Jump to content

Медицинская антропология

(Перенаправлено из Медицинской антропологии )

Медицинская антропология изучает «здоровье и болезни человека, системы здравоохранения и биокультурную адаптацию». [1] Он рассматривает людей с многомерной и экологической точек зрения. [2] Это одна из наиболее развитых областей антропологии и прикладной антропологии . [3] и является подразделом социальной и культурной антропологии , который исследует способы, которыми культура и общество организованы вокруг вопросов здоровья , здравоохранения и связанных с ними вопросов или находятся под их влиянием.

Термин «медицинская антропология» использовался с 1963 года как обозначение эмпирических исследований и теоретических разработок антропологов социальных процессов и культурных представлений о здоровье, болезни и связанных с ними практиках ухода/ухода. [4]

Кроме того, в Европе также использовались термины «антропология медицины», «антропология здоровья» и «антропология болезни», а «медицинская антропология» также была переводом голландского термина XIX века «medische anthropologie». Этот термин был выбран некоторыми авторами в 1940-х годах для обозначения философских исследований здоровья и болезней. [5]

Историческая справка

[ редактировать ]

Взаимосвязь между антропологией , медициной и медицинской практикой хорошо документирована. [6] Общая антропология занимала заметное место в фундаментальных медицинских науках (которые соответствуют тем предметам, которые обычно называют доклиническими). Однако медицинское образование стало ограничиваться пределами больницы вследствие развития клинического взгляда и помещения пациентов в обсервационные лазареты. [7] [8] Гегемония медицинской больничного клинического образования и экспериментальных методологий, предложенных Клодом Бернаром, умаляет ценность повседневного опыта практикующих врачей, который ранее рассматривался как источник знаний, представленный отчетами, называемыми географией и медицинской топографией, основанными на этнографических, демографических, статистические, а иногда и эпидемиологические данные. После развития больничной клинической подготовки основным источником знаний в медицине стала экспериментальная медицина в больнице и лаборатории, и вместе эти факторы привели к тому, что со временем большинство врачей отказались от этнографии как инструмента познания. Большинство, а не все, потому что этнография оставалась на протяжении большей части 20-го века инструментом знаний в первичной медико-санитарной помощи, сельской медицине и международном здравоохранении. Отказ этнографии медицины от произошел, когда социальная антропология приняла этнографию в качестве одного из маркеров своей профессиональной идентичности и начала отходить от первоначального проекта общей антропологии. Расхождение профессиональных антропология и медицина никогда не были полным расколом. [9] Отношения между двумя дисциплинами оставались постоянными на протяжении ХХ века, вплоть до развития современной медицинской антропологии в 1960-х и 1970-х годах. Большое количество авторов медицинской антропологии 20-го века имели начальную подготовку в области медицины, сестринского дела, психологии или психиатрии, в том числе WHR Риверс , Абрам Кардинер , Роберт И. Леви , Жан Бенуа, Гонсало Агирре Бельтран, Дженис Х. Дженкинс и Артур Кляйнман. . Некоторые из них разделяют клиническую и антропологическую роль. Другие пришли из антропологии или социальных наук , как Джордж Фостер, Уильям Каудилл, Байрон Гуд , Туллио Сеппилли, Жиль Бибо, Луис Маллар, Андрас Земплени, Гилберт Льюис, Рональд Франкенберг и Эдуардо Менендес. В недавней книге Саилланта и Дженеста описана большая международная панорама развития медицинской антропологии, а также некоторые основные теоретические и интеллектуальные дебаты. [10] [11]

Некоторые популярные темы, которые охватывает медицинская антропология, — это психическое здоровье, сексуальное здоровье, беременность и роды, старение, зависимость, питание, инвалидность, инфекционные заболевания, неинфекционные заболевания (НИЗ), глобальные эпидемии, борьба со стихийными бедствиями и многое другое.

