Джон М. Янзен
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Джон М. Янзен профессор (родился 28 октября 1937 г.) — почетный кафедры антропологии университета Канзасского . [ 1 ] [ 2 ] Его работа посвящена здоровью, болезням и исцелению в Южной и Центральной Африке .
Биография
[ редактировать ]Джон М. Янзен родился в семье Хильды Гертруды Нойфельдт и Луи Абрахама Янзена 28 октября 1937 года в Ньютоне, штат Канзас . Он второй из четырех детей и один из трех мальчиков в семье. Он женат на Рейнхильде Кауэнховен , имеет троих детей.
После окончания средней школы Верийской академии он учился в Вефильском колледже четыре года . Здесь он встретил свою будущую жену, Рейнхильд Кауенховен, студентку-коллегу из Геттингена , Германия. После второго года обучения в школе Янзен присоединился к программе PAX Центрального комитета меннонитов , которая отправила его в Африку на два года службы вместо службы в армии США. В это время Янзен работал над проектами, связанными с образованием, и помогал в строительстве больницы в позднеколониальной обстановке Южной Саванны Бельгийского Конго . Вернувшись домой, Янзен получил магистра антропологии . степень Он окончил Вефильский колледж в 1961 году со степенью бакалавра социальных наук и философии и был принят в Чикагский университет в качестве аспиранта по антропологии.
После первого года обучения на основных курсах антропологии в Чикаго Янзен получил грант французского правительства на обучение в Парижском университете (Сорбонна), где в 1963 году получил сертификат специалиста по Африке. Опасаясь, что Центральная Африка будет закрыта для из-за политических волнений Янзен переключил свое внимание на Северную Африку и Ближний Восток, а также на программу курсов по арабской и исламской культуре под руководством Мушина Мадхи из Восточного института Чикагского университета. Янзен получил степень магистра антропологии в Чикагском университете в мае 1964 года и вскоре после этого начал работу над докторской диссертацией в Чикагском университете. В том же году он женился на Кауэнховене.
В период с 1964 по 1966 год Янзен путешествовал по региону Нижнего Конго, где исследовал социальную и политическую организацию, экономическое развитие, религию, здоровье и модели обращения за медицинской помощью среди народов Конго . Здесь исследование Янцена приобрело историческую перспективу , поскольку он использовал доколониальную , колониальную и постколониальную торговую торговлю 16-го - конца 19-го веков, чтобы проиллюстрировать, как эта торговля способствовала формированию представлений Конго о здоровье, страданиях и исцелении. с 17 по начало 20 веков. Янзен вернулся домой в 1966 году, чтобы завершить диссертацию на тему «Элементарные категории, символы и идеи ассоциации в обществе Конго-Манианга». Он получил докторскую степень в Чикагском университете в июне 1967 года.
Профессиональная жизнь
[ редактировать ]Янзен вернулся в Ньютон, штат Канзас , и начал преподавать в качестве доцента в Вефильском колледже с 1967 по 1968 год. В 1969 году он получил Совета социальных наук постдокторскую стипендию и вернулся в регион Нижнее Конго/Заир, чтобы завершить исследование по терапии Конго. . Он начал преподавать в качестве доцента в Университете Макгилла в Монреале в конце 1969 года. Именно здесь Янзен впервые познакомился с семиотикой . Он искал способы связать материальность с идеями и символами в континууме и изучил работы Виктора Тернера , который разрешил связь между материальностью, сознанием и идеями, не концентрируясь на каком-либо конкретном аспекте. Янзен также начал читать Ролана Барта книги по семиотике.
Летом 1970 года Янзен провел месяц в Швеции, работая над архивными материалами Нижнего Конго. Он вернулся на свою преподавательскую должность в Макгилле и оставался там до 1972 года, когда получил предложение стать доцентом кафедры социокультурной антропологии и африканистики из Канзасского университета . В 1974 году Янзен вместе с Уяттом МакГаффи опубликовал « Антологию религии Конго: первичные тексты из Нижнего Заира» (KU Publications in Anthropology, 1974).
Во время своего пребывания в Канзасском университете Янзен опубликовал книгу « В поисках терапии в Нижнем Заире» (Калифорния, 1978 г.), переизданную в мягкой обложке как « В поисках терапии: медицинский плюрализм в Нижнем Заире» (1982 г.) и во французском переводе как « La quête de la therapie au Bas-Zaïre» (Картала, 1995). Это было основано на постдокторской стипендии Совета социальных наук Янзена, а также на двухлетнем семинаре, проводимом в Макгилле. Книга, в которой рассматриваются основы экваториальных африканских подходов к болезням и исцелению с помощью африканских и западных биомедицинских методов лечения, получила медаль и награду Велкома от Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии за антропологические исследования, касающиеся медицинских проблем. В конце концов редактор предыдущей серии, профессор Чарльз Лесли из Калифорнийского университета , попросил его стать редактором журнала « Сравнительные исследования систем здравоохранения и медицинской помощи » , и он согласился.
Еще преподавая в Канзасском университете, Янзен получил стипендию Александра фон Гумбольдта Западной Экваториальной Африки за исследование исторических следов культа лемба в западноевропейских музеях. Исследование Янзеном лембы, которую он описал как культ элитных мужчин и женщин, делающий упор на создание союзов посредством брака, торговли и исцеления, привело к публикации его книги « Лемба (1650–1930): Барабан страданий в Африке и новый мир» (1982). В этой книге Янзен определяет болезнь лемба как результат зависти подчиненных к богатству торговой элиты. Барабан скорби, перевод прото- и пан-банту слова нгома , обычно включает в себя вид страдания, сеть людей, обычно страдающих, посещение их предком или духом, испытавшим то же самое несчастье, и ритуальное событие, которое объединяет целителей, людей, страдающих обычными заболеваниями, и их семьи в ритмичной, песенно-танцевальной, терапевтической деятельности. Парадигма барабана страданий была исследована ранее Виктора Тёрнера Работа в Южной Саванне .
