Двухфакторная теория интеллекта
Чарльз Спирмен разработал свою двухфакторную теорию интеллекта с помощью факторного анализа . [1] Его исследования привели его не только к разработке концепции g-фактора общего интеллекта, но и S - фактора специфических интеллектуальных способностей. [2] Л. Л. Терстоун , Говард Гарднер и Роберт Штернберг также исследовали структуру интеллекта и, анализируя полученные данные, пришли к выводу, что на общий интеллект людей влияет единственный основной фактор. Однако в 1916 году Спирмен подвергся критике со стороны Годфри Томсона , который утверждал, что доказательства не так важны, как казалось. [3] Современные исследования все еще расширяют эту теорию, исследуя закон убывающей отдачи Спирмена. [4] и добавление связанных концепций в исследование. [5]
Двухфакторная теория интеллекта Спирмена
[ редактировать ]В 1904 году [2] Чарльз Спирмен разработал статистическую процедуру, названную факторным анализом . При факторном анализе связанные переменные проверяются на корреляцию друг с другом, затем оценивается корреляция связанных элементов, чтобы найти кластеры или группы переменных. [1] Спирмен проверял, насколько хорошо люди справляются с различными задачами, связанными с интеллектом . К таким задачам относятся: различение высоты звука , восприятие веса и цвета, направления и математика. [2] Анализируя собранные им данные, Спирман отметил, что те, кто преуспел в одной области, также показали более высокие результаты в других областях. На основе этих данных Спирман пришел к выводу, что должен быть один центральный фактор, влияющий на наши когнитивные способности. Спирмен назвал этот общий интеллект g . [6] [7]
Структура разведывательных дебатов
[ редактировать ]В связи с противоречивостью структуры интеллекта свои соответствующие исследования опубликовали и другие психологи. Помимо Чарльза Спирмена , еще трое разработали гипотезу относительно структуры интеллекта. Л. Л. Терстон проверял испытуемых на 56 различных способностей; на основе своих данных он установил семь основных умственных способностей, относящихся к интеллекту. Он классифицировал их как: пространственные способности, числовые способности, беглость слов, память, скорость восприятия, словесное понимание и индуктивное мышление. Другие исследователи, заинтересованные в этом новом исследовании, проанализировали данные Терстоуна и обнаружили, что те, кто набрал высокие баллы в одной категории, часто преуспевали и в других. [6] Этот вывод подтверждает, что на них влияет основной фактор, а именно g .
Говард Гарднер предположил в своей теории множественного интеллекта , что интеллект формируется из множественных способностей. Он признавал восемь видов интеллекта: лингвистический, музыкальный, пространственный, внутриличностный, межличностный, логико-математический, телесно-кинестетический и натуралистический. Он также рассматривал возможность наличия девятой разумной способности — экзистенциального интеллекта. [6] Гарднер предположил, что люди, преуспевающие в одной способности, будут лишены другой. Вместо этого его результаты показали, что каждый из восьми его интеллектов положительно коррелирует друг с другом. После дальнейшего анализа Гарднер обнаружил, что логика, пространственные способности, язык и математика каким-то образом связаны между собой, что подтверждает наличие основного g фактора , который присутствует почти во всех проявлениях интеллекта в целом. [2]
Роберт Штернберг согласился с Гарднером в том, что существует несколько видов интеллекта, но в своей триархической теории интеллекта он сузил сферу применения всего до трех : аналитического, творческого и практического. Он классифицировал аналитический интеллект как навыки решения проблем в тестах и учебе. Творческий интеллект – это то, как люди адаптивно реагируют в новых ситуациях или создают новые идеи. Практический интеллект определяется как повседневная логика, используемая, когда возможны несколько решений или решений. [6] Когда Штернберг проанализировал свои данные, связь между тремя видами интеллекта удивила его. Данные напоминали то, что обнаружили другие психологи. Все три умственные способности сильно коррелировали друг с другом, что свидетельствует о том, что основной фактор, g , оказал основное влияние. [2]
Не все психологи согласились с мнением Спирмена и его общим интеллектом. В 1916 году [3] Годфри Томсон Спирмена написал статью, в которой критиковал идею :
