Иммануэль Хай Риччи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2020 г. ) |
Иммануил Хай Рикки (или Иммануэль Хай бен Авраам Рафаэль) был итальянским раввином, каббалистом и поэтом; родился в Ферраре 1688 г., [ 1 ] убит недалеко от Ченто 25 февраля 1743 года.
Биография
[ редактировать ]Примерно через два года после рождения Рикки его отец переехал в Ровиго, где он умер четыре года спустя. Рикки, оставшийся таким образом сиротой, был воспитан своим дядей по материнской линии Джедидией Раббино, а затем его двоюродным братом и зятем, сыном последнего. Изучив Талмуд у Натана Пинкерле, раввина Алессандрии делла Палья, Рикки стал наставником в домах нескольких богатых евреев. Таким образом, он последовательно работал в Гёрице, Фиоренцуоле, Финале в Модене и Венеции; в последнем месте он открыл школу. Затем он отправился в Триест, где в 1717 году был рукоположен раввином Гиллелем Ашкенази, раввином Канеи, после чего был приглашен в раввинат Гёрца.
Благодаря своей большой любви к каббалистическим исследованиям и своим аскетическим наклонностям Рикки решил поселиться в Земле Израиля. Он прибыл в Цфат в 1718 году и во время своего двухлетнего пребывания там занялся изучением произведений Исаака Лурии и Хайима Виталя . Он также был назначен раввином Хайимом Абулафией. В 1720 году в Палестине разразилась эпидемия, и Рикки был вынужден вернуться в Европу. Во время путешествия он и все его попутчики были схвачены пиратами и доставлены в Триполитцу, откуда усилиями Авраама Халфона Рикки и его семье было разрешено вернуться в Италию.
Затем он занимал должность раввината Флоренции до 1723 года, в этом году он переехал в Ливорно, где в течение двенадцати лет занимался торговым бизнесом. Он провел двадцать месяцев в путешествии, посетив Смирну, Салоники, Константинополь, Амстердам и Лондон, а в 1735 году отправился в Палестину, проведя два года в Алеппо и три года в Иерусалиме.
В 1741 году он вернулся в Ливорно. В 1743 году, путешествуя по Италии с целью продажи своих произведений, он был убит грабителями, захоронившими его тело на берегу Рено. Шесть дней спустя несколько евреев Модены обнаружили останки и привезли их в Ченто для захоронения.
Работает
[ редактировать ]Рикки был автором следующих произведений (перечисленных здесь в хронологическом порядке их написания):
- «Маасе Хошев» (Венеция, 1716 г.), трактат о строительстве Скинии и ее сосудов в форме сборника древних текстов на ту же тему вместе с его комментариями. За произведением следует стихотворение на иврите, написанное на буквы אהחע"ר.
- «Хон Ашир» (Амстердам, 1731 г.), комментарий к Мишне, за которым следует положенное на музыку стихотворение о субботе, обрезании и тфилине .
- «Хошев Махашавот» (ib. 1732), агадические новеллы по Библии и Талмуду, а также трактаты по измерениям Микве и другим геометрическим предметам.
- «Мишнат Хасидим» (ib. 1727; см. ниже).
- «Йошер Левав» (ib. 1737), каббалистические интерпретации библейских и талмудических отрывков.
- «Хазе Цийон» (Ливхорн, 1742 г.), каббалистический комментарий к псалмам.
- «Адерет Элияху» (ib. 1742), комментарий к трудным отрывкам и выражениям Мишны и Гемары, в двух частях, вторая из которых озаглавлена «Мей Нидда», и посвящена исключительно трактату Нидда. За этим трактатом следуют: (а) 24 ответа; б) повесть «Софей Анавим»; и (в) «Перпераот лаХокма», загадки и стихи, среди последних шесть религиозных гимнов, сочиненных для разных случаев.
Ответ Рикки на регулирование благословения священников можно найти у Неемии б. «Metzitz uMeliẓ» Баруха (Венеция, 1715 г.). Его «Маккат Баккурот», критикующий «Тосефет Биккурей Кацир» Финехаса Хай Пиателли, до сих пор не опубликован.
Мишнат хасиды
[ редактировать ]Самая важная работа Рикки — это цитировавшаяся выше «Мишнат Хасидим», каббалистическая работа, начатая в 1726 году в Ливорно. Как и Мишна, она разбита на чины («седарим»), которые разделены на трактаты («масехтот») и подразделены на главы («пераким»), причем названия шести чинов Мишны понимаются в каббалистическом смысле. Но основных разделов работы три, называемые «мафтехот», помимо введения, озаглавленного «Олам Катон» (= «микрокосмос»), в котором Рикки пытается популяризировать каббалу.
Первое основное подразделение — это «Мафтах ха-Оламот», в котором рассматриваются миры. Он содержит:
- орден Зераим, охватывающий каббалистическую космологию и метафизику и разделенный на семь масехтотов и восемнадцать глав;
- порядок Кодашим, охватывающий царство эманации («олам ха-ацилут»), называемый «святая святых», и содержащий двадцать массектот и семьдесят восемь глав;
- порядок Тохорот, рассматривающий три другие сферы, а именно сферы творческих идей («бериа»), творческих образований («йецира») и творческой материи («асия»), и разделенный на девять масехтотов и 27 глав. ; и
- орден Незикин, посвященный демонам и «келипот», разделен на шесть масехтотов и 17 глав.
Второй основной раздел, озаглавленный «Мафтах хаНешамот», содержит порядок Нашим, обращение к душам, в двенадцати масехтотах и 48 главах.
Третье основное подразделение, озаглавленное «Мафтах ха-Каванот», содержит орден Моэд, разделенный на 58 массехтов и 371 главу и охватывающий Кавану .
Таким образом, число массехтот в этом произведении равно 112, что соответствует числовому значению священного имени יבק; и количество глав 547, равное числовому значению имени Рикки, עמנואל חי ריקי, плюс двенадцать, количество его букв.
Источниками для этой работы, помимо « Зогара» , являются в основном сочинения Исаака Лурии и Хаима Виталя, из которых особо следует упомянуть «Сефер ха-Гилгулим», «Канфей Йона» и «Шулхан Арух». Рикки черпал также идеи у других каббалистов. «Олам Катон» отдельно редактировал Элиезер б. Моисей с собственным комментарием под названием «Дерех ха-Мелех» (Дихернфурт, 1753 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 1693, по словам Еллинека в «Orient, Lit.» VII. 232
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «РИЧКИ (РАФАЭЛЬ), ИММАНУИЛ ХАЙ БЕН АВРААМ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.