Jump to content

Двухфакторная теория интеллекта

Чарльз Спирмен разработал свою двухфакторную теорию интеллекта с помощью факторного анализа . [1] Его исследования привели его не только к разработке концепции g-фактора общего интеллекта, но и S - фактора специфических интеллектуальных способностей. [2] Л. Л. Терстоун , Говард Гарднер и Роберт Штернберг также исследовали структуру интеллекта и, анализируя полученные данные, пришли к выводу, что на общий интеллект людей влияет единственный основной фактор. Однако в 1916 году Спирмен подвергся критике со стороны Годфри Томсона , который утверждал, что доказательства не так важны, как казалось. [3] Современные исследования все еще расширяют эту теорию, исследуя закон убывающей отдачи Спирмена. [4] и добавление связанных концепций в исследование. [5]

Двухфакторная теория интеллекта Спирмена

[ редактировать ]

В 1904 году [2] Чарльз Спирмен разработал статистическую процедуру, названную факторным анализом . При факторном анализе связанные переменные проверяются на корреляцию друг с другом, затем оценивается корреляция связанных элементов, чтобы найти кластеры или группы переменных. [1] Спирмен проверял, насколько хорошо люди справляются с различными задачами, связанными с интеллектом . К таким задачам относятся: различение высоты звука , восприятие веса и цвета, направления и математика. [2] Анализируя собранные им данные, Спирман отметил, что те, кто преуспел в одной области, также показали более высокие результаты в других областях. На основе этих данных Спирман пришел к выводу, что должен быть один центральный фактор, влияющий на наши когнитивные способности. Спирмен назвал этот общий интеллект g . [6] [7]

Структура разведывательных дебатов

[ редактировать ]

В связи с противоречивостью структуры интеллекта свои соответствующие исследования опубликовали и другие психологи. Помимо Чарльза Спирмена , еще трое разработали гипотезу относительно структуры интеллекта. Л. Л. Терстон проверял испытуемых на 56 различных способностей; на основе своих данных он установил семь основных умственных способностей, относящихся к интеллекту. Он классифицировал их как: пространственные способности, числовые способности, беглость слов, память, скорость восприятия, словесное понимание и индуктивное мышление. Другие исследователи, заинтересованные в этом новом исследовании, проанализировали данные Терстоуна и обнаружили, что те, кто набрал высокие баллы в одной категории, часто преуспевали и в других. [6] Этот вывод подтверждает, что на них влияет основной фактор, а именно g .

Говард Гарднер предположил в своей теории множественного интеллекта , что интеллект формируется из множественных способностей. Он признавал восемь видов интеллекта: лингвистический, музыкальный, пространственный, внутриличностный, межличностный, логико-математический, телесно-кинестетический и натуралистический. Он также рассматривал возможность наличия девятой разумной способности — экзистенциального интеллекта. [6] Гарднер предположил, что люди, преуспевающие в одной способности, будут лишены другой. Вместо этого его результаты показали, что каждый из восьми его интеллектов положительно коррелирует друг с другом. После дальнейшего анализа Гарднер обнаружил, что логика, пространственные способности, язык и математика каким-то образом связаны между собой, что подтверждает наличие основного g фактора , который присутствует почти во всех проявлениях интеллекта в целом. [2]

Роберт Штернберг согласился с Гарднером в том, что существует несколько видов интеллекта, но в своей триархической теории интеллекта он сузил сферу применения всего до трех : аналитического, творческого и практического. Он классифицировал аналитический интеллект как навыки решения проблем в тестах и ​​учебе. Творческий интеллект – это то, как люди адаптивно реагируют в новых ситуациях или создают новые идеи. Практический интеллект определяется как повседневная логика, используемая, когда возможны несколько решений или решений. [6] Когда Штернберг проанализировал свои данные, связь между тремя видами интеллекта удивила его. Данные напоминали то, что обнаружили другие психологи. Все три умственные способности сильно коррелировали друг с другом, что свидетельствует о том, что основной фактор, g , оказал основное влияние. [2]

Не все психологи согласились с мнением Спирмена и его общим интеллектом. В 1916 году [3] Годфри Томсон Спирмена написал статью, в которой критиковал идею :