Медицинская социология

[ редактировать ]

Питер Конрад отмечает, что медицинская социология изучает некоторые из тех же явлений, что и медицинская антропология, но утверждает, что медицинская антропология имеет другое происхождение: первоначально она изучала медицину в незападных культурах и использовала разные методологии. [12] : 91–92  Он утверждает, что между дисциплинами произошла некоторая конвергенция, поскольку медицинская социология начала перенимать некоторые методологии антропологии, такие как качественные исследования , и стала больше сосредотачиваться на пациенте, а медицинская антропология начала сосредотачиваться на западной медицине. Он утверждал, что более тесное междисциплинарное общение может улучшить обе дисциплины. [12]

[ редактировать ]

На протяжении большей части 20-го века концепция народной медицины , или народной медицины , была знакома как врачам, так и антропологам. Врачи, антропологи и медицинские антропологи использовали эти термины для описания ресурсов, помимо помощи медицинских работников, которые европейские или латиноамериканские крестьяне использовали для решения любых проблем со здоровьем. Этот термин также использовался для описания практики здравоохранения аборигенов в разных частях мира с особым упором на их этноботанические знания. Эти знания имеют основополагающее значение для выделения алкалоидов и активных фармакологических принципов. Более того, изучение ритуалов, связанных с популярными методами лечения, послужило броску вызову западным психопатологическим категориям, а также отношениям на Западе между наукой и религией. Врачи не пытались превратить популярную медицину в антропологическую концепцию, они скорее хотели создать научно обоснованную медицинскую концепцию, которую они могли бы использовать для установления культурных границ. биомедицина . [13] [14] Биомедицина – это применение естественных наук и биологии для диагностики заболеваний. Часто в западной культуре это этномедицина. Примеры такой практики можно найти в медицинских архивах и проектах устной истории. [15]

Концепция народной медицины была подхвачена профессиональными антропологами в первой половине двадцатого века, чтобы разграничить магические практики , медицину и религию , а также изучить роль и значение народных целителей и их практики самолечения. Для них народная медицина была специфической культурной особенностью некоторых групп людей, отличающейся от универсальных практик биомедицины . Если бы каждая культура имела свою специфическую народную медицину, основанную на ее общекультурных особенностях, то можно было бы предполагать существование стольких медицинских систем, сколько существовало культур, и, следовательно, развивать сравнительное изучение этих систем. Те медицинские системы, в которых не было ни одной синкретической черты европейской народной медицины, назывались примитивной или дотехнической медициной в зависимости от того, относились ли они к современным культурам аборигенов или к культурам, предшествовавшим классической Греции . Культуры с документальным корпусом, такие как тибетская , традиционная китайская или Аюрведические культуры иногда называли систематическими лекарствами . Сравнительное изучение медицинских систем известно как этномедицина , то есть способ лечения болезни или недуга в своей культуре, или, если психопатология объектом исследования является , этнопсихиатрия (Бенедуке 2007, 2008), транскультурная психиатрия (Бибо, 1997). и антропология психических заболеваний (Lézé, 2014). [16]

Согласно этой концепции, медицинские системы будут рассматриваться как специфический продукт культурной истории каждой этнической группы. Научная биомедицина станет еще одной медицинской системой и, следовательно, культурной формой, которую можно будет изучать как таковую. Эта позиция, возникшая из культурного релятивизма, поддерживаемого культурной антропологией, позволила дебатам с медициной и психиатрией вращаться вокруг некоторых фундаментальных вопросов:

  1. Относительное влияние генотипических и фенотипических факторов на личность и некоторые формы патологии, особенно психиатрической и психосоматической патологии.
  2. Влияние культуры на то, что общество считает нормальным, патологическим или ненормальным.
  3. Проверка в разных культурах универсальности нозологических категорий биомедицины и психиатрии.
  4. Выявление и описание заболеваний, принадлежащих к конкретным культурам, ранее не описанных клинической медициной. Они известны как этнические расстройства, а в последнее время как синдромы, связанные с культурой, и включают сглаз и тарантизм среди европейских крестьян, одержимость или состояние транса во многих культурах, а также нервную анорексию, нервозность и предменструальный синдром в западных странах. общества.

С конца 20 века медицинские антропологи стали гораздо глубже понимать проблему культурных представлений и социальных практик, связанных со здоровьем, болезнями, медицинской помощью и вниманием. [17] Они понимались как универсальные с очень разнообразными местными формами, выраженными в транзакционных процессах. Ссылка в конце этой страницы включена, чтобы предложить широкую панораму текущих позиций в медицинской антропологии.

