Olesya (novel)
Автор | Alexander Kuprin |
---|---|
Оригинальное название | Олеся |
Язык | Русский |
Издатель | Киевлянин (1898) |
Дата публикации | 1898 |
Место публикации | Российская Империя |
Тип носителя | печать ( в твердом и мягком переплете ) |
«Олеся газете — , » повесть Александра Куприна написанная в конце 1897 — начале 1898 года и выходившая в «Киевлянин» с 30 октября по 17 ноября 1898 года . «Олеся» , самое известное произведение его «Полесского цикла», во многом способствовало укреплению литературной репутации Куприна и обеспечило его переезд в Санкт-Петербург . [1]
По словам куприноведа Николая Лукера, «Олеся - самая очаровательная из деревенских сказок Куприна. Хотя изначально «Волынь эта поэтическая история о любви городского интеллектуала и красивой деревенской девушки задумывалась как часть цикла и Полесье», она расширилась. в полноценную повесть, значение которой намного превосходит значение других региональных сказок». [2] Рассказ был одним из любимых Куприна. Упоминая однажды и об Олесе , и о своем более позднем произведении «Река жизни», он сказал: «В ней и жизнь, и свежесть, и... больше моей души, чем в других моих сказках». [3]
Фон
[ редактировать ]В 1897 году Куприн отправился сначала в Волынскую губернию на северо-западе Украины , где работал управляющим имением, а затем в Полесье на юге Белоруссии . Зимой 1897-1898 годов он переехал в Рязанскую губернию, где Олеся и была написана . Самыми полезными в своей жизни Куприн считал несколько месяцев, проведенных на Волыни и Полесье. [1] «Там я впитал свои самые сильные, благородные, обширные и плодотворные впечатления... и познал русский язык и пейзаж», - вспоминал он. [2]
История автобиографична. «Все это случилось со мной», — загадочно писал Куприн под конец жизни. [4]
История
[ редактировать ]Впервые «Олеся» была опубликована в газете «Киевлянин» (№ 300, 301, 304, 305–308, 313–315, 318) в конце 1898 года (30 октября – 17 ноября). Оригинальный вариант произведения, озаглавленный «Из воспоминаний о Волыни», вышел с предисловием, в котором утверждалось, что именно эту историю рассказал автору уже старик Иван Тимофеевич Порошин, вспоминая свою юношескую любовь к "настоящая полесская волшебница" Олеся. [1]
В 1905 году роман вышел отдельным изданием, изданным издательством М. О. Вольфа в Санкт-Петербурге , в составе серии «Библиотека русских и иностранных авторов» (выпуски 18 и 19). За это Куприн убрал введение, но в остальном этот второй вариант ничем не отличался от первоначального. [1]
В 1908 году Олеся была включена в первое издание «Сочинений А.И.Куприна» , вышедшее в Московском книжном издательстве. Здесь Куприн убрал сноски, поясняющие детали местного диалекта, и заменил несколько иностранных слов их русскими аналогами. Из нескольких мелких дополнений следует отметить одно: к словам Ярмолы, описывающим Мануйлиху (бабушку Олеси) "...но она все равно была чужая, из Кацапсов " - "...а может быть, и из цыган ". добавлено [1]
Споры
[ редактировать ]Опубликованное в «Русском Богатстве» (№ 9, сентябрь 1898 г.), «Глубина» задумывалось как первое произведение цикла, за которым последует Олеся . Но последний не был принят журналом, и Куприн был вынужден поместить его в другом месте, окончательно выпустив в 1898 году в «Киевляне» . («Оборотень» был напечатан в «Одесских новостях» в 1901 году, и эта задержка оставила весь цикл незавершенным.) [2]
Причину отказа Олесе в «Русском Богатстве» так и не объяснили. «Можно предположить, что руководители журнала были не согласны с тем, как там была изображена крестьянская толпа (пытавшаяся линчевать Олесю). Изображение деревенских людей как невежественной, агрессивной и жестокой толпы полностью противоречило народническим идеям, «Русское Богатство» на которых стояло . время распространяется", - предположил биограф И.Питляр. [1]
Краткое содержание
[ редактировать ]Иван Тимофеевич ищет восстановительного мира в Полесье, но получает лишь нестерпимую скуку, от которой перспектива встречи с настоящей ведьмой предлагает долгожданное развлечение. Однажды, заблудившись в лесу, он натыкается на хижину, где живут старуха и ее внучка, ненавидимые и боящиеся в деревне за якобы колдовство. Рассказчик, глубоко заинтригованный и тронутый естественной красотой, умом, проницательностью и даже некоторыми сверхъестественными талантами девушки, становится частым гостем, во многом к неудовольствию старухи. Иван и Олеся становятся близкими друзьями, а затем любовниками, разделяющими глубокую и страстную взаимную привязанность, с самого начала обреченную - как и предсказывали ей карты Олеси.