Цель данной статьи — показать, что аргументы, выдвинутые профессором Спирменом в пользу существования общих способностей, ни в коем случае не являются «решающими». Правда, они не противоречат существованию такого общего элемента, но и не противоречат его несуществованию. Существенным моментом в гипотезе профессора Спирмена является существование этого общего фактора. И он, и его оппоненты согласны с тем, что существуют специфические факторы, характерные для индивидуальных тестов; и он, и его оппоненты согласны с тем, что существуют групповые факторы, которые проходят через некоторые, но не все тесты. Разница между ними в том, что профессор Спирмен говорит, что существует еще один единственный фактор, который проходит через все тесты, и что, объединив несколько тестов, групповые факторы вскоре могут быть устранены и достигнута точка, в которой все корреляции обусловлены только общим фактором. . (стр. 217) [3]

Развитие теории Спирмена

[ редактировать ]

Экспериментальные данные

[ редактировать ]

Первоначально Спирмен ввел термин «общий интеллект», или, как он его назвал, g , для измерения интеллекта в своей книге «Две теории интеллекта». Спирман впервые провел эксперимент с 24 детьми из небольшой деревенской школы, измеряя три интеллектуальных показателя, основанных на рейтингах учителей, чтобы рассматривать интеллектуальные и сенсорные показатели как два разных набора показателей: школьную сообразительность, здравый смысл A и здравый смысл B. [8] Его результаты показали, что среднее значение r между интеллектуальными и сенсорными показателями составляет +0,38, школьная сообразительность и здравый смысл — +0,55, а корреляция между тремя задачами — +0,25. [8] Эти данные были рассмотрены на других группах населения, включая среднюю школу. Спирмен предложил объединить интеллектуальные и сенсорные измерения для оценки общего интеллекта. [8]

Двухфакторная теория Спирмена предполагает, что интеллект состоит из двух компонентов: общий интеллект («g») и специфические способности («s»). [7] Чтобы объяснить различия в производительности при выполнении разных задач, Спирмен предположил, что компонент «s» характерен для определенного аспекта интеллекта. [2] Что касается g , Спирман считал, что отдельные люди обладают некоторым уровнем более или менее общего интеллекта, тогда как уровень интеллекта варьируется от человека к человеку в зависимости от конкретной задачи. [7] В 1999 году генетик поведения Роберт Пломин описал g , сказав: « g — один из наиболее надежных и действенных показателей в поведенческой области... и он предсказывает важные социальные результаты, такие как образовательный и профессиональный уровень, гораздо лучше, чем любой другой признак». [6]

Чтобы визуализировать g , представьте себе диаграмму Венна с четырьмя перекрывающимися кругами. В середине перекрывающихся кругов будет находиться g , который влияет на все конкретные виды интеллекта, а s представлен четырьмя кругами. Хотя конкретное количество факторов неизвестно, некоторые из них были относительно приняты: механические, пространственные, логические и арифметические. [2]

Растущий интерес к дебатам о структуре интеллекта побудил Спирмена разработать и обосновать свою гипотезу. Он утверждал, что g состоит не из одной способности, а из двух генетически обусловленных уникальных способностей, работающих вместе. Он назвал эти способности «воспитательными» и «репродуктивными». Он предположил, что будущее понимание взаимодействия между этими двумя разными способностями радикально изменит понимание индивидуальных различий и познания в психологии, возможно, создав основу для мудрости. [9]

Влияние на психологию

[ редактировать ]

Тестирование интеллекта

[ редактировать ]

Многие исследователи в настоящее время используют форму тестирования интеллекта Спирмена в своих текущих исследованиях. Хотя не все исследования в настоящее время используют точную модель Спирмена для тестирования интеллекта, они добавляют к этому исследованию некоторые современные концепции. Спирман описал, что существует функциональная связь между интеллектом и сенсорными способностями к распознаванию. [5] Недавние исследования показали, что существует совпадение между рабочей памятью , общими различающими способностями и подвижным интеллектом . [5] Его работа была построена, расширена и связана со многими другими факторами, связанными с интеллектом.

Тестирование интеллекта, измеряющее фактор g , недавно изучалось с целью заново изучить закон убывающей отдачи Спирмена. [4] В этом исследовании изучается, как g результаты теста , скорее всего, будут снижаться по мере увеличения g . [4] Было проведено исследование, чтобы выяснить, g состоят ли баллы из оценок шкал дифференциальных способностей , s- факторов и как закон убывающей отдачи соотносится с законом убывающей отдачи Спирмена . [4] Использование линейного и нелинейного подтверждающего факторного анализа показывает, что нелинейная модель лучше всего описывает данные. [4] Нелинейная модель предполагает, что по мере g увеличения фактор s снижает общий балл и неточно отражает общий интеллект.

