Ян де Вос (историк)
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2011 г. ) |

Ян де Вос ван Гервен (1936 — 24 июля 2011) был бельгийским историком , который жил в Мексике с 1973 года до своей смерти в 2011 году. В 1995 году он стал приглашенным советником Сапатистской армии национального освобождения (EZLN) во время мирных переговоров между АНОС и правительство Мексики .
Карьера
[ редактировать ]Ян де Вос родился в Антверпене , Бельгия , в 1936 году. Он вырос на двух языках: голландском и французском. Он получил докторскую степень по гуманитарным наукам в Левенском университете , Бельгия.
В 1973 году он приехал в Чьяпас , Мексика , в качестве священника-миссионера. Со временем и в отношениях с коренными народами майя региона Лакандон он принял точку зрения, находящуюся под влиянием теологии освобождения .
«Я приехал в Чьяпас, чтобы принести народу майя Слово Божье, но вместо этого они обратили меня». [ 1 ]
Во время своей жизни в Чьяпасе он проводил исследования и написал множество книг по истории региона Лакандон и процессов, которые привели к конфликту в Чьяпасе .
В 1986 году он получил академическую премию (Premio Chiapas ), а в 1992 году — национальную премию Хухимана де Плата .
Заработав себе репутацию, написав о джунглях Лакандона , он был приглашен САНО в качестве постоянного приглашенного советника во время переговоров между правительством и АНОС в Сан-Андрес-Ларрайнсаре в 1995 году (см. также Сан-Андресские соглашения ).
Как выдающийся человек в регионе, он вошел в Consejo Consultivo (Консультативный совет) ЕС / Чьяпас проекта развития Prodesis примерно в 2004 году. [ 2 ]
В своем ответе на вопрос в Европейском парламенте комиссар Ферреро-Вальднер сослалась на Яна де Воса, чтобы подчеркнуть прозрачный и демократический характер проекта:
«С институциональной точки зрения, основной упор был сделан на инклюзивное участие и контроль со стороны гражданского общества в рамках Консультативного совета PRODESIS, чей «колледж гражданского общества» в настоящее время включает 30 членов региональных и национальных организаций гражданского общества. Известный эксперт штата Чьяпас и Внешний консультант АНОС во время переговоров по Сан-Андресскому соглашению профессор Ян де Вос также является членом этого Консультативного совета».
Однако во время интервью в 2007 году де Вос резко критиковал методы работы Prodesis и скептически относился к возможным результатам. По его мнению, людей в регионе Лакандон слишком часто предавали (что является сильным мнением в регионе), и Prodesis совершает те же ошибки, что и проекты-предшественники, такие как PIDDS и программа Каньядас .
В последние годы своей жизни де Вос работал в CIESAS (Центре исследований и высших исследований в области социальной антропологии). [ 3 ] ) проживал преимущественно в Мехико , но часто возвращался в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас .
Избранные работы
[ редактировать ]Среди нескольких незаменимых работ по истории штата Чьяпас он написал «Фрай Педро Лоренцо де ла Нада» и «Битва при Сумидеро» .
Однако наибольшую известность он получил благодаря своей трилогии о Лакандонских джунглях :
- джунглей Лакандона, 1525–1821 гг. Мир Бога и короля: покорение
- золото: завоевание джунглей Лакандон торговцами лесом Табаско, 1822–1949 гг. Зеленое
- , где сеют мечты: новейшая история джунглей Лакандона Земля
Отрывок из вступления к «Миру Божьему и королю»; Покорение джунглей Лакандон, 1525–1821 гг .:
«Для западной цивилизации, жестокой и репрессивной по своей природе, культуры коренных народов продолжают оставаться помехой, которую необходимо устранить. Сегодня несколько стран Южной Америки продолжают хладнокровно истреблять последние свободные коренные племена тропических лесов Амазонки. Другие страны ограничивают В других странах их запирают по сомнительным филантропическим причинам. резервации (иногда территориальные, иногда тонко культурные), в которых коренные жители обречены жить как музейные экспонаты, не имея возможности свободно участвовать в жизни нации, которой они принадлежат. И на американском континенте нет ни одной страны. где индейцы не подвергаются экономической эксплуатации и социальному угнетению со стороны своих белых братьев и метисов». (La Paz de Dios y del Rey; La conquista de la Selva Lacandona. 1525-1821; Мексика, Fondo de Cultura Económica, 1993)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейлен, Дик ван дер; Уэрта, Марта Дуран де (22 июня 2005 г.). Старые и новые майя: рассказ о путешествии . СОЛНЦЕ. ISBN 9789058751669 – через Google Книги.
- ^ «ПРОДЕСИС – Консультативный совет» . 1 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2008 г.
- ^ https://web.archive.org/web/20080818081129/http://www.ciesas.edu.mx/index.htmlи [ мертвая ссылка ]
- Интервью Моники Леметр 8 февраля 1996 года в культурном центре «Эль-Кармен» в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Чьяпас, во время Национального форума по правам коренных народов.
- CIESAS (Центр исследований и высших исследований в области социальной антропологии)
- Профиль на CIESAS (на испанском языке); Профиль исследователя Ciesas
- Д. ван дер Мейлен и М. Дюран де Уэрта: «Старые и новые майя, рассказ о путешествиях»; Издательство Бум, 2005 г. ISBN 90-5875-166-Х