Сан-Кристобаль-де-лас-Касас
Сан-Кристобаль-де-лас-Касас | |
---|---|
![]() Вверху слева направо: статуя Бартоломе де лас Касас, вид с воздуха на Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, исторический центр, мэрия Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, собор Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, храм и бывший монастырь Санто-Доминго. , Церковь Богоматери Гваделупской | |
Координаты: 16 ° 44'12 "с.ш. 92 ° 38'18" з.д. / 16,73667 ° с.ш. 92,63833 ° з.д. | |
Страна | ![]() |
Состояние | Чьяпас |
Основан | 1528 |
Назван в честь | Святой Христофор и Бартоломе де лас Касас |
Правительство | |
Область | |
• Муниципалитет | 394,2 км 2 (152,2 квадратных миль) |
• Сиденье | 35,6 км 2 (13,7 квадратных миль) |
Высота (о сиденье) | 2200 м (7200 футов) |
Население (перепись 2020 г.) [ 1 ] | |
• Муниципалитет | 215,874 |
• Сиденье | 183,509 |
• Плотность сидений | 5200/км 2 (13 000/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC-6 ( Центральный (Центральный США) ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC-5 (Центральный) |
Почтовый индекс (места) | 29200 |
Веб-сайт | www |
Сан-Кристобаль де лас Касас (англ. Испанский: [saŋkɾisˈtoβal de las kasas] ), также известный под своим родным именем цоциль , Джовель ( произносится [xɤ̞ˈve̞l] , город и муниципалитет, в регионе Центрального нагорья мексиканского расположенный штата Чьяпас ) . Он был столицей штата до 1892 года и до сих пор считается культурной столицей Чьяпаса .
Муниципалитет в основном состоит из гористой местности, но город расположен в небольшой долине, окруженной холмами. Центр города сохранил испанскую колониальную планировку и большую часть своей архитектуры: крыши из красной черепицы, мощеные улицы и балконы из кованого железа, часто украшенные цветами. Большая часть экономики города основана на торговле, услугах и туризме.
Туризм основан на истории, культуре и коренном населении города, хотя сам туризм повлиял на город, придав ему иностранные элементы. Основные достопримечательности города включают собор, церковь Санто-Доминго с большим открытым рынком ремесел и музей Casa Na Bolom . Муниципалитет пострадал от серьезной вырубки лесов , но здесь есть природные достопримечательности, такие как пещеры и реки.
Город и муниципалитет
[ редактировать ]


Сан-Кристобаль-де-лас-Касас — город и муниципалитет, расположенный в регионе Центрального нагорья штата Чьяпас. Как муниципалитет, город действует как орган государственной власти для 83 других сельских общин за пределами города, которые занимают территорию площадью 484 км . 2 . Из этих общин к наиболее важным относятся Ла-Канделария, Сан-Антонио-дель-Монте, Митцитон, Сан-Хосе Яшитинин, Эль-Пинар, Буэнависта, Педерналь, Корасон-де-Мария и Сакуальпа-Экатепек. Муниципалитет граничит с муниципалитетами Чамула , Тенехапа , Уикстан , Теописка , Тотолапа , Чьяпилья , Сан-Лукас и Зинакантан . [ 2 ]
Город, особенно его исторический центр, сохранил испанскую колониальную планировку с узкими мощеными улицами, крышами, покрытыми красной глиняной черепицей, и балконами из кованого железа с цветами. Фасады зданий варьируются от барокко до неоклассицизма и мавританства , окрашены в различные цвета. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Для доставки молока с местных молочных ферм по-прежнему используются канистры на ослах, а фермеры обычно по-прежнему используют лошадей и ослов для перевозки древесины и сельскохозяйственных товаров на своих участках. [ 4 ] Город разделен на три части, но большая часть населения проживает в центральной части, недалеко от центра города. Многие из окружающих холмов потеряли свои родные деревья, отчасти из-за вырубки дров и лесозаготовок, которые питают местную обрабатывающую и строительную промышленность.
Хотя политическая столица Чьяпаса была перенесена в Тустлу в конце XIX века, Сан-Кристобаль считается «культурной столицей» штата. [ 6 ] В 2003 году она получила статус « Пуэбло Магико признал ее «Самой волшебной из Пуэбло Магико» » (Волшебная деревня), а в 2010 году президент Фелипе Кальдерон . [ 6 ] Большая часть этой культуры связана с многочисленным коренным населением города и муниципалитета, которое в основном состоит из цоцилей и цельтальцев . [ 7 ] Одним из аспектов традиционной культуры, связанной с этими группами коренных народов, является изготовление текстиля, особенно ткачества, с использованием янтаря, еще одного важного продукта. Также можно найти керамику, кованое железо и филигранные украшения. Самый известный район ремесел — Тианги в Санто-Доминго. В городе проводится ежегодная выставка Янтаря в Centro de Convenciones Casa de Mazariegos. На мероприятии демонстрируются и продаются янтарь и кусочки янтаря со всей территории штата. [ 7 ] Более традиционный мексиканский рынок расположен к северу от церкви Санто-Томас. Он открыт каждый день, кроме воскресенья, когда продавцы отправляются в близлежащие населенные пункты муниципалитета, чтобы продавать на своих рынках. В те дни, когда он открыт, большое здание, в котором в основном расположены традиционные мясные магазины, окружено киосками, заполнившими близлежащие улицы. Туристов здесь очень мало, за исключением случайных туристов. [ 4 ] На таких рынках подают традиционные блюда, такие как с шафраном тамалес , сопа-де-пан, асадо-колето, атоле -де-гранильо и напиток под названием «пош», приготовленный из сахарного тростника. [ 7 ]
Привлекательность города для туристов также привела к тому, что некоторые из них сделали Сан-Кристобаль своим постоянным домом, что оказало влияние на местную культуру, особенно в историческом центре. Многие иностранные жители открыли рестораны итальянской, французской, тайской, индийской, китайской и других блюд, например, вегетарианских. [ 7 ] Более старое иностранное влияние - это известная традиция города вяленого мяса, восходящая как к испанцам, так и к немцам. Они присутствуют во многих блюдах, включая халупу . [ 6 ] [ 7 ] Иностранное влияние также можно увидеть в ночной жизни города, которая предлагает регги , сальсу , техно и многое другое. [ 7 ]
