Эта Харих-Шнайдер
Эта Харих-Шнайдер | |
---|---|
![]() |
Эта (Маргарита) Харих-Шнайдер ( урожденная Шнайдер; 16 ноября 1894 — 10 января 1986) — немецкая клавесинистка , музыковед , японовед и писательница.
Жизнь
[ редактировать ]Харих-Шнайдер родилась в Ораниенбурге и позже назвала свой год рождения 1897, тогда как на ее надгробии в Вене- Хитцинг написано «1894». [ 1 ] [ 2 ]
Харих-Шнайдер окончила среднюю школу в 1915 году и в том же году вышла замуж за писателя Вальтера Хариха (1888–1931). [ 3 ] ), но она ушла от него в 1922 году (развод). Харих-Шнайдер одна воспитывала дочерей Лили и Сюзанну. С начала 1920-х годов Ева Рехель-Мертенс (переводчица Пруста) и Клабунд среди ее друзей были . Она училась игре на фортепиано в Берлине у Конрада Ансоржа . Уже будучи состоявшейся пианисткой, она брала уроки у Вильгельма Клатте (1870–1930). В 1924 году она дебютировала на первом исполнении Сюиты Пауля Хиндемита « 1922» в Sing-Akademie zu Berlin . Но окончательно она переехала из Франкфурта-на-Одере в Берлин только в 1927 году. Примерно с 1929 года она училась игре на клавесине у Гюнтера Рамина в Лейпциге, а затем до 1935 года у Ванды Ландовской в Париже (летние курсы). В 1930 году она впервые выступила публично как клавесинистка в Берлине.
В 1930 году она основала двухнедельную серию концертов коллегии старинной музыки и начала изучать источники в Staatsbibliothek zu Berlin , что привело к ее более поздней книге Die Kunst des Cembalo-Spiels . С 1932 по 1940 год она была профессором и руководителем класса клавесина в Высшей школе музыки в Берлине, где также преподавала стилистику и камерную музыку .
В 1940 году ее уволили оттуда (как католическую антифашистку) в связи с политически мотивированными конфликтами. В 1941 году Харих-Шнайдер воспользовался приглашением поехать в Токио, чтобы вырваться из тисков нацистской власти. Там она давала концерты и преподавала. Некоторое время спустя она начала изучать японский язык, письмо и музыку. У нее был роман с «главным шпионом» Рихардом Зорге , о деятельности которого она знала.
После войны она преподавала в Токио как в Армейском колледже США, так и на кафедре придворной музыки Императорского дома Японии (1947–1949). Она опубликовала два стандартных труда по японской музыке. В 1949 году она поехала в Нью-Йорк, где изучала японоведение в Колумбийском университете и социологию в Новой школе социальных исследований . Она получила награду за магистерскую диссертацию « Связь иностранных и отечественных элементов в развитии японской музыки – пример» . В 1955 году - в этом году она стала стипендиатом Гуггенхайма - до 1972 года она преподавала клавесин в Высшей школе музыки в Вене. В 1968 году она также была награждена Австрийским крестом за заслуги перед наукой и искусством. В Японии в 1977 году она получила высокий Орден Драгоценной Короны Императорского Дома Японии .
С 1941 года Эта Харих-Шнайдер переводила также литературные произведения с нескольких языков на немецкий, особенно английский ( сонеты Шекспира ).
Среди ее учеников на клавесине и клавикорде были Карла Хениус , Рене Клеменчич и Кристиана Жаккотте .
В ее автобиографии персонажи и катастрофы , [ 4 ] она сообщает о своих усилиях противостоять растущему влиянию нацистских функционеров и музыкантов на Берлинскую высшую школу музыки конституционными средствами до 1941 года. Кроме того, в книге дается детальный отчет о ситуации в кругах немцев в Японии с 1941 года. до 1945 года, не исключая человеческой ошибки, интриг и тактических последователей. Также сообщается о положении японского населения во время войны (воздушных налетов).
Но даже в университете в Берлине она добилась лишь частичного успеха в 1930-е годы — в конце концов, как католичку антифашистской ориентации, ее оттеснили интриги, которые она подробно описывает в своей автобиографии. После войны она была одним из ведущих авторитетов в области японской музыки и имела тесные контакты с японским императорским домом.
Харих-Шнайдер умер в Вене в 1986 году в возрасте 88 лет.
Ее дочь Лили Харих (24 мая 1916–1960) была сопрано, а младшая дочь Сюзанна Керкхофф (5 февраля 1918–1950) писательницей.