Прикладная медицинская антропология

[ редактировать ]

В США, Канаде, Мексике и Бразилии сотрудничество антропологии и медицины первоначально было связано с реализацией программ общественного здравоохранения среди этнических и культурных меньшинств, а также с качественной и этнографической оценкой медицинских учреждений (больниц и психиатрических больниц) и служб первичной медико-санитарной помощи. . Что касается программ общественного здравоохранения, целью было решить проблемы создания этих служб для сложной мозаики этнических групп. Этнографическая оценка включала анализ межклассовых конфликтов внутри учреждений, которые оказали нежелательное влияние на их административную реорганизацию и их институциональные цели, особенно конфликтов между врачами, медсестрами, вспомогательным и административным персоналом. Этнографические отчеты показывают, что межклассовые кризисы напрямую влияли на терапевтические критерии и уход за больными. Они также внесли новые методологические критерии для оценки новых учреждений, возникших в результате реформ, а также экспериментальные методы ухода, такие как терапевтические сообщества.

Этнографические данные поддержали критику институционального содержания под стражей и внесли решающий вклад в политику деинституционализации психиатрической и социальной помощи в целом, а в некоторых странах, таких как Италия, привели к переосмыслению руководящих принципов в области образования и укрепления здоровья.

Эмпирические ответы на эти вопросы привели к тому, что антропологи начали работать во многих областях. К ним относятся: разработка международных и общественных программ здравоохранения в развивающихся странах; оценка влияния социальных и культурных переменных в эпидемиологии некоторых форм психиатрической патологии (транскультурная психиатрия); изучение культурного сопротивления инновациям в практике лечения и ухода; анализ практики исцеления иммигрантов; и изучение традиционных целителей, народных целителей и эмпирических акушерок, которые могут стать медицинскими работниками (так называемые « босоногие врачи» ).

Кроме того, с 1960-х годов биомедицина в развитых странах столкнулась с рядом проблем, которые требуют изучения предрасполагающих социальных или культурных факторов, которые были сведены к переменным в количественных протоколах и подчинены причинным биологическим или генетическим интерпретациям. Среди них особо следует отметить следующие:

а) Переход от доминантной системы, предназначенной для острой инфекционной патологии, к системе, предназначенной для хронической дегенеративной патологии без какой-либо специфической этиологической терапии.

б) Возникновение необходимости разработки долгосрочных механизмов и стратегий лечения, в отличие от резких терапевтических методов лечения.

в) Влияние таких понятий, как качество жизни, на классические биомедицинские терапевтические критерии.

К этому добавляются проблемы, связанные с внедрением механизмов общественного здравоохранения. Эти проблемы изначально воспринимаются как инструменты борьбы с неравным доступом к медицинским услугам. Однако как только населению становится доступна комплексная услуга, возникают новые проблемы, связанные с этническими, культурными или религиозными различиями или различиями между возрастными группами, полом или социальными классами.

Если внедрение механизмов социальной помощи порождает один набор проблем, то тогда возникает совершенно новый набор проблем, когда эти же самые механизмы демонтируются и ответственность, которую они когда-то взяли на себя, снова перекладывается на плечи отдельных членов общества.

Во всех этих областях местные и качественные этнографические исследования необходимы для понимания того, как пациенты и их социальные сети включают знания о здоровье и болезни, когда их опыт оттеняется сложными культурными влияниями. Эти влияния обусловлены природой социальных отношений в развитых обществах и влиянием средств социальной коммуникации, особенно аудиовизуальных средств и рекламы.

Повестка дня

[ редактировать ]

В настоящее время исследования в области медицинской антропологии являются одним из основных направлений роста области антропологии в целом и происходят важные процессы внутренней специализации. По этой причине любая повестка дня всегда дискуссионна. В целом мы можем рассмотреть следующие шесть основных полей:

  • развитие систем медицинских знаний и медицинской помощи
  • отношения врач-пациент
  • интеграция альтернативных медицинских систем в культурно разнообразных средах
  • взаимодействие социальных, экологических и биологических факторов, влияющих на здоровье и болезнь как человека, так и общества в целом.
  • критический анализ взаимодействия психиатрических служб и мигрантов («критическая этнопсихиатрия»: Beneduce 2004, 2007)
  • влияние биомедицины и биомедицинских технологий в незападных условиях

Другими темами, которые стали центральными для медицинской антропологии во всем мире, являются насилие и социальные страдания. [18] а также другие проблемы, связанные с физическим и психологическим вредом и страданиями, не являющимися результатом болезни. С другой стороны, есть области, которые пересекаются с медицинской антропологией с точки зрения методологии исследования и теоретической разработки, такие как культурная психиатрия и транскультурная психиатрия или этнопсихиатрия .

