Мать Ашоки
Субхадранги | |
---|---|
Императрица-консорт Империи Маурьев | |
Супруг | Биндусара |
Проблема | |
Династия | Маурья (по браку) |
Отец | Брамин Чампы ( согласно Ашокавадане ) |
Религия | Адживика (согласно Махавамса-тике ) |
Информация о матери Ашоки (ок. III век до н.э.), третьего Маурьев императора Древней Индии , в разных источниках разнится. В собственных надписях Ашоки и основных текстах, дающих информацию о его жизни (таких как Ашокавадана и Махавамса ), имя его матери не упоминается. Аскокаваданамала называет называет ее Субхадранги , а Вамсаттхапакасини ее Дхармой ( пали : Дхамма). В разных текстах она по-разному описывается как брахман или кшатрий .
Имена
[ редактировать ]В собственных надписях Ашоки его родители не упоминаются. [ 1 ] В различных буддийских текстах матери Ашоки даны разные имена или эпитеты:
- Субхадранги , в Аскокаваданамале , [ 2 ] [ 3 ] текст, составленный где-то после середины 11 века; не путать с Ашокаваданой в Дивьявадане. [ 4 ]
- Дхарма ( пали : Дхамма ) в Вамсаттхапакасини или Махавамса-тика , комментарии 10-го века к Махавамсе. [ 3 ]
- Джанапада-кальяни в легенде о Дивьявадане ; [ 5 ] по мнению ученого Ананды В.П.Гуруге , это не имя, а эпитет. [ 2 ]
Родословная
[ редактировать ]Ашокавадана , в которой мать Ашоки не упоминается по имени, [ 6 ] [ 7 ] утверждает, что она была дочерью брамина из города Чампа недалеко от столицы Маурьев Паталипутры . [ 8 ]
Согласно Махавамса-тике , мать Ашоки Дхамма [ 9 ] принадлежал клану Мория -кшатриев . [ 3 ]
По словам историка II века Аппиана , дед Ашоки Чандрагупта заключил брачный союз с греческим царем Селевком I Никатором , что привело к предположению, что отец Ашоки Биндусара (или сам Чандрагупта) женился на греческой принцессе. Однако нет никаких доказательств того, что мать (или бабушка) Ашоки была гречанкой, и большинство историков отвергли эту идею. [ 10 ]
Легенды в буддийских текстах
[ редактировать ]Брак с Биндусарой
[ редактировать ]Согласно Ашокавадане, мать Ашоки, имя неизвестное, была дочерью брамина из Чампы . В молодости она была чрезвычайно красива, и некоторые гадалки предсказывали, что она выйдет замуж за короля. Они также предсказали, что она родит двух сыновей, один из которых станет чакравартинским (вселенским) императором, а другой будет религиозным. Соответственно, ее отец отвез ее в Паталипутру и предложил его замуж за императора Биндусару. [ 11 ] [ 12 ]
Биндусара посчитал эту женщину благоприятной небесной девушкой и принял ее в свой дворец. Наложницы императора, завидовавшие ее красоте, не позволили ей спать с императором и вместо этого обучили ее парикмахеру . Вскоре она стала опытным парикмахером, и всякий раз, когда она ухаживала за волосами и бородой императора, император расслаблялся и засыпал. Довольный ею, император пообещал исполнить ее одно желание, на что она попросила императора вступить с ней в сношение. Император заявил, что он кшатрий (представитель класса воинов) и не будет спать с парикмахершей из низшего сословия. Девушка объяснила, что она дочь брамина (представителя высшего жреческого класса) и что другие женщины во дворце сделали ее парикмахером. Затем император велел ей не работать парикмахером и сделал ее своей главной императрицей. [ 13 ]
Беременность и роды