Работа
[ редактировать ]Харих-Шнайдер написал книги по технике игры на клавесине и японской музыке. Она сделала записи музыки в стиле барокко , такие как «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха, BWV 988 в 1973 году и двух- и трехчастные «Инвенции» BWV 772–786 и 787–801, а также записи восточноазиатской музыки. [ 5 ]
Во время своего пребывания в Берлине она подняла исполнение старинной музыки на новый уровень: «Наверное, хотелось бы оставить любителям радость от нетребовательного исполнения вновь открытой музыки прежних веков, но они с почти религиозным фанатизмом заставляли своих кричащие мнения о профессиональных музыкантах. [ 6 ]
Публикации
[ редактировать ]- Искусство игры на клавесине, представленное и объясненное по доступным источникам , 4-е издание, Bärenreiter Verlag, Кассель, 1979 г. (впервые в 1939 г.)
- Клавесин: введение в технику, стиль и исторические источники , 2-е издание, Кассель, Беренрайтер, 1973 г.
- Персонажи и катастрофы , Ullstein Verlag 1978 (Мемуары)
- История японской музыки . [ 7 ] Издательство Оксфордского университета, 1973 г.
- Музыкальные впечатления из Японии 1941–1957 , Iudicium Verlag, 2006 г.
- Нежный мир — Франсуа Куперен и его время , 1939 год.
- Переводчик и редактор книги Томаса де Санта-Мария « Как играть на клавикордах со всем совершенством и мастерством» (первый 1565 г.), Лейпциг, Кистнер и Сигель, 1937 г., 2-е издание 1986 г. (« Изящество и искусство игры на клавикордах », также с переводом Фрэя)
- Сонеты Шекспира на немецком языке Эта Харих-Шнайдер, Пекинский тополь, 1944 г.
- Ритмические узоры в гагаку и бугаку (Лейден, 1954, Брилл) [1]
- «Региональные народные песни и странствующие менестрели в Японии», Журнал Американского музыковедческого общества, № 10, 1957, S. 132 f.
- «Последние остатки гильдии нищенствующих музыкантов: Гозе на севере Хонсю (Япония)». Журнал Международного совета народной музыки , 1959, 11, стр. 56–59.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Криста Янсон (редактор): Эта Харих-Шнайдер: сонеты Уильяма Шекспира и поэзия «Отступников». Опыты и переводы странствующего музыканта: 1941–1982 , Берлин и Мюнстер, 2011, ISBN 978-3-643-10936-1
- Мартин Кубачек : Избегайте всего, занимайтесь музыкой и изучайте японский язык - годы Эта Харих-Шнайдер в изгнании в Токио. В побеге и спасении. Ссылка в Японской империи 1933–1945 под редакцией Томаса Пекара. Берлин 2011, ISBN 978-3863310448
- Ева Ригер : Женщина, музыка и мужское правление. Об исключении женщин из немецкого музыкального образования, музыковедения и музыкального исполнительства . [ 8 ] Франкфурт: Ульштайн, 1981, стр. 207–209.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карин Нуско: Харих-Шнайдер Эта (Маргарет), музыкальный исследователь и клавесинистка. В женских биографиях список имен на букву H, Венский университет, без даты, получено 22 августа 2020 г.
- ^ Джудит Бранднер : Radiokolleg - Эта Харих-Шнайдер - Великая дама клавесина и пионер исследований японской музыки (1). Ö1, orf.at, трансляция с 16 января 2017 г., 9:42 – 9:57. Текст о передаче: «Позже она назвала дату своего рождения 1897». Трансляция 9:44 утра: «1894 год... на надгробии на кладбище Хитцингер».
- ^ по словам Карин Нуско: 1932 г.
- ^ Персонажи и катастрофы в WordCat
- ^ Например , буддийская музыка , синтоистская музыка , Bärenreiter , Коллекция ЮНЕСКО, 1966 г.
- ^ Харих-Шнайдер «Характер и катастрофа», с. 80. Она добавляет, что Фуртвенглер, например, был испорчен этими «нескромными спорами о стиле» среди непрофессионалов, которые испортили его интерес к старинной музыке.
- ^ История японской музыки на WorldCat
- ^ Женщина, музыка и мужское доминирование. Об исключении женщин из немецкого музыкального образования, музыковедения и музыкального исполнительства на WorldCat
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Немецкие музыковеды
- Немецкие женщины-музыковеды
- Немецкие клавесинисты
- Женщины-клавесинистки
- немецкие классические пианисты
- Немецкие японоведы
- Академический состав Берлинского университета искусств
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Лауреаты Австрийского Почетного креста науки и искусства.
- 1894 рождения
- 1986 смертей
- Люди из Ораниенбурга
- Выпускники Колумбийского университета
- Немецкие музыковеды ХХ века