Тосканский ордер




Тосканский орден (лат. Ordo Tuscanicus или Ordo Tuscanus , что означает этрусский орден ) — один из двух классических орденов, разработанных римлянами, другой — составной орден . Он находится под влиянием дорического ордера , но с колоннами без каннелюр и более простым антаблементом без триглифов и гутт . Хотя относительно простые колонны с круглыми капителями были частью народной архитектуры Италии и большей части Европы, по крайней мере, со времен этрусской архитектуры , римляне не считали этот стиль отдельным архитектурным порядком (например, римский архитектор Витрувий не включал это наряду с его описаниями греческого дорического, ионического и коринфского ордера). Его классификация как отдельный формальный порядок впервые упоминается в Исидора Севильского VI века «Этимологии» и уточняется в эпоху итальянского Возрождения . [ 1 ]
Себастьяно Серлио описал пять орденов, включая «тосканский орден», «самый прочный и наименее богато украшенный», в своей четвертой книге. [ 2 ] Regole Generali di Architettura Sopra le 5 Maniere de gli edifici (1537 г.). Хотя Фра Джокондо попытался впервые проиллюстрировать тосканскую капитель в своем печатном издании «Витрувия» (1511 г.), он показал капитель с украшением из яйца и дротиков , принадлежавшим ионическим. «Самый деревенский» тосканский ордер Серлио позже был тщательно очерчен Андреа Палладио .
По своей простоте тосканский ордер похож на дорический ордер, но в общих пропорциях, межколоннах и более простом антаблементе он соответствует пропорциям ионического. Этот строгий порядок считался наиболее подходящим в военной архитектуре, а также в доках и складах, когда они были удостоены архитектурной обработки. Серлио счел его «подходящим для укрепленных мест, таких как городские ворота, крепости, замки, сокровищницы или места хранения артиллерии и боеприпасов, тюрьмы, морские порты и другие подобные сооружения, используемые на войне».
Итальянские писатели об архитектуре
[ редактировать ]С точки зрения этих писателей, тосканский ордер был более древней примитивной италийской архитектурной формой, предшествовавшей греческому дорическому и ионическому ордеру , связанному Серлио с практикой рустовки и архитектурной практикой Тосканы . [ 3 ] Джорджо Вазари привел веский аргумент в пользу этого утверждения, сославшись на поэтапную рустовку Иль Кронаки на фасаде Палаццо Строцци во Флоренции. [ 4 ] Как и вся архитектурная теория эпохи Возрождения, прецеденты тосканского ордера искали у Витрувия , который не включает его в число трех канонических ордеров, а второстепенно, в своем обсуждении этрусского храма (книга IV, 7.2–3). Более поздняя римская практика игнорировала тосканский орден. [ 5 ] то же самое сделал Леон Баттиста Альберти в De re aedificatoria (незадолго до 1452 г.).
Следуя интерпретации Серлио Витрувия (который не указывает капитель колонны), в тосканском ордере колонна имела более простое основание - круглое, а не квадратное, как в других ордерах, где следовал Витрувий, - и с простым тором и воротником. , и колонна была без каннелюр, а капитель и антаблемент были без украшений. Модульная пропорция колонны составляла 1:7 у Витрувия и на иллюстрации Палладио к Даниэле Барбаро комментарию Виньолы к Витрувию), в « Cinque ordini d'architettura» Палладио (1562 г. (1562 г.) и в «I quattro libri dell'architettura» ). 1570). [ 6 ] Один только Серлио дает более коренастую пропорцию 1:6. [ 7 ] Простой астрагал или тения окружал колонну под ее простой крышкой.
Палладио по существу согласился с Серлио:
Тосканский, будучи грубым, редко используется над землей, за исключением одноэтажных зданий, таких как амбары на виллах, или в огромных сооружениях, таких как амфитеатры и тому подобное, которые, имея множество орденов, могут заменить этот дорический под ионическим. [ 8 ]
В отличие от других авторов Палладио нашел римские прецеденты, из которых он назвал арену Вероны и арену Пулы , оба из которых, Джеймс Акерман , как указывает [ 9 ] представляют собой арочные постройки, не имеющие колонн и антаблементов. Яркой особенностью является его рустованный фриз, опирающийся на совершенно простой антаблемент. [ 10 ]
Примерами использования ордена являются Палаццо Массимо алле Колонн в Риме, построенный Бальдассаром Перуцци, 1532–1536 гг., и Санта портик Пронаос -Мария-делла-Паче, добавленный Пьетро да Кортона (1656–1667).
Позднее распространение
[ редактировать ]Относительно редкой церковью тосканского ордена является церковь Святого Павла в Ковент-Гардене работы Иниго Джонса (1633 г.). Согласно часто повторяемой истории, записанной Хорасом Уолполом , лорд Бедфорд выделил Джонсу очень небольшой бюджет и попросил его построить простую церковь, «немного лучше сарая», на что архитектор ответил: «Тогда у вас будет самый красивый сарай в мире». Англия". [ 11 ] Церковь Христа, Спиталфилдс в Лондоне (1714–1729 гг.), автор Николас Хоксмур , использует ее снаружи, а Коринфский храм внутри.