Обучение

[ редактировать ]

Все медицинские антропологи обучаются антропологии как своей основной дисциплине. Многие приходят из медицинских профессий, таких как медицина или медсестра, тогда как другие приходят из других областей, таких как психология, социальная работа, социальное образование или социология. Культурные и транскультурные психиатры готовятся как антропологи и, естественно, клиницисты-психиатры. Обучение медицинской антропологии обычно осуществляется на уровне магистра (магистра или магистра наук) и докторантуры.

В латиноамериканских странах есть магистры медицинской антропологии, например, в Мексике, [19] Бразилия, [20] и Испания, [21] в то время как в университетах Соединенных Штатов, таких как Университет Брауна , Вашингтонский университет в Сент-Луисе , Университет Южной Флориды , Калифорнийский университет в Беркли , Калифорнийский университет в Сан-Франциско , Университет Коннектикута , Университет Джона Хопкинса , Университет Аризоны , Университет Алабамы , Университет Вашингтона , Университета Юты , [22] и Южный методистский университет предлагают программы докторантуры, посвященные этому предмету.

В Азии Университет Филиппин в Маниле предлагает как степень магистра наук, так и степень магистра медицинской антропологии. Университет Южной Флориды , Университет Аризоны , Университет Коннектикута , Вашингтонский университет [23] и другие также предлагают двойную степень (MA/PhD) в области прикладной антропологии со степенью магистра здравоохранения.

В Канаде Университет Британской Колумбии , Университет Торонто и Университет Макгилла предлагают магистерские программы [как магистратуры, так и магистратуры] и докторантуры в области медицинской антропологии. [24]

В Европе программы магистратуры и докторантуры предлагаются в Великобритании в Университетском колледже Лондона , Оксфордском университете , Эдинбургском университете и Даремском университете , а Амстердамский университет предлагает степень магистра медицинской антропологии и социологии. [25] В Африке степень магистра медицинской антропологии предлагается в Университете Гулу в Уганде.