Фейерверки являются обычным явлением, поскольку их используют во многих религиозных фестивалях. [ 4 ] Важные торжества включают те, которые посвящены Дульсе Ниньо де Хесус, Сеньору де Эскипулас, Святому Антонию, Телу Христову, Сан-Кристобалю и Святому Семейству. И это в дополнение к различным празднованиям святых в их церквях по всему городу. [ 2 ] Однако самые сложные ритуалы совершаются во время Страстной недели . Шествия Страстной недели включают в себя как молчаливых, так и поющих участников марша. Некоторые одеты в остроконечные капюшоны и несут тяжелые платформы с религиозными фигурами. Они ходят от дома к дому, останавливаясь в тех домах, где воздвигнуты небольшие святыни. Там они читают молитвы и благословляют дом и его обитателей, прежде чем двигаться дальше. Наконец они останавливаются в гигантском открытом доме, где воздвигнута внутренняя святыня, освещенная тысячами свечей, и где происходит большой общий ужин. Принять участие могут все, даже прохожие. Страстные пьесы, изображающие распятие Иисуса, - обычное явление, одна большая пьеса разворачивается на открытой площади за муниципальным дворцом. После наступления темноты происходит сожжение Иуды . Сожженных фигур многочисленно, и среди них, помимо Иуды, правительственные бюрократы, церковные чиновники, армейские офицеры, политические деятели США, испанские конкистадоры и популярные знаменитости. Их зажигают местные пожарные, которые стараются держать людей на безопасном расстоянии, но фейерверки все равно время от времени падают среди толпы. [ 4 ] [ 7 ]
Feria de la Primavera y la Paz (Ярмарка весны и мира) проходит одновременно со Страстной неделей, особенно в Великую субботу, с музыкой и костюмами. Оно заканчивается сожжением Иуды. Королеву избирают для коронации на следующий день. корриды . Проводятся [ 7 ]
Фестиваль Сервантино Барроко проводится каждый год в историческом центре с участием приглашенных артистов из разных уголков Мексики и из-за границы. Он проводится на различных форумах города и включает в себя концерты, спектакли, выставки и конференции. [ 7 ]
Центр города – его главная площадь. Официальное название этой площади — Plaza 31 de Marzo, но чаще ее называют просто Сокало. В колониальную эпоху здесь находился главный рынок города, а также главный источник водоснабжения. [ 3 ] Сегодня его центром является киоск, пристроенный в начале 20 века. По углам этого сооружения есть надписи, отмечающие основные события истории Сан-Кристобаля. Остальная часть площади заполнена садами и окружена самыми важными зданиями и лучшими домами из истории города. Эту площадь окружают самые важные здания города, такие как собор и мэрия. [ 3 ] [ 5 ]
Собор находится к северу от главной площади и является самым символичным символом города. [ 5 ] Однако главный фасад обращен не к Сокало, а к собственному атриуму , который называется Соборной площадью. [ 3 ] Собор начинался как скромная церковь Успения Богородицы, построенная в 1528 году. [ 5 ] Когда в 17 веке Чьяпас стал епархией с резиденцией Сан-Кристобаль, эта церковь была снесена, чтобы построить нынешнее здание, посвященное Святому Кристоферу , покровителю города. Общая структура содержит европейское барокко, мавританское и местное влияние. Главный фасад был закончен в 1721 году, а некоторые последние штрихи были добавлены в 20 веке. [ 3 ] [ 8 ] Главной особенностью церкви является ее главный фасад, завершенный в 1721 году. Он окрашен в желтый цвет в стиле барокко, с декоративными колоннами и нишами, в которых изображены различные святые. [ 5 ] Он разделен на три горизонтальных и три вертикальных уровня, отмеченных парами Соломоновых колонн и напоминающих алтарь . Кроме того, он украшен сложной рельефной лепниной , в основном белого цвета, которая демонстрирует Оахаки и Гватемалы . влияние [ 2 ] В планировке интерьера прослеживается мавританское влияние. [ 3 ] Главный алтарь посвящен Богородице Успенской и святому Христофору. [ 8 ] Деревянная кафедра XVI века позолочена. [ 5 ] На боковых стенах есть два алтаря в стиле барокко: один – Успению Богородицы, другой – Иоанну Непомуцкому . также есть небольшая часовня, посвященная Деве Гваделупской . На северной стороне [ 8 ] В ризнице есть большие картины колониальной эпохи с изображением Иисуса в Гефсимании работы Хуана Корреа , а также картины Мигеля Кабреры и Эусебио де Агилара . [ 3 ] [ 7 ] В соборе часто можно увидеть пожилых женщин из числа коренного населения, а некоторые даже пересекают весь неф на коленях, чтобы приблизиться к большому изображению Иисуса, возносящегося над алтарем в стиле барокко. [ 4 ]
Позади собора находится пристроенная церковь под названием Храм Сан-Николас. Он был построен между 1613 и 1621 годами по мавританскому проекту монахами -августинцами для использования коренным населением. Это единственная церковь в городе, которая со времени постройки не претерпела существенных изменений. Крыша скатная и имеет форму пирамиды, построена из дерева и черепицы, а фасад выполнен из камня и кирпича с небольшим орнаментом. Два его изображения, Сеньор де ла Мизерикордия и Дева лос Долорес, оба родом из Гватемалы. [ 2 ] [ 5 ]
Ратуша, которую часто называют Паласио-де-Гобьерно, представляет собой неоклассическое сооружение, построенное в 19 веке архитектором Карлосом З. Флоресом . Он содержит ряд арок, поддерживаемых тосканскими колоннами . [ 5 ] [ 7 ] Ночью перед мэрией молодые мужчины и женщины прогуливаются мимо друг друга в противоположных направлениях вокруг беседки . [ 4 ] Мэрия является ареной довольно частых протестов, некоторые из которых напрямую связаны с сапатистами , а другие проводятся студенческими активистами УНАМ в Мехико . Эти протесты обычно сопровождаются колоннами спецназа. [ 4 ]