В типичном использовании в очень величественном палладианском доме Вентворта Вудхауса в Йоркшире, который в основном коринфский, в конюшенном дворе 1768 года используется тосканский язык. Другой английский дом, West Wycombe Park , имеет лоджией двухэтажный фасад с : тосканский на первом этаже и коринфский наверху. Это напоминает Палладио Палаццо Кьерикати , в котором ионический стиль используется вместо дорического.
Neue Wache — гауптвахта в стиле греческого возрождения в Берлине , построенная Карлом Фридрихом Шинкелем (1816 г.). Хотя во многих отношениях фасад греческого храма представляет собой тщательное воплощение возрожденчества, у толстых рифленых колонн есть минимальные простые основания, и, несмотря на метопные рельефы и большую группу скульптур на фронтоне, здесь нет триглифов или гутт. Тем не менее, несмотря на эти «тосканские» аспекты, общее впечатление сильно греческое, и его справедливо всегда называют «дорическим».
Тосканский часто используют для дверных проемов и других входов, где требуется только пара колонн, а использование другого порядка может показаться претенциозным. Поскольку тосканский стиль легко обрабатывается плотником с помощью нескольких строгальных инструментов, он стал частью народного георгианского стиля , который сохранялся в таких местах, как Новая Англия и Огайо , вплоть до 19 века. В садоводстве «плотницкий дорический» тосканский стиль придает простую элегантность столбам ворот и заборам во многих традиционных садовых контекстах.
Галерея
[ редактировать ]-
Барочные Соломоновы тосканские колонны монастыря Сан-Франциско , Антигуа , Гватемала , неизвестный архитектор, начало 17 века. [ 12 ]
-
Тосканские колонны в стиле барокко во дворе Палаццо Брера , в Милане работа Франческо Мария Ричини , 17 век.
-
Тосканские колонны церкви Христа в стиле барокко в Лондоне, работа Николаса Хоксмура , 1714–1729 гг.
-
Неоклассические тосканские колонны отеля дю Шатле (улица Гренель, № 127), Париж, автор Матюрен Шерпитель , 1776 г. [ 13 ]
-
Неоклассические тосканские колонны церкви Сен-Луи де Ла-Рош-сюр-Йон , Ла-Рош-сюр-Йон , Франция, автор Симон Валло , 1809–1859 гг.
-
Неоклассические тосканские колонны часовни Expiatoire du Champ-des-Martyrs , Бреш , Франция, автор Огюст Каристи , 1824 год. [ 14 ]
-
Неоклассические тосканские колонны в Новом музее , в Берлине автор Фридрих Август Штюлер , 1845–1850 гг. [ 15 ]
-
Тосканские пилястры Beaux-Arts Strada Scaune no. 5, Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор, ок. 1900 г.
-
в стиле модерн Реинтерпретация тосканского ордера у входа в библиотеку Гейдельбергского университета , Гейдельберг , Германия, автор Йозеф Дурм , 1901-1905 гг .
-
Неоклассические тосканские колонны Абингдонского военного мемориала , Абингдон-на-Темзе , Великобритания, автор Джон Джордж Тимоти Уэст , 1921 год. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Севильи, Исидор (2006). Этимология Исидора Севильского . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 312. ИСБН 9780521837491 .
- ^ Первое опубликованное.
- ^ Джеймс С. Акерман, «Тосканский/Деревенский Орден: Исследование метафорического языка архитектуры», Журнал Общества историков архитектуры 42.1 (март 1983:15-34).
- ^ «Красота снаружи, в тосканском порядке» .
- ^ Акерман не знал ни о каких исключениях (Акерман 1983:16), и Виньола сообщил, что он не нашел тосканских украшений среди римских останков («non Havendo io fra le antichità di Roma trovato Decorationo Toscano» [цитируется по Акерману 1983:17, примечание 11). ]); Акерман идентифицирует некоторые вероятно тосканские элементы в нескольких архитектурных рисунках неопознанных римских руин начала XVI века.
- ^ Палладио, Книга I. 13.15–21.
- ^ Акерман 1983 предлагает сравнительную таблицу компонентов, приведенную каждым теоретиком, рис. 1 стр. 16.
- ^ Четыре книги по архитектуре , глава 12.
- ^ Акерман 1983:22.
- ^ Акерман 1983:21 и рис. 9 (гравюра Палладио).
- ^ Уолпол, Гораций; Вертю, Джордж (1782). Анекдоты о живописи в Англии . Том. 2 (3-е изд.). Лондон: Дж. Додсли. п. 275.
- ^ Грубе, Николай; Эггебрехт, Ева; Зайдель, Матиас (2012). Майя — Божественные короли тропического леса . хфулльманн. п. 385. ИСБН 978-3-8480-0034-0 .
- ^ Ларбодьер, Жан-Марк (2015). Архитектура Парижа от истоков до наших дней (на французском языке). Массин. п. 105. ИСБН 978-2-7072-0915-3 .
- ^ «Искупительная капелла Поля Мучеников» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Бертрам, Мэрион (2020). Египетский музей и коллекция папирусов; Музей предыстории и ранней истории . Престель. п. 118. ИСБН 978-3-7913-4262-7 .
- ^ Историческая Англия . «Военный мемориал в Абингдоне-на-Темзе (1437436)» . Список национального наследия Англии . Проверено 9 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]