Достаточно полный отчет о различных курсах последипломной подготовки в разных странах можно найти на сайте Общества медицинской антропологии Американской антропологической ассоциации . [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ МакЭлрой, А. (1996), «Медицинская антропология» (PDF) , в Д. Левинсоне; М. Эмбер (ред.), Энциклопедия культурной антропологии , заархивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2012 г.
  2. ^ Энн МакЭлрой; Патрисия К. Таунсенд (1989), Медицинская антропология в экологической перспективе (2-е изд.), Боулдер, Колорадо: Westview Press, ISBN  0-8133-0742-2
  3. ^ Шарлотта Сеймур-Смит (1990), Антропологический словарь Macmillan , Лондон: Macmillan Press, стр. 187–188, ISBN  0-333-39334-1
  4. ^ Скотч, Норман А. (1963), «Медицинская антропология», в книге Бернарда Дж. Сигела (редактор), Biennial Review of Anthropology , vol. 3, Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, стр. 30–68 Рецензия на книгу со ссылкой на подробности.
  5. ^ Педро Лаин Энтральго (1968), Состояние болезни. План главы возможной медицинской антропологии (Состояние болезни: План главы возможной медицинской антропологии) (на испанском языке), Мадрид: Editorial Moneda y Crédito
  6. ^ Комель, Ж.М.; Мартинес-Эрнаес, А. (1993), Болезнь, общество и культура (на испанском языке), Мадрид: Eudema
  7. ^ Фуко, Мишель (1963), Рождение клиники (на французском языке), Presses universitaire de France
  8. ^ Изабель фон Бюльтцинсловен (1997), Машины для обучения, машины для лечения. Университетские больницы и медикализация немецкого общества 1730–1850 гг. (Машины обучают машины лечить. Университетские больницы и медикализация немецкого общества 1730–1850 гг.) (на французском языке), Лион: Presses Universitaires de Lyon
  9. ^ Комельес, Жозеп М. (март 2000 г.), «Роль местных знаний в медицинской практике: трансисторическая перспектива», Culture, Medicine and Psychiatry , 24 (1): 41–75, doi : 10.1023/a:1005560608783 , PMID   10757209 , S2CID   594042
  10. ^ Франсин Сайян; Серж Женест (2005), Медицинская антропология. Местные корни, глобальные проблемы (Медицинская антропология. Местные корни, глобальные проблемы) (на французском языке), Квебек: Les presses de l'Université Laval, Ma, ISBN  978-2-233-00490-1
  11. ^ Франсин Сайян; Серж Женест (2007), Медицинская антропология: региональные перспективы и общие проблемы , Молден, Массачусетс: Блэквелл, ISBN  978-1-4051-5249-5
  12. ^ Jump up to: а б Конрад, Питер (декабрь 1997 г.). «Параллельная игра в медицинской антропологии и медицинской социологии» . Американский социолог . 28 (4): 90–100. дои : 10.1007/s12108-997-1021-4 . ISSN   0003-1232 . S2CID   144263774 .
  13. ^ Комель, Ж. М. (1996), «От суеверий к народной медицине: переход от религиозной концепции к медицинской концепции», AM. Rivista Italiana di Antropologia Medica (Журнал Итальянского общества медицинской антропологии) (на итальянском языке), 1–2 : 57–8.
  14. ^ Чарути, Г. (1997), «Изобретение народной медицины», Gradhiva , 22 : 45–57, doi : 10.3406/gradh.1997.936 , S2CID   255654797
  15. ^ Моноклональные антитела к мигрени: свидетели современной биомедицины, Аризона: Эд Э.М. Джонс и Э.М. Тэнси, Университет Королевы Марии, Лондонский университет, 2014 г.
  16. ^ * Лезе, Сэмюэл (2014) « Антропология психических заболеваний », в: Эндрю Скалл (редактор), Культурная социология психических заболеваний: руководство от А до Я , Sage, стр. 31-32
  17. ^ Яленти, Винсент Ф., Обзор гуманистических стипендий по медицинскому страхованию, политике и реформе в Соединенных Штатах (апрель 2011 г.). Семинар Тобина 2011 г. по поведенческим/институциональным исследованиям и регулированию нового рынка медицинского страхования, Юридическая школа Корнелла, 28–29 апреля 2011 г. https://ssrn.com/abstract=1995046
  18. ^ Фармер, Пол (1999) Инфекции и неравенство: современные чумы . Беркли, Калифорнийский университет Press. Фармер, Пол (2003) Патологии власти: здоровье, права человека и новая война с бедными . Беркли, Калифорнийский университет Press.
  19. ^ «CIESAS — Центр исследований и высших исследований в области социальной антропологии» . www.ciesas.edu.mx .
  20. ^ ru: Антропология здоровья
  21. ^ Виргили, Университет Ровира i. «Степень магистра в области медицинской антропологии и международного здравоохранения – Universitat Rovira i Virgili» . Университет Ровира и Виргили .
  22. ^ «Антропология: Академические программы: Аспирантура: Медицинская антропология и глобальное здравоохранение» . Архивировано из оригинала 9 августа 2009 г. Проверено 20 июля 2009 г.
  23. ^ «Антропология: Академические программы: Последипломная программа: Медицинская антропология и глобальное здравоохранение: Параллельный MPH/PHD» . Архивировано из оригинала 10 августа 2009 г. Проверено 20 июля 2009 г.
  24. ^ «Программы магистратуры и докторантуры медицинской антропологии в Канаде» . canadian-universities.net .
  25. ^ «МАГИСТР Медицинской антропологии и социологии» . 7 июля 2022 г.
  26. ^ «Аспирантура по медицинской антропологии» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2003 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Следующие книги представляют глобальную панораму международной медицинской антропологии и могут быть полезны в качестве справочников для начинающих, заинтересованных студентов или для людей, которым нужен общий текст по этой теме.