Когда доминиканцы приехали в Сан-Кристобаль из Севильи ( Испания ) , им дали участок земли для строительства церкви и монастыря. Первый камень был заложен в 1547 году Франсиско Марроки, тогдашним епископом Гватемалы. Монастырь был построен в 1551 году. [ 2 ] Это одно из самых богато украшенных сооружений в Латинской Америке , благодаря лепнине на главном фасаде и позолоченным алтарям, которые полностью покрывают всю длину внутренней части церкви. [ 7 ] Фасад главной церкви выполнен в стиле барокко с колоннами Саломона, обильно украшенными лепниной, имитирующей алтарный образ. В интерьере есть кафедра, вырезанная из дерева и покрытая сусальным золотом. Стены покрыты алтарными образами в стиле барокко, в том числе посвященными Святой Троице . [ 5 ] Храм Ла Каридад был построен на этом месте в 1712 году как часть первой больницы для коренных жителей. Главный фасад этой церкви выполнен в виде алтаря с двумя уровнями, центральной колокольней и тосканскими колоннами и пилястрами . Его дизайн заимствован из стиля барокко, который развился в Лиме , Перу . [ 7 ] Есть изображение Вирхен де ла Каридад (Богородицы Милосердия), несущей жезл, как военный генерал. Есть также примечательная скульптура Святого Иакова верхом на лошади . [ 5 ] В комплексе есть два музея. Музей истории Сьюдада рассказывает историю города до 19 века. Двумя наиболее важными экспонатами этой коллекции являются лепестки цветка граната из сосуда для Гостии в соборе. Это одно из самых важных произведений серебряного дела Чьяпаса. Остальная часть утрачена. Другой является частью первоначального хора того же собора. [ 2 ] В Культурном центре де-лос-Альтос собрана коллекция некоторых местных тканей каждой национальности и представлены экспонаты, рассказывающие о том, как они изготавливаются. [ 5 ] С ним связан магазин под названием Сна-Джолобил, что на языке цоциль означает дом ткачества. [ 3 ]
Casa Na Bolom (Дом Ягуара) — это музей, отель и ресторан, расположенный за пределами исторического центра города. Здание было построено как часть семинарии в 1891 году, но оно стало домом для Франса Блома и Гертруды Дюби Блом в 20 веке . Франц был исследователем и археологом, а Гертруда — журналистом и фотографом. Пара провела более пятидесяти лет в Чьяпасе, собирая инструменты, поделки, археологические предметы и одежду, особенно связанную с джунглями Лакандон и людьми . Музей посвящен этой коллекции, а также сохраняет в неприкосновенности некоторые старые бытовые комнаты, такие как кабинет Франца. [ 3 ] [ 5 ] Здесь также имеется библиотека с более чем 10 000 томов, посвященных истории, культуре и антропологии региона. Здесь также есть библиотеки журналов и звуков, а также старая часовня, в которой хранится религиозное искусство колониальной эпохи. В задней части сооружения находится ботанический сад. [ 2 ]
Монастырь Ла-Мерсед был первым в городе, основанным мерседарианцами из Гватемалы в 1537 году. [ 3 ] [ 5 ] [ 7 ] Он был построен как крепость с казармами для солдат и местом для горожан на случай нападения. Вход в церковь имеет массивную деревянную дверь с коваными петлями и креплениями. Здесь очень мало окон, а те, что существуют, построены так, чтобы по нападавшим можно было стрелять из мушкетов. Вся конструкция построена с пристройками и опорами, обеспечивающими взаимосвязанные поля обстрела. Вход в укрепления запрещен как слишком опасный. [ 4 ] Церковь до сих пор функционирует как таковая. Он состоит из одного нефа, интерьер которого был перестроен в неоклассическом стиле в эпоху Порфирио Диаса . [ 2 ] [ 7 ] Самая старая часть сооружения — арка и колонны, расположенные в интерьере ризницы, украшенной лепниной различных цветов с цветочными и растительными мотивами. У подножия колонны изображены два льва, символизирующие испанское господство. [ 7 ] Во второй половине XIX века здание использовалось как военная казарма, а в 1960 году оно было преобразовано в городскую тюрьму, где и оставалось до 1993 года. [ 5 ] В 2000 году бывший монастырь был преобразован в Музей янтаря, коллекция которого насчитывает более трехсот экспонатов и который является единственным в своем роде в Америке. [ 5 ] [ 7 ]
Храм Кармен и Арко Торре, оба в мавританском стиле, расположены на Андадор Эклесиастико. [ 5 ] Храм Кармен — это все, что осталось от бывшего монастыря Ла-Энкарнасьон, который был основан в 1597 году, а первые монахини прибыли туда между 1609 и 1610 годами. [ 2 ] [ 7 ] Комплекс включает в себя старый монастырь, кельи монахинь и другие постройки. [ 2 ] Первоначальное здание церкви сгорело, и его отреставрировали, сохранив простой фасад. [ 6 ] Одной из необычных особенностей церкви является то, что ее планировка имеет L-образную форму и охватывает южную и западную стороны небольшой площади. Внутри стены украшены резными деревянными панелями и недавно отреставрированным алтарем в неоклассическом стиле. В колониальный период монастырь и церковь служили одними из главных входов в город. [ 7 ] В 1680 году рядом с монастырем была построена арка с башней, которая сейчас называется просто Арко дель Кармен. Эта арка выполнена в чистом мавританском стиле и имеет три уровня декора. Это единственный ресторан такого типа в Мексике. [ 3 ] [ 7 ] Эта арка с сопровождающей ее башней стала одним из символов Сан-Кристобаль. [ 7 ]
Церковь Сан-Кристобаль находится на вершине длинной лестницы, ведущей на холм. Он часто закрыт, но из него открывается панорамный вид на город. [ 4 ] 25 июля в церкви Сан-Кристобаль празднуют святого покровителя маримбами , едой и фейерверками. За десять дней до этого в каждом из основных кварталов совершалось паломничество на вершину холма. [ 5 ]
Церковь Сан-Франциско была построена францисканцами в 1577 году как монастырь, но сохранилась только церковь. Нынешняя церковь была построена в 18 веке, с единственным нефом, покрытым деревом и черепичной крышей. Главный фасад имеет три уровня и две боковые башни. [ 7 ] Внутри находится шесть алтарей в стиле барокко. Верхняя часть нефа украшена четырнадцатью картинами, написанными маслом. В атриуме имеется скульптурная каменная купель . [ 5 ]
Церковь Гваделупе расположена на Серро-де-Гуадалупе. Он был построен в 1834 году. Чтобы добраться до него, нужно подняться на холм семьдесят девять ступенек. Церковь имеет один неф с приделом. В главном алтаре находится картина маслом с изображением Девы Гваделупской, а в боковой часовне находится скульптура Богородицы 1850 года. Из атриума открывается панорамный вид на город. [ 7 ] Праздник этой Богородицы ежегодно отмечается парадом на главной улице с фейерверками, ракетами и бдением при свечах. [ 4 ]
Церковь Санто-Томас находится к северу от исторического центра. В задней части города есть музей, в здании, которое было казармами и плацами, построенными при основании города. [ 4 ]
Церковь Санта-Люсия была построена в 1884 году архитектором Карлосом З. Флоресом на месте полуразрушенной часовни. Он состоит из одного нефа с пилястрами на стенах и остроконечными арками. Главный алтарь выполнен в готическом стиле с неоклассицизма и модерна . элементами [ 7 ]
