Конституция Чехословакии 1920 года.
Конституция Чехословацкая Республика | |
---|---|
Созданный | 29 февраля 1920 г. |
Ратифицирован | 6 марта 1920 г. |
Дата вступления в силу | 6 марта 1920 г. |
Отменен | 9 мая 1948 г. |
Автор(ы) | Революционное национальное собрание |
Подписавшиеся | Правительство |
Полный текст | |
![]() |
После мировой войны Первой Чехословакия утвердилась как республика и демократия с принятием Конституции 1920 года . Конституция была принята Национальным собранием 29 февраля 1920 года и заменила временную конституцию, принятую 13 ноября 1918 года. [ 1 ]
Конституция , была задумана в , созданная по образцу конституций устоявшихся демократий свете Ганса Кельсена вклада в конституционное право. Система правления, введенная конституцией, сделала Чехословакию самой прозападной из всех стран Центральной и Восточной Европы, находящихся на пороге Второй мировой войны .
Конституция создала парламент, а также президента и кабинет министров , разделив полномочия исполнительной власти . Ниже них располагалась развитая судебная система , состоящая из судов многих уровней, делегированных для рассмотрения различных типов дел.
Парламентская демократия
[ редактировать ]Парламент, Национальное собрание , был двухпалатным . Палата депутатов состояла из 300 членов, избираемых сроком на 6 лет. Сенат состоял из 150 членов, избираемых сроком на 8 лет. Избирательное право на выборах в нижнюю палату имели все граждане обоего пола старше 21 года; и старше 26 лет для выборов в сенат. Кандидаты в нижнюю палату должны были быть не моложе 30 лет; а для сената - не менее 45 лет.
пропорционального представительства Установленная парламентская система создала сложную систему с относительно небольшим количеством избирателей для каждого представителя. Получить место можно было, набрав всего лишь 2,6 процента голосов. Это позволило возникнуть множеству политических партий без явного лидера или ведущей политической организации. В типичной палате депутатов времен Первой республики было представлено более 10 фракций. При таком большом количестве партий, участвующих в национальном форуме, одной партии было практически невозможно получить 151 место, необходимое для большинства. Ни одна партия не приблизилась к возможности управлять в одиночку, пока Коммунистическая партия не смогла получить 38% голосов в 1946 году ; до этого ни одна партия не набирала более 25 процентов голосов.
Поскольку было так трудно обеспечить большинство, правительство временами застревало и не могло эффективно принимать законы. В сложившихся обстоятельствах премьер-министры Чехословакии были довольно слабыми фигурами по сравнению со своими коллегами в остальной Европе. В большинстве случаев премьер-министр был скорее председателем кабинета министров, чем его лидером.
Если парламент отклонит правительственный законопроект, кабинет министров может единогласно передать предложенный закон на референдум . Во время Первой республики к этому конституционному положению не применялось никакого обращения.
Президентство
[ редактировать ]Президент избирался обеими палатами парламента на совместном заседании (действуя в соответствии с регламентом нижней палаты). Срок президентского срока составлял семь лет, не более двух лет подряд (первый президент был освобожден от этого положения). Кандидаты в президенты должны были быть не моложе 35 лет. Разработчики намеревались передать реальную власть премьер-министру и кабинету министров. Таким образом, конституционные полномочия президента были ограничены. Однако личный престиж первых двух президентов, Томаша Масарика и Эдварда Бенеша , а также нестабильность сменявших друг друга правительств (например, при президентстве Масарика было 10 кабинетов, возглавляемых девятью государственными деятелями) означали, что президент на практике обладал большей властью, чем простой текст. предложенной конституции. Конституция устанавливала, что все исполнительные функции принадлежат правительству, за исключением тех, которые прямо возложены на президента. Однако президент мог направлять письменные или устные послания парламенту, назначать и увольнять министров, присутствовать на заседаниях кабинета министров и председательствовать на них, а также требовать письменных отчетов от отдельных министров. Таким образом, президентское влияние на исполнительную власть на практике было значительным.
Президент заключал и ратифицировал международные договоры, за исключением того, что договоры, налагающие личное или военное бремя на субъекта или предполагающие территориальные изменения, требуют согласия парламента.
Президент мог наложить вето на законопроекты, отправив их обратно в парламент с соответствующими замечаниями. Парламент, в свою очередь, имел право преодолеть вето простым большинством голосов в обеих палатах. Если Сенат поддержит вето, то Палата депутатов сможет преодолеть его в одностороннем порядке путем последующего голосования большинством в три пятых.
Президент был главнокомандующим армией и имел право назначать всех высокопоставленных офицеров. Он также имел право назначать профессоров университетов, судей и старших государственных служащих.
Когда пост президента был вакантным, большую часть его функций брал на себя премьер-министр.
Региональная автономия
[ редактировать ]Чтобы обеспечить защиту национальных меньшинств, требуемую Сен-Жерменским договором , конституция прямо ссылается на условия договора. [ 2 ]
Карпатская Русь
[ редактировать ]Карпатская Русь была формально включена в состав Чехословацкого государства с 1919 года. Конституция 1920 года предусматривала автономию территории. Однако на практике эти положения остались мертвой буквой, поскольку якобы автономные учреждения контролировались из Праги.
Языковое право
[ редактировать ]В тот же день вместе с конституцией был принят конституционный акт, который считался одним из конституционных текстов. Он установил « чехословацкий язык » (т.е. чешский и словацкий , рассматриваемые как два официальных диалекта одного языка) в качестве официального языка , но также предоставил статус языкам меньшинств в районах, где по крайней мере 20% граждан говорили на таком языке.
Разработка конституции
[ редактировать ]Конституция 1920 года служила руководящим документом для правительства Чехословакии до Второй мировой войны . И даже после того, как Чехословакия перешла под контроль Советского Союза , конституция по-прежнему будет продолжать регулировать внутренние дела государства, служа основным примером для следующей конституции страны, в которой будут предусмотрены положения об отдельном и более локализованном словацком правительстве. . С этого момента эти местные органы власти будут контролировать Словакию, а правительство, созданное конституцией, будет управлять более основными общими вопросами, а также чешской половиной страны.
Конституция 1920 года была заменена 9 мая 1948 года Конституцией девятого мая после прихода к власти коммунистов в феврале 1948 года .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конституция 1920 года — 90-летие принятия первой чехословацкой конституции» . Канцелярия правительства Чехии. 25 февраля 2010 года . Проверено 31 марта 2012 г.
- ^ Бакке, Элизабет (2002). «Принцип национального самоопределения в конституциях Чехословакии 1920–1992 годов» (PDF) . Проверено 31 марта 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]

- История чехов и словаков , Р.В. Сетон-Уотсон, Лондон, 1943 г.
- Таборский, Эд. 1944. Опыт Чехословакии в области PR. Журнал сравнительного законодательства и международного права, том. 26:49-51. http://jstor.org/ (по состоянию на 9 сентября 2007 г.).
- Скиллинг, Х. Гордон. 1952. Чехословацкая конституционная система: советское влияние. Ежеквартальный журнал «Политология» , том. 67: 198-224. http://jstor.org/ (по состоянию на 9 сентября 2007 г.).
- Таборский Эд. 1955. Отправление правосудия в народной демократии. Американский обзор политической науки , том. 49: 402-415. http://jstor.org/ (по состоянию на 9 сентября 2007 г.).
- Гжибовский, Казимеж. 1957. Преемственность права в Восточной Европе. Американский журнал сравнительного права, том. 6:47-78. http://jstor.org/ (по состоянию на 9 сентября 2007 г.).