  • Альбреч Г.Л., Фитцпатрик Р. Скримшоу С. (2000) Справочник по социальным исследованиям в области здравоохранения и медицины . Лондон: Сейдж.
  • Андерсон, Роберт (1996) Магия, наука и здоровье. Цели и достижения медицинской антропологии . Форт-Уэрт, Харкорт-Брейс.
  • Баер, Ганс; Певец, Меррилл; и Сассер, Ида (2003) Медицинская антропология и мировая система . Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
  • Бибо, Жиль (1997), «Культурная психиатрия в креолизирующемся мире. Вопросы для новой программы исследований», Транскультурная психиатрия , 34-1: 9–41.
  • Браун П.Дж., редактор (1998) Понимание и применение медицинской антропологии . Вид на горы.
  • Комельес, Хосеп М.; Донген, Элс ван (ред.) (2002). Темы медицинской антропологии . Перуджа: Фонд Анджело Челли Арго.
  • Донген, Элс; Комельес, Хосеп М. (2001). Медицинская антропология и антропология . Перуджа: Фонд Анджело Челли Арго.
  • Эмбер, Кэрол Р.; Эмбер, Мелвин, ред. (2004), Энциклопедия медицинской антропологии: здоровье и болезни в мировых культурах , Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishers, ISBN  0306477548
  • Фармер, Пол (1999) Инфекции и неравенство: современные чумы . Беркли, Калифорнийский университет Press.
  • Фармер, Пол (2003) Патологии власти: здоровье, права человека и новая война с бедными . Беркли, Калифорнийский университет Press.
  • Гест, Сяак ван дер; Риенкс, Ари (1998) Искусство медицинской антропологии. Чтения . Амстердам, Хет Спинхейс. Университет Амстердама.
  • Гуд, Байрон, Майкл М.Дж. Фишер, Сара С. Уиллен, Мэри-Джо ДельВеккио Гуд, ред. (2010) Читатель медицинской антропологии: теоретические траектории, новые реалии. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.
  • Грей, Эй и Сил, К. (ред.) (2001) Здоровье и болезни: читатель . Букингем-Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Открытого университета.
  • Хан, Роберт А. (1995) Болезнь и исцеление: антропологическая перспектива . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  • Хан, Роберт А. и Марсия Инхорн (ред.) (2010) Антропология и общественное здравоохранение, второе издание: преодоление различий в культуре и обществе . Oxford University Press.
  • Хелман, Сесил (1994) Культура, здоровье и болезни. Введение для специалистов здравоохранения . Лондон: Баттерворт-Хайнеманн (новое пятое изд.).
  • Янзен Дж.М. (2002) Социальная структура здоровья. Введение в медицинскую антропологию , Нью-Йорк: McGraw-Hill.
  • Джонсон, Томас; Сарджент, К. (состав) (1992), Медицинская антропология. Современная теория и метод (переиздание под названием Сарджент и Джонсон, 1996). Вестпорт, Прегер.
  • Лэнди, Дэвид (редактор) Болезнь и исцеление: исследования в области медицинской антропологии . Нью-Йорк: Макмиллан.
  • Лок, М и Нгуен, Винь-Ким (2010) Антропология биомедицины , Уайли-Блэквелл. ISBN   9781405110723
  • Лустаунан М.О., Собо Э.Дж. (1997) Культурный контекст здоровья, болезней и медицины . Вестпорт, Коннектикут: Бергин и Гарви.
  • Нихтер, Марк. (2008) «Глобальное здоровье: почему культурное восприятие, социальные представления и биополитика имеют значение» Тусон: Издательство Университета Аризоны.
  • Пул Р. и Гейсслер В. (2005). Медицинская антропология . Букингем: Издательство Открытого университета.
  • Самсон К. (1999) Исследования в области здравоохранения. Критический и межкультурный читатель . Оксфорд, Блэквелл.
  • Сингер, Меррилл и Баер, Ханс (2007). Знакомство с медицинской антропологией: дисциплина в действии . Лэнхэм, АльтаМира Пресс.
  • Треватан В., Смит Э.О., Маккенна Дж.Дж. (1999) Эволюционная медицина: интерпретация с эволюционной точки зрения . Издательство Оксфордского университета
  • Треватан, В., Смит, Э.О., Маккенна Дж. (2007) Эволюционная медицина и здоровье: новые перспективы . Издательство Оксфордского университета.
  • Уайли, А.С. (2008) Медицинская антропология: биокультурный подход . Университет Южной Калифорнии
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89e3e3336bdf88b4e97d38fa29767ce5__1707172080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/e5/89e3e3336bdf88b4e97d38fa29767ce5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Medical anthropology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)