В Мезоамериканском музее нефрита представлены нефрита изделия из культур ольмеков , Теотиуакана , миштеков , сапотеков , майя , тольтеков и ацтеков . Существует также копия погребальной камеры Пакаля Паленке в натуральную величину , как она выглядела во время похорон короля. [ 5 ] Музей медицины майя посвящен различным методам и практикам местной медицины, многие из которых практикуются до сих пор. [ 7 ] Museo de las Culturas Populares de Chiapas (Музей народных культур Чьяпаса) расположен на улице Диего де Мазарьего. Он в основном посвящен культурам коренных народов штата с целью восстановления, оценки и распространения знаний об этих культурах в Чьяпасе и за его пределами. В музее представлены экспонаты многих из этих культур, а также спонсируются живые мероприятия, связанные с его миссией. [ 6 ]
Каса-де-лас-Сиренас — одно из самых известных жилых построек колониальной эпохи. Он был построен Андресом де ла Товилья в стиле Платереско и датируется 16 веком. Он назван в честь русалки, которая появляется на его гребне в одном из углов. Сегодня в Antiguo Colegio de San Francisco Javier находится юридический факультет государственного университета. Он был основан иезуитами в 1681 году для обучения испанской элиты. Его нынешний фасад представляет собой два уровня в неоклассическом стиле. В интерьере присутствуют фрески, посвященные испанскому завоеванию Империи ацтеков. [ 7 ]
История
[ редактировать ]
Город был основан как Вилла-Реал-де-Чьяпа в 1528 году Диего де Масариегосом в долине Уэйсакатлан, что на языке науатль означает «пастбище» . С тех пор город претерпел ряд изменений названия: в Вилья-Вичиоза в 1529 году, в Вилья-де-Сан-Кристобаль-де-лос-Льянос в 1531 году и в Сьюдад-Реаль в 1536 году. В 1829 году он был изменен на Сьюдад-де-Сан-Кристобаль ». де лас Касас» был добавлен в 1848 году в честь Бартоломе де лас Касас . В начале 20 века в название были внесены некоторые изменения, но в 1943 году оно вернулось в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. [ 2 ] На языках цоциль и цельталь название местности — Йовель, «место в облаках». [ 9 ]
В этом районе не было доиспанского города. После победы над соками в Северных горах и тьяпанцами в этой области Диего де Мазарьегос основал город как военный форт. Этот город и большая часть того, что впоследствии стало штатом Чьяпас, перешли под власть генерал-капитана Гватемалы в 1532 году во главе с Педро де Альварадо . Сан-Кристобаль получил свой герб в 1535 году от Карлоса V и был официально объявлен городом в 1536 году. В 1577 году город получил звание мэра Алькадии, что дало ему власть над большей частью Чьяпаса к северу от него. Интенденсия Чьяпаса была создана в 1786 году, объединив территорию Сан-Кристобаля с территорией Тустлы и Соконуско с правительством в Сан-Кристобале. В 1821 году город последовал декларации независимости Комитана де Домингеса от Испании и генерал-капитанству Гватемалы. Однако в 1824 году город и остальная часть Чьяпаса стали частью Мексики, и здесь была основана столица. [ 2 ]
В 1829 году название Сьюдад-Реаль было изменено на Сан-Кристобаль. В XIX веке правительство штата перемещалось между Сан-Кристобалем, расположенным в горной местности, где доминировали консерваторы, и Тустлой, где доминировали либералы. Независимые тенденции снова возникли в 1853 году, когда был объявлен План Ялмуса , объявлявший тогдашнюю конституцию Мексики недействительной. Консервативные силы напали на город в 1857 году, но вскоре после этого были вытеснены либеральным ангелом Альбино Корсо. Последние французские войска были изгнаны из города в 1864 году. В 1892 году либеральное правительство навсегда перевело правительство штата из Сан-Кристобаля в Тустлу. [ 2 ] предприняли неудачную попытку В 1911 году консерваторы в Сан-Кристобале и соседнем Сан-Хуане-Чамуле добиться возвращения столицы. [ 10 ]
В 1915 году штат перешел в систему муниципалитетов, и Сан-Кристобаль стал муниципалитетом. Первоначально под его юрисдикцией находились такие общины, как Сан-Лукас, Зинакантан, Сан-Фелипе-Экатепек , Тенехапа , Сан-Мигель-Митонтик , Уикстан и Шанал , но позже они отделились и стали самостоятельными муниципалитетами. [ 2 ] В 20 веке окраины города заполнились открытыми карьерами по добыче гравия и песка. Был даже открыт один на холме в районах Сан-Диего и Ла-Флоресилья, недалеко от исторического центра под названием Сальсипуедес. Это побудило экологические и местные общественные организации протестовать, заявив, что долина представляет собой закрытый водный бассейн, а добыча полезных ископаемых отрицательно влияет на запасы питьевой воды. Салсипуедес был закрыт в 2000-х годах. [ 11 ]
В 1974 году город был объявлен национальным историческим памятником. [ 11 ]

Сан-Кристобаль стал центром политической активности после избрания Самуэля Руиса епископом Чьяпаса в 1960 году. В 1960-х и 1970-х годах традиционная католическая церковь теряла приверженцев из числа коренных народов в пользу протестантских и других христианских групп. [ 12 ] Чтобы противостоять этому, Руис поддерживал маристских священников и монахинь и работал с ними , следуя идеологии, называемой теологией освобождения . В 1974 году он организовал Индийский конгресс штата с участием представителей 327 общин целталь , цоциль, тохолабаль и чол , а также маристов и Маоистского народного союза . Этот конгресс был первым в своем роде, целью которого было политическое объединение коренных народов. Эти усилия также были поддержаны левыми организациями за пределами Мексики, особенно по созданию союзов организаций эхидо . Эти профсоюзы позже составят основу организации EZLN . [ 13 ] Эти усилия также создадут «новый» тип католиков в штате, называемый католиками «Слова Божьего». Они будут избегать «традиционалистских» католических практик, смешанных с местными обрядами и верованиями. Это также привело бы к расколу во многих общинах, поскольку католики «Слова Божьего» были лояльны непосредственно епископу в Сан-Кристобале, а традиционалисты были лояльны к местным касиков . лидерам [ 14 ]
Активизм и недовольство продолжались с 1970-х по 1990-е годы. В течение этого десятилетия мексиканское федеральное правительство приняло неолиберализм , который вступил в противоречие с левыми политическими идеями теологии освобождения и многими группами местных активистов. [ 13 ] Несмотря на активизм, экономическая маргинализация среди коренных народов оставалась высокой, при этом недовольство сильнее всего наблюдалось в регионе Сан-Кристобаль и в общинах мигрантов, живущих в джунглях Лакандон.
