Сирил Биссетт

Сирил Биссет (1795–1858) — французский аболиционист , политик и издатель. Свободный цветной человек ( homme de couleur ) с Мартиники , его радикальная деятельность и публикации активизировали движение за отмену рабства во Франции и ее колониях. [1] Он представлял Мартинику в Национальном собрании Франции с 1848 по 1851 год.
Жизнь
[ редактировать ]Биссетт родился 9 июля 1795 года в Форт-Рояле (ныне Фор-де-Франс ), Мартиника . В расовой классификации того времени он считался мулатом . [2] Говорили, что он был родственником , жены Наполеона I. Жозефины [3] Источники различаются в зависимости от точных семейных отношений: он, возможно, был ребенком внебрачного сына Жозефа Ташера де ла Пажери, отца Жозефины. [4] или его мать могла быть внебрачной дочерью члена семьи Ташер де ла Пажери. [5]
Биссетт был торговцем и рабовладельцем в начале своей карьеры, но стал радикальным из-за собственного ареста и приговора за защиту прав - спора, который стал известен как l'affaire Bissette . [6]
Биссетт умер в Париже 22 января 1858 года.
Политическая деятельность
[ редактировать ]Биссетт был лидером усилий по отмене рабства во французских колониях . Он был замешан в так называемом «деле Биссетта», чья деятельность по борьбе с рабством примерно в это время начинает приобретать радикальный характер. [1]
Последствия наполеоновских войн поставили под угрозу статус освобожденных рабов и свободных цветных людей во французских колониях. Некоторые чернокожие мужчины и мулаты были освобождены для службы в милиции в первом десятилетии XIX века. Но позже цветные люди могут оказаться вынуждены пойти на службу или снова порабощены, потому что им не удалось доказать свой статус так, чтобы это удовлетворило нынешние власти, пытающиеся восстановить бывший колониальный режим. В 1822 году эти обстоятельства привели к восстанию рабов на Мартинике и, в свою очередь, к более строгим «мерам безопасности», которые затронули как свободных цветных людей, так и тех, кто был сомнительно порабощен. [7] В домах свободных людей обыскивались материалы, направленные против рабства. [8] Биссетт был одним из трех свободных цветных людей, арестованных во время репрессий за хранение политической брошюры, агитирующей против потери прав своего народа. [9]
После осуждения в 1824 году имущество Биссетта и двух его друзей было конфисковано, приговорено к пожизненному заключению в качестве галерного раба и заклеймено буквами GAL. [10] Затем их депортировали в Париж. [11] Жестокость приговора потрясла либеральные чувства в мегаполисе, и дело стало знаменитым . [12] Судебное дело продолжалось в судах до 1827 года, когда окончательный приговор оправдал всех участников, кроме Биссетта. [13] Кампания поддержки в конечном итоге привела к его помилованию и освобождению из тюрьмы. [14]
Биссетт был ведущей фигурой на протяжении 1840-х годов в движении, которое привело к отмене рабства во Франции в 1848 году. [15] Но хотя Биссет активно выступал за отмену рабства, он не принадлежал к Société pour l'Abolition de l'Esclavage (Обществу за отмену рабства), возможно, потому, что он чувствовал себя нежеланным или потому, что он не мог позволить себе абонентскую плату, которую общество платило за отмену рабства. богатые участники платили. [16] Ему запретили давать показания перед Парламентской комиссией по эмансипации, очевидно, из-за его цвета кожи. [17]
В августе 1848 года Биссетт был одним из двух цветных мужчин, избранных представлять карибские колонии во французском парламенте . [18] предоставила французским колониям представительство в Национальном собрании Французская конституция 1848 года на основе всеобщего избирательного права (которое фактически исключало женщин). Биссетт представлял Мартинику. [19] мулат-артиллерийский офицер Франсуа Перринон представлял Гваделупу . [20]
Литературная деятельность
[ редактировать ]Биссетт основал журнал Revue des Colonies в 1834 году в Париже. [21] — возможно, первый журнал, издаваемый в Европе лицом африканского происхождения. [22] Он сообщил об активности против рабства и гражданских прав на Французских Антильских островах и о боевых действиях на Мартинике. [23] В первом выпуске Биссетт похвалил Хартию Иль , закон 1833 года, согласно которому «свободным людям всех цветов кожи» были предоставлены полные политические и гражданские права, отметив при этом, что «колонии до сих пор сталкивались с великими принципами филантропии только как что касается реальной практики свободы, забудьте об этом». [24] В дополнение к аргументам аболиционистов, Биссетт публиковал новости об ужасах рабства, профили успешных людей африканского происхождения и восхваления гаитянской революции . [25] Он помог продолжить литературную карьеру чернокожих интеллектуалов, таких как гаитянские писатели Игнас Нау и Бове Леспинасс ; поэт и политик Мартиникеа Пьер-Мари Пори-Папи ; и новоорлеанский драматург Виктор Сежур . [26] Жозеф Сен-Реми , уроженец Гваделупы, писал для журнала биографические очерки гаитянских писателей. После того, как «Ревю» закрылось в 1842 году, Биссетт продолжал писать и делать публичные заявления от имени своего дела. [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ширли Элизабет Томпсон, Изгнанники дома: борьба за то, чтобы стать американцем в креольском Новом Орлеане (Harvard University Press, 2009), стр. 153; Кэролайн Велленга Берман, Креольские переходы: домашняя фантастика и реформа колониального рабства (Cornell University Press, 2006), стр. 111.
- ^ Робин Блэкберн, Свержение колониального рабства, 1776–1848 (Verso, 1988), стр. 492.
- ^ Томпсон, Изгнанники дома, с. 153.
- ^ Сахар и рабство, Семья и раса: Письма и дневник Пьера Дессаля, плантатора на Мартинике, 1808-1856 (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 52.
- ^ Сара Э. Джонсон, Страх перед французскими неграми: трансколониальное сотрудничество в революционной Америке (Калифорнийский университет Press, 2012), стр. 237, примечание 8.
- ^ Джонсон, Страх перед французскими неграми, стр. 162–163.
- ^ Берман, Креольские переходы, с. 111; Блэкберн, Свержение колониального рабства , с. 477.
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 477.
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 477; Берман, Креольские переходы, с. 111. Брошюра называлась «De la situ des gens de couleur libres aux Antilles françaises » («О положении свободных цветных людей на Французских Антильских островах »).
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 478.
- ^ Томпсон, Изгнанники дома , с. 153.
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 478.
- ^ Берман, Креольские переходы, с. 111.
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 484.
- ^ Кэрин Коссе Белл, Революция, романтизм и афро-креольская традиция протеста в Луизиане 1718–1868 (издательство Государственного университета Луизианы, 1997), стр. 96.
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 492.
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 514, примечание 26.
- ^ Марика Шервуд , «Африканцы в Европе», в Энциклопедии мировых меньшинств под редакцией Карла Скутча (Routledge, 2005), стр. 33.
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 499.
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 499.
- ^ Томпсон, Изгнанники дома , с. 153.
- ^ Шервуд, «Африканцы в Европе», с. 33.
- ^ Блэкберн, Свержение колониального рабства, стр. 485.
- ^ Берман, Креольские переходы, с. 112.
- ^ Белл, Революция, романтизм и афро-креольская протестная традиция , с. 95.
- ^ Белл, Революция, романтизм и афро-креольская протестная традиция, с. 96.
- ^ Белл, Революция, романтизм и афро-креольская протестная традиция, с. 96.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лоуренс К. Дженнингс, «Сирил Биссетт, радикальный черный французский активист», French History 9 (1995).