Джованни Луппис
барон Молодой (Иван) Луппис Капитан фрегата | |
---|---|
Имя при рождении | Джованни Бьяджо Луппис фон Раммер |
Рожденный | 27 августа 1813 г. Фиуме , иллирийские провинции (ныне Риека , Хорватия ) |
Умер | 11 января 1875 г. Милан , Королевство Италия (ныне Италия ) | (61 год)
Верность | Австро-Венгрия |
Услуга/ | Австро-Венгерский флот |
Битвы/войны | Вторая итальянская война за независимость |
Джованни (Иван) Бьяджо Луппис Фрейхер фон Раммер (27 августа 1813 — 11 января 1875), иногда также известный под хорватским именем Вукич , был офицером австро -венгерского флота , возглавлявшим комиссию по разработке первых прототипов самоходного корабля. -самоходная торпеда . [ 1 ] [ 2 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Джованни Луппис (или Иван Лупис) родился в городе Риека (тогда Фиуме) в 1813 году, который в то время входил в состав Иллирийских провинций , но вскоре отошёл обратно в состав Австрии. Его родителями были Фердинандо Карло, дворянин Пореча и Виса , и Джованна Парич ( Парич , Перич ), дворянин Республики Дубровник . Из-за его смешанного итальянско-хорватского происхождения его семья в разное время была также известна как Вукич, хорватский вариант имени Лупис (оба означают «волк»), а самого его иногда называют Иваном Вукичем, особенно хорваты. [ 3 ] [ 4 ]
В городе Фиуме семья Джованни Лупписа была влиятельными судовладельцами. [ 5 ] Луппис посещал гимназию в Фиуме и Collegio di Marina , австрийскую военно-морскую академию в Венеции . Затем он женился на дворянке, баронессе Элизе де Зотти.
Служил в венецианско-австрийской Кригсмарине (после 1849 г. КуК Кригсмарине). [ 6 ] ) и дослужился до должности фрегата капитана ( Fregattenkapitan ). В 1848/1849 был офицером на кораблях, блокировавших Венецию . [ 7 ]
"Сальвакосте" (Береговой спасатель)
[ редактировать ]Примерно в середине XVIII века офицеру австрийской морской артиллерии пришла в голову идея использовать небольшую лодку с большим зарядом взрывчатки, приводившуюся в движение паровым или воздушным двигателем и дистанционно управляемую по тросу, для использования против кораблей противника. После его смерти, прежде чем он усовершенствовал свое изобретение или обнародовал его, документы этого анонимного офицера попали во владение капитана Джованни Лупписа. [ 8 ]
Он представлял себе плавучее устройство для уничтожения кораблей, которое будет беспилотным и управляемым с суши, при этом заряды взрывчатого вещества будут детонировать в момент удара. Его первый прототип имел длину один метр, имел стеклянные крылья и управлялся с помощью длинных тросов с берега. Это не удалось из-за слишком громоздкости.
Вторая модель была построена с часовым механизмом в качестве двигателя пропеллера . Взрывчатка находилась в корме и воспламенялась посредством пистолетного управления, которое, в свою очередь, приводилось в действие через носовую часть, борта или мачту. У него было два руля направления : один повёрнут вправо, другой влево, которые перемещались с земли с помощью тросов. После многочисленных экспериментов эта конструкция с маркировкой «6 м» наконец заработала, но недостаточно хорошо. Он назвал его «Сальвакосте», что по-итальянски означает «Береговой спасатель». [ 9 ]
В 1860 году, после ухода Лупписа из военно-морского флота, ему удалось продемонстрировать конструкцию «6 м» императору Францу Иосифу , но военно-морская комиссия отказалась принять ее без лучших двигательных установок и систем управления.
Встреча с Робертом Уайтхедом
[ редактировать ]В Фиуме в 1864 году будущий мэр Джованни де Чотта познакомил Лупписа с британским инженером-машиностроителем Робертом Уайтхедом , менеджером местной фабрики «Stabilimento Tecnico Fiumano», с которым он подписал контракт на дальнейшую разработку «сальвакосте».
Изучив предыдущие усилия Лупписа, Уайтхед построил модель, но решил, что идея нежизнеспособна. Затем Уайтхед существенно изменил предыдущие конструкции и начал думать о проблеме дистанционного взрыва зарядов взрывчатого вещества ниже ватерлинии корабля, что было гораздо более эффективно, чем бомбардировка над водой. Затем Уайтхед изготовил устройство, работающее под водой, и установил двигатель, работающий на сжатом воздухе, а также автоматические наведения по глубине и направлению.