Жалобы этих активистов будут рассмотрены небольшим партизанским отрядом, возглавляемым человеком, которого зовут просто « Субкоманданте Маркос ». [ 15 ] Его небольшая группа, получившая название Сапатистская армия национального освобождения (Ejército Zapatista de Liberación Nacional, EZLN) , привлекла внимание всего мира, когда 1 января 1994 года, в день НАФТА вступления в силу договора . В этот день силы АНОС оккупировали и захватили города Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, а также шесть других населенных пунктов штата Чьяпас. Они прочитали миру свое воззвание к восстанию, а затем осадили близлежащую военную базу, захватив оружие и освободив многих заключенных из тюрем. [ 16 ] Руис вел переговоры между АНОС и властями, хотя его левый активизм сделал его подозрительным для многих властей. Это подорвет усилия, и в конечном итоге католическая церковь отделится от сапатистского движения. [ 12 ] [ 14 ] Однако переговоры привели к подписанию Сан-Андресского соглашения и мирному прекращению восстания. К моменту своей смерти в 2011 году Руис получил местное имя «Татик», что на языке цоциль означает «отец», и получил множество наград, включая премию Симона Боливара от ЮНЕСКО и Международную премию по правам человека в Нюрнберге . [ 17 ]
География
[ редактировать ]
Город и муниципалитет расположены в регионе, называемом Чьяпас-Хайленд или Центральное нагорье. Две трети муниципалитета занимает гористая местность, а остальная часть - долина. [ 2 ] Сам город расположен на высоте 2200 метров над уровнем моря в небольшой долине, окруженной холмами. [ 4 ] [ 7 ] Наиболее важные из этих холмов включают Серро -Уитепек , Сан-Хосе-Бокомтенельте, Серро-Сан-Фелипе, Серро-Эль-Эстранхеро, Серро-Крус-Каррета, Эль- Аркотете и Серро- Цонтеуитц . [ 18 ] Хотя он находится в тропической зоне, климат здесь умеренный из-за высоты. Климат также влажный, с облачным покровом в зимние месяцы, который снижает температуру и может вызывать холодные ночи. Средняя температура с декабря по апрель составляет 18 °C. Большая часть осадков в этом районе выпадает летом и до начала осени. Однако облачный покров, существующий зимой, обычно отсутствует, а дневная температура может достигать 35 °C при высокой влажности. [ 7 ] [ 9 ]
Из-за большой высоты температура в городе может достигать температуры ниже 0 °C. [ 4 ] Многие дома сжигают дрова, чтобы согреться в холодную погоду. Это может придать городу легкий запах дыма, хотя количество домов, сжигающих дрова для обогрева, за последние два десятилетия сократилось, поскольку все больше домов интегрируют системы климат-контроля в соответствии с рекомендациями города.