[ редактировать ]Согласно «Махавамса-тике» , когда императрица Дхамма была беременна Ашокой, у нее были необычные пристрастия. [ 14 ] Например, однажды она сказала, что хочет «растоптать луну и солнце, поиграть со звездами и сожрать леса». [ 9 ] Биндусара просил брахманов при своем дворе объяснить смысл этих пристрастий, но они не смогли этого сделать. Джанасена, аскет-адживика, известный семье императрицы, смог истолковать смысл ее стремлений и предсказал, что ее сын завоюет и будет править всей Индией ( Джамбудвипа ). [ 14 ] Он также предсказал, что сын уничтожит 96 еретических сект, будет пропагандировать буддизм и убьет своих братьев за то, что они не угодили ему (в тексте позже говорится, что Ашока убил 99 из 100 своих братьев). [ 9 ]
Согласно «Ашокавадане» , когда она родила своего первенца, императрица назвала младенца Ашокой, потому что она стала «без печали» ( а-шока ), когда он родился. Позже она родила второго сына. Она назвала ребенка Виташокой, потому что ее печаль прекратилась ( вигате-шок ), когда он родился. [ 13 ]
Предсказание Пингала-ватсадживы
[ редактировать ]Ашокавадана утверждает, что Биндусара не любил Ашоку из-за его грубой кожи. Однажды Биндусара попросил отшельника- адживика Пингала-ватсадживу проверить, кто из его сыновей достоин стать его преемником. Ашока не хотел идти на обследование, так как отец его не любил. Однако его мать убедила его быть там с другими принцами. Пингала-ватсаджива понял, что Ашока будет следующим императором, но не сказал об этом Биндусаре напрямую, опасаясь не угодить императору. Позже он сказал матери Ашоки, что ее сын станет следующим императором, и по ее совету покинул империю, чтобы избежать гнева Биндусары. [ 15 ] [ 16 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Роль Субхадранги/Дхармы сыграл Паллави Субхаш Ширке в сериале 2015 года «Чакравартин Ашока Самрат». [ 17 ]
- Ее сыграл Субхашини Али в фильме 2001 года «Ашока» .
- Ее сыграла Прерна Шарма в телесериале « Чандра Нандини» в 2016 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наянджот Лахири 2015 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Ананда В.П. Гугурге, 1993 , стр. 19.
- ^ Jump up to: а б с Радхакумуд Мукерджи 1962 , с. 2.
- ^ Джоэл Тательман, 2013 , стр. 8–10.
- ^ Упиндер Сингх 2008 , с. 332.
- ^ Наянджот Лахири 2015 , с. 323 «В Ашокавадане имя матери Ашоки не упоминается».
- ^ Ананда WP Guruge 1993 , с. 29: «Мать Ашоки (то есть безымянная девушка-брахман изысканной красоты из Чампы)»
- ^ Джон С. Стронг 1989 , стр. 204–205.
- ^ Jump up to: а б с Ромила Тапар 1961 , с. 26.
- ^ Ромила Тапар 1961 , с. 20.
- ^ Джон С. Стронг 1989 , с. 204.
- ^ Наянджот Лахири 2015 , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б Джон С. Стронг 1989 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б Наянджот Лахири 2015 , с. 37.
- ^ Джон С. Стронг 1989 , стр. 206–27.
- ^ Наянджот Лахири 2015 , с. 34.
- ^ Играть экранную мать было непросто: Паллави Субхаш , IBN Live, 31 января 2015 г., заархивировано из оригинала 2 февраля 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ананда В.П. Гугурге (1993). Ашока, Праведник: Полная биография . Центральный культурный фонд. ISBN 978-955-9226-00-0 .
- Джоэл Тательман (2013). Славные деяния Пурны: перевод и изучение Пурнаваданы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781136814938 .
- Джон С. Стронг (1989). Легенда о царе Ашоке: исследование и перевод Ашокаваданы . Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-0616-0 . Проверено 30 октября 2012 г.
- Наянджот Лахири (2015). Ашока в Древней Индии Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05777-7 .
- Радхакумуд Мукерджи (1962). Ашока (3-е исправленное изд.). Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN 978-81-208-0582-8 .
- Ромила Тапар (1961). Ашока и упадок Маурьев . Издательство Оксфордского университета. OCLC 736554 .
- Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 978-81-317-1120-0 .