Цель данной статьи — показать, что аргументы, выдвинутые профессором Спирменом в пользу существования общих способностей, ни в коем случае не являются «решающими». Правда, они не противоречат существованию такого общего элемента, но и не противоречат его несуществованию. Существенным моментом в гипотезе профессора Спирмена является существование этого общего фактора. И он, и его оппоненты согласны с тем, что существуют специфические факторы, характерные для индивидуальных тестов; и он, и его оппоненты согласны с тем, что существуют групповые факторы, которые проходят через некоторые, но не все тесты. Разница между ними в том, что профессор Спирмен говорит, что существует еще один единственный фактор, который проходит через все тесты, и что, объединив несколько тестов, групповые факторы вскоре могут быть устранены и достигнута точка, в которой все корреляции обусловлены только общим фактором. . (стр. 217) [3]
Развитие теории Спирмена
[ редактировать ]Экспериментальные данные
[ редактировать ]Первоначально Спирмен ввел термин «общий интеллект», или, как он его назвал, g , для измерения интеллекта в своей книге «Две теории интеллекта». Спирман впервые провел эксперимент с 24 детьми из небольшой деревенской школы, измеряя три интеллектуальных показателя, основанных на рейтингах учителей, чтобы рассматривать интеллектуальные и сенсорные показатели как два разных набора показателей: школьную сообразительность, здравый смысл A и здравый смысл B. [8] Его результаты показали, что среднее значение r между интеллектуальными и сенсорными показателями составляет +0,38, школьная сообразительность и здравый смысл — +0,55, а корреляция между тремя задачами — +0,25. [8] Эти данные были рассмотрены на других группах населения, включая среднюю школу. Спирмен предложил объединить интеллектуальные и сенсорные измерения для оценки общего интеллекта. [8]
г и с
[ редактировать ]Двухфакторная теория Спирмена предполагает, что интеллект состоит из двух компонентов: общий интеллект («g») и специфические способности («s»). [7] Чтобы объяснить различия в производительности при выполнении разных задач, Спирмен предположил, что компонент «s» характерен для определенного аспекта интеллекта. [2] Что касается g , Спирман считал, что отдельные люди обладают некоторым уровнем более или менее общего интеллекта, тогда как уровень интеллекта варьируется от человека к человеку в зависимости от конкретной задачи. [7] В 1999 году генетик поведения Роберт Пломин описал g , сказав: « g — один из наиболее надежных и действенных показателей в поведенческой области... и он предсказывает важные социальные результаты, такие как образовательный и профессиональный уровень, гораздо лучше, чем любой другой признак». [6]
Чтобы визуализировать g , представьте себе диаграмму Венна с четырьмя перекрывающимися кругами. В середине перекрывающихся кругов будет находиться g , который влияет на все конкретные виды интеллекта, а s представлен четырьмя кругами. Хотя конкретное количество факторов неизвестно, некоторые из них были относительно приняты: механические, пространственные, логические и арифметические. [2]
Растущий интерес к дебатам о структуре интеллекта побудил Спирмена разработать и обосновать свою гипотезу. Он утверждал, что g состоит не из одной способности, а из двух генетически обусловленных уникальных способностей, работающих вместе. Он назвал эти способности «воспитательными» и «репродуктивными». Он предположил, что будущее понимание взаимодействия между этими двумя разными способностями радикально изменит понимание индивидуальных различий и познания в психологии, возможно, создав основу для мудрости. [9]
Влияние на психологию
[ редактировать ]Тестирование интеллекта
[ редактировать ]Многие исследователи в настоящее время используют форму тестирования интеллекта Спирмена в своих текущих исследованиях. Хотя не все исследования в настоящее время используют точную модель Спирмена для тестирования интеллекта, они добавляют к этому исследованию некоторые современные концепции. Спирман описал, что существует функциональная связь между интеллектом и сенсорными способностями к распознаванию. [5] Недавние исследования показали, что существует совпадение между рабочей памятью , общими различающими способностями и подвижным интеллектом . [5] Его работа была построена, расширена и связана со многими другими факторами, связанными с интеллектом.
Тестирование интеллекта, измеряющее фактор g , недавно изучалось с целью заново изучить закон убывающей отдачи Спирмена. [4] В этом исследовании изучается, как g результаты теста , скорее всего, будут снижаться по мере увеличения g . [4] Было проведено исследование, чтобы выяснить, g состоят ли баллы из оценок шкал дифференциальных способностей , s- факторов и как закон убывающей отдачи соотносится с законом убывающей отдачи Спирмена . [4] Использование линейного и нелинейного подтверждающего факторного анализа показывает, что нелинейная модель лучше всего описывает данные. [4] Нелинейная модель предполагает, что по мере g увеличения фактор s снижает общий балл и неточно отражает общий интеллект.