Естественная растительность территории – сосново-дубовый лес . [ 2 ] Однако большинство окружающих холмов потеряли свои родные деревья, при этом уровень вырубки лесов составил 80%, всего с 1980 года было потеряно 15 000 гектаров. [ 4 ] [ 18 ] Причины этого включают вырубку дров, городское развитие, плохое управление ресурсами, пожары и сельское хозяйство. [ 4 ] [ 18 ] Вырубка лесов привела к проблемам эрозии, блокирующим реки и ручьи и влияющим на подземное пополнение пресноводных источников этого района. Это также негативно сказалось на находящихся под угрозой исчезновения видах, таких как золотощекая славка ( Setophaga chrysoparia ), которая зимует здесь. [ 18 ]
Основными реками являются Амарилло и Фоготико, а также ряд ручьев, таких как Чамула, Пехе-де-Оро и Охо-де-Агуа. Есть также два озера: Чапультепек и Кочи. [ 2 ] В городе было двадцать пять природных источников пресной воды, но из-за вырубки лесов семь из них высохли, а двенадцать текут только в сезон дождей, оставив шесть для города круглый год. Эти и остальные поверхностные озера были объявлены охраняемыми в 2008 году. [ 11 ]
Муниципалитет имеет ряд экологических особенностей. Грута-де-Сан-Кристобаль — одна из множества пещер в горах вокруг города, недалеко от федеральной трассы 190, ведущей в сторону Комитана. Именно эту пещеру открыл Висенте Крамский в 1947 году. В пещере есть только один вход с боковыми камерами. Он имеет общую длину 10,2 км и глубину 550 метров. [ 2 ] В пещере Ранчо Нуэво есть тропа, которая простирается на 750 метров внутрь и освещена разными цветами. Вокруг пещер есть кемпинги и места для верховой езды. [ 6 ]
В муниципалитете есть два экологических заповедника: частный заповедник Серро-Уитепек и экологическая заповедная зона Ранчо-Нуэво. [ 2 ] Еще одна охраняемая территория — лес Эль-Аркотете, расположенный в 15 км к северо-востоку от города. Здесь находится естественный мост, который был частью разрушенной древней пещеры. [ 2 ]
Умедалес-де-Монтанья-ла-Кисст — это городское водно-болотное угодье, расположенное к юго-западу от исторического центра. Источники в этом районе являются важным источником воды для города, а водно-болотные угодья помогают собирать, хранить и фильтровать чистую воду, а также обеспечивают среду обитания для водных обитателей. В 2008 году территория площадью 110 гектаров вокруг водно-болотных угодий была признана экологически охраняемой территорией, а 35 гектаров были признаны водно-болотными угодьями в международного значения соответствии с Рамсарской конвенцией в том же году . Водно-болотные угодья по-прежнему находятся под угрозой из-за чрезмерного выкачивания грунтовых вод и вторжения городской застройки. [ 19 ] [ 20 ] Умедалес-де-Монтанья Мария Евгения — это водно-болотное угодье в юго-восточной части города. Он поддерживает популяции рыб, земноводных, а также местных и перелетных птиц, а также помогает снизить риск наводнений и пополнить водоносные горизонты питьевой воды для города. В 2008 году водно-болотные угодья были признаны экологическим заповедником площадью 115 гектаров, а в 2012 году они были признаны Рамсарским угодьем. [ 21 ] [ 22 ] Биотический заповедник Гертруды Дуби — это заповедник площадью 64 гектара в горах к востоку от города. Он был определен в 1994 году и назван в честь Гертруды Дюби Блом , журналистки, антрополога, защитника окружающей среды и жительницы Сан-Кристобаль. [ 23 ]
Климат
[ редактировать ]Сан-Кристобаль-де-лас-Касас имеет мягкий субтропический высокогорный климат ( Köppen Cwb ), смягчаемый высотой над уровнем моря. [ 24 ] Сухой сезон, который длится с ноября по апрель, прохладный, средняя температура в январе составляет 12,3 ° C (54,1 ° F). [ 25 ] Из-за своей высоты и относительной засушливости засушливого сезона Сан-Кристобаль-де-лас-Касас имеет довольно высокий диапазон дневных температур, а ночные температуры прохладные. Длительные периоды заморозков редки и случаются всего 2–3 дня в году с декабря по февраль. [ 26 ] [ 27 ] Влажность высокая (около 78 процентов) даже в зимние месяцы, но в засушливые месяцы довольно часто бывает туман или туман, который длится от 13 до 17 дней. [ 27 ] Обычно это проходит в течение дня. [ 27 ] Сезон дождей, который длится с мая по октябрь, более теплый: средняя температура в июне составляет 17,0 ° C (62,6 ° F), а количество осадков в эти месяцы намного выше. [ 25 ] Туман в это время встречается реже. [ 27 ] Среднегодовое количество осадков составляет 1084,7 миллиметра (42,7 дюйма), большая часть которых приходится на сезон дождей. Самым влажным месяцем был зарегистрирован сентябрь 1998 года, когда было зарегистрировано 525,8 миллиметров (20,70 дюйма) осадков, а самый влажный день был зарегистрирован 4 октября 2005 года - 105 миллиметров (4,13 дюйма). [ 25 ] Крайние значения варьируются от -8,5 до 35,8 ° C (от 16,7 до 96,4 ° F). [ 25 ]
Климатические данные для Сан-Кристобаль-де-лас-Касас | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 30.5 (86.9) |
30.0 (86.0) |
33.5 (92.3) |
31.0 (87.8) |
35.8 (96.4) |
34.0 (93.2) |
33.5 (92.3) |
29.0 (84.2) |
29.5 (85.1) |
33.0 (91.4) |
30.0 (86.0) |
33.5 (92.3) |
35.8 (96.4) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 20.3 (68.5) |
21.4 (70.5) |
22.9 (73.2) |
23.5 (74.3) |
23.1 (73.6) |
22.4 (72.3) |
22.5 (72.5) |
22.5 (72.5) |
21.7 (71.1) |
21.3 (70.3) |
20.7 (69.3) |
19.9 (67.8) |
21.9 (71.4) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 12.3 (54.1) |
13.0 (55.4) |
14.5 (58.1) |
15.7 (60.3) |
16.4 (61.5) |
17.0 (62.6) |
16.5 (61.7) |
16.5 (61.7) |
16.4 (61.5) |
15.5 (59.9) |
13.8 (56.8) |
12.5 (54.5) |
15.0 (59.0) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 4.2 (39.6) |
4.5 (40.1) |
6.0 (42.8) |
7.8 (46.0) |
9.7 (49.5) |
11.5 (52.7) |
10.6 (51.1) |
10.5 (50.9) |
11.2 (52.2) |
9.6 (49.3) |
7.0 (44.6) |
5.1 (41.2) |
8.1 (46.6) |
Рекордно низкий °C (°F) | −8.5 (16.7) |
−7.5 (18.5) |
−7.5 (18.5) |
−5.0 (23.0) |
1.0 (33.8) |
1.3 (34.3) |
1.5 (34.7) |
1.2 (34.2) |
0.1 (32.2) |
−2.5 (27.5) |
−6.1 (21.0) |
−8.0 (17.6) |
−8.5 (16.7) |
Среднее количество осадков, мм (дюймы) | 9.0 (0.35) |
10.9 (0.43) |
16.0 (0.63) |
43.8 (1.72) |
111.8 (4.40) |
226.3 (8.91) |
143.6 (5.65) |
153.9 (6.06) |
215.4 (8.48) |
109.0 (4.29) |
32.8 (1.29) |
12.2 (0.48) |
1,084.7 (42.69) |