Работа Янзена над парадигмой Нгома привела к дальнейшему изучению этого явления за счет расширения его исследований на Центральную и Южную Африку. Он путешествовал по большей части восточных и западных районов банту в Африке. Его должность преподавателя в Кейптаунском университете облегчила ему доступ к информации и контактам. В 1992 году он опубликовал «Нгома: беседы об исцелении в Центральной и Южной Африке». Еще одним аспектом работы Янзена в это время было прослеживание культуры Конго до Нового Света.
В 1991 году Янзен и его жена Рейнхильд стали соавторами книги, которая представляла собой каталог специальной выставки в музее, под названием « Меннонитская мебель: мигрантская традиция 1766-1910» . Янзен начал заниматься историей меннонитов во время творческого отпуска в 1989 году, когда он и его жена исследовали регионы от Нидерландов до побережья Балтийского моря.
Работа Янзена в области африканского исцеления продолжала расширяться, когда в 1994–1995 годах его попросили поехать в постгеноцидный регион Великих озер в Руанде, Бурунди и восточном Заире / Конго. Это привело к созданию еще одной книги; Есть ли у меня еще жизнь? Голоса после войны в Руанде и Бурунди (2001 г.), сравнение действий простых людей и лидеров нескольких коммун в Руанде и Бурунди до и после войны и геноцида.
Его работа в Университете Канзаса переросла в концентрацию на африканской медицинской антропологии , включая работу с войной, травмами , целительством, семиотикой , социокультурной антропологией и медицинской антропологией. За это время Янзен опубликовал « Социальную структуру здоровья: введение в медицинскую антропологию» (2002).
В 2013 году Янзен предпринял полевой исследовательский проект по постколониальному здоровью в Нижнем Конго. При поддержке программы IIE-Fulbright он и Рейнхильд Кауэнховен Янзен провели четыре месяца в городе Луози на берегу реки Конго, чтобы провести это исследование. Его исследования проводились при поддержке Свободного университета Луоцзы при особой помощи ректора университета доктора Кимпианги Маханьяха. Анализ этой исследовательской работы был дополнен резиденцией в 2014 году в Университете Галле-Виттенберга, Германия, и Институте социальной антропологии Макса Планка в Галле. Результаты исследования и их интерпретации будут опубликованы в монографии « Здоровье в хрупком государстве: наука, магия и дух в Нижнем Конго » (Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press, 2019). [ нужно обновить ]
Публикации
[ редактировать ]- Книги
- 1974: Антология религии Конго: первичные тексты из Нижнего Заира . КУ Издательство. в антропологии № 5, Лоуренс. 163 стр. (совместно с Уяттом МакГаффи)
- 1978: Поиски терапии в Нижнем Заире . Беркли и Лондон. University of California Press, 267 стр. (совместно с Wm. Arkinstall), издание в мягкой обложке, 1982 г.
- 1979: Социальная история болезней и медицины в Африке . Специальный выпуск: Social Science and Medicine 13B, 268 стр. (со Стивеном Фейерманом)
- 1980: Развитие здравоохранения . Акрон, Пенсильвания, Центральный комитет меннонитов (Монография по развитию 8), март, 32 стр.
- 1981: Причинно-следственная связь и классификация в африканской медицине и здравоохранении . Специальный выпуск: Социальные науки и медицина, 15B, 3, 268 стр. (совместно с Гвином Принсом)
- 1982: « Лемба (1650–1930): Барабан скорби в Африке и новом мире» . Нью-Йорк, Garland Publ., 383 стр.
- 1991: « Меннонитская мебель: мигрантская традиция 1766–1910» . Общение, Пенсильвания: Хорошие книги.
- 1992: « Социальная основа здоровья и исцеления в Африке» , изд. со Стивом Фейерманом, издательство Калифорнийского университета.
- 1992: « Нгома: беседы об исцелении в Центральной и Южной Африке» . Издательство Калифорнийского университета.
- 1995: « В поисках исцеления в Нижнем Заире» . Париж: Картала.
- 1999: « Архитектура анабаптистско-меннонитских пространств и мест встреч и поклонения» . Материалы международной конференции, 16–18 октября 1997 г., Харлисвилл, Пенсильвания. Специальный выпуск « Ежеквартального обзора меннонитов» , апрель. (редактор с Дэвидом Ремпел-Смакером).
- 2000: « Есть ли у меня еще жизнь? Голоса после войны в Руанде и Бурунди, 1994–1995 годы» . Монографии КУ в «Антропологии №20». с Рейнхильд Янцен.
- 2001: « Социальная структура здоровья: введение в медицинскую антропологию» . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- 2008: « Глобальная медицинская антропология в сердце США». Редактор специального выпуска Венского информационного бюллетеня этномедицины, февраль и июнь (2 и 3).
- 2009: « Резной Лоанго Тлуск: местные образы и глобальные связи». КУ Монографии по антропологии 24.
- 2014: « Медицинская антропология в глобальной Африке ». Ред. Кэтрин Райн, Дж. М. Янзен, Гленн Адамс, Хизер Олдерси. Публикации КУ по антропологии 26.
- 2019: « Здоровье в хрупком государстве: наука, магия и дух в Нижнем Конго ». Мэдисон: Издательство Университета Висконсина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Резюме Джона М. Янзена» . антропология.ku.edu . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Барнс, Линда Л.; Серед, Сьюзен Старр (2005). Религия и целительство в Америке . Издательство Оксфордского университета, США. п. xiii. ISBN 978-0-19-516795-5 . Проверено 12 августа 2010 г.