Обе женщины живут в постоянном страхе репрессий со стороны местных властей (домик им подарил бывший хозяин, а теперь его должен вернуть новый) и агрессии со стороны местных жителей. Ивану удается подкупить местных полицейских, чтобы они оставили их на время в покое, но по неосторожности сам доставляет большие неприятности.
Перед расставанием, которое оказывается неминуемым (Иван предлагает, но девушка отказывается), Олеся, просто чтобы угодить возлюбленному, предлагает ей пойти в церковь, чего она избегала всю свою жизнь («ибо для Него наши души принадлежать"). Иван признает, что такая неустойка действительно доставит ему некоторое удовлетворение. После службы Олесю окружили и избили местные жители. Оторвавшись, она угрожает. На следующий день выпал град и уничтожил урожай. В ужасе от вести, принесенной слугой, Иван спешит к лесной избушке и видит, что она заброшена, а на окне у него остались только дешевые красные бусы, висящие на память. [2]
Персонажи
[ редактировать ]- Иван Тимофеевич , «темная, но привлекательная фигура, чья готовая ирония над собственным счетом вызывает у нас симпатию», «благородное сердцем, но безвольное городское животное, колеблющаяся натура которого резко контрастирует со смелой решительностью деревенского темперамента Олеси». (Лукер) Гадалка Олеся характеризует его метко: «...ты хоть и хороший человек, но слабый... не человек слова».
- Ярмола , слуга Ивана-пьяница и товарищ по охоте.
- Мануйлиха , бабушка Олеси, изгнанная из деревни как ведьма. «Почти фигура Бабы-Яги — традиционной ведьмы русских сказок» — она оказывается умной, хотя и довольно неприятной женщиной.
- Олеся . Девушка выросла в глухих лесах, нетронутых цивилизацией. «Идеализированное, романтическое создание, архетипическая дочь природы, прекрасная и свободная, как девственные леса, которым она принадлежит» (Люкер). При всей своей восхитительной привлекательности Олеся — загадочное существо, остро чувствительное к постоянно меняющимся настроениям окружающего ее леса. Ее единение с дикой красотой природы наделяет ее сверхъестественными способностями, которые Тимофеевич находит тревожными и зловещими. Она обладает даром пророчества и гипноза и может безошибочно предсказывать смерть. «В обрамлении тихой, вызывающей воспоминания красоты Полесья, его чудесная героиня ярко выделяется на фоне мрачной враждебности вокруг нее». (Люкер) [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Питляр, И. Примечания и комментарии. Сочинения А.И.Куприна в 9 томах. Издательство «Правда». Библиотека «Огонек». Москва, 1964. Т.2, стр. 479-494.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 5» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Киселёв Б.М. К слову о Куприне // Рассказы о Куприне. Москва, 1964, с. 175.
- ^ Afanasyev, V.N. Aleksandr Ivanovich Kuprin. Moscow, 1960, p. 43