Среднее количество дождливых дней (≥ 0,1 мм) | 2.5 | 2.4 | 2.3 | 5.7 | 11.4 | 18.7 | 14.3 | 15.5 | 19.7 | 11.3 | 5.3 | 2.3 | 111.4 |
Средняя относительная влажность (%) | 80 | 78 | 77 | 76 | 77 | 78 | 77 | 78 | 80 | 80 | 80 | 80 | 78 |
Среднемесячное количество солнечных часов | 212.8 | 199.6 | 203.7 | 180.7 | 168.4 | 137.9 | 174.9 | 178.5 | 116.2 | 152.5 | 173.0 | 189.8 | 2,088 |
Источник 1: Национальная метеорологическая служба (нормы 1951–2010 гг., Крайние значения). [ 25 ] [ 26 ] | |||||||||||||
Источник 2: Аспирантура (солнце, влажность, экстремальные условия, 1951–1980 гг.). [ 27 ] |
Инфраструктура
[ редактировать ]Сан-Кристобаль-де-лас-Касас расположен в 80 км от Тустла-Гутьерреса на шоссе 190 . находился аэропорт Корасон-де-Мария , пока аэропорт не был закрыт в 2010 году. В 18 км от города [ 5 ] Муниципалитет имеет 193,17 км автомагистралей, большая часть которых является государственной автомагистралью, соединяющей город с Тустла-Гутьерресом и такими северными точками, как Окосинго и Паленке . Есть также ряд сельских дорог (44,9 км), а также дороги, обслуживаемые министрами общественных работ, сельского развития, национальной обороны и Национальной комиссией по воде. [ 2 ]
По состоянию на 2005 год в муниципалитете было 32 654 жилых дома. Около 80% всех жилых домов принадлежат их жильцам. Средняя проживаемость дома составляет 4,84 человека, что соответствует среднему показателю по штату. Двадцать шесть процентов домов имеют земляные полы, около 60% - цементные. Двадцать пять процентов домов имеют деревянные стены, а 65% - блочные. Около 35% имеют крыши из асбеста или металла, а около 11% имеют черепичные крыши. Более 96% имеют электричество, более 82% имеют водопровод и чуть менее 80% имеют канализацию. [ 2 ]
Демография
[ редактировать ]
В 2010 году общая численность населения муниципалитета Сан-Кристобаль-де-лас-Касас составляла 185,9 человек. [ 28 ] и город с населением 158 027 человек. [ 28 ] В городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас было 110 населенных пунктов, крупнейшими из которых были -Антонио-дель-Монте (2196), Ла-Канделария (1955), Митцитон (1293) Сан , все они относились к сельским. [ 28 ]
По состоянию на 2010 год 59 943 человека в муниципалитете говорили на языке коренных народов. [ 2 ] Двумя наиболее важными этническими группами в этом районе являются цоцили и цецали. [ 29 ]
Около 85% муниципального населения проживает в самом городе, а остальная часть - в сельских населенных пунктах. Плотность населения 274 человека на км. 2 , что значительно выше среднего показателя по региону (190/км). 2 и средний показатель по штату 52/км. 2 . Большая часть населения молода: около 68% моложе тридцати лет, средний возраст - двадцать. Рост населения составляет около 4,10%, что выше средних показателей по региону и штату (2,37 и 2,06% соответственно). Ожидается, что население удвоится в течение двадцати лет. [ 2 ]
В 2000 году уровень неграмотности в муниципалитете составлял чуть менее 18% по сравнению с чуть менее 25% в 1990 году. Из них более 15 чуть более 16% не закончили начальную школу, около 17% закончили только начальную школу и около 48% закончили на уровень выше этого. Чуть менее 78% населения являются католиками, около 15% принадлежат к протестантским, евангелическим или другим христианским сектам. [ 2 ]
Экономика и туризм
[ редактировать ]
Сан-Кристобаль занимает второе место по уровню экономической маргинализации в штате Чьяпас после Тустлы Гутьерреса . [ 2 ] Лишь 4,5% работников не получают ни зарплаты, ни регулярного дохода. Примерно 9% заняты в сельском хозяйстве по сравнению с 54,86% на региональном уровне и 47,25% в штате. 21% заняты в строительстве, энергетике и транспорте. [ 2 ] Наиболее важным сектором экономики по объему производства является горнодобывающая промышленность. Ежедневно из Сан-Кристобаля экспортируется около 600 грузовиков нефрита, гравия, камня и металлов. Большая часть материала предназначена для других муниципалитетов региона, хотя некоторая часть отправляется в другие города Чьяпаса и в такие штаты, как Табаско и Кампече . Интенсивная добыча полезных ископаемых постепенно разрушает природный ландшафт некоторых территорий и негативно влияет на пополнение поверхностных и подземных вод. [ 18 ]
Наиболее важным сектором экономики является торговля, услуги и туризм, в которых занято почти 67% рабочей силы по сравнению с 29% в регионе и 37% в штате. [ 2 ] Город стал известным туристическим местом благодаря сохранившейся колониальной архитектуре и сохранению местной культуры и традиций. Многие жители города регулярно носят национальную одежду. Продавцы на рынке города известны своей очень агрессивностью, пытаясь добиться продажи. [ 4 ]
В муниципалитете имеется более 80 отелей на более чем 2000 номеров. [ 2 ] Правительство города обслуживает туристов через традиционные информационные киоски с экскурсиями, а также предлагает « туры с помощью I-Pod », когда туристы могут арендовать iPod, который использует систему GPS, чтобы определить, где находится тот или иной турист, и предоставить ему информацию об их окрестностях. Эти туры позволяют посетителям бродить по городу и слушать/читать о районах, в которых они расположены. [ 6 ]
После восстания сапатистов в 1994 году в городе развился культовый туризм, ориентированный на АННО. Этот туризм привлекает тех, кто интересуется как левыми политическими убеждениями, так и активизмом коренных народов, которые приезжают посмотреть, где происходили события 1990-х годов, а также то, что происходит сейчас. Этот туризм стимулировал создание магазинов сапатистской тематики, в которых продаются рубашки EZLN и другие сувениры. Этот туризм получил название « Сапатуризм » или « Сапатуризм ». Первоначально этот термин был уничижительным и относился к большому количеству левых активистов, которые собрались в городе после начала восстания АНОС. С тех пор этот термин получает неоднозначные отзывы, в которых есть доля юмора. [ 9 ]
Наиболее важными промышленными товарами, производимыми в городе, являются нефрит, текстиль и янтарь, хотя другие, такие как керамика, изделия из металла, резные изделия из дерева, одежду и филигранные можно найти и украшения. В Санто-Доминго есть большой tianguis или рынок под открытым небом, который специализируется на продаже продуктов местного производства. [ 7 ]