Современная психология

[ редактировать ]

Эта теория до сих пор широко присутствует в современной психологии. Исследователи изучают эту теорию и воссоздают ее в современных исследованиях. Фактор g до сих пор часто изучается в современных исследованиях. Например, в исследовании можно использовать и сравнивать с различными другими аналогичными аналитическими показателями. Такие шкалы, как шкала интеллекта Векслера для детей, сравнивали со шкалой Спирмена g , что показывает снижение статистической значимости. [10]

Исследования были адаптированы для включения современных психологических тем в двухфакторную теорию интеллекта Спирмена. Природа против воспитания — это одна из тем, которая была перекрестно изучена с помощью g -фактора Спирмена. Исследования показывают, что, хотя факторы окружающей среды влияют на фактор g по-разному, было обнаружено, что на него влияет влияние в раннем возрасте, а не во взрослом возрасте, когда влияние практически отсутствует. [11] Было документально подтверждено, что генетическое влияние сильно влияет на фактор g на интеллект. [11]

  1. ^ Jump up to: а б Вейтен, В. (2013). Психология: темы и вариации (9-е изд.). Издательство Томсон Уодсворт. стр. 356
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Калат, JW (2014). Введение в психологию, 10-е издание. Cengage Обучение. стр. 295
  3. ^ Jump up to: а б с Томсон, GH (1916). «Иерархия без общего фактора» . Британский журнал психологии . 8 (3): 271–281. дои : 10.1111/j.2044-8295.1916.tb00133.x .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Рейнольдс, MR (2013). «Интерпретация g-нагрузок совокупных баллов тестов на интеллект в свете закона убывающей отдачи Спирмена». Ежеквартальный журнал школьной психологии . 28 (1): 63–76. дои : 10.1037/spq0000013 . ПМИД   23506024 .
  5. ^ Jump up to: а б с Воелке, Анник Э.; Трош, Стефан Дж.; Раммсайер, Томас Х.; Вагнер, Фелиситас Л.; Роберс, Клаудия М. (2013). «Сенсорная дискриминация, рабочая память и интеллект у 9-летних и 11-летних детей». Развитие младенцев и детей . 22 (5): 523–538. дои : 10.1002/icd.1803 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Майерс, Д.Г. (2009). Психология: девятое издание в модулях. Стоит издательства. ISBN   1-4292-1638-7 . стр. 405
  7. ^ Jump up to: а б с Томсон, GH (1947). «Чарльз Спирмен. 1863-1945». Некрологи членов Королевского общества . 5 (15): 373–385. дои : 10.1098/rsbm.1947.0006 . S2CID   159844032 .
  8. ^ Jump up to: а б с Фанчер, RE (1985). Спирменом «Оригинальное вычисление g : модель для Берта?». Британский журнал психологии . 76 (3): 341–352. дои : 10.1111/j.2044-8295.1985.tb01957.x .
  9. ^ Спирман, К. (2005). Способности человека: их природа и измерение. Блэкберн Пресс. ISBN   1-932846-10-7 .
  10. ^ Кейн, Х.; Окленд, ТД (2000). «Секулярный спад в г Спирмена: некоторые свидетельства из Соединенных Штатов». Журнал генетической психологии . 161 (3): 337–345. дои : 10.1080/00221320009596716 . ПМИД   10971912 . S2CID   32162542 .
  11. ^ Jump up to: а б Бушар, Джей-Джей (2009). «Генетическое влияние на интеллект человека (Г Спирмена): Насколько?». Анналы биологии человека . 36 (5): 527–544. дои : 10.1080/03014460903103939 . ПМИД   19634053 . S2CID   9506624 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Майерс, Д.Г. (2009). Психология: девятое издание в модулях. Стоит издательства. ISBN   1-4292-1638-7 .
  • Калат, JW (2014). Введение в психологию, 10-е издание. Cengage Обучение.
  • Вейтен, В. (2013). Психология: темы и вариации (9-е изд.). Издательство Томсон Уодсворт.
  • Кулп, Д.Х.; Дэвидсон, HH (1934). «Применение двухфакторной теории Спирмена к социальным отношениям». Журнал аномальной и социальной психологии . 29 (3): 269–275. дои : 10.1037/h0070225 .
  • Спирмен, К. (1904). « Общий интеллект, объективно определяемый и измеряемый». Американский журнал психологии . 15 (2): 201–293. дои : 10.2307/1412107 . JSTOR   1412107 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69b054d3e2c6bc5a0293743dd8a37fa8__1704974100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/a8/69b054d3e2c6bc5a0293743dd8a37fa8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Two-factor theory of intelligence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)