Искусство и мораль
Искусство и мораль обсуждались, сравнивались и связывались с тех пор, как они были идентифицированы как концепции.
История и идеи
[ редактировать ]В республике , [1] Платон считал функцию актера фальшивой, создающей опасную иллюзию реальности и маскирующей истину существования под видом игры. Аристотель в «Поэтике » [2] видел роль актера несколько иначе, предполагая, что, становясь свидетелями жалости и страха (по его мнению, сущности трагедии ) на сцене, зритель мог пережить катарсис эмоций, связанных с реальными трагическими событиями, без необходимости переживать их сначала -рука участников.
С тех пор сохраняется «противостояние» между теми, кто считает, что искусство оказывает прямое влияние на мораль, и теми, кто утверждает его независимость. Толстой неоднозначно относился к роли художника (хотя сам был таковым). В книге «Что такое искусство?» он критиковал ныне канонических художников, таких как Шекспир , Гете и Вагнер, за то, что они не смогли выразить «простые истины» о морали (как он их видел), предпочитая вместо этого демонстрировать свое поэтическое мастерство. Он считал их работу морально предосудительной, фактически пустой тратой их талантов из-за их неспособности донести моральную истину до масс.
С конца девятнадцатого века и позже, с развитием « искусства » как культурной концепции, дебаты об искусстве и морали усилились, а все более сложная деятельность художников стала мишенью для тех, кто считает искусство влиянием на плохое. или хорошо, и это было основой отрицательных отзывов многих искусствоведов. Джон Раскин обвинил Уистлера в том, что он «выбросил банку с краской в лицо публике». [3] а несколько балетов Дягилева шокировали публику своими откровенными (на тот момент) сексуальными темами.
В конце концов Уистлер и Раскин встретились лицом к лицу в зале суда. Но в 1961 году одно из самых известных юридических столкновений между искусством и моралью произошло, когда издательство Penguin Books было привлечено к суду из-за публикации Д. Х. Лоуренса романа «Любовник леди Чаттерлей» . [4] Точно так же в 1977 году активистка христианской морали Мэри Уайтхаус успешно подала в суд на журнал Gay News на основании кощунственных законов о клевете. [5]
В массовой культуре порнография ( если рассматривать ее с эстетической точки зрения) используется как пример объективации женщин , а фильмы о насилии упоминаются как фактор, повлиявший на так называемые подражания в реальности. Примером этого была резня в Хангерфорде утверждала, , когда бульварная пресса что на вооруженного преступника повлияла о Рэмбо серия фильмов с Сильвестром Сталлоне в главной роли .
В сентябре 2001 года, вскоре после нападения на Всемирный торговый центр , немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен назвал это злодеяние «величайшим произведением искусства Люцифера». [6] [7] (Однако комментарии Штокхаузена были вырваны из контекста и неправильно поняты.) Реакция была немедленной и резкой, вновь подогретой бульварной прессой. Некоторые считают, что здесь и в других местах искусство, служащее морали, политически опасно. [8]
С чисто философской точки зрения точная природа связи искусства с моралью уже давно подвергается сомнению. Некоторые не обнаружили связи между эстетикой и моралью (т.е. моральное осуждение не лишает произведение искусства его художественного статуса; оно не перестает иметь эстетическую ценность, каким бы развращенным оно ни казалось некоторым), в то время как другие, не ушедшие идя явно платонистским путем, утверждали, что эти отношения подобны супервентности . Здесь утверждается, что важнейший компонент производства искусства, человеческий фактор, можно сделать разумным только в том случае, если принять его вместе с воспринимаемыми моральными кодексами, которые управляют человечеством.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Платон. Платон в двенадцати томах, цит. автор: PL7, Vols. 5 и 6 в переводе Пола Шори. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1969. ISBN 0-674-99262-8
- ^ Аристотель. Аристотель в 23 томах , Vol. PL7, перевод WH Fyfe. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1932 г. ISBN 0-674-99563-5
- ^ Паркс, Адам. «Чувство справедливости: Уистлер, Раскин, Джеймс, импрессионизм», Викторианские исследования, том 42, номер 4
- ^ Суд над леди Чаттерли , Penguin Books ISBN 0-14-102232-9
- ^ Бретт Хамфрис (2002). «Закон, который осмелился возложить вину...» Гуманист геев и лесбиянок. Архивировано из оригинала 5 марта 2007 года . Проверено 28 февраля 2007 г.
- ^ http://www.osborne-conant.org/documentation_stockhausen.htm Дело Штокхаузена
- ^ http://www.stockhausen.org/message_from_karlheinz.html Ответ Штокхаузена
- ^ http://www.necessaryprose.com/badart.htm Плохое искусство: война в Ираке вне контекста