Недавно возникла проблема с продажей на улице поддельного янтаря, сделанного из пластика или стекла. [ 4 ] [ 30 ] Настоящий янтарь штата Чьяпас добывается в городе Симойовель на севере страны. Между настоящим и поддельным янтарем существует большая разница в цене, и этой разницы в цене может быть достаточно, чтобы вывести из бизнеса продавцов настоящего янтаря. Многие продавцы поддельного янтаря добиваются успеха, поскольку многие люди, особенно иностранные туристы, не знают, как определить, что это настоящий. Однако одним из показателей является цена, поскольку настоящий янтарь нельзя продать по очень низким ценам, которые предлагают уличные торговцы. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сан-Кристобаль-де-лас-Касас (муниципалитет, Мексика) — статистика населения, диаграммы, карты и местоположение» . www.citypopulation.de .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и «Сан Кристобаль де лас Касас» . Энциклопедия муниципалитетов штата Мехико Чьяпас (на испанском языке). Мексика: Национальный институт федерализма и муниципального развития, правительство штата Чьяпас. 2005 . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Сьюдад-де-Сан-Кристобаль-де-лас-Касас» (на испанском языке). Чьяпас: Штат Чьяпас . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ларри Фриман (1 января 2004 г.). «Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Чьяпас» . Информационный бюллетень Mexconnect . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Выходные в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Чьяпас» (на испанском языке). Мехико: журнал Mexico Desconocido . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Despertar en San Cristóbal de las Casas» [Просыпайтесь в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас]. Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 1 мая 2011 года . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и «Сан-Кристобаль-де-лас-Касас» (на испанском языке). Чьяпас: Министерство туризма Чьяпаса . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Собор Сан-Кристобаль-де-лас-Касас» (на испанском языке). Мексика: ИНДААБИН . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Джинна Берг (2008). Обувной туризм в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Мексика: рыночный капитализм встречается с революционным туризмом (докторская диссертация). Университет Манитобы, Канада. Квитанция MR48952.
- ^ Хименес Гонсалес, Виктор Мануэль, изд. (2009). Чьяпас: Путеводитель по прелестям штата [ Чьяпас: Путеводитель по прелестям штата ] (на испанском языке). Мехико: Редакция Oceano de México, SA de CV. п. 35. ISBN 978-607-400-059-7 .
- ^ Jump up to: а б с «Осужденный ущерб от эксплуатации мин в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас» [Осудить ущерб от эксплуатации мин в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас]. Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико. Эль Юниверсал Агентство. 20 августа 2010 г. с. 1.
- ^ Jump up to: а б Идальго, Маргарита Дж (2006). Вклад в социологию языка: языки коренных народов Мексики на заре двадцать первого века . Берлин: DEU: Walter de Gruyter & Co. KG Publishers. стр. 108–112. ISBN 978-3-11-018597-3 .
- ^ Jump up to: а б Скорость, Шеннон, изд. (2006). Женщины-диссиденты: гендерная и культурная политика в штате Чьяпас . Аида Эрнандес Кастильо и Линн Стивен. Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. стр. 13–14. ISBN 0-292-71417-3 .
- ^ Jump up to: а б Кович, Кристин Мари (2005). Голоса майя за права человека: Перемещенные католики в Хайленде Чьяпаса . Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. стр. 2–10. ISBN 978-0-292-70640-8 .
- ^ Хэмнетт, Брайан (1999). Краткая история Мексики . Порт-Честер, штат Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета. п. 297 . ISBN 978-0-521-61802-1 .
- ^ Джон П. Шмаль (2004). «Чьяпас – навсегда коренные жители» . Техас: Хьюстонский институт культуры . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ Мартин Морита (25 января 2011 г.). «Умер защитник коренных народов». Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и Мартин Морита (8 августа 2010 г.). «Сан-Кристобаль теряет свои холмы и леса». Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 14.
- ^ «Водно-болотные угодья горы Ла-Кисс» . Рамсарских Информационная служба угодий . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ ЮНЕП-WCMC (2022). Профиль охраняемой территории Умедалес-де-Монтанья-ла-Кисс из Всемирной базы данных охраняемых территорий. По состоянию на 1 апреля 2022 г. [1]
- ^ «Горные водно-болотные угодья Марии Евгении» . Рамсарских Информационная служба угодий . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ ЮНЕП-WCMC (2022). Профиль охраняемой территории Умедалес-де-Монтанья Мария Евгения из Всемирной базы данных охраняемых территорий. По состоянию на 30 марта 2022 г. [2]
- ^ ЮНЕП-WCMC (2022). Профиль охраняемой территории Гертруды Дюби из Всемирной базы данных охраняемых территорий. По состоянию на 30 марта 2022 г. [3]
- ^ Коттек, М.; Дж. Гризер; К. Бек; Б. Рудольф; Ф. Рубель (2006). «Обновлена мировая карта климатической классификации Кеппена-Гейгера» (PDF) . Метеорол. З. 15 (3): 259–263. Бибкод : 2006МетЗе..15..259К . дои : 10.1127/0941-2948/2006/0130 . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «КЛИМАТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ 1951–2010 гг.» (на испанском языке). Национальная метеорологическая служба . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «КЛИМАТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ 1981–2000 гг.» (PDF) (на испанском языке). Национальная водная комиссия . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Климатологические нормы для Сан-К.-де-лас-Каса, Чьяпас» (на испанском языке). Последипломный колледж. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 года . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сан Кристобаль де лас Касас» . Каталог локаций . Секретариат социального развития (SEDESOL) . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ «Каталог локаций» . microrregiones.gob.mx .
- ^ Jump up to: а б Мартин Морита (23 марта 2010 г.). « 'El precio lo dice todo' » [Цена говорит сама за себя]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 15.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