Современная психология
[ редактировать ]Эта теория до сих пор широко присутствует в современной психологии. Исследователи изучают эту теорию и воссоздают ее в современных исследованиях. Фактор g до сих пор часто изучается в современных исследованиях. Например, в исследовании можно использовать и сравнивать с различными другими аналогичными аналитическими показателями. Такие шкалы, как шкала интеллекта Векслера для детей, сравнивали со шкалой Спирмена g , что показывает снижение статистической значимости. [10]
Исследования были адаптированы для включения современных психологических тем в двухфакторную теорию интеллекта Спирмена. Природа против воспитания — это одна из тем, которая была перекрестно изучена с помощью g -фактора Спирмена. Исследования показывают, что, хотя факторы окружающей среды влияют на фактор g по-разному, было обнаружено, что на него влияет влияние в раннем возрасте, а не во взрослом возрасте, когда влияние практически отсутствует. [11] Было документально подтверждено, что генетическое влияние сильно влияет на фактор g на интеллект. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вейтен, В. (2013). Психология: темы и вариации (9-е изд.). Издательство Томсон Уодсворт. стр. 356
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Калат, JW (2014). Введение в психологию, 10-е издание. Cengage Обучение. стр. 295
- ^ Jump up to: а б с Томсон, GH (1916). «Иерархия без общего фактора» . Британский журнал психологии . 8 (3): 271–281. дои : 10.1111/j.2044-8295.1916.tb00133.x .
- ^ Jump up to: а б с д и Рейнольдс, MR (2013). «Интерпретация g-нагрузок совокупных баллов тестов на интеллект в свете закона убывающей отдачи Спирмена». Ежеквартальный журнал школьной психологии . 28 (1): 63–76. дои : 10.1037/spq0000013 . ПМИД 23506024 .
- ^ Jump up to: а б с Воелке, Анник Э.; Трош, Стефан Дж.; Раммсайер, Томас Х.; Вагнер, Фелиситас Л.; Роберс, Клаудия М. (2013). «Сенсорная дискриминация, рабочая память и интеллект у 9-летних и 11-летних детей». Развитие младенцев и детей . 22 (5): 523–538. дои : 10.1002/icd.1803 .
- ^ Jump up to: а б с д и Майерс, Д.Г. (2009). Психология: девятое издание в модулях. Стоит издательства. ISBN 1-4292-1638-7 . стр. 405
- ^ Jump up to: а б с Томсон, GH (1947). «Чарльз Спирмен. 1863-1945». Некрологи членов Королевского общества . 5 (15): 373–385. дои : 10.1098/rsbm.1947.0006 . S2CID 159844032 .
- ^ Jump up to: а б с Фанчер, RE (1985). Спирменом «Оригинальное вычисление g : модель для Берта?». Британский журнал психологии . 76 (3): 341–352. дои : 10.1111/j.2044-8295.1985.tb01957.x .
- ^ Спирман, К. (2005). Способности человека: их природа и измерение. Блэкберн Пресс. ISBN 1-932846-10-7 .
- ^ Кейн, Х.; Окленд, ТД (2000). «Секулярный спад в г Спирмена: некоторые свидетельства из Соединенных Штатов». Журнал генетической психологии . 161 (3): 337–345. дои : 10.1080/00221320009596716 . ПМИД 10971912 . S2CID 32162542 .
- ^ Jump up to: а б Бушар, Джей-Джей (2009). «Генетическое влияние на интеллект человека (Г Спирмена): Насколько?». Анналы биологии человека . 36 (5): 527–544. дои : 10.1080/03014460903103939 . ПМИД 19634053 . S2CID 9506624 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майерс, Д.Г. (2009). Психология: девятое издание в модулях. Стоит издательства. ISBN 1-4292-1638-7 .
- Калат, JW (2014). Введение в психологию, 10-е издание. Cengage Обучение.
- Вейтен, В. (2013). Психология: темы и вариации (9-е изд.). Издательство Томсон Уодсворт.
- Кулп, Д.Х.; Дэвидсон, HH (1934). «Применение двухфакторной теории Спирмена к социальным отношениям». Журнал аномальной и социальной психологии . 29 (3): 269–275. дои : 10.1037/h0070225 .
- Спирмен, К. (1904). « Общий интеллект, объективно определяемый и измеряемый». Американский журнал психологии . 15 (2): 201–293. дои : 10.2307/1412107 . JSTOR 1412107 .