в работе резервуара мог оказаться катастрофическим для его плана обойти сухой закон и как можно быстрее производить алкоголь на винокурне в Восточном Кембридже.
- ^ Стэнли, Роберт (1989). «Сноска к истории». Янки . 53 : 101.
В январе 1919 года Бостонская компания Purity Distilling Company, производитель высококачественного рома, работала в три смены в день в тщетной попытке обойти национальный сухой закон.
- ^ Сильверман, Стив (2001). Холодильник Эйнштейна: и другие истории с обратной стороны истории . Эндрюс МакМил. п. 37. ИСБН 978-0-7407-1419-1 .
Сначала считалось, что цистерна была переполнена из-за надвигающейся угрозы Сухого закона.
- ^ Стрейссгут, Томас (2009). Ревущие двадцатые . Информационная база. п. 13. ISBN 978-1-4381-0887-2 .
- ^ Адамс, Сесил (31 декабря 2004 г.). «Бостон когда-то был буквально залит патокой?» . Прямой наркотик . Чикагский читатель . Проверено 16 декабря 2006 г.
- ^ Шворм, Питер (15 января 2015 г.). «Почти столетие спустя появилось новое понимание причины Великого патокового наводнения 1919 года» . Бостон Глобус . Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Медленно, как патока? Объяснение сладкой, но смертельной катастрофы 1919 года» . Бостон.com . Ассошиэйтед Пресс. 24 ноября 2016 года . Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Макканн, Эрин (26 ноября 2016 г.). «Разгадка тайны смертоносного «цунами патоки» 1919 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ «Патока создает неприятную ситуацию» . АльфаГалилео . 17 ноября 2016 г. Проверено 25 ноября 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Шарп, Николь; Кеннеди, Джордан; Рубинштейн, Шмуэль (21 ноября 2016 г.). «Резюме: L27.00008: В море липкой патоки: физика Бостонского патокового наводнения» . Бюллетень Американского физического общества . 61 (20) . Проверено 25 ноября 2016 г.
- ^ Харрис, Патрисия; Лион, Дэвид (2004). Бостон: Путеводитель по уникальным местам . Глобус Пекот Пресс. стр. 63–64. ISBN 0-7627-3011-0 .
- ^ «Куда пойти: Центр города/Норт-Энд» . Ассоциация Бостонской гавани. Архивировано из оригинала 13 сентября 2013 года . Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ Окер, JW (2010). Гримпендиум Новой Англии . Вудсток, Вирджиния: The Countryman Press. п. 97. ИСБН 978-0-88150-919-9 .
- ^ Стейнберг, Джон М. (14 января 2019 г.). «Результаты геофизических исследований в парке Лангоне: 100 лет со времени Великого патокового наводнения» . Блог Fiske Center . Центр археологических исследований Фиске при Массачусетском университете в Бостоне . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Суини, Эмили (15 января 2019 г.). «Официальные лица Бостона помнят Великое патоковое наводнение, произошедшее 100 лет спустя» . Бостон Глобус . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Адамг (15 января 2019 г.). «Собрание вокруг резервуара с патокой, чтобы почтить память его жертв» . Бостон, Массачусетс . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Дюрсо, Фред (1 мая 2011 г.). «Великое Бостонское патоковое наводнение» . Журнал НФПА . Архивировано из оригинала 18 марта 2019 года . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Великая патоковая катастрофа в самых темных зарослях на склоне холма» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пулео, Стивен (2004). Темный прилив: Великое Бостонское патоковое наводнение 1919 года . Бостон: Beacon Press . ISBN 0-8070-5021-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бостонская публичная библиотека . Фотографии, связанные с мероприятием, на Flickr. Многие фразы являются прямыми цитатами.
- Великое Бостонское наводнение патокой 1919 года , четырехминутный аудиорассказ в The American Storyteller Radio Journal
- Интервью со Стивеном Пулео, автором книги из «Дальнейшего чтения»
- Патоковое наводнение 1919 года. Архивировано 3 января 2011 г. в Wayback Machine.
- «Сцены на залитых патокой улицах Бостона» , из Washington Times , 18 января 1919 г.
- 100 лет назад на Норт-Энд Бостона обрушилась смертельная волна патоки (фото)
- Великое патоковое наводнение 1919 года было самой странной катастрофой в Бостоне (рассказ с дополнительными фотографиями)
- 1910-е годы в Бостоне
- Катастрофы 1919 года в США.
- 1919 год в Массачусетсе.
- Промышленные катастрофы 1919 года
- Культурная история Бостона
- Катастрофы в Бостоне
- Инженерные неудачи
- Экологические катастрофы в США
- Наводнения в США
- Катастрофы в пищевой промышленности
- Промышленные аварии и инциденты в США
- События января 1919 года в США.
- Патока
- Норт-Энд, Бостон