21 декабря 1866 года первая автомобильная торпеда, получившая теперь название Minenschiff , была официально продемонстрирована перед Австро-Венгерской государственной военно-морской комиссией для оценки. Эта модель имела диаметр 355 мм, длину 3,35 м, вес 136 кг с 8 кг взрывчатки. Военно-морская комиссия приняла его, и впоследствии 6 марта 1867 года правительство заключило с изобретателями контракт на пробное производство и согласилось оплатить все производственные затраты.
Уайтхед сохранил авторские права и даже заключил новый контракт с Лупписом. Однако это дало Уайтхеду полный контроль над всеми будущими продажами.
27 мая 1867 года военно-морской флот выплатил изобретателю гонорар в размере 200 000 форинтов (Фиуме находился в венгерской части империи). Изобретение в целом считалось многообещающим, но в первые годы производства заказов было недостаточно, поэтому «Стабилименто» пережило кризис и в 1873 году обанкротилось. Затем его взял на себя Уайтхед и в начале 1875 года преобразовал его. в частную компанию под названием «Торпедо-фабрика фон Роберта Уайтхеда».
Джованни Луппис получил дворянский титул барона фон Раммера («грузило») кайзером Францем Йозефом 1 августа 1869 года. Он умер в городке ( frazione ) Торриджия , в муниципалитете Лальо , недалеко от Комо , 11 января 1875 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грей, Эдвин . Устройство дьявола: Роберт Уайтхед и история торпеды , Аннаполис: Naval Institute Press, 1991, 310 стр., ISBN 0-87021-245-1
- Х.В. Уилсон , Броненосцы в действии;: Очерк морской войны с 1855 по 1895 год , Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания, 1895, четвертое издание 1896 года (два тома), до ISBN
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Такер, Спенсер (2009). Энциклопедия испано-американских и филиппино-американских войн: политическая, социальная и военная история . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-951-1 .
- ^ Фаулер, Уилл (15 августа 2011 г.). История современного оружия и ведения войны . издательской группы Rosen, Inc. ISBN 978-1-4488-4793-8 .
- ^ Луппис происходил из ветви итальянского дворянского рода Лупис, переселившегося в Далмацию из Джовинаццо , в Апулии . Эта ветвь переместилась сначала в Республику Дубровник , а затем на полуостров Пелешац в Хорватии ), где славянизировала имя в Вук , Вукич или Вукашинович (еще одна адаптация слова lupus , что означает «волк»). Когда в 17 веке один из его предков переехал в Риеку, он итальянизировал свое имя обратно в Луппис. См.: Семья Джованни Луппи в отсканированной версии Libro d'Oro della Nobiltà Italiana здесь ; также: История семьи де Люпи (на итальянском языке) и генеалогия Джованни Лупи.
- ^ «Люпис, Иван Блаж» . Портал хорватского технического наследия . Институт лексикографии Мирослава Крлежа . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Генеалогия Джованни Лупписа
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 25 октября 2009 года . Проверено 26 октября 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ La Voce del Popolo (Фиуме), суббота, 3 марта 2007 г.: История торпедного завода в Риеке и биография Джованни Лупписа. Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine (стр. 6-7).
- ^ «Происхождение торпеды Уайтхеда, стр. 6» . История Торпедо. Часть 1. Историческая справка . Военно-морской подводный музей . 28 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 года . Проверено 30 июня 2013 г.
Примерно в середине девятнадцатого века офицер австрийской морской артиллерии задумал использовать небольшую лодку с большим зарядом взрывчатки, приводившуюся в движение паровым или воздушным двигателем и дистанционно управляемую с помощью тросов, для использования против кораблей противника. После его смерти, прежде чем он усовершенствовал свое изобретение или обнародовал его, документы этого анонимного офицера попали во владение капитана Джованни Лупписа.
- ^ 1-я международная конференция по случаю 150-летия торпедного завода Уайтхеда в Фиуме и сохранения промышленного наследия. Архивировано 21 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Генеалогия Джованни Лупписа
- Джованни Луппис в Золотой книге итальянского дворянства
- История Риекского торпедного завода
- История фабрики Уитхеда (часть первая)
- Эволюция подводного вооружения в XIX веке (на итальянском языке)
- История Р. Уайтхеда (сайт о Королевском флоте)
- История торпеды: первые дни (Журнал научной службы Королевского флота, том 27, № 1)
- История торпед (Военно-морской подводный музей ВМС США)
- La Voce del Popolo (Риека), суббота, 3 марта 2007 г.: История торпедного завода в Риеке и биография Джованни Лупписа (